VII.
Искусство – самое утончённое приложение к эволюции
Тонкие
энергии войдут в жизнь. Но первым вестником будет искусство. Ибо дух и сердце идут
впереди разума в овладении условиями тонкими.
К искусству
должен быть приобщён каждый. Ибо искусство даёт утончённое развитие всем
качествам ума и сердца. Но при главном условии – утверждении Красоты. Вне
Красоты не может быть творчества… Искусство и творчество – есть созидание. Но
созидание – от Света, от огненности…
Искусство должно быть осознано как мост – к Миру Высшему… Искусство воображения, искусство мышления, искусство мечты также должны быть развиваемы…
Искусство – самое утончённое приложение к
эволюции
«Пение
является не времяпрепровождением, но согласованием гармонии. Трудно людям
понять, что искусство есть самое утонченное приложение к эволюции. Они не
желают понять, что …необходимость изучения мастерства есть скорейшее
приближение к служению. Добровольный мастер легче всего согласится на
постоянное служение в виде совершенствования. Только мастер не нуждается в
часах, ограничивающих его труд» (Н. 305)
· Россия процветёт
искусством.
«В каждом развивать музыкальность…»
«[Сегодня] не
принято развивать восприятие музыки. Следует от малых лет приучать усваивать
красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в
каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит.
Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже
навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье
забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо
спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки,
невозможно понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер
— только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана
будет лишь рёвом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным
гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого» (Бр. 292)
«Музыкальность…
Это качество проявляется, как следствие многих работ в жизни. По завету
Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как
приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в
живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях
звучания выражена музыкальность.
По выявлению
Эллады происходило служение всем Музам. Трагедия, танцы и все ритмические
движения служили гармонии Космоса. Много говорят о красоте, но мало понимают
значение гармонии. Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение
красоте будет уже жертвой равновесию Космоса. Каждый выражающий музыкальность
жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса.
Совершенство
мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей
профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами.
…Музыка сфер состоит
из гармонии ритма. Именно это качество несет человечеству вдохновение. Люди
обычно не мыслят о таких источниках их вдохновения, но если бы подумали, то
очень облегчили бы Нашу работу.
Не раз… пение
служило умиротворению мира. Даже служители тьмы отступали перед гармонией
пения. Нужно познать все силы развития музыкальности. …
Явление музыкальности нужно развивать с начальных дней» (Н. 42)
«Мыслитель
учил: «Слушать Прекрасное и смотреть на прекрасное – значит улучшаться»» (Н.
608)
Музыка деяний
«…Тонкое
тело питается добрыми деяниями. Многие примут это за парадокс или за нелепость.
Для них тонкое тело не существует, а понятие добрых деяний весьма относительно.
Но, на самом деле, тонкое тело крепнет от всего возвышенного, потому
добрые мысли и деяния так полезны.
Также искусство
приносит мгновения высшей проявленной радости, такая пища для тонкого тела
самая питательная. Когда древние речения напоминали о питании воздухом, они
имели в виду воздействие добрых сочетаний на тонкое тело. …Поистине, [тонкое
тело] питается возвышенными деяниями.
Мыслитель
настаивал, чтобы человек обновлял сердце музыкой. Явление музыки
понималось как вся сфера Муз» (Н. 557)
К новому миру – путём осознания
Прекрасного
«Человек
возвышается, приобщаясь к Прекрасному, смотря на Прекрасное, слушая о
Прекрасном, мысля путями Прекрасного.
Проявление
Прекрасного в различных областях часто считается не только не нужным, но даже
несвоевременным. Между тем, житейские мудрецы полагают приступить к
переустройству Мира. Спросите – как они явят Мир Новый без заботы о Прекрасном?
…Но какой труд предполагается, если он не будет прекрасным? Какое знание может
жить, если не включает в себе Прекрасного? Какая справедливость может
народиться, если она будет лишена прекрасного озарения? …Каждая крупица
Прекрасного уже делает человека сотрудником Высших Сил. …Без приобщения к
Прекрасному невозможна эволюция.
Мыслитель
указывал: «Живите в мечте о Прекрасном, получите радость и любовь»» (Н. 783)
· Для роста
познания красоты [необходимо] в школах учредить изучение красоты жизни. История
Искусств и Знания войдет в этот предмет, ибо он должен касаться не только
бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям.
Руководитель, этого предмета должен быть действительно образованным, чтобы
избежать всякого изуверства, которое содержит в себе зерно невежества. (Н.В.
97)
«Изучение Красоты Жизни»
Сознание
расширяется и утончается путём постижения Красоты. Мысль развивается вмещением Красоты.
