|
«ЛУЧШЕ…»
Есть скрытая, ещё не оцененная
сила в человеке – скрытая сила таланта… За талант часто принимают нечто иное… А
он суть огонь, Огонь искренности…
Два приятеля нанялись в подмастерья
ко двум наставникам… Один способный да ловкий, другой – неуклюжий, медлительный.
Один долго выбирал, и нашёл наконец самого-самого талантливого мастера, правда,
так и не научившись доверять учителю. Другой – пошёл – к первому, кто
встретился. Подумав: буду стараться, с Божьей помощью у всякого мастера
научусь…
Первый учитель ученику не
нарадуется: все тонкости мастерства тот схватывает с быстротою небывалой;
сообразителен, вот-вот учителя превзойдёт. Всё в ученике хорошо, одно лишь
малейшее: строптив подмастерье. Нет-нет, да и заперечит учителю, и всё норовит
по-своему сделать. Но и это нравилось учителю, не чаявшему души в ученике
талантливом.
Другой учитель тоже учеником
доволен: всё, что ни велит мастер, с точностью и почтительностью выполняет
ученик. Успехами не блещет, но радуется мастер: в добродушном и покладистом
подмастерье словно сына обрёл он, одинокий.
Встретились как-то товарищи и стали
беседовать – о жизни своей, о будущем. Говорит первый приятелю давнему: сменил
бы ты учителя, старый он, слабый, вскоре вовсе, люди говорят, разум потеряет,
чему ты с ним научишься, только время потеряешь…
Улыбнулся приятель другой, мол,
так-то может и так, да жаль старика и некрасиво учителя менять… Будь как будет…
Спустя год решил первый учитель
своего талантливого ученика в большой город вести: большим мастерам показать. И
другой учитель решил пойти туда со своим учеником, может в последний раз город
юности своей навестить.
Отправились все вместе… И как
неожиданно всё бывает… в далёком-то пути…
Талантливый учитель и в странствиях
оказался сведущ: то это приметит, то – другое предвидит… Если б только ученик
послушен был. А тот, как на беду, всё норовит по-своему сделать, как ему лучше
кажется… Велит учитель костёр разжечь, указал дрова подходящие. Ученик: «пойду
лучшие поищу», и место получше выберу… Так до дождя и не успел. Без огня спать
легли.
Учитель старый остановился, когда
устал, и тоже указал ученику место для костра. Видит ученик: сырое дерево, но
ничего не сказал учителю, помучился-помучился, да и развёл костёр – успели до
ночи и согреться, и поужинать…
В другой вечер стали ночлег
устраивать. Вновь остановился старый учитель, где устал. И пришлось ученику на
камнях шалаш мастерить. Ни слова не сказав, приступил к работе, да усердно
налёг – вышло тепло, сухо… Спать легли…
Но не то у талантливого: нашёл
учитель место высокое, да укромное. Велит ученику… А тот: нет, мол, есть место
получше. Да пока искал, ночь наступила, в тех краях быстро смеркается.
Продрогли оба, и ученик, и учитель…
И вот уж спустя несколько дней подошли все
путники к городу, вот и башни виднеются. Наконец-то! Да случись беда: напали
разбойники.
Стал послушный ученик защищать своего
наставника, закрыл его собою… Учитель – со спины удар отразил…
И способному ученику успел крикнуть наставник:
спиною к спине стань! Тот и рад бы, да привычка проклятая: словно сама собою
перевешивает разум: лучше сделаю… Не успел подумать, как получил учитель удар в
спину… Погибли оба: и ученик строптивый, и учитель…
Через минуту подоспела помощь из города. Успели
спасти старого мастера с учеником…
Прошло время. В городе надолго остались они.
Старик встретил там своих давних друзей, ставших большими мастерами, и перед
смертью своей просил их опекать своего молодого ученика. Ещё очень много лет
учился он, по-прежнему отличаясь внимательностью. И к середине жизни своей стал
настоящим мастером, одним из лучших в стране… Появились ученики. Известно, что
многие хотели учиться у него, но, поговаривали, что мастер очень внимательно и
странно выбирал себе учеников: не столько по сообразительности, сколько по внимательности
да почтительности… Нередко приговаривая при этом: «Лучше не
тот талант, что в уме, а тот, что в сердце».
©
М.В. Гореликова