Мышление
как путь к Свободе
Живая
Этика – о пространственности и единосущности мысли
«В
Новом Веке мысль есть Пространство»
«Мысль царствует во всех Мирах»
Живая Этика
Уважение к мысли – важнейший признак и
принцип Новой Эпохи, – утверждает Учение Живой Этики, акцентируя тезис о том,
что человечество преобразится осознанием подлинной роли и сущности мысли в её
высших качествах и аспектах: как неизречённости и Пространственности, как
озаряющего и преобразующего Света, Огня.
В истории философской мысли
понятие Свобода сопряжено с понятиями «бесконечность», «безграничность»,
«бессмертие». Все великие философские идеи и концепции по сути – выражение
Призыва Жизни, призыва Эволюции, обращённого к человечеству. Можно говорить,
что философия родилась из этого призыва, ибо отклик на Призыв эволюции и
рождает великую мысль, открывающую новые горизонты познания.
Веданта утверждает, что
инстинкт к свободе, стремление к свободе – не что иное как выражение
«эволюционной идеи Природы». При этом пространство свободы находится не вне
человека, но в глубине его собственной природы. В Ригведе понятие «свобода»
означает «широкое» (противопоставляется «узкому» и имеет отношение к сознанию,
мироощущению). Причём, свободное, широкое обозначается понятием «urú», образовано от «ur» – свет. Восточная традиция утверждает
необходимость сознательного принятия человеком ответственности за путь
собственной эволюции, называя его путём освобождения: освобождения от иллюзии
ограниченности, связанной с физическим планом бытия, – к безграничности
творческих возможностей сознания духовного.
У Платона устремлённая к
Первоначалам мысль и ум, озарённый светом «матери Муз» и богини памяти –
Мнемосины – единственная возможность человека подняться над материально
обусловленным бытием, единственный путь из Пещеры к Свету. Причём, подлинное
мышление, делающее человека способным «перейти в род Богов», ещё должно быть
развито. Ибо человек, будучи обладателем природы двойственной, должен открыть в
себе человека «внутреннего» и вывести эту внутреннюю природу «на арену»
жизненного творчества. «Освобождающая» сила философии и философствования
основана именно на этой способности пробуждения «внутреннего человека» в
человеке…
Та высота, на которую
поднята мысль и мышление в великих философиях древности, обусловлена пониманием
мысли как духовного явления, как явления человеческой глубины. «Душа – от
жизни, Ум – от Света» (Гермес). «Монада и мысль это то, что принадлежит
Бессмертному человеку» (Евгност Блаженный).
Если интеллект ограничен
физическим планом бытия, то Ум - безграничен и соответствует духовной природе
человека. Пространства Свободы открыты мысли, укоренённой в Духе. Не случайно
понятие "Ум" созвучно понятию АУМ, означающему в Живой Этике Единое Огненное Начало Сущего.
Если рекорды философского творчества в истории
дали множество возвышенных формул о мысли как основе духовного бытия и
творчества, то современность отмечена возможностью понимания самого процесса
преобразующей мыследеятельности. От «идеологии» мощи мысли - к конкретному
пониманию "механики" мысли.
Произведения русских
философов рубежа XIX-XX веков полны прозрений о мысли как
пространственности, и мысли как факторе не только планетарного, но и
космического значения (это и философия всеединства Вл. Соловьёва, и позже
«ноосферная» концепция Вернадского, и др.).
Но если здесь речь идёт о
предчувствии "прорыва в новый мировой эон" и предчувствии новой роли и нового творчества
человека, связанных с Единством мировой жизни, то в Учении Живой Этики чётко
определены те условия, закономерности мыследеятельности, действуя в
соответствии с которыми, человек обретает те жданные и суждённые перспективы
бытия подлинного.