Глаза ребёнка прежде всего должны быть открыты к Красоте. Пусть как можно
раньше он узнает восторг от возможности ежечасного открытия Красоты Жизни.
«Для
роста познавания Красоты в школах учреждается изучение Красоты Жизни. История
Искусств и Знаний войдет в этот предмет, ибо он должен касаться не только
бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям.
Руководитель этого предмета должен быть действительно образованным, чтобы
избежать всякого изуверства, которое содержит в себе зерно невежества» (М.О.II, 77).
Музыка
«Музыка
нужна для всех огненных посевов». (М.О.I, 330)
Воспитывать потребность в возвышенной
Красоте
«Если
люди могут с трудом понимать явление красоты и только в грубых сочетаниях, то
среди тончайших гармоний они окажутся как в тумане. Разве многие радуются
чудесным красотам света? Разве музыка сфер не покажется монотонной для уха,
разодранного земными какофониями? Люди поймут гармонию высших сфер, если они,
хотя бы до известной степени, приняли лучшие земные сочетания. …
Среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен
принадлежать к красоте. Он может увидеть ее в каждом солнечном луче. Он может
принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой,
ибо Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Но учителя земные путь
сумеют открыть восприятие красоты.
Мыслитель
говорил: «Кто не знает пути красоты, тот не дерзнет обратиться к Высотам
Божественным»» (Н. 426)
· Несущие желание
Красоты, – Благо вам.
Ритм духа, напитывающий жизнь
«…Многие
ограничивают понятие ритма. По их мнению, ритм выражается в музыке, пении,
танцах и поэзии, но они забывают главный ритм, разлитый во всей Вселенной и
напитывающий всю жизнь. Перед этим изначальным ритмом Наши земные проявления
показываются скудными. Для беспорядочного быта каждое ритмичное действие уже
будет целительным, но это лишь преддверие великого ритма Вселенной.
Пусть люди задумаются,
почему одни действия убедительны, между тем как другие не задевают струн
сердца? Ответим – внутренний ритм действует убедительно и приготовляет
присутствующих к принятию сказанного и сделанного. Окружающие пойдут в
ногу, сами не зная отчего. …
«Не в танцах, но в биении сердца имеем лучший пример Вселенского
ритма»»
(Н. 631)
Воспитывать врождённое чувство ритма
· Одобряйте
все, что пробуждает в человеке чувство истинного ритма. Чувство ритма
врождено, но беспорядок хаоса заглушает его.
· В некоторые
периоды земного напряжения нужно очень помыслить о ритме. Вопли ужаса погружают
людей в бездну хаоса. Когда индус поет Бхагават Гиту, он действует мудро, и эта
гармония служит целебно. Ритм есть крылья и цемент пространства. (Н.
605)
«Знаете,
насколько не осознано человечеством понятие ритма. Древнее учение о
ритме утеряно. Новое понимание сведено к грубейшему танцу и музыке. Ученые
говорят о вибрационном ритме, но эти заключения не выходят за пределы
лабораторий. Но ритм должен выражаться во всей жизни, во всей работе, во
всем творчестве. Лишь опытные работники понимают, насколько
производительней труд ритмический.
Истинно, труженик
без всякого насильственного напряжения знает радость ритма. [Он] трудится
не потому, что его кто-то заставляет, но он не может жить без труда» (Н. 214)
Труд зарождает ритм; в труде приобщаются к надземным вибрациям, потому явление
высокого качества труда так значительно. При этом каждый хороший труженик
повышает свои вибрации и приближается к восхождению.
Не следует
выделять особые области труда, ибо в каждом труде можно достигнуть высоких
напряжений.
Охранять Красоту
«[Неуклонно
надо заботиться] о сохранении Прекрасного. …Мы знаем, что силы тьмы приложат
все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично
понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков
тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием.
Силы тьмы
стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от
них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания
произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой
связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл
претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является
притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и
способствует обмену и накоплению энергии» (Н. 122)
Опасайтесь равнодушия и легкомыслия
· Люди не прочь
потолковать о жизни новой, но в большинстве такие толки безответственны.
· Люди, выходя
из театра, из храма, из собраний научных, немедленно погружаются в бытовую пыль.
Люди только что восторгались и плакали, и возносились духом для немедленного
забвения.
· Мыслитель просил
учеников: «Хотя бы взгляните на звездные небеса. Только свиньи не могут поднять
головы». (Н. 646)
· Нужно
особенно опасаться безразличия, как прародителя отрицания. (Н. 624)
· Пора
отставить легкомыслие, оно есть пагубное невежество. (Н. 625)