Выход к новым
горизонтам познания возможен лишь через ступень Синтеза. Каждый предмет – это одно
из бесчисленных «окон» в единый бесконечный Мир… Надо учиться видеть как можно
более широко и пользоваться подходами всех наук. Углубление в Познание рождает
новые науки. Надземное требует синтетического познания. Основа Синтеза –
утончённая духовная энергия, дающая способность проницательности в сущность
явлений. Не узкая специализация, но воспитанное сердце и озарённая мысль –
инструменты познания в Новой Эпохе. Ближайшая цель – осознание
духовно-творческой энергии – психической энергии.
Можно убедиться,
что даже в древности умы исключительные не боялись помыслить о живом
пространстве. Иногда они населяли его своеобразно под давлением толпы, но все
же полет их мысли был широк. Мы познавали и материально, и идеально, чтобы
прийти к заключению, что оба образа мышления в своем высшем выражении приходят
к единству.
Мыслитель поучал:
«Оставьте за порогом оковы, они мешают говорить о свободе мысли». (Н. 532)
· Биология и этика неразрывны. Когда-то это чувствовали и потом забыли, а теперь опять начали вспоминать. Мы говорили о чувствознании, в таком понятии заключается и биология, и этика. Биология не может быть сухой наукой, она заключает в себе и понимание психической жизни. Именно она должна быть изучаема, только тогда можно говорить о полноте жизненных условий.
· Вольное
наблюдение приведет к научному познанию.
· Кто-то подумает,
что мыслящему о Надземном приличнее называться астрономом, но такое соображение
будет неудачно. До сих пор некоторые астрономы отрицают населенность планет, и
с ними Нам не по пути, но биология легко касается этики, и получается
естественное сотрудничество. Вот почему Мы с самых первых бесед советовали
научиться наблюдать.
«Мыслитель
понимал населенность планет, Он говорил: «Не могут [люди] впасть в безумие и
вообразить, что лишь наша Земля населена»» (Н. 662)
Нужно и в
учебниках уже приучать молодых к сложности процесса познавания. Не правы
преподаватели, которые начинают с ограничения.
Мыслитель давно
заботился о расширении путей мышления. Явление стеснения противно философии.
(Н. 296)
· Именно в
начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. (Бр. 426).
· В школах должен
быть введён предмет – синтез науки, чтобы учащиеся могли видеть, «как тесно связаны
отрасли познания» (Бр. 426).
· Вялое отношение
к познанию происходит от незнания смысла и цели предмета.
· Следует от малых
лет говорить детям о Беспредельности, о движении, о бессмертии человека и
радости познания и творчества…
Учение
говорит о ненужности ранней специализации, ограничивающей развитие человека.
«Нельзя
навязывать ребенку специальность, когда он не может еще найти свои способности.
Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям» (М.О.II, 59).
· Как пчелы
собирают мед, так собирайте знание. Спросят — что нового в таком совете? Новое
то, что следует собирать знание отовсюду. До сих пор знание разграничивалось, и
целые области его оказывались под запретом, под сомнением и в небрежении.
…ученый должен быть, прежде всего, открытым ко всему сущему. Для ученого нет
запретных областей. Он не умалит явление Природы, ибо понимает, что причина и
следствие каждого явления имеют глубокое значение.
«Братство учит
беспредрассудочному познаванию» (Бр. 599)
· Не думайте, что
ограничительные специальности могут решать славу эпохи. Только
доброжелательный, обобщающий синтез даст толчок к новому продвижению сознания.
(Н. 96)
«При
неисчерпаемости богатства Природы трудно выделить одну часть вне связи с целым.
