|
«ЗАГОВОРИВШИЕ НОТЫ»
Старый сборник нот под
названием «Юный скрипач» однажды «заговорил». Точнее, заговорил не он сам, а
наполняющие его мелодии: обычно неслышные, скрытые за замысловатым «нотным
кружевом», внезапно обрели «речь»…
-
О как надоело мне быть
заколдованной, закованной в этих серых значках! – пропищала маленькая
однострочечная мелодия «Детская песенка»…
-
Да, – вторит ей низким
голосом пьеса композитора Шумана… – Ну и жизнь у нас с вами, подруги! Все мы,
дивные мелодии, подданные Музыки – Царицы, служим ей как можем… Но что мы можем
– безголосые? А наши скрипачи не видят нас, для них мы – только ноты, с трудом
«превращаемые» в звуки…
Маленькая мелодия
«этюда» тихо сказала:
-
О, вас хоть кто-то
любит. А меня вечно «озвучивают» нехотя, то и дело вздыхая: «Опять этюд»… Никто
не видит моей красоты, моего стройного облика – ритма, никто не видит моего
красивого синего цвета… А ведь я из семьи «Соль мажор»!
Пьеса великого
И.С. Баха «Марш» грозно сказала:
-
Полно вам! Я храню в
себе подлинное сокровище – две великие Радости: о том, что Мир Божественный
Строен и Прекрасен, и о том, что каждый человек должен стремиться вверх и
вперёд. А как вы думаете, хоть кто-нибудь из детей может «догадаться» об этом?
Даже их учителя, взрослые музыканты (!), вечно заняты пустяками вроде «смычок –
так, смычок – этак!», «тут легато, тут деташе!», «тут громче, тут тише»…
Терзают они сердце моё… Почти три века уже…
-
Что же делать нам? –
воскликнула пьеса Моцарта «Вальс»… – Нам поручено быть вестниками Красоты, мы
её искры, мы её Лучи! Но что же, что же делать нам, если сами мы не звучим?!
Нас «разучивают», с нами «выступают»… Но и вправду: кто нас по-настоящему
любит?!…
-
Да, сестрица, тайна
Красоты, сокрытая в нас, раскрывается при этом маленьком условии – когда нас
любят, и сильно любят, до восхищения… – задумчиво сказала пьеса Гайдна
«Анданте». И продолжила, подумавши немного:
-
Руки-то научить
недолго. А вот как научить сердце…?
Пьесы ещё долго
«говорили», высказываясь о наболевшем… А выговорившись, пришли к решению –
просить Повелительницу – Музыку – освободить их от службы этой невыносимой. И
стали все молиться: «О Царица, дай нам свободу. Освободи от сковывающих одежд –
от этой ужасной одежды – нотной записи! Дай улететь обратно в Небо, вернуться в
Царство твоё, где всё звучит, сияет, где царствует лёгкость и вдохновенность!
Мы гибнем в этом царстве тяжести. Отпусти нас на Свободу, о Великая!»
Так взмолились… и стали ждать
Ответа…
Тут в класс вошли дети с
учителем. И остановились, поражённые необычностью атмосферы класса. «Всё
наполнено скорбью…»
-
Что-то здесь произошло,
– сказал учитель. И посмотрел на сборник, лежащий на рояле. – Чей сборник,
дети?
-
Мой, ответил Ваня,
смущённо. – Я вчера забыл его, оставил после урока…
-
Помолчим немного,
послушаем…
-
Мне кажется, что ноты
на нас обижены, – тихо сказала девочка лет семи, Аня.
-
А мне сборник как-то не
хочется в руки брать, будто он и не мой вовсе, – задумчиво добавил Ваня.
-
Я вспомнила! – внезапно
воскликнула Наташа. – Мне же сегодня снился сон необычный. Будто я открываю
ноты – учить Концерт… А там – одни белые чистые листы! Все ноты исчезли! Мне
стало страшно и я проснулась!
Учитель: А может это нам всем
предупреждение… А вдруг исчезнут все ноты, все записи музыки… А ну как придётся
нам всем, каждому, вслушиваться, чтобы заново Красоту, в Бесконечности живущую,
по капле улавливать, да в пьесы «превращать»… Трудно это, и учиться надо долго.
Давайте-ка, пока так не случилось, учиться у Музыки записанной, да нам
великодушно подаренной.
Ох, и вправду, видно,
прогневили мы Музыку… Будем исправляться. Берите-ка скорей скрипки, да поближе
к сердцу…
© М.В. Гореликова