Мышление как путь к Свободе

Живая Этика – о пространственности и единосущности мысли

 

 

«В Новом Веке мысль есть Пространство»

 «Мысль царствует во всех Мирах»

Живая Этика

 

Уважение к мысли – важнейший признак и принцип Новой Эпохи, – утверждает Учение Живой Этики, акцентируя тезис о том, что человечество преобразится осознанием подлинной роли и сущности мысли в её высших качествах и аспектах: как неизречённости и Пространственности, как озаряющего и преобразующего Света, Огня.

В истории философской мысли понятие Свобода сопряжено с понятиями «бесконечность», «безграничность», «бессмертие». Все великие философские идеи и концепции по сути – выражение Призыва Жизни, призыва Эволюции, обращённого к человечеству. Можно говорить, что философия родилась из этого призыва, ибо отклик на Призыв эволюции и рождает великую мысль, открывающую новые горизонты познания.

Веданта утверждает, что инстинкт к свободе, стремление к свободе – не что иное как выражение «эволюционной идеи Природы». При этом пространство свободы находится не вне человека, но в глубине его собственной природы. В Ригведе понятие «свобода» означает «широкое» (противопоставляется «узкому» и имеет отношение к сознанию, мироощущению). Причём, свободное, широкое обозначается понятием «urú», образовано от «ur» – свет. Восточная традиция утверждает необходимость сознательного принятия человеком ответственности за путь собственной эволюции, называя его путём освобождения: освобождения от иллюзии ограниченности, связанной с физическим планом бытия, – к безграничности творческих возможностей сознания духовного.

У Платона устремлённая к Первоначалам мысль и ум, озарённый светом «матери Муз» и богини памяти – Мнемосины – единственная возможность человека подняться над материально обусловленным бытием, единственный путь из Пещеры к Свету. Причём, подлинное мышление, делающее человека способным «перейти в род Богов», ещё должно быть развито. Ибо человек, будучи обладателем природы двойственной, должен открыть в себе человека «внутреннего» и вывести эту внутреннюю природу «на арену» жизненного творчества. «Освобождающая» сила философии и философствования основана именно на этой способности пробуждения «внутреннего человека» в человеке…

Та высота, на которую поднята мысль и мышление в великих философиях древности, обусловлена пониманием мысли как духовного явления, как явления человеческой глубины. «Душа – от жизни, Ум – от Света» (Гермес). «Монада и мысль это то, что принадлежит Бессмертному человеку» (Евгност Блаженный).

Если интеллект ограничен физическим планом бытия, то Ум - безграничен и соответствует духовной природе человека. Пространства Свободы открыты мысли, укоренённой в Духе. Не случайно понятие "Ум" созвучно понятию АУМ, означающему в  Живой Этике Единое Огненное Начало Сущего.

 Если рекорды философского творчества в истории дали множество возвышенных формул о мысли как основе духовного бытия и творчества, то современность отмечена возможностью понимания самого процесса преобразующей мыследеятельности. От «идеологии» мощи мысли - к конкретному пониманию "механики" мысли.

Произведения русских философов рубежа XIX-XX веков полны прозрений о мысли как пространственности, и мысли как факторе не только планетарного, но и космического значения (это и философия всеединства Вл. Соловьёва, и позже «ноосферная» концепция Вернадского, и др.).

Но если здесь речь идёт о предчувствии "прорыва в новый мировой эон"  и предчувствии новой роли и нового творчества человека, связанных с Единством мировой жизни, то в Учении Живой Этики чётко определены те условия, закономерности мыследеятельности, действуя в соответствии с которыми, человек обретает те жданные и суждённые перспективы бытия подлинного.

Человеческая мысль и мыслетворчество рассматриваются во-первых как часть мирового космического процесса, разворачивающегося в бесконечном и «многомерном» Мировом Пространстве, имеющем Единую Сущность – Основу – Огонь; и во-вторых, как развивающуюся Закономерно – в соответствии с Едиными Законами Сущего.

Даётся расширенное понимание мысли на основе понятий «Закон», «Огонь», «психическая энергия»: «Мысль есть закон Мира. Нужно понять этот закон во всей полноте. Мысль не есть только словесное выражение. Область мысли есть и область мыслительной энергии. Именно это обстоятельство упускается из виду. Такое ограничение мешает представить мысль за пределами… планеты, иначе говоря, лишает её величественного смысла. мысль, так же как и мыслительная энергия, именно получает должное значение, когда понимается за пределами Земли…» («Братство», 341).

Учение проводит чёткую грань между мыслью как явлением интеллекта и Мыслью - как целостным духовным актом, в котором едины дерзание к Истине, любовь и созидательная воля.

Среди Основных Законов Бытия Живая Этика называет: Закон Единосущности Бытия, Закон Иерархичности Бытия. Закон Эволюции – как утверждение бесконечного восхождения человеческого сознания и духа, есть одновременно выражение возможности неограниченного познания… Закон Соответствия указует на путь реализации этой возможности: "Тонкие знания доступны лишь духу, накопившему тонкие энергии" (Живая Этика).

Учение Огненной Йоги утверждает Мысль как главное орудие творчества на всех Планах Бытия, как силу, противостоящую хаосу: «Насыщение мысли разрубит клубы неосмысленного хаоса».

Сердце утверждается как главный источник мысли. И сердце же названо «единым» и бессменным. Решение проблемы человеческой бесконечности, бессмертия – в осознании сердца как «органа всех Миров». Одухотворённая, приобщённая к сердцу мысль – есть «мост», соединяющий мир земной и Миры Надземные. «Субстанция мысли везде одна, она представляет связующую мощь между мирами» («Надземное», 224).

Современный интерес к проблемам времени и пространства обусловлен предчувствиями новых возможностей бытия, именно уже в неразделённости, единстве зримого и Незримости, существующего в границах формы и Безграничности. Мышление, углублённое, устремлённое сердцем к Истокам Истины – есть опыт реального одоления пространственно-временных условностей, выход на просторы безграничной Духовной Пространственности.

«…в земной жизни можно отрешиться от понятия времени. Как только человек погружается в мышление, он перестаёт ощущать время. … называем мысль поглотительницей времени» («Надземное», 226).

Воистину, опыт бытия есть опыт мышления. Мышление – как бытие в безграничности и бессмертии. Но какая мысль? Живая Этика отвечает: «мысль Красоты». «…Мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли». Понятия Красота и Свобода в Живой Этике синонимичны и являются обозначением суждённой ступени эволюции: «Когда границы между земным и надземным начнут стираться, и люди ещё при жизни будут сознательно готовить себе приложение в Мире Надземном» [2, 263].

В связи с "Днями Петербургской философии", выразим надежду, что наступит время возрождения великого искусства Философии, как синтетического познания в единстве духовно-практического опыта и логического исследования законов бытия и познания, что Санкт-Петербург с его накопленным потенциалом культуры сыграет свою роль в возрождении Философии как подлинно «спасительной» науки о подлинном призвании человека. «Два наслаждения имеют люди: мышление и экстаз Красоты» (Е.И. Рерих). «Прекрасное трудно», - говорил Платон. Но «только желая прозреть, можно получить доступ к высшей материи» («Беспредельность», 57).

 

Литература

1.    «Учение Живой Этики» в 3-х тт. – СПб., 1993

2.    Рерих Е.И. «Письма» Т.IV – М., 1999

3.    Платон «Федон. Пир. Федр. Парменид» - М., 1999

 

 

На главную страницу



Hosted by uCoz