ПОСВЯЩЕНИЕ В УЧЕНИКИ
…Прав
Пифагор и в знанье своем, и в ученье:
«Мысль
– превыше всего между людей на земле»
…Было это давно, когда
еще не было «школ», в которых учатся обязательно все дети… Но были Школы-Скале,
где люди, стремящиеся к Знанию, обучались независимо от возраста, но в силу
своих способностей мыслить и устремляться… Наставниками в таких Скале были
Мудрые и Святые люди – Учителя.
Дети-ученики группами и по одному занимаются:
кто-то – на музыкальных инструментах,
кто-то – изучает книги и карты,
кто-то – решает задачи и пишет сочинения,
кто-то рисует и т.п.
Входит мальчик (самый маленький):
- Я хочу знать!
Ученики оставляют свои занятия и собираются вокруг мальчика,
(впрочем, часть не покидает своих занятий)
Мальчик повторяет:
- Я хочу знать! Возьмите меня в вашу
школу.
Ученики между собой, потом ему:
- Смотри, он хочет знать!
- А зачем тебе знание?
Мальчик:
- Я помогу людям!
- Я вылечу всех больных!
- Придумаю, чтобы не было больше голода и
ураганов, и чтобы люди не плакали!
Двое из учеников постарше уходят.
Остальные продолжают говорить:
- Ты слишком маленький!
- Путь к знанию – трудный путь. Здесь
нужно мужество.
- Если бы он знал, как долго, долго нужно
трудиться, чтобы узнать совсем чуть-чуть!… Здесь есть совсем седые люди, и они
еще не кончили учиться!…
- А хватит ли у тебя терпения? Знаешь,
каким нужно быть, чтобы получить знание?
Тем временем старшие ученики, которые уходили, снова входят
и молча наблюдают.
Мальчик:
- Я не боюсь трудностей! Пусть я поседею
или умру, я все равно найду знание!
Один из старших учеников вступает в разговор:
- Учитель доверил нам его испытать. Ответь
нам на три вопроса:
- Что больше всего на свете?
- Что быстрее всего на свете?
- Что сильнее всего на свете?
- Посиди,
подумай, и ответь… Если ответишь на все вопросы правильно, ты принят. А
если нет – никогда больше сюда не придёшь.
Мальчик думает, часть учеников смотрит на него.
В перерыве между произведениями несколько учеников «жалеют»
мальчика:
- Зачем тебе мучаться!
- Жарко тебе, и есть, наверное, хочется.
- Бежал бы лучше домой, к маме, куда тебе
учиться?!…
Мальчик:
- Больше всего на свете – небо, потому,
что в нем солнце и облака, а ночью – луна и звезды…
- Быстрее всего – ветер; когда я запускаю
змея, он летит очень быстро.
- Сильнее всего – вода; когда у нас было
наводнение, то вода снесла наш дом и огород, и теперь нашу землю совсем не
узнать…
Старшие ученики не говоря ни слова уходят,
остальные возвращаются к своим занятиям,
только один из учеников «утешает» мальчика:
- Ничего, не плачь, не сумеешь ты учиться. Ты наверно думаешь, что
небо – такое полотенце на котором днем желтый круг, а ночью – много маленьких точек? А я знаю:
небо – это большое пространство, и точки – это огромные огненные звезды, и все
они летят в пространстве с огромной скоростью, а вокруг них крутятся планеты.
Наша земля – тоже планета, и мы летим в космосе с громадной скоростью. А на
других планетах тоже есть люди, и там очень красиво…
А почему мы не падаем, когда летим с
такой большой скоростью, это я еще не знаю.
Но я обязательно узнаю, ведь я – ученик.
Тем временем дети, настроив свои инструменты, начинают
играть.
Мальчик сидит и не уходит.
Музыка смолкает, появляются старшие ученики; мальчик спиной
к ним – их не видит;
пока они подходят,
«сочувствовавший» ученик обращается к мальчику:
- Почему ты не уходишь?
Мальчик:
- Никуда отсюда не уйду! Я пришел за
знанием.
Старшие ученики говорят:
- Учителю нравится
твоя смелость,
твоя настойчивость
и твое желание помочь всем людям.
Ты принят в школу, и можешь начать
учиться.
Пойдем с нами,
но сначала выслушай и запомни напутственное слово:
«Превыше всего на земле – мысль человеческая. Твоя и моя мысль.
Больше всего на свете – мысль человека, потому что она обнимает
весь мир, проникает во все уголки его, даже до самых далеких звезд и галактик.
Быстрее всего на свете – мысль человека,
потому что в один миг можешь мыслью оказаться на другом конце Вселенной, на
прекрасных дальних мирах. Быстрее ветра, быстрее солнечного луча спешит мысль
на помощь людям.
Сильнее всего на свете – мысль человека;
потому что нет на свете той беды и трудности, которую не могла бы преодолеть
твоя мысль. Мыслью можно защитить страну от врагов; мыслью исцелить болезнь;
мыслью утешить и обогреть; мыслью изменить землю и сделать ее прекрасной.»
Тем временем оставшиеся ученики играют заключительное
музыкальное произведение.
© А.В. Василевский