VI. Культура образовательной среды:

всеми силами искореняйте грубость

Культура – это явленные тонкие энергии и процесс создания условий для проявления в земном бытии энергий Высших Планов.

Культура – основание образования. Ибо основа талантливости, основа гармоничного развития способностей – это наличие в окружающей ребёнка среде энергий тонких. Враг всякого развития и прогресса – грубость.

Пусть будет осознано: создание качественной атмосферы – главная задача школы.

 

Культура – содействие тонким энергиям

«Человек должен не только признавать тонкие энергии, но должен и содействовать им. …Пусть чаще человек представляет себя частицею Вселенной. Он может, поистине, присоединить свои энергии к великому Мирозданию.

Мысль человека есть лучшая энергия, которую он может неисчерпаемо источать в своды Вселенной. Как столп света может возноситься мысль и приобщаться к великому энергетическому Аппарату. Долг человека делиться своим достоянием, но лучшее будет энергия мысли. Именно энергия, сознательно устремленная, может служить… связью с Высшим Миром. Много раз Мы говорили о значении сознательности, лишь она животворна.

Мыслитель говорил: «Каждый из нас, отходя ко сну, пусть пошлет прекрасную мысль, привет Силам Природы»» (Н. 627)

 

 

«Не заражайте атмосферу…»

«Много физических ядов, но еще больше психических. Дети бывают отравлены с самых ранних лет. Они чуют злонамеренность взрослых, и организм их бывает уже открыт для самых ужасных болезней. Нужно не только изобретать машины и роботов, но нужно изобрести и всечеловеческую справедливость. Иначе куда пойдет человек в Надземном Мире, и какова будет беседа с [Высшими]?» (Н. 610)

· Пора ученым исследовать сущность атмосферы. Если человек может психически создать сильнейший яд, то и излучение такого человека будет ядовитым. Не следует надеяться, что Прана оздоровит ядовитую пространственную атмосферу. Не лучше ли человеку постараться не заражать все окружающее?

· «Человек в качестве микрокосма несет великую ответственность, и пора ему осознать, что переполнение пространства вредоносными ядами не соответствует эволюции. Не нужно думать, что кто-то, где-то исправит безумие двуногих; сами, в каждодневности, могут создать полезное положение. Среди самого убогого быта можно творить общечеловеческое преуспеяние.

Мыслитель предупреждал: «Не заражайте атмосферу»» (Н. 941)

· В начальных школах уже должны быть заложены принципы, поясняющие недопустимость двух низших пороков» – сквернословия и жестокости. «Не следует понимать жестокость, как болезнь, она, так же как и сквернословие, будет лишь выражением низшей природы» (Бр. 65)

 

 

«Сражаться с мучительством»

«Кто-то сказал - люди лучше всего умеют хранить камни и металлы, менее растения, еще менее животных и всего меньше человека. …Когда же наступит отмена духовных преследований! Когда же люди признают, что высшая степень мучительства есть терзания духа!»

 Пока не осознают Мира Тонкого, не будет понято человеколюбие.  (Бр. 442)

 «Самочувствие может разрешать самые сложные вопросы государства. Но должна быть охранена неприкосновенность личности. Но разве достоинство охранено? …Так много мучителей и малых, и ужасных по всему миру! Сознательное терзание ближнего не отличается от самых диких эпох.

Существует общество покровительства животных, но нет общества охранения человека. Пусть не дерзают представиться милосердными те, кто жестокосердны. Трудно переродить жестокосердие.

…Требуется неизмеримое терпение, чтобы сражаться с мучительством. …Так не только война и смута, но и школа, и семья полны низкими мучительствами» (Н. 58)

 

 

Пресекать зачатки жестокости

«Действительно, жестокость должна быть искоренена. Не только жестокость действий, но и жестокость мыслей, последнее хуже самого действия. От младенчества нужно мерами государственными пресекать задатки жестокости. Как самая бесчеловечная, отупелая и злобная тьма, должна быть очищена проказа низкого мышления. Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие, оно точно открывает поток темного хаоса. Лишь немногие уже сами готовы противостоять потоку тьмы, такая накопленность сознания редка. Нельзя …предполагать такое достижение во всех, наоборот, следует принять меры по низшей степени.

