|
«ИГРАЙ КРАСИВО»
Один известный скрипач, закончив в
пожилом возрасте концертную жизнь, стал преподавать… К нему пошли учиться
многие молодые музыканты. Но… вскоре почему-то класс «стал редеть»… Между собою
ученики поговаривали, мол, не каждый мастер способен быть хорошим наставником…
Один может, другой нет… Что это за советы такие: «Играй красиво»… «Ищи
созвучие»…
Другие вообще считали, что старый
скрипач просто не хочет делиться секретами мастерства… И учеников не любит.
Потому и выводит вместо подробных объяснений музыкальной «техники» всё одно и
то же: «Ищи созвучие»… Неужели и его так учили?
И разошлись ученики… Но один
остался. Ему нравилась манера мастера. Всегда задумчивый, вслушивающийся…
Всегда казалось, вниманию учителя доступно нечто, что скрыто от слуха и зрения других
людей… Говорил он действительно немного. Но было нечто особенное в самой
атмосфере вокруг учителя. Хотелось играть! Хотелось искать! В присутствии
учителя ощущалась какая-то особенная возвышенная радость. И исполнение, тембр
звука, интонации… – всё окрашивалось этой силой, обретало некое иное качество,
иной «объём», иную «наполненность»…
Однажды учитель пришёл в класс в
необычном подъёме, и выглядел взволнованным…
– Я встретил Мастера, Человека,
благодаря которому я стал играть. – И рассказал, как будучи молодым скрипачом,
не мог преодолеть боязни сцены… И, владея не малым мастерством, вынужден был
думать о том, чтобы оставить занятия музыкой. Никто не мог помочь ему… Ни
учителя, ни специалисты-психологи… Однажды после грандиозного «срыва» на одном из
благотворительных концертов, к нему подошёл незнакомый человек, и приветливо
улыбаясь сказал: ты хорошо владеешь инструментом, дорогой, кому ты играешь?
– Вы смеётесь, я самый несчастный
человек! Кому? Конечно, вам, слушателям! Но только ничего я не сыграл, всё
провалил…! И всё теперь кончено!
Но незнакомец, словно и не замечая
расстройства и отчаяния музыканта, продолжал: «Музыкант играет не сидящим и
рукоплещущим, музыкант играет Незримым. Ищи созвучие… Ищи Красоту…»
И ушёл… Бедный скрипач, продолжая
пребывать в своём горе, утешаемый друзьями, побрёл домой, горестно размышляя о
своей непригодности к исполнительству. И через несколько дней написал заявление
об уходе из учебного заведения. Написал и отправился со скрипкой за город…
Видеть никого не хотелось, но хотелось играть… Выйдя на лесную поляну, достал
скрипку из футляра… И заиграл: ту «проваленную» пьесу… Свободно, легко… Но что
это! Как ужасно! Здесь, среди воздуха и солнца, звучание показалось грубым,
акценты нелепыми, а музыкальные фразы, над которыми так долго работал – пустыми
и бессмысленными. Перестал играть, прислушался. Потом снова заиграл… И снова,
прервав звучание, прислушался – И так несколько раз, меняя силу и окраску
звучания, играл короткие отрывки пьесы и вслушивался…
Внимание как бы «переместилось»…
Хотя смычок и пальцы тоньше и точнее чувствовали струны, – все движения стали
«бережнее», акценты смягчились, звучание ушло в «меццо пиано». Но он чувствовал
теперь необычное: не на струнах скрипичных, на струнах пространства теперь
играют другие… «Беззвучные звучания» как бы «токов-настроений» заставляли
«подстраиваться», душу и сердце, и, соответственно, менялось звучание скрипки,
менялись смыслы интонаций и всего произведения в целом… «Пространство» звучало
Гимном… В этих тонких, но мощных и многозвучных Аккордах, казалось, было место
всему: и славословие, и торжество, битва и победа, и сострадание и мудрость… Не
было места лишь переживаниям той мятущейся и терзающейся личности… Все оттенки
личных эмоций здесь, среди величественных созвучий, отозвались «диссонансом»…
Музыка без Музыканта? Нет. Музыкант есть. Один или множество. Но всё – Бог!
Давно выученное произведение
изменило весь свой облик… Если бы слышали это сейчас друзья-музыканты, что бы
сказали? «Неверная трактовка»? «Невыразительно»? «Неярко»? О, как часто он сам
произносил эти слова… Но это было там, за бархатными кулисами зала, в классе у
рояля – там, среди той уютной как «бархатный камерный зал» атмосферы – близкой,
родной, но… такой далёкой от этого звучащего Пространства, этих пронзительных
струй Солнечного Света!… Далёкой от этого всеокружающего Неба, которое везде:
стоишь – «в небе» , ведёшь смычок по струне – в Небе… чувствуешь – в Небе…
Увлёкся… Не заметил пролетевшего
времени… Теперь играл не прерываясь, пьесу за пьесой… И чувствовал себя в
огромном концертном зале, среди многих и многих незримых слушателей. Все это
участники незримого «оркестра»… Да, именно это гармоничное «сопровождение»
оркестра делало исполнение уже не исполнением, но потоком мыслей, озарений –
самой жизнью в потоке мысли, мысли видимой, ощущаемой…
Закончил играть и вспомнил слова
незнакомца: «Играй Незримым… Играй Красиво…» где теперь страхи? этих маленьких
сцен и концертных залов… Он вернулся к учёбе… Вернулся другим… Пытался
рассказать о том, что понял: мол, надо искать согласованность музыки со
«звучанием» пространства вокруг нас… Только то, что «Созвучит» – только тогда
это мастерство и есть настоящая музыка…
Слушали недоуменно… И говорить
перестал… Но всегда был благодарен тому неизвестному человеку, который тогда
подал этот «волшебный ключ»: «ищи созвучие», и которого теперь «случайно»
встретил на улице… «Он узнал меня и так же радостно улыбаясь, с лёгкой иронией
спросил: «Кому играешь?»
– Спасибо! Спасибо за Музыку. За
«Незримое»».
©
М.В. Гореликова