IX.
Подвиг: жизнь мертва без дерзания
Подвиг – основа эволюционного движения в беспредельность, подвиг – основа развития сознания и духовного становления.
К подвигу призван
каждый. И надо помочь каждому ребёнку осознать приложение своих огней.
Главным подвигом
в Новую Эпоху является соединение физического бытия с бытием Надземным. И пусть
каждый ребёнок поймёт – что и ему суждена «доля» труда в просветлении –
возвышении жизни.
Пусть каждый
осознает Общение с Высшим Миром, и Молитву – как основу подвига. И пусть
каждому откроется радость Собеседованию с Высшим Миром – источник сил, озарений
и твёрдости в пути.
«Говорить о героях и подвигах»
«…Героизм
многообразен. Говорят, что обстоятельства делают героя, лучше сказать –
обстоятельства пробуждают героя. Многие вообще не понимают этого явления, но
зато другие знают им сужденное и несут задание от малых лет. Некоторые чуют,
что они должны нечто выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для
таких природных героев обстоятельства будут включены. Они заставят зазвучать
глубокие струны и принесут выполнение подвига. У людей современных не принято
говорить о героях и подвигах. Когда история рассказывает о героических деяниях,
они пожимают плечами, говоря: «Нам не дано свершить подвига». Но можно ли
утверждать свое невежество?!
Каждая эпоха дает
место героизму от семейного быта до мировых выявлений. Нужно уметь отойти от
обихода и взглянуть на дела Общего Блага. Множества самых замечательных
возможностей проявятся, и пусть люди не стыдятся слова «подвиг». Можно
наблюдать поучительное сравнение: у какого народа чаще употребляется слово
героизм? Спросим малышей назвать героев, они не затруднятся. Пусть им и в будущем
удастся так же четко указывать любимых героев. В Индии была игра, в которой
каждый должен был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. Его
начали укорять, говоря: «Кришна – Бог». Но малыш настаивал, что Кришна, прежде
всего, герой, ибо, он потрудился на пользу родины…» (Н. 664)
Полюбить деяния героев
«[Надо
знать] различие между подвигом и благоразумием. Подвиг может быть
прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит
подвиг как благоразумие.
Если бы Жанна
д’Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее
неблагоразумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится
он не по рассуждению, но по чувствознанию.
Существуют толпы
людей, для которых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на
благоразумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него
они способны не помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать
человечество и при всех преступлениях готовы твердить мертвое слово –
«благоразумие».
[Благоразумие…]
Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо и мудрое разумение
полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное
применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово «подвиг», настолько оно
противно их психологии.
Мыслитель говорил: «Предоставьте благоразумие торговцам, вы же
полюбите деяния героев»» (Н. 571)
Мечтать о подвиге – значит творить подвиг
· Обычно много
соображений мешает даже помыслить о подвиге. Пусть человек мысленно
совершает героические подвиги, из таких подвигов слагается светлая аура.
Когда же упрочится этот свет, человек сможет привести в действие и свои мечты.
· «Каждая мечта
когда-то претворится в действительность. Но нужно иметь большой запас
таких дерзаний. Умейте понять, что все полезное для Надземного Мира полезно
и для Земли. Так нужно в спокойствии мыслить о самых геройских подвигах.
Может быть, при этом вспомните и нечто из прошлых жизней. Каждый или совершал
подвиг, или мечтал о нем. Подвиг можно совершать во всех земных состояниях.
Мыслитель
говорил: «Воин не только тот, кто носит шлем»» (Н. 607)
· Умейте быть там,
где герои. Мир будет потрясен действительностью героизма.
· Пусть дети
называют себя героями и применяют к себе качество замечательных людей.
· Пусть дадут им
книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик
труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим. Нужно
без промедления дать такой материал. Для этого берегите тех немногих, которые
могут дать. (Н.В. 64)
· Путь радостного
подвига стократно короче, нежели путь плачевной обязанности. Как твердо должны
помнить эту заповедь путники огненного шествия! Только знак подвига вознесет их
над опасностью, но значение подвига нужно воспитывать в сердцах, как радость
духа. Можно не заметить самый благой путь, если глаз не следует за звездою
подвига. Нужно даже самые потемки осветить Светом единым. Ничто, никто и
никогда не заставит обернуться во тьму! (Н.В. 188)
· Мечтание должно
преобразоваться в дисциплинированное мышление. Уже древние мудрецы советовали
матерям передавать детям сказанное о героях и знакомить их с лучшими песнями о
подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов?
