Энергии сердца всепобеждающие. Мысль как творчество сердца

 

 

I. «Живая Жизнь»

Что же иное нам надо, кроме живой жизни! Иначе сознание сольётся с существованием «белкового тела» и в «фазе распадения» распадётся вместе с ним… Живая жизнь – это слияние сознания с тем, что «не распадётся», не рассеется, слияние жизни индивидуальной с жизнью Единой. Способность различения жизненности от мертвенности, способность ощущать наличие высших, огненных пульсаций и насыщать всё флюидом Жизни – есть удел сердца…

Дух вечен. Сердце вечно. «Сердце бессменное» – Сказано в Учении Живой Этики… Живая Жизнь есть привнесение, привлечение сердечной энергии во все действия и движения сознания… Утверждённое Светом чувство, осенённая Светом сердца мысль, соритмичная духовному миру деятельность… 

Н.К. Рерих определял культуру как реализацию тонких энергий и содействие тонким энергиям – во всех сферах жизни. Отсюда великая формула: «Культура – почитание Огня». Понятие «Огонь» в Агни-Йоге означает Высшее Начало, Энергию – Первооснову, Флюид Жизни… Ритмы наличного, актуального бытия, приведённые в соответствие с тонкими, огненными энергиями, являют тот выход из замкнутого обезжизненного пространства планетной жизни на просторы беспредельного развития. В этом смысл формулы «Красота спасёт, сознание Красоты спасёт». «Нужно открывать связь огненную с каждым явлением жизни» («Мир Огненный» III, §493). Учение говорит, что научно, реалистично, практично надо подойти к вопросам духа и сердца. «Мыслитель говорил: «Не знаю, как впоследствии назовут божественную науку, но она будет существовать. Надземное станет зримым, но зато земная жизнь сделается надземною»» («Надземное», §591). То будет наука о мысли: о мысли и психической энергии, – сердечной энергии.

Современная наука только начинает подходить к познанию «многомерности» человека, и в связи с этим к тайне «срединного центра» – сердца. Но духовные Учения всех эпох утверждают сокровенные функции сердца как средоточия Высшего Начала Жизни. Сердце – орган бессмертного духа. В Древнем Египте весы с сердцем символизировали совесть человека: «Теперь я понимаю сердцем… Я живу правдой…». Гермес говорит о Посвящении как о причащении из Чаши Мудрости, добавляя: «что только сердце сделать сможет». В Суфизме говорится о двух храмах на пути к Истине: храм внешний и другой – храм сердца. «Доколе можешь, посещай сердца, ибо больше, чем тысяча храмов одно сердце». В Буддизме постижение Учения Благословенного возможно лишь благодаря учителю, который передаёт Слово Истины – от сердца – к сердцу: «понятое …, оно западает в его [ученика] сердце, как семя размышления» [1]. Первые христиане называли сердце «источником огненного в теле»…  «Владычественное – в сердце» [2].

 

II. Живая Этика о сердце. Сердце – объединитель Миров

В Учении Живой Этики сказано, что настоящая ступень эволюции человечества предполагает стремительный рост духовного самосознания, овладение тонкими энергиями и осознание творящих сил духа. Этические понятия наполнятся энергетическим содержанием. И «понятие» сердце должно обрести научное значение… «Закон великий – перевести сердце из этической отвлечённости к двигателю научному… Осознание качеств сердца составляет самую насущную ступень мира…» («Сердце», §561). Учение даёт ориентиры для целенаправленного научного исследования.

