Содержание

На главную страницу

 

 

 

 

«ЛУЧШЕ…»

 

Есть скрытая, ещё не оцененная сила в человеке – скрытая сила таланта… За талант часто принимают нечто иное… А он суть огонь, Огонь искренности…

 

Два приятеля нанялись в подмастерья ко двум наставникам… Один способный да ловкий, другой – неуклюжий, медлительный. Один долго выбирал, и нашёл наконец самого-самого талантливого мастера, правда, так и не научившись доверять учителю. Другой – пошёл – к первому, кто встретился. Подумав: буду стараться, с Божьей помощью у всякого мастера научусь…

Первый учитель ученику не нарадуется: все тонкости мастерства тот схватывает с быстротою небывалой; сообразителен, вот-вот учителя превзойдёт. Всё в ученике хорошо, одно лишь малейшее: строптив подмастерье. Нет-нет, да и заперечит учителю, и всё норовит по-своему сделать. Но и это нравилось учителю, не чаявшему души в ученике талантливом.

Другой учитель тоже учеником доволен: всё, что ни велит мастер, с точностью и почтительностью выполняет ученик. Успехами не блещет, но радуется мастер: в добродушном и покладистом подмастерье словно сына обрёл он, одинокий.

Встретились как-то товарищи и стали беседовать – о жизни своей, о будущем. Говорит первый приятелю давнему: сменил бы ты учителя, старый он, слабый, вскоре вовсе, люди говорят, разум потеряет, чему ты с ним научишься, только время потеряешь…

Улыбнулся приятель другой, мол, так-то может и так, да жаль старика и некрасиво учителя менять… Будь как будет…

Спустя год решил первый учитель своего талантливого ученика в большой город вести: большим мастерам показать. И другой учитель решил пойти туда со своим учеником, может в последний раз город юности своей навестить.

Отправились все вместе… И как неожиданно всё бывает… в далёком-то пути…

Талантливый учитель и в странствиях оказался сведущ: то это приметит, то – другое предвидит… Если б только ученик послушен был. А тот, как на беду, всё норовит по-своему сделать, как ему лучше кажется… Велит учитель костёр разжечь, указал дрова подходящие. Ученик: «пойду лучшие поищу», и место получше выберу… Так до дождя и не успел. Без огня спать легли.

Учитель старый остановился, когда устал, и тоже указал ученику место для костра. Видит ученик: сырое дерево, но ничего не сказал учителю, помучился-помучился, да и развёл костёр – успели до ночи и согреться, и поужинать…

В другой вечер стали ночлег устраивать. Вновь остановился старый учитель, где устал. И пришлось ученику на камнях шалаш мастерить. Ни слова не сказав, приступил к работе, да усердно налёг – вышло тепло, сухо… Спать легли…

Но не то у талантливого: нашёл учитель место высокое, да укромное. Велит ученику… А тот: нет, мол, есть место получше. Да пока искал, ночь наступила, в тех краях быстро смеркается. Продрогли оба, и ученик, и учитель…

И вот уж спустя несколько дней подошли все путники к городу, вот и башни виднеются. Наконец-то! Да случись беда: напали разбойники.

Стал послушный ученик защищать своего наставника, закрыл его собою… Учитель – со спины удар отразил…

И способному ученику успел крикнуть наставник: спиною к спине стань! Тот и рад бы, да привычка проклятая: словно сама собою перевешивает разум: лучше сделаю… Не успел подумать, как получил учитель удар в спину… Погибли оба: и ученик строптивый, и учитель…

Через минуту подоспела помощь из города. Успели спасти старого мастера с учеником…

Прошло время. В городе надолго остались они. Старик встретил там своих давних друзей, ставших большими мастерами, и перед смертью своей просил их опекать своего молодого ученика. Ещё очень много лет учился он, по-прежнему отличаясь внимательностью. И к середине жизни своей стал настоящим мастером, одним из лучших в стране… Появились ученики. Известно, что многие хотели учиться у него, но, поговаривали, что мастер очень внимательно и странно выбирал себе учеников: не столько по сообразительности, сколько по внимательности да почтительности… Нередко приговаривая при этом: «Лучше не тот талант, что в уме, а тот, что в сердце».

 

 

 © М.В. Гореликова

 

 

Hosted by uCoz