Мир Огненный
прежде всего открыт героям и подвижникам. (Н.В. 189)
· Мыслитель
говорил: «…Каждый герой, могущий взглянуть чистыми глазами, уже будет опасен
для жителей-сорников. Помните, как люди поступали с Периклом? Пусть в школах,
наряду с изучением жизни героев, также познают и отношение людей к ним, – так
составится летопись человечества.
Не будем
загадывать, как скоро люди перестанут бояться великих деятелей. Пусть найдутся
труженики, которые постепенно извлекут сор из глаз народа. (Н. 202)
Героизм – возжжение огней познания и труда
«Сознание
взрослых иногда отмирает на некоторое время, когда дети остро воспринимают
ценные качества. Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят
народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте
борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения,
на всю жизнь останется такое светлое горение. Не чувственность это устремление,
но рост сознания, соприкоснувшегося с образом прекрасным. Нужно всеми мерами
охранить такие соприкасания, из них зарождается и понятие Братства.
Не следует
думать, что признание Братства появляется от каких-то догматических нравоучений.
Прекрасный подвиг может озарить молодое сердце навсегда» (Бр. 470)
«Пусть подвиг творится с ранних лет»:
наблюдайте взлёты детской мысли
«…Желания
героических самоотвержений… следует принимать, как дерзания. Они как вехи
восхождения. Явите радость, когда видите попытки дерзания. Они показывают,
что человек никогда не впадет в равнодушие.
Можно замечать
начало дерзаний среди обыденной жизни, такие проблески очень ценны. Они бывают
даже ценнее дерзания, порожденного среди потрясений и бедствий.
Скажут: «Нужда
родит героев», – но еще выше, когда геройство зарождается самобытно, когда
расширенное сознание прозревает красоту подвига. Пусть подвиг творится от
ранних лет. Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить
прекрасное. Среди каждого обихода можно наблюдать взлеты детской мысли.
Никто не научил их; никто не подал им примера, но сознание подсказало, что
можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то полезное» (Н. 744)
· Учитель
предложит увлекательные работы, он укажет, как даже малыш может быть полезен
Государству.
· Учитель узнает и
оценит каждый признак геройства. Он запишет имена маленьких героев, ибо
геройство уже лежит в духе. Не бывало, чтобы трус становился сознательным
героем.
· Нужно от
школьных лет намечать кадры героев и поддерживать эти огни самоотвержения.
Никто не примечает, как выражаются основные черты природы человека. Слишком
часто люди унижали именно самые ценные задатки. Новая Эра прежде всего будет
беречь силы народа. (Н.В. 111)
«Быть готовым…»
«Во
всех условиях жизни следует быть готовым к явлению добротворчества. Если
нельзя совершить подвиг в теле, то всегда возможен мысленный подвиг.
Наверно, вас
спросят: «Какое значение имеет мысленный подвиг?» Отвечайте: «В Надземном Мире
все подвиги мысленные, таким образом, и в земной жизни мысленные подвиги
имеют значение. Ведь полная готовность к подвигу зарождается в мыслях, и
так она готова проявиться при малейшей к тому возможности.
Потому Мы
высоко ценим человека, готового к подвигу. Можно утверждать, что такое
пламенное сознание подобно спасительному огню Маяка. Можно представить
себе, как далеко светит такой огонь готовности. Он обладает целительными
качествами и широко помогает заблудившимся путникам; так твердо запомним, что готовность к подвигу уже есть часть его.
Может ли подвиг
совершаться без мысленной готовности? Нужно создать прочный доспех для победы,
и пусть и днем, и ночью пылает великодушная готовность к подвигу.
Мыслитель
советовал: Будьте готовы к подвигу!»» (Н. 874)
«Не уставайте твердить об Учителе и
Герое…»
«[Дети]
восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду.
Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь
останется такое светлое горение. Не чувственность это устремление, но рост
сознания, соприкоснувшегося с образом прекрасным. Нужно всеми мерами охранить
такие соприкасания, из них зарождается и понятие Братства» (Бр. 470)
· Каждую Истину
люди приносят в подвиге. (Н. 428)
· Жизнь мертва
без героя. Спросите всех жителей Земли – случалось ли, что они не имели
перед собою привлекательного образа героя? Каждый школьник признается, что он с
детства лелеял в сердце избранника. Яркие деяния утверждали лучшие порывы.
Также сознаются, что никто не учил их почитанию героя, но это качество родилось
самостоятельно.
· Не уставайте
твердить об Учителе и Герое, оба понятия, в сущности говоря, одно и то же.
Они ведут за собою к преуспеянию. Они помогают переносить тяжесть жизни. Они
будут источником мужества.
· Мыслитель говорил:
«Учитель есть лучший герой. Его вооружение не ржавеет, не изнашивается. Войско
может обратиться в бегство, но Учитель не отступит, дадим Ему венок Героя». (Н.
463)