1) Сердце – ключ к бессмертию суждённому. Свет, соединяющий Планы Бытия. Сердцу в Новой Эпохе принадлежит роль Объединителя Миров и Планов. Сознание проникает сквозь все «толщи» материи – путём сердца, Мост Сердца соединяет Мир Земной и Мир Небесный. По сердцу осуществляется Общение с Высшим Миром, сотрудничество с Высшей Мыслью. «Главное задание человечеству соединить материальный мир с духовным» («Беспредельность» II, §360). Потому «нужно понять храм сердца как неотложное ощущение» («Сердце», §4). Именно «ощущение», не просто понять и осознать, но освоить как реальную жизнь со всеми её чувствованиями и действиями. Объединяя сознание своё с сердцем, научившийся жить «жизнью сердца», мыслить сердцем, творить сердцем, объединяться сердцем с Высшим Миром, и общаться с людьми «от сердца – к сердцу» – обретает себя подлинного, настоящего, того, кто проходит границы миров. Жизнь Сердца – это жизнь огнями Мысли – Красоты, это бытие вне смерти – «Сияющее Бытие». «Лишь сердце даёт бессмертие» («Сердце», §23)… «…каждый, кто приготовит сердце свое и возвысит сердца ближних, уже творит волю Пославшего» («Сердце», §332).

2) Учение утверждает Центральность, Срединность сердца, призывая вести исследования «от сердца», а не к сердцу. Сердце – сокровенная Основа Бытия, вместилище всех Тайн Беспредельности. Даётся Знание о системе Космических Законов, Законов Жизни и Творчества, среди которых: Закон Иерархии, Закон Сотрудничества, Закон Эволюции, Закон Устремления, Закон Трансмутации, Закон Соответствия, Закон Красоты и многие другие. Центральное положение в системе Законов занимает Закон Сердца как Единого Фокуса Бытия. Единство Космического Процесса обусловлено Законом Сердца. «Можно считать ритм сердца как ритм жизни» («Сердце», §62). «Культ Света есть культ сердца» («Сердце», §62).

3) Сердце – Закон, а также сила, энергия: самая мощная Сила в Космосе: «самая мощная сила, претворяющая различные энергии, есть магнит сердца. Все течения трансмутируются этим магнитом. …в сердце заключена трансмутирующая сила» «Лучи его проникают во все твердыни и могут проявляться, как самая сияющая магнитная сила. И в древности знали эту истину и знали законы притяжения» («Беспредельность» II, §349). Заметим, что Закон Магнетизма или Закон Притяжения, утверждаемый Учением, как один из главных Законов Космического Развития и Творчества, связан с сущностью Сердца. И каждое человеческое действие в своём качестве, интенсивности и глубине определяется степенью и качеством сердечного огня – степенью явленности сердца. И все проявления подлинного Сотрудничества, осуществимы лишь Сердцем (по Закону Сердца). «Рычаг сердца есть …явленный символ притяжения» («Беспредельность» II, §519).

Живая Этика даёт понимание сущности человеческого бытия и творчества как утверждённого огненного процесса. Как жизнедатель – Солнце насыщает всю Вселенную, так сердце – насыщает жизнью каждое явление, каждую мысль. «Глагол, не насыщенный сердцем, не создаст ничего» («Беспредельность» II, §736). Путь Сердца есть путь Красоты. «Творчество Сердца может создать ручательство Света» («Беспредельность» II, §638).

4) «Учение Сердца есть Учение о Причинах явлений». Вызывая к действию чувствознание – знание Сердцем, – человек выходит на путь бесконечного расширения сознания, видения «дальних горизонтов» целей и понимания глубоких причин и взаимосвязей явлений. Не «плоская» поверхность жизни, на которой разворачивается плотная ткань событий, полная «случайных» побед и «неожиданных» поражений, но ясное видение скрытых причин событий и явлений жизни. И соответственно, умение действовать на этом глубоком, «творческом» уровне бытия. «Постоянно можно убеждаться, что без сердечной деятельности ничто внешнее не имеет значения» (АУМ, 589).

Новая Эпоха явит утверждение Незримости и творчества мерами духа – как основы деятельности. Утверждение сердца – это утверждение ведущего начала духа, абсолютный приоритет тонкого Принципа над «плотным». «За каждым действием стоит невидимое творчество духа» («Беспредельность» II, §373).