Поистине, все настолько напитано всеобъемлющим началом, что даже
с грубо-материальной стороны не может быть отделено одно от другого. Возьмите
самое малое насекомое, можно ли изучать его без окружающего, без всех причин
воздействий и следствий? Тем труднее изучать человека отдельно от Природы. Все
отрасли познания человека лишь свидетельствуют об искусственном их
подразделении. Биология, физиология, психология, парапсихология и множество
подобных отделов лишь заставляют спросить - где же человек? Невозможно
изучать великий микрокосм без опознания всеначальной энергии. Лишь такое
объединяющее понятие может подвинуть наблюдения в размеры величия природы
человека. При этом будут вспоминаться и великие понятия, возвышающие дух — среди
первых будет Братство» (Бр. 592)
«Знание бывает
обобщающее и расчленяющее. Одни ученые начинают с первых шагов познавания
прилежать к первому виду, но другие не могут выйти за пределы расчленения. Рано
или поздно и они должны будут обратиться к методу обобщения. Нужно полюбить
такой порядок мысли. В нем заключается творчество. Расчленение будет
подготовительным путем к тому же завершению. Полезно уметь понять различие этих
двух путей. Именно теперь много прилежных ученых, которые довольствуются вторым
методом. Но мало поможет он, когда каждое познание является синтезом многих
отраслей науки. Требуется большая подвижность ума, чтобы мочь найти сравнение и
подтверждение из самой непредвиденной области науки. Умение сочетать
необходимые показания уже доказывает высокую степень сознания. Уже много было
потеряно из за ненужных подразделений. Даже замечалась какая-то враждебность
отдельных областей науки между собою. Но разве гуманитарные и прикладные науки
не являются ветвями того же древа Истины» (Бр. 215)
Указать
надо о качестве требуемого знания. Знание должно быть безусловно. Каждая
условная, связанная наука причиняет непоправимый вред. Свободное сочетание
элементов дает неповторенные, новые достижения. Кто может предписать химику
пользоваться лишь одной группой элементов? Кто может заставить историка и
философа не касаться исторических фактов? Кто может приказать художнику
употреблять лишь одну краску? Знанию все открыто. Единственным
преимуществом в области знания будет большая убедительность и привлекательность.
Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным. Настолько
привлекательным, чтобы книги вчерашнего дня оказались сухими листьями. Победа
убедительности избавит от несносных запретов. Больше всего заботьтесь изгнать
из жизни учащихся запреты. Строителям новой жизни это особенно легко, ибо их
книга может быть особенно вдохновительна и увлекательна. Конечно, писарское
изложение невыносимо. Убогий аптекарь оттолкнет всякого, кто не выносит
бездарного отношения к красоте. Около строительства должна быть вдохновенность.
К Свету тянутся
растения - этот знак первичного сознания непреложен. Идите путем непреложности
и стройте жизнь. Ничего нет отвлеченного, и жизнь впитывает каждую мысль.
Потому будем реалистами истинной реальности. (Н.В. 76)
· В школах
учреждаются особые курсы; рядом с физиологией следует давать понятие о духе.
Знание должно, наконец, построить научно мост устремление к духу. Новый Мир
явит утверждение смелого познания. Там Образы Учителей войдут в жизнь Друзьями.
Указ Учителя будет на полке любимых книг. (Н.В. 77)
· Пусть через все
области науки прозвучит призыв к правде просторной. Пусть каждый, хотя бы через
физическую культуру, начнет мыслить о культуре духа. Пусть биология напомнит о
нескончаемой жизни. Если кто любит иноземные слова, не препятствуйте, ибо пути
беспредельны. …Можно перечислить много мостов, по которым перейдут поток
молодые друзья. (Бр. 468)
· Не забудем, что
люди распались на бесчисленные специальности, и спасительный синтез уже не
принят в образовании. Люди иногда мечтают о физическом всемирном языке, но
забывают, что прежде надо подумать о духовном взаимопонимании. (Н. 528)
· Мыслитель
говорил: «Много неведомых огней светят путникам». (Н. 626)
· Может ли
добросовестный исследователь утверждать, что в его области все найдено и
объяснено. Только тупой, условный ум дерзнет утверждать, что ему все известно.
Каждое новое открытие есть лишь еще один вход в Неизвестное.