Не будем мертвенно повторять великую заповедь - "не убий", но подумаем, где больше убийства - в руке, в слове или в мысли? Нужно подумать, что мысль людей очень готова к убийству» (Н.В. 135)

 

 

Искоренять подкупность и воспитывать сознание долга

«Подкупность должна быть искореняема всякими средствами, но нельзя полагаться на карательные меры. Они плохо помогают, нужно среди уроков в школах утвердить мысль, что подкупность не соответствует достоинству человека. …После подкупности не менее позорно неделание долга. Но это преступление так всасывается с малых лет, что и воздействие возможно лишь от малолетства. Пусть дети приучаются к работе взрослых. На качестве труда придет и сознание долга. Каждая неизбежность, забывчивость и уклончивость может быть осуждена лишь в своем сердце» (Н.В. 90)

 

 

«Всеми силами искореняйте грубость»

· Грубость унижает человека. Грубость есть мрак невежества. Грубость не свойственна человеку настоящему. Человек утончает мышление и тем живет в двух мирах.

· Нельзя представить себе, насколько заражена земля грубостью! Люди оказываются как бы окруженными эпидемией заразной.

· Сознание может защитить человека, но оно должно быть ясным.

· Мыслитель остерегал: «Всеми силами искореняйте грубость». (Н. 906)

· Образование должно искоренять грубость. Нужно согласиться, что понимаем под грубостью. Можно представить себе очень знающего ученого, который останется грубым человеком. Можно увидеть, что формальное знание не избавляет от грубости, которая не допускает тонкие восприятия.

· «Спросят человека – что понимает он под грубостью? Он скажет: «Сквернословие, хулу и дерзость». Но это будет лишь некоторыми свойствами. Основа грубости незаметна для большинства. Но тот, кто соприкасается с тонкими энергиями, может понять, что грубость есть нарушение всего тонкого. Так, люди должны понять, что грубость не излечивается вежливостью. Можно встретить весьма вежливых грубиянов, и они никогда не признают, что могут быть повинны в грубости.

Сейчас Мы говорим о том, что почти невыразимо человеческими словами. Но многие основы непроизносимы, но должны быть очувствованы. Такие безмолвные понимания и соглашения будут связью для будущих достижений. Нет слов, но чувство запоминается и ляжет в основание эволюции. Так, человек, утонченный в чувствах, не будет груб.

Мыслитель повторял: «Умейте чувствовать, иначе подумают, что у вас свиная кожа»» (Н. 326)

 

 

Слово – педаль мысли

«Человек, помни, что ты поставлен хранителем пространства. Ты можешь оздоровлять его или осквернить. Не можешь ты устремляться к Надземному Миру, если ты будешь породителем убийственных ядов. Каждым дыханием ты посылаешь пространству оздоровление или разрушение».

Почему человек так редко думает о великой ответственности бытия своего? Человек при нисхождении на землю думал о чем-то совершенном, почему же в земной жизни люди так редко мечтают о подвиге?» (Н. 764)

· В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово как стрела громоносная, и слово как педаль мысли. Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Как песок, сыплют люди жемчуг. Право, пора заменить многие определения. (Н.В. 77)

· Калечение языка есть преступление, ибо много корней в своем звучании имеют глубокое значение. (Н. 49)

 

 

Бережно отнестись к слуху внутреннему

«Если бы люди могли уразуметь, какие бури свирепствуют вокруг них, они прониклись бы осторожностью во всех своих действиях. Но они даже не допускают, что слышимые ими слова могут иметь пространственное значение. …Нужно очень бережно отнестись к внутреннему слуху.

…Правильно подумать, что каждое слово человеческое имеет свою ауру и пронзает пространство на дальнее расстояние» (Н. 526)

 «Так люди не желают признать, что мысль и слово представляют мощное радио. …Каждое звучание [человека] имеет слушателей, и мысль, как проявление тонкое, будет улавливаема гораздо дальше, нежели слово» (Н. 604)

 

 

Сила слова – в направленной энергии добра

«Даже самые многозначительные слова бесцельны, если они не сопровождаются посылкой психической энергии; такие мертвые слова загромождают пространство. Нужно людям понять необходимую силу, даваемую психической энергией. Для этого не без причины много говорили в течение многих веков о нужности веры.

Уверенность дает убедительность речи, но следует явить понимание о значении уверенности, потому добавим еще понятие приказа. Конечно, это не следует понимать как грубую настойчивость, она лишь обостряет собеседников. Мы имеем в виду внутренний приказ. Он дает непреложность словам. К сожалению, слишком часто злые умыслы сопровождаются сильною волею и причиняют большой вред; значит, нужно научиться владеть приказом добра.