Сердце – обитель Разума. На протяжении всей истории человечества сердце утверждалось как обитель мудрости, как источник всех высоких прозрений.

Высокая мысль – удел сердца, но не интеллекта. «Умствование есть своего рода магия, но магия есть противоположение Благодати» («Сердце», §336). Сегодня эту древнюю истину подтверждает наука. Агни-Йога раскрывает тайны мыслящего сердца.

Мысль – единая творческая сила Беспредельности. Но какая мысль? Исходящая из глубин сердца и духа, чистая, устремлённая, исполненная энергии: «Говорю не о рассуждении, не о мышлении, но о мысли, которая сметает поверхность Субстанции индивидуальным ритмом и тем творит беспредельно» («Сердце», §47). Цельное стремление сердца, предавшегося Добру, рождает мысль, свободную от эгоистического элемента. Растущее самосознание сердца даёт возможность человеку воспринимать более тонкие – высокие уровни мысли, т.е. становится участником мирового творческого процесса. «В Новом Веке мысль есть пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно» («Сердце», §54). Каждый человек должен осваивать мыследеятельность, непрерывно совершенствуя способности мышления, ибо «лишь мыслетворчество есть сотрудник Творцу…» Мысль растёт и развивается устремлением к Общему Благу и устремлением к познанию сущности вещей, стремлением к Дальним Мирам – т.е. к высшим Сферам Бытия и в постижении нового, «необычного». Человек призван к преобразованию и творчеству жизни. Новые формы мира творятся новыми энергиями. Сердце – приёмник энергий новых, Высших. Мысль сердца – орудие творчества новых форм. Кратка формула познания: «Испытывайте Мир сердцем» («Сердце», §67).

Развивая мышление на основе очищения и устремления сердца, человек открывает и высшие формы познания – как непосредственного видения – Истины во всём множестве её сияющих оттенков. О способности к такому цельному и глубокому познанию древние мыслители говорили как об открытии «очей разума» или обретении «ока мудрости».

Синтез – Путь Сердца. Агни-Йога называет познание при помощи высших уровней сознания – уровнем Синтеза. Такое познание – сотруднический пространственный процесс, основанный на сотворчестве устремлённых сознаний. «Есть две логики. Логика внешнего мышления, которую пытаются утвердить школьными учебниками. Другая – логика ментального синтеза, которая черпает связь искры заключений пространственного мышления» («Агни-Йога», §361).

Для современного человека синтез – понятие, полное неопределённости. Нужно сказать, что употребляемое в научном контексте понятие синтез – соотносится скорее с комплиментарностью, чем с цельностью… Говорят о синтезе как о единстве таких-то и таких-то качеств, областей знаний… Этот синтез – понятие, которое пишем с малой буквы. Но есть Синтез – явление особого качества сознания и особого качества психической энергии, точнее, особого созвучия аспектов, которое есть  следствие работы высших уровней сознания. Именно, утончённая деятельность сердца даёт это особое качество сознания, о котором и говорится в Агни-Йоге как о пути Синтеза. «Синтез есть единый светлый путь сердца» («Сердце», §1).

Проявление Синтеза в деятельности человека – не столько многообразие его интересов, не столько многообразие проявлений, хотя это может являться признаком. Но обязательным условием, как писала Е.И. Рерих, является наличие самоотверженности и чувства красоты, «когда существо земное растворяется в сиянии Лучей Дальних Сфер»… Путь Синтеза – устремление к Дальним Мирам, устремление к Абсолютному.

«Метод Сократа». Путь Синтеза изначально выделяется из всех путей развития. Пример глубокого подхода к мышлению приводит Платон: «Метод Сократа». Вот подлинно развивающее обучение. Ибо здесь основа развития – знания, которые наличествуют в глубине души обучаемого. И задача состоит в том, чтобы выявить их и помочь оформиться.

