Вторые Рериховские Чтения
Могилёв, 3-4 ноября
2007 г.
М.В. Гореликова
(г. Полоцк,
Беларусь)
Учение Живой Этики о
Мысли и Огне – как о Едином Основании Бытия
-
Не называли ли в прошлом столетии психическую энергию животным магнетизмом?
-
Да. Ее нужно организовывать, как многострунный инструмент.
-
Как образуется психическая энергия?
-
Токи магнетические с основою самопожертвования дают лучшую комбинацию. Очень
часто это чувство открыто у простых людей, оно дает им импульс к восхождению.
-
В чем видно проявление психической энергии?
-
В убедительности действий.
-
Как относится психическая энергия к духу?
-
Это качество духа, так же как воля, есть
качество психической энергии. Дух есть огонь.
-
Психическая энергия – качество огня?
-
Конечно. Пространственный огонь есть основа.
Е.И.
Рерих
«Урусвати пошла в мир
добровольно. Уже в прежних прикасаниях к Братству
решалось слово об Огне, которое должно было
прозвучать в дни Армагеддона…»
«Надземное»
§21
Учение,
принесенное Еленой Ивановной Рерих и Николаем Константиновичем Рерихом – Учение
Огня, Учение об Огне и Мысли, часть Единого Учения Духа, поэтапно открываемого
перед человечеством со времен глубокой древности в виде духовных Провозвестий и
философских систем. В Учении научно изложены Основы сущности Бытия как Законы
Огня и Мысли, которые являются основанием жизни в Беспредельности.
Время
пришло, спираль эволюции осуществила свой новый виток, и задачи эволюции
требуют от человечества овладения знанием качеств и возможностей Великой Энергий Бытия, явленной двухаспектно:
как Огонь и Мысль, или как Любовь и
Мысль. Единая Основа – Огненная субстанция, которая «уявляется
на основной двуеродности энергии или на двух полюсах, на одном – Любовь, на
другом – Мысль». (Е.И. Рерих «Космологические
записи» // Е.И. Рерих «У Порога Нового Мира» - М., 2000; стр. 258).
Все Учение
и вся деятельность семьи Рерих направлены на утверждение Огненного
Мировоззрения и Огненного Миропонимания. 14 Книг Живой Этики, искусство,
статьи, письма… и само Знамя Культуры – все это утверждение значения духовного
творчества – т.е. творчества огненного, творчества посредством огненных энергий
и ради огненных энергий, ради умножения благодатной энергии на земле. «Нужно
утвердить Знамя Культуры. Люди должны проникнуться значением ценностей
творчества духа и научиться почитать каждое проявление его. Носители
творческого Огня станут истинными сокровищами государств» (Письма Е.И. Рерих, Т.1, стр. 92).
Огонь –
суть Учения и его главный Призыв. Поэтому Оно «всеобъемлюще, всепроникающее
и стихийно» («Мир Огненный» III, §12). Все Учение, представленное в
многоаспектном творчестве семьи Рерих – это Учение Огненной Йоги. Не только 14
Книг Живой Этики, но также Письма, статьи, художественные очерки Николая Константиновича
и тысячи его картин и картин Святослава Николаевича Рериха – это ни что иное как раскрытие Учения Огня и Зов к Познанию и развитию
духа в его тончайших восприятиях…
Эти высшие
и тончайшие энергии в их чувствовании человеческим сердцем и духом обозначаются
понятием Красота. В понятии Красота, так как оно дано в Учении, – бесконечное
многообразие возможностей духовного постижения Реальности. Реальности, сокрытой
под покровом внешних восприятий и основанных на этих внешних восприятиях
суждений. Иначе говоря, Красота – образ Реальности Бытия, сокрытой под покровом
Иллюзий – покровом Майи.
Благодаря
открытию области тонких восприятий действительности, «Учение
позволяет считать действительностью многое, вчера еще не осознанное» («Мир Огненный» I, §46).
«Приближение
Тонкого Мира к земному есть одна из великих огненных
задач» («Мир Огненный §47).
«Ничто не
подойдет к Огню со страхом. Никто не подойдет с ненавистью, ибо Огонь есть
Любовь» («Мир Огненный» I, §49).
«Мир земной
преображается лишь Огнем… Без проявления Огня не приступите к обновлению. Многие
будут глумиться даже при одном слове обновление, но даже змей обновляет
кожу. Так лучше сознательно приступить к Огненному Миру» («Мир Огненный» I, §50).
«Умение перенести бытие в мысль будет
приобщением к Огненному Миру» («Мир
Огненный» I, §51).
«Прошу не забывать, что Мир Огненный не терпит отлагательства. Утверждение
его в сознании уже есть степень приближения» («Мир Огненный» I, §54).
Огненное творчество
духа человека осуществляется высшими центрами сознания. Эти центры сознания
можно понять как зажженные огни духа и огни мысли, их гармоническую устойчивую систему. Огонь – центральное
явление и центральное понятие Учения. Осознать Огонь – как психическую энергию,
как сердце, как сознание, как качество духа, как Энергию, которая дана в
ощущениях и познаваема для человеческого духа и разума – значит открыть
совершенно иные горизонты жизни и преобразить жизнь на земле во всех аспектах,
во всех сферах деятельности и творчества.
Как понять
Огонь? Что значит осознать Мысль?
