М.В. Гореликова

«Музыкальное творчество в свете Основных Законов Бытия»

 

«"Музы не покинут тех, кто чтит их.

Так умейте служить Музам, Привратницам прекрасного".

Так направлял Мыслитель человеческое сознание к Истине»

«Надземное», §188

 

Корень многих проблем музыкального образования в отсутствии ярко выраженных мировоззренческих основ музыкального обучения и музыкальной деятельности. Первоначальный интерес, с которым учащиеся приходят в школу редко вырастает в искреннюю приверженность к высокому искусству, любовь к совершенствованию из-за отсутствия глубокого и возвышенного начала в самом строе образовательного процесса. «В чём смысл?» – спрашивают учащиеся-подростки в ответ на «требования» учебных программ.

Чистой нотой среди бурных процессов мирового  переустройства, сегодня, на границе Эпох, звучит стремление сохранить лучшие явления искусства прошлого и войти в Будущее со всеми нерастраченными сокровищами творчества, во всём многообразии его форм. Но творчество – живая ткань, движение, обусловленное главной направленностью человеческих сознаний. И от степени согласованности творчества с эволюционными задачами Жизни, с её Созидающими Силами, с ритмами пространства зависит степень востребованности в человеческой жизни тех или иных явлений творчества, искусства.

Великий Закон Ритма объединяет человеческое сознание, музыкальное движение (и искусство в целом) с жизнью пространства и Космоса. Этот же единый Закон Ритма утверждает высокую, совершенную мысль как высшее проявление музыкальности. И этот же Великий Закон указывает музыкальному искусству его главную цель, его назначение – открыть человеку заложенные в нём возможности высшего ритмического единства с Жизнью во всей её нескончаемости – с Беспредельностью (тем самым приблизив человека к заветной цели сознательной жизни и творчества на всех Планах Бытия, иначе говоря, – к бессмертию!) «В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их, потому музыка будет важной частью образования. Без ритма и гармонии мы не сумеем войти в высшие сферы. Вселенная живёт движением, которое обусловлено ритмом. Но люди не понимают, что биение сердца есть символ мирового движения» Так Мыслитель устремлял внимание к высшим мирам» («Надземное», §195).

Искусство рождается как следствие напряжённого стремления сознания выразить Прекрасное в наибольшей полноте. Красота есть синтез всех высших и тончайших энергий бытия. Потому творчество в искусстве наиболее синтетично, объёмно и рождает наибольшее количество форм, равнозначимых, взаимодополняющих. В этом своём стремлении выразить Прекрасное мысль находит всё новые и новые формы, постоянно совершенствуя обретённое. Поэтому процесс совершенствования в искусстве всегда является признаком его жизненности. И музыкальный инструмент, и музыкальный язык, и основа этого языка – музыкальная интонация – не что иное как формы, более постоянные (инструмент) или подвижные, как живое дыхание мысли (музыкальная интонация). Но там, где цель творчества – выразить Прекрасное – теряется (затуманивается задачами внешнего, фактурного плана или вообще вытесняется прагматическими интересами), там все формы, даже наиболее совершенные и утончённые, теряют жизненность.

Фундаментальные Законы Бытия – Закон Красоты и Закон Мысли – являются и основою развития творчества, полностью определяют музыкальное искусство. От степени осуществления этих Законов в искусстве зависят судьбы всех его явлений. Если Закон Красоты утверждает главную цель всех устремлений и связанный с нею приток соответствующих энергий творчества, то Закон Мысли определяет содержание искусства и утверждает другой аспект единого, по сути энергетического, критерия: чем выше, тоньше явленные мыслеэнергии, тем выше уровень творчества в искусстве. Формой для выявления мыслеэнергии, энергии Красоты, в музыке является музыкальная интонация. Процесс совершенствования в музыке есть процесс искания музыкальных интонаций как соответствующего и наиболее убедительного выражения мысли в её набольшей высоте, одухотворённости.

Вопрос сохранения форм в искусстве, будь то музыкальные инструменты или стили, или формы музицирования и т.д. – это вопрос целей и ценностей искусства, неразрывно связанных в своей сущности с целями и ценностями человеческой жизни, иначе говоря, с Законами Бытия. Закон Эволюции человеческого сознания не так очевиден в явлениях искусства, как Законы Мысли и Красоты, но именно незримые акценты пространственно явленных эволюционных энергий, в их непосредственном воздействии на сознания людей, определяюще влияют на все процессы творчества, востребуя или отвергая те или иные формы, ритмы, побуждая к новым исканиям для выявления новых энергий – человеческих и космических.

 В Новый Век следует идти с тем, что этот Век в своём высшем выражении востребует – с очищенным ясным мышлением и духовностью в их нераздельном единстве. Век высокого синтеза поведёт искусство к новым исканиям в выражении энергий Истины-Красоты, делая запрос на такое творчество, которое будет способно энергиями своими  соединить с Миром Высшим жизнь земную. Всё те нахождения в искусстве, которые будут отвечать своей эволюционной роли – служить новому раскрытию духовности в человеке, просвещённой, озарённой тонким чувством Красоты, – будут ярко востребованы людьми.

Сегодня нередко ставится под сомнение необходимость не только самобытных музыкальных инструментов, но теряется чистота ценностей классического искусства. Причина не только в падении напряжения общего поля культуры, в массовом снижении уровня сознания (что в целом закономерно для «пограничных» периодов смен Эпох: прежние энергии исчерпали себя, новые ещё не вступили в полную силу), но причина также и в том, что люди искусства – призванные носители его высших ценностей – эти ценности-цели утрачивают. Как только выразительность в музыке снова обретёт своё утраченное значение выражения мысли,  как только цель выявить мгновения Истины Бытия станет освещать каждое мгновение музицирования, определяя конкретные задачи исполнителя, композитора, мастера музыкальных инструментов, тогда не только «сам собою» разрешится вопрос сохранения лучших музыкальных явлений и форм, но начнётся новый процесс возрождения в искусстве: открытость высшим энергиям приведёт и к высшим возможностям.

Импровизационность, присущая народному творчеству, основана на чутком ощущении необходимости согласования ритмов музыки с ритмами души и Пространства. Сердце талантливого  музыканта в стремлении провести тонкую вибрацию Красоты становится мостом между землёю и Миром Высшим. В будущем, возможно, этот процесс согласования ритмов станет сознательным, тем откроется и новая страница в музыкальном творчестве. Великий Будда говорил, что «каждое мгновение имеет свою пространственную необходимость». Музыкант может являть эти пространственные ритмы-идеи в ритмах и гармониях музыки.  Но не в одночасье явится такое чуткое искусство. Необходимо вести целенаправленное воспитание музыкальности людей, в особенности молодёжи; музыкальности в широком и одухотворённом её понимании, как учил Великий Платон: как восприимчивости ко всем проявлениям ритмов красоты и гармонии и в особенности чуткости к мысли – звучащей энергии сознания. Основой в обучении музыке должно стать воспитание чуткости к музыкальной интонации как умению выразить энергию чистой мысли в звуке. Следует всеми мерами ограждать детей от грубости и безвкусия, которые есть не что иное как явление безмыслия.

Когда целями музыкального искусства станут действительно цели духовные, тогда станут снова востребованы лучшие из найденных инструментальных и музыкально-языковых форм, и начнётся новый этап их эволюции, который явит их дальнейшее развитие-утончение и приведёт к  обретению новых возможностей творчества.

 

 

 

К оглавлению                              На главную страницу

 



Hosted by uCoz