Первый этап («пробуждение») – вызвать интерес, знание «о незнании» и потребность познания. «Открыть глаза». Третий этап – «разрешить с помощью повивального искусства от бремени мыслей» (Платон, «Теэтет», стр. 241). И между этими двумя – второй: чтобы созрело «бремя» мыслей, «плод», обязательно нужно общение с мыслью разумных и мудрых людей. «Нынче я… для того и заговариваю тебя и предлагаю отвергать зелья всяких мудрецов, пока не выведу на свет твоё собственное решение», – говорит Сократ в диалоге «Теэтет» [3, с.210].

По Платону «развивать мышление» – это значит воспитывать привычку и потребность к познанию бессмертной сущности явления, его «Идеи» - т.е. бессмертного Жизненного Начала. Потому от чистоты, широты… – от раскрытости, развитости сердца зависит познание.

Познание – тесно связано со способностью души к восприимчивости. И эта восприимчивость – суть состояние сердца. Платон приводит сравнение с восковой дощечкой, отмечая при этом, что «сердце» у Гомера не случайно звучит почти так же как «воск». Эта «восковая дощечка у кого-то побольше, у кого-то поменьше, у одного – из более чистого воска, у другого – из более грязного, или у некоторых он более жёсткий, а у других помягче…» [3, с.251]. И сама «восковая дощечка» – способность к восприимчивости знания – дар Матери Муз – Мнемосины.

Т.о. с сердцем связана и восприимчивость, и память – главные способности познавательные. У людей, обладающих развитым сердцем, всё проникающее – долговечно и незапятнанно, отпечаток – ощущение оставляет «знаки чистые», «глубокие», «долговечные». «Как раз эти люди лучше всего поддаются обучению, и у них же наилучшая память, они не смешивают знаки ощущений и всегда имеют истинное мнение» [3, с.255].

Познание связано с восприимчивостью и активностью. Познание – цель и путь, и желание. В Платоновых диалогах с Сократом Сократ постоянно заставляет собеседника совершать усилия, и «загораться» познанием. В этом свете так провозглашаемые компетентность, или «профессионализм», подобны «виртуозному» плаванию на мелководье, в то время как Синтез есть веяние Просторов и глубин…

Мысль и Красота творят нового человека. Учение Живой Этики впервые за всю историю развития человечества так ясно и немногословно открывает правду о творческой сущности мышления, указывая его источники: дух и сердце, и пути развития (сердце, психическая энергия, Связь с Высшим Миром…) Проводится чёткая грань между внешним явлением интеллекта, привычно называемым мышлением, и подлинно творящей, созидающей деятельностью духа. Даётся новое понимание мысли и мыследеятельности как явления целостной активности человека, берущей начало в глубине духа и сердца человека, где явлено единство разума, сердца и воли, «согласованной» с Высшим Миром. «Нужно упражнять мышление не разумом, но огнём духа» («Агни-Йога», §345).

Уважение к мысли – принцип и признак Новой Эпохи. В Учении говорится о многомерности мысли, несказуемости её высших уровней и необходимости создания условий для принятия этих «вестников Мира Огненного», освящающих и все земные действия… Необходимо внимание к процессу мысли, развитие тонкости восприятия: «самые ценные накопления протекают вне мозга» («Надземное», §386). «Огненное творчество осуществляется поверх рассудочных стремлений».

Необходимо расширение сознания и глубокое мировоззрение, «необычность» мышления, выводящая за пределы устоявшихся представлений, являя победу над клише старого мира. Лишь на этом пути решаются проблемы современности: должны быть огненно «преодолены» энергии старого мира. Преодолевается «заземлённость» сознания, его закрепощённость. «Новое понимание Единой Жизни, нас окружающей, откроет пред нами … мир возможностей и постижений. Каждое наше действие, поступок, каждое слово и мысль приобретают совершенно иное значение при таком расширении сознания» (Е.И. Рерих).

 

III. Живая Этика об условиях развития сердца

1) «Нужно уважение к энергии сердца». «Сердце есть сосуд мировой энергии». «Сердце излучает особый свет, который всячески преломляется нервным веществом». Учение говорит, что нужно прежде всего уважение к психической энергии, «которая, подобно огню, насыщает все пространство и конденсируется в нервных центрах. Пусть даже дети помнят, что в любом рукопожатии, в любом взоре излучается эта связующая энергия» («Сердце», §506). И необходима бережность к этому сокровищу сердца. Красота и торжественность, равновесие и терпение… – соответственны огню сердца.

Раздражение и грубость – губители сердечного огня. «Как можно ожидать явления сердечной энергии, если нет уважения к ней? Явление энергии будет лишь при осознании ее.

2) Сердце едино, сердце надо понять Пространственно.

Учение говорит о том, что надо ощущать сердце не как своё – но как Единое, как Всемирное. Сердце – вместилище тонких энергий – требует освобождения от эгоизма. «Необходимо научиться ощущать сердце не как своё, но как всемирное. Только через это ощущение можно начать освобождаться от эгоизма, сохраняя индивидуальность накоплений». Следует научиться труду и творчеству в бескорыстии – ради Истины и Красоты.

3) «Необходима культура сердца».

Энергия сердца – энергия Благодати. Любовью и устремлением к Высшему Миру множится сила сердца. Культура – питание сердца благодатью. Растёт сила сердца любовью к Свету, к Наивысшему, устремлённостью к Иерархии Света, сотрудничеством с Высшими Созидательными Силами. Солнечным творчеством своим развивается сердце – солнце солнц… Множится сила сердца, «когда чистое мышление переносится в сферу незримого сущего».

4) Сердце растёт Красотою. Красота – понятие в энергетическом ключе обозначающее комплекс тонких энергий, воспринимаемых сердцем как дыхание Высших Планов Бытия. Поэтому Красота названа и как «питание» сердца, дыхание сердца, и крылья сердца.

Красота включает в себя не только понимание искусства, природы, но и подходы к общению. «Ищите и приобщайтесь ко всему тонкому, утонченному в веществе своем. Не только Говорю о предметах, но и о людях… Истинно, испытывайте все Сущее! Но без сияния сердца испытания эти будут, как тление вчерашнего дня…» («Сердце», §67).

5) «Полюбить бесконечность труда».

Сердце – «аккумулятор и трансмутатор энергий». Главным условием привлечения и преобразования энергий является труд. При этом Учение говорит о труде сознательном и радостном, только при этом условии он является созидательным началом. Не формы труда определяют достижение – но внутреннее качество и состояние сознания. Труд как состояние напряжения сил нужно полюбить, ибо во всех Мирах, на всех Планах Бытия основою сознательности является Действие: творчество, движение. Потому – «полюбить бесконечность труда есть уже значительное посвящение, оно готовит к победе над временем» («Сердце», §79).

Осознание труда бескорыстного как радости ритмического действия приобщает человека к духовному миру, где нет «времени», но есть бесконечно изменяющиеся условия и формы творчества…

6) Подвиг – удел сердца. Агни-Йога – учение Сердца – не содержит ничего насильственного, ничего «сверхъестественного»… и «никогда не будет предводителем хаоса» («Сердце», §113). Указуется путь совершенствования духа путём Любви, Красоты и Подвига, который «преобразит сущность и… подготовит сердца для будущего совершенствования».

Подвиг – принятие задач эволюции. Не может человечество уклоняться от достижений, когда ступень эволюции сложена… Суждено освоение тончайших энергий и постижение на земле – Бытия Высшего. «Отступничество от духотворчества отодвигает на многие жизни… Можно ли обращаться вспять!» («Сердце», §76).

7) «Стремиться к наиболее Абсолютному» – в этом утверждении вся суть Агни-Йоги и ключ к развитию сердца. Только подвиг устремления к Дальним Горизонтам даёт возможность ассимилировать вначале в ментальной сфере, а затем и в общественном бытии – эволюционные Импульсы Новой Эпохи, эволюционные ритмы Пространства – принять и претворить в сознании и бытии. Агни-Йога говорит, что наибольшие изменения в планетной жизни произойдут на пути осознания Миров Дальних, когда мысль устремится к дальним горизонтам. В понятии «Дальние Миры» – и физическая, и тонкая реальность (как высшие формы Бытия, сознания и духа). Устремление к Дальним Мирам даёт целостное расширение горизонтов познания на основе устремления мысли к Абсолютным Началам Бытия.

8) «Сердце развивается мыслью». Будучи основой мыслетворчества, сердце само нуждается в развитии и утончении при помощи мышления.

Каждый должен учиться проникновенному, стройному и глубокому мышлению, ибо мысль – явление пространственное. Как велико достояние высокой и организованной мысли, так бедою общею является засорённость пространства мышлением хаотичным, отрывочным, грубым… «Теперь именно время углубления мышления…» («Сердце», §22).

Сердце – окрыляется мыслью, но, окружённое хаотическими течениями, поникает. Велика ответственность за «гашение огней сердца». «…в школах должны быть введены часы уявления наблюдательности и приучения к мышлению» («Сердце», §22).

9) Сердце растёт Любовью.

Живая Этика пробуждает сердце к осознанию преданности и любви к Учителю, к Иерархии Света. Любовь как нить, связующая с Небом, – нужна сердцу. По этой «Нити Серебряной» – тончайшей, но более всего иного реальной связующей Энергии, как по Мосту, сознание устремляется в Области Высшие.

«Напрягайте энергию во славу Владык…» («Сердце», §492).

«Не иссякнет запас духовный при сотрудничестве с Иерархией. Не замолкнет сердце, хранящее Образ Владыки» («Сердце», §52).

10) Дисциплина сердца.

Вокруг понятия сердца накопилось множество предрассудков и сентиментов. Но сердце – Огонь, носитель огненной субстанции Духа и требует условий огненных.

Торжественность, мужество – «доспехи сердца». Ничто суетливое, ничто малодушное, ничто случайное, ничто поверхностное пусть не войдёт в храм сердца. «…как капля драгоценная, пусть эта энергия не расходуется явлением ненужным… Нужно воспитывать сердце для усвоения сознательности во всех действиях. Смотрите на это как на закон…» («Сердце», §548). «Удесятерите торжественность. …Поспешите к Вершине Сердца» («Сердце», §492).

Необходимо избавиться от всех видов страха, вооружившись сознанием того, что сущность наша, наше подлинное «я» – неуязвима.

Нужно помнить о значении звука и цвета, окружая себя лучшими воздействиями. А также помнить о значении слова и значении молчания.

«Непроизносимы многие понятия и положения. Лишь неуважение к звуку слова позволяет нам, людям, часто щебетать, как птицам… …торжественностью мы готовимся к великому шествию» («Сердце», §462).

«…научимся сопоставлять сердце с молчанием. …оно наполнит пространство синтезом мысли. Как сердечная молитва не нуждается в словах, так молчание наполненное не нуждается в формулах…» («Сердце», §68).

11) «Огни сердца». Развитие сердца, открывая внутренние области Красоты и Смысла, выводит человечество на совершенно иную ступень бытия – бытия свободного, счастливого, и открывает новые горизонты на пути развития – бытия и творчества в Просторах Надземного Мира.

Агни-Йога приоткрывает эти страницы будущего бытия. Е.И. Рерих, прошедшая ступени «Огненной Йоги», явила пример человеческих возможностей на земле, и тем дала каждому – убедительный Зов к Достижению…

 

 

Литература

1.    Сутта-Нипата, Kulavagga, Сутта IX, 6 (328)

2.    Григорий Нисский «Об устроении человека», 42

3.    Платон «Федон. Пир. Федр. Парменид» – М.: Мысль, 1999

 

 

 

На главную страницу



Hosted by uCoz