Человеческая мысль и
мыслетворчество рассматриваются во-первых как часть мирового космического
процесса, разворачивающегося в бесконечном и «многомерном» Мировом
Пространстве, имеющем Единую Сущность – Основу – Огонь; и во-вторых, как
развивающуюся Закономерно – в соответствии с Едиными Законами Сущего.
Даётся расширенное понимание
мысли на основе понятий «Закон», «Огонь», «психическая энергия»: «Мысль есть
закон Мира. Нужно понять этот закон во всей полноте. Мысль не есть только
словесное выражение. Область мысли есть и область мыслительной энергии. Именно
это обстоятельство упускается из виду. Такое ограничение мешает представить
мысль за пределами… планеты, иначе говоря, лишает её величественного смысла.
мысль, так же как и мыслительная энергия, именно получает должное значение,
когда понимается за пределами Земли…» («Братство», 341).
Учение проводит чёткую грань
между мыслью как явлением интеллекта и Мыслью - как целостным духовным актом, в
котором едины дерзание к Истине, любовь и созидательная воля.
Среди Основных Законов Бытия
Живая Этика называет: Закон Единосущности Бытия, Закон Иерархичности Бытия.
Закон Эволюции – как утверждение бесконечного восхождения человеческого
сознания и духа, есть одновременно выражение возможности неограниченного
познания… Закон Соответствия указует на путь реализации этой возможности:
"Тонкие знания доступны лишь духу, накопившему тонкие энергии" (Живая
Этика).
Учение Огненной Йоги
утверждает Мысль как главное орудие творчества на всех Планах Бытия, как силу,
противостоящую хаосу: «Насыщение мысли разрубит клубы неосмысленного хаоса».
Сердце утверждается как
главный источник мысли. И сердце же названо «единым» и бессменным. Решение
проблемы человеческой бесконечности, бессмертия – в осознании сердца как
«органа всех Миров». Одухотворённая, приобщённая к сердцу мысль – есть «мост»,
соединяющий мир земной и Миры Надземные. «Субстанция мысли везде одна, она
представляет связующую мощь между мирами» («Надземное», 224).
Современный интерес к
проблемам времени и пространства обусловлен предчувствиями новых возможностей
бытия, именно уже в неразделённости, единстве зримого и Незримости,
существующего в границах формы и Безграничности. Мышление, углублённое,
устремлённое сердцем к Истокам Истины – есть опыт реального одоления
пространственно-временных условностей, выход на просторы безграничной Духовной
Пространственности.
«…в земной жизни можно
отрешиться от понятия времени. Как только человек погружается в мышление, он
перестаёт ощущать время. … называем мысль поглотительницей времени»
(«Надземное», 226).
Воистину, опыт бытия есть
опыт мышления. Мышление – как бытие в безграничности и бессмертии. Но какая
мысль? Живая Этика отвечает: «мысль Красоты». «…Мысль есть Раджа сущего.
Красота рождается молнией мысли». Понятия Красота и Свобода в Живой Этике
синонимичны и являются обозначением суждённой ступени эволюции: «Когда границы
между земным и надземным начнут стираться, и люди ещё при жизни будут
сознательно готовить себе приложение в Мире Надземном» [2, 263].
В связи с "Днями
Петербургской философии", выразим надежду, что наступит время возрождения
великого искусства Философии, как синтетического познания в единстве
духовно-практического опыта и логического исследования законов бытия и
познания, что Санкт-Петербург с его накопленным потенциалом культуры сыграет
свою роль в возрождении Философии как подлинно «спасительной» науки о подлинном
призвании человека. «Два наслаждения имеют люди: мышление и экстаз Красоты»
(Е.И. Рерих). «Прекрасное трудно», - говорил Платон. Но «только желая прозреть,
можно получить доступ к высшей материи» («Беспредельность», 57).
1.
«Учение Живой
Этики» в 3-х тт. – СПб., 1993
2.
Рерих Е.И. «Письма»
Т.IV – М., 1999
3.
Платон «Федон. Пир.
Федр. Парменид» - М., 1999