· [Должно]
непрестанно учиться. …Глубоко должно внедриться это качество в природу
человека. …[Нужно] помыслить и вообразить величие Беспредельности. … (Н. 600)
В каждом предмете упомянуть о величии Беспредельности
«У людей являются редко мечты о будущем существовании и тем упорнее следует твердить о реальности Надземного Мира. Учитель пусть найдет возможность в каждом предмете упомянуть о величии Беспредельности. Пусть дети чаще возносятся мечтами туда, где им будет хорошо» (Н. 764)
Образование должно пробуждать стремление к
сущности вещей
· Нужно во всем
почуять сущность, в этом таится способность к спокойствию.
«Мыслитель
говорил: «Устремляйтесь к сущности вещей, в ней открывается справедливость Вселенной»»
(Н. 575)
· Природа вещей
должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть
прекрасно рассказана во всей реальности.
· Должна быть
показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. Религия не
только не будет противоречить такому изложению основ, напротив, религия будет
помогать в своих древнейших намеках. Предмет природы вещей будет преддверием
понимания живой этики. Нужно познать, для чего необходима честь, достоинство и
все прочие качества человечности.
· От самых ранних
лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном; должны понимать начало
Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем
легче им припомнить прежние знания.
· Понятие Бога во
всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не
останется отвлеченностью и сольется со всем Бытием. …Нужно, чтобы Школы приняли
всю привлекательность, которая представляет Бытие во всем величии. (Н.В. 138)
· Не могут развиваться
гуманитарные науки там, где молчит сердце.
«Мыслитель
предлагал ученикам учиться понимать взор человеческий» (Н. 523)
«Познание сверху»
«Правильна мысль
о познавании явлений снизу или сверху. Обычно познавание накопляется вместе с
ростом сознания. Человек, как к вершине горы, тяжко подымается. Явление
наблюдаемое висит над сознанием и подавляет его. Кажутся трудными многие
понятия, и человек начинает избегать их. Но может быть другой способ познавания
– человек героически возвышает свое сознание и уже сверху наблюдает явление.
Таким образом, самое сложное явление окажется ниже сознания и будет
восприниматься легко. Второй способ восприятия есть путь Братства. Оно мерами
суровыми и вдохновенными пробуждает сознание, ведет его выше, чтобы тем легче
воспринять самые сложные явления. Особенно в период нагнетения и нагромождений
нужен такой способ повышения сознания. Он может применяться в каждой разумной
школе, но пусть он именуется путем Братства» (Бр. 595)
Развитие Энергии познавательной
· Когда люди научатся
различать причины от следствий, много познается, но до сих пор люди
признают лишь следствия и даже в самой грубой степени. Никто не желает понять,
что между причиной и следствием должно пройти известное время. Когда тонкое
сознание познает причины, обычно оно подвергается насмешкам. Грубый глаз еще не
видит уже происшедшее, и невежды разглашают, что ничто не произошло.
· Пора направить
мысли на корень вещей. Но это нелегко, ибо доверие заглушено, и тем самым
познавательная энергия приведена в бездействие. Можно назвать много случаев,
когда познание может предвидеть причины как начало следствий, но малое
недоверие смывает все возможности. (Бр. 268)
Найти радость познания в сотрудничестве
Миров
· Школа должна учить
не только ценности знания, но и «ценности добывания знания» (Бр. 301). К
высокому духовному наслаждению относится такой процесс. «Чем глубже он может
быть восчувствован, тем больше радости» (Бр. 301).
· Понятие
работоспособность должно быть применено не только в земном, но в тонком
плане. «Как во всём Бытии нужно естественное осознание сотрудничества…
Человек должен постоянно чувствовать себя в двух Мирах» (Бр. 318). Пусть каждый
осознает, что может «во снах, и наяву они могут мысленно принимать участие в
самых возвышенных заданиях» (Бр. 318).
· Следует поставить
молодое поколение перед лицом великих проблем. Движение будет отправным
основанием. Пусть наша планета в великом движении превратится в маленький шарик.
Пусть не побоимся оказаться в вихре Беспредельности. Тогда и понятие Братства
окажется прочным Якорем. (Бр. 429)
· Сказано, что
каждый человек несет особое поручение. Именно, каждый, принявший земную плоть,
уже является вестником. Разве это не чудесно? Нужды нет, что множайшие не имеют
представления о своем назначении. Забывчивость эта есть неосознание трех Миров.
Можно представить преображение человека, признавшего пользу своего земного
пути. (Бр. 568)
Понятие Красоты – ключевое в новой школе…
«Счастье
Учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут
этому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть,
чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневная
задача, но люди испытываются, именно, на повседневности, которая будет сестрою
Беспредельности» (Бр. 471)
«Проверить программы школ…»
· Необходимо
проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. Идеализм
суеверия загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это выправление школьного
мышления провести немедленно, иначе еще одно поколение недоумок будет позорить
планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология,
астрофизика, химия привлекают внимание самого раннего детского мозга. Дайте
детям возможность мыслить. Также углубите курс начальных школ. Это совет
для немедленного применения. (Н.В. 25)
· Необходимо удалить
все устарелые предметы. Древние языки сделать выбранными. Конечно,
программа меняется по народонаселению.
· Следует ввести
изучение общего языковедения.
· Развить
наглядное обучение, естественные науки, географию, прикладные знания и ремесла.
· Различие между
деревенской, городской гимназией уничтожается. Единая для всех начальная школа,
единая для всех средняя…
Особо обратите
внимание на начальную школу:
· Экзамены
отменяются, но каждый должен представить самостоятельную работу. Пусть даже
семилетний малыш проявит себя. Так легче судить о способностях.
· Школы должны
быть самыми красивыми зданиями.
· Вводятся духовные
беседы, в духе религий, в зависимости от состава учеников.
· Духовные беседы,
происходят в особом помещении, где висят изображения всех Основателей религий.
(Н.В. 26)
Искоренять заблуждения, наполняющие
школьные учебники
«Распространение
ложных сведений есть особое вредное невежество. Но как поступить со
школьными учебниками, которые имеют столько заблуждений? Наука гуманитарная и
наука физическая двигаются, устремляясь к новым, проверенным достижениям.
Справедливо ли, что молодое поколение должно получать не лучшие достижения, но
обветшалые, скудные заблуждения? Много смятения вносится в молодые сознания
такими ложными сведениями.
Если учебники не
успели исправить, то учителя должны устно предупредить учеников об ошибках
прошлого. Не стыдно ли, что сохраняются заблуждения и тем обременяют молодые
сознания? Так и среди надземных познаний.
…Ученые должны
утверждать основы истины, если даже они опрокидывают прежние теории. Мудро
будет, когда гуманитарные науки получат правильные переводы древних текстов.
Удивительно, что люди много говорят о различных направлениях, но на деле
учебники остаются полными заблуждений. Вы знаете, что надземные познания
нуждаются в сугубой честности.
Мыслитель
говорил: «Если о земном люди должны утверждать честно, то насколько честнее
нужно обращаться с Надземным»» (Н. 574)
«…Ошибки
в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть
преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу
слушателей. Ложь писателей - по числу отпечатков книги. Занимать ложью место
народных книгохранилищ - тяжкое преступление. Нужно почуять истинное намерение
писателя, чтобы оценить качество его ошибок. Невежество будет худшим
основанием. Страх и подлость займут ближайшее место. Все эти особенности
непозволительны. Устранение их нужно осуществить в новом строительстве.
Запретительные меры, как всегда, непригодны. Но открытая ошибка должна быть
удалена из книги. Необходимость изъятия и перепечатка книги образумят писателя.
Каждый гражданин имеет право доказать ошибку. Конечно, нельзя препятствовать
новым взглядам и построениям. Но неверные данные не должны вводить в
заблуждение, потому защита знания ложится на всех… Не позже года должны быть
проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда
достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы
недопустимо сохранять этих паразитов. Можно бы сказать – переспите на плохой
постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу.
Зачем обращать
лучший угол очага в лживого шута! Именно книги засоряют сознание детей. Должно
отметить вопрос книги» (Н.В. 78)