Не часто люди умеют ради добра напрягать волю. Никто не сказал им в детстве, какое мощное оружие они могут иметь при себе, и сколько надземных помощников привлечет их добрый приказ… Мыслитель говорил: «Учитесь исполниться добрым приказом; он умножит силы»» (Н. 739)

 

 

«Оставить слова обветшалые…»

· Многие обветшалые слова должны быть изъяты из употребления. Они те только утеряли первоначальный смысл, но и вводят людей в заблуждение. Среди таких слов нужно отставить «оккультизм». Сама история его показывает, как условно оно появлялось в средние века. Особенно теперь оно звучит бессмысленно. Наука постепенно завоевывает новые области, и слово о тайноведении уже звучит каким-то вызовом. Познавание двигается вперед успешно, но и костры инквизиции уже отходят в прошлое. (Н. 653)

· Учитель должен преподать различие между многими понятиями, иначе школьники будут твердить их бессмысленно, как некие птицы. Засорение человеческой речи есть общественное преступление. (Н. 571)

 

 

Предупредить о пространственном значении зломыслия и злоречия

 · Нужно знать сущность вреда злоречия. Давно пора перестать отделять нравственность от биологии. Давно пора признать всеначальную энергию. Давно пора понять значение эманаций и вибраций. Но, вопреки очевидности, человечество пытается отрицать простейшие законы Природы.

· Человек много раз слышал о вредоносном химизме зломыслия и злоречия, и тем не менее мир наполняется зломыслием. Никто не желает признать, что такая злобная сила может породить эпидемии вырождения и прочие бедствия.

· Пора взглянуть на действительность глазом истинного ученого. Пора в школах сказать о губительном вреде злоречия, но мир обеднел учителями и некому предупредить малышей о значении злоречия. Они и дома слышат не мало злобных проклятий. Но учитель должен указать с медицинской точки зрения о непоправимом вреде зломыслия.

· Не только пьянство и наркотики разрушают организм, но зломыслие не менее открывает вход для всевозможных зараз. Злобный человек не менее открывает вход для всевозможных зараз. Злобный человек обезоружен от всех губительных влияний. Не Мир Надземный, но Тьма окружит его. Пора понять, что зло есть разлагающая сила, и во зле не народится здоровое потомство.

Мыслитель уходил на базар, предупреждая: «Спешите освободиться от оков зломыслия». Глупцы смеялись над ним. (Н. 866)

«Звучание слов должно быть прекрасно, такая гармония рождает и мышление возвышенное. Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах есть опасная болезнь. По человечеству нужно понять, где целение и где разложение. Пора познать очищение земного бытия. Непозволительно утруждать пространство проклятиями, которые поражают нежданно существа неповинные. Стрела, пущенная в движущуюся толпу, может поразить неповинного. …Потому люди должны понимать свою ответственность за каждое пущенное слово» (Бр. 394)

 

 

«Искоренить сквернословие…»

«[Необходимо] бороться и против кощунства и сквернословия. Учитель знает, что эти пороки заражают пространство.

Люди меньше всего признают, что их мысли и слова могут причинять непоправимый вред. Невозможно уговорить людей, что они разрушают психическую энергию. Они питают тех вредных сущностей, которых называем пожирателями психической энергии. Кроме припадков гнева и раздражения много сквернословия произносится по невежеству, но вред получается не меньший.

Только понятие соизмеримости может оградить человека от таких самоотравлений. Представьте себе, что [можно] чувствовать среди такой ядовитой атмосферы не только в земной жизни, но и в надземной. Сурово нужно искоренить сквернословие, ведь оно посягает на благо человечества.

Мыслитель говорил: «Красота спасет от сквернословия»» (Н. 278)

 

 

Познать Тишину: …правда Высших Миров…

«[Необходимо познать] Тишину звучания. Великие явления происходят в тишине. В то же время сказано, что Тишина может быть громче грома. Нужно различать Тишину живую, полную созвучий надземных, и тишину мертвую, когда пресечены провода Высших Миров.

Можно понять, как пульсация крови и вибрации мозга не имеют ничего общего с Надземным звучанием. Люди не понимают, что шум в ушах не значит какого-то достижения. Они или все отрицают, или все приписывают себе как высшее достижение. Но звучание Тишины как мощные аккорды звучат, наполняя все Сущее; радость живет в таких созвучиях.

Нужно прислушиваться к начальным звучаниям. Иногда они наполняют пространство, как струна звучащая; иногда они подобны хорам многоголосым; иногда они схожи с величественной симфонией, но иногда можно слышать Песнь одного Голоса; так можно воспринимать Музыку Сфер. Каждое мгновение пространство звучит особым ритмом.

Мыслитель, среди беседы, иногда умолкал, прислушиваясь, и добавлял: «Как прекрасно звучит Мир Надземный»» (Н. 924)

«Знаете мощь тишины. Сказано: «Тишина сильнее грома; тишина звонче трубного гласа; тишина есть мост к Надземному». О какой же тишине говорится?

Для начинающих требуется тишина внешняя; каждый звук, даже самый ничтожный может потрясти и причинить боль. Но для познавшего нужна тишина внутренняя; для него открыто ухо в Мир Надземный. Он пребудет в тишине нерушимой, но такое достижение не может снизойти немедленно.

Истинное спокойствие почерпается из глубин тишины внутренней. Оно живет на доверии, основанном на знании. Ничто не разрушит такой твердыни тишины внутренней и не поколеблет спокойствия. Ничто не может вооружить лучше путника в Мир Надземный, нежели спокойствие.

Мыслитель говорил: «Пошли мне крылья тишины»» (Н. 824)

 

 

«Познать мощь возвышенного устремления»

Пусть не думают люди, что нужно уходить в отшельничество для морального развития сознания. Можно и среди земного быта находить прекрасное устремление, и такой подвиг будет даже чудеснее. Но следует обострить устремление, подобно стреле мощного лучника.

· Пусть в школах учителя скажут о мощи возвышенного устремления.

· Пусть введут мгновения молчания, когда малыши должны устремить мысль о самом Прекрасном. Такие мгновения могут вызвать искру сердечного огня.

Мыслитель советовал собираться вместе и молча направлять мысли о человечестве. (Н. 853)

 

 

Как оценивать действия

Невозможно людям понять, по каким признакам оценивать действия. Вот мнение, блестяще выраженное, но в Высшей оценке оно не признано превосходным. С другой стороны, мнение, сказанное с запинками, полное застенчивости, заслужит радостную похвалу. Поверхностному наблюдателю не понятна такая оценка. Блеск бывает на поддельных камнях. Вдумчивость может выражаться и в очень своеобразных словах. Где больше внутреннего горения, там должно быть и ободрение. Когда говорю о простоте, имею в виду непосредственную убедительность. (Бр. 479)

 

 

Развивать понятие учительства: «Каждый может служить ближнему…»

«Понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. [Хорошо], когда школьники преподают своим младшим братьям. …

Такое познание служения не приходит внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.

Не следует смотреть на такое служение как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно деяние, которое не может истощиться»» (Н. 477)

 

 

Учитесь помогать

«В помощи заключены ценные эманации, но, конечно, благодеяние должно быть искренним», – в этом каждый себе судья. …

В оказании помощи имеет значение и своевременное ободрение. Оно ценнее многих видов помощи. Ободряющий передает часть своей энергии, и такая раздача лучшего достояния ценна. Пусть все, кто хочет мыслить о Надземном, прежде всего познают радость помощи. Прекрасна такая радость, и она принадлежит вовсе не одним богачам. Совет может поднять бедствующего, и каждый может поделиться своим знанием. В таком благом напряжении помогающий приобретает новую силу и находчивость. Будет благословенна сердечная помощь.

Мыслитель поучал: «Учитесь помогать, эта наука благословенна»» (Н. 650)

 

 

Радость торжественная – Светильник Надземный

«[Известна] ценность торжественного, радостного настроения. Называют такое настроение Светильником Надземного Мира… Наиболее легким путем будет преисполниться торжественной радости.

Но не следует думать, что такое настроение легко достижимо. Оно не есть буйное веселье. У множества людей не различается радость от земного веселья, но различие велико. Нужно готовиться, чтобы распознавать радость торжественную. …Можно жить в таком счастливом состоянии, и все земные горести получат особое значение. …

Пусть люди желают мыслить о Надземном Мире в торжественном настроении. Пусть самые прекрасные образы сопровождают их. Пусть самые высокие созвучия помогают повышать вибрации.

Мыслитель заповедовал: «Прекрасные Образы и Созвучия будут Светильниками Надземными»» (Н. 750)

 

На главную страницу

Надземные Основы образования

 



Hosted by uCoz