Понять
Мысль, развить постоянство и качество мыслительной деятельности – значит
освоить бытие вне границ так называемой смерти, вне иллюзорных преград времени
и пространства. Развить сознание огня, развить огненность восприятий жизни –
значит проложить путь к сотрудничеству с Великим Братством, с Иерархией Света,
значит построить Мосты в Беспредельность, создать Мосты, соединяющие земную
жизнь с Миром Высшим, с Миром Мысли, с Миром Огненным.
Сознание
складывается у сердца. Основа роста сознания – тонкость сердечных
восприятий. Уходящая эпоха явила
человека интеллектуального, знающего лишь внешние пути познания и внешнюю
логику. Но эпоха явит человека разумно – духовного, знающего внутренние пути
познания и высшую мысль, объемную, синтетичную, основанную на молниеносной
озаренности, на огненных процессах духа и сердца.
Огонь –
Основная Энергия Жизни, суть самой жизни на всех Планах и во всех формах…
Только
Огонь все делает живым, всему дает созидательность. Действие без огня и мысль
без огня остаются на поверхности бытия, не затрагивая глубоких слоев.
Цель
освоения Огня и овладения мыслью огненной подвигает человека на исследование
глубин сердца и глубин духа. Не в новых
понятиях, и новых формулах, но в ощущаемом
притоке тонких энергий – знаки Нового Мира.
Сейчас
много говорится о Космосе, новом космическом мышлении. Учение, будучи явлением
Космической Мысли, дает путь развития сознания в направлении Беспредельности.
Причем, понятие «раскрытие» является более соответствующим.
Ибо, если внешняя мысль, как и способность внешней логики
развивается, то мысль Беспредельности это мысль духа и сердца, и основание ее –
высшие центры сознания.
Название
книг Учения есть указание вех на пути такого огненного развития, необходимого для Новой Эпохи.
«Зов».
Радость живым сердцам, жаждущим раскрытия глубины жизни, преодоления
замкнутости жизни.
«Озарение».
Свет новых горизонтов, предощущение и предчувствование глубоких познаний,
высших познаний, которые именно преобразуют земную действительность, при
понимании подвига сотрудничества Миров: земного и Тонкого, и Высшего. Об этом
многоаспектном и многоуровневом сотрудничестве, реальным проявлением которого
являются новые степени восприятия жизни («Знаки Агни-Йоги»), о Сотрудничестве,
являющемся одним из главных Законов Бытия – Книга «Община».
Сознание
должно иметь Магнит Высший. Иначе все лучшие понятия вновь утратят свои высшие
энергии. Сознание, сердце и мысль должны иметь Высшие притяжения – Книги «Беспредельность».
Необходимо устремление в Беспредельность ради преображения всех чувствований,
всего мышления, всех действий: в Лучах Беспредельности преобразится самое
простое сердце, и самое закостенелое мышление озарится новым светом. Духовное
устремление является самым главным Призывом Учения. Устремление – Магнит,
собирающий тончайшие энергии, собирающий Огонь в его высших качествах.
Невозможно Движение без Ведущего Света. Так и
рост сознания возможен лишь благодаря
Закону Иерархии. Книга «Иерархия» – любимая книга Е.И. Рерих. Огонь есть
Любовь, и Мысль – следствие Любви. Высшие Познания – всегда следствие Любви к
Высшему Миру, к Высшему и Живому Идеалу. Иерархия, Братство – как Закон и как
живое явление Космоса и Земли – Основание Сознания Новой Эпохи, Свет Иерархии
должен засиять в человеческом сердце. Это
Единое и непременное Основание эволюции человечества. Отсюда Красота и
Культура на Знамени Новой Эпохи. Отсюда Синтез – как следствие озаренности
сердца.
Сердце –
главный центр мышления и основа развития высших уровней ощущения жизни.
Чувствования, основанные на непосредственных показаниях духа и сердца,
становятся новым путем познания и опорой во всех действиях, которые благодаря
проникающему свету сердца обретают безграничность, простираясь в Пространство
Тонкого Мира и при высоком уровне согласованности духа – до Мира Высшего.
Чудесны
Свет и силы Мира Высшего. Об этих высших Огнях – Книги «Мир Огненный».
Что питает
дух, откуда сердце земное берет силы для подвига и к чему стремиться мысль
среди Бескрайних Просторов Бытия…? – К Наивысшему Несказуемому. Сознание Аум
питает Огонь и Мысль. Все станет поверхностным и пустым, если нет в глубине
человеческого сердца звучания, питающего и рождающего мысль.
«Братство» – Суть и Цель, Закон и Путь, Синтез
высшего познания и высшего действия. Закон Братства – Венец Учения Новой Эпохи.
Человечество, раскрывшее в себе высшего человека, пробудившего дух с его высшим
мышлением, высшими устремлениями и способностями, такое человечество неминуемо
придет к осознанию Пространства и реализации Братства как Закона Жизни, как
закона мышления, закона познания. Ибо в
Беспредельности нет «я», но царит «Мы».
Принять
осознание Огня и Мысли как основание Жизни – значит
прежде всего обрести опоры в высшем сознании – сознании Братства. Едино Сердце,
Един Дух, Един Свет, Красота Едина и Един Высший План Творящих Идей.
Познавать
Учение, познавать многообразное творчество семьи Рерих, значит, прежде всего,
следовать начертанному пути познания Огня и Мысли.
Труды Елены
Ивановны и Николая Константиновича – это во всех формах раскрытие огненной
сущности всех земных ценностей, всех высших понятий. Поэтому другое название
Агни-Йоги – Живая Этика.
Картины
Н.К. Рериха – Окна в Мир Духа. Учреждения, основанные великой семьей, – пример путей
единства творчества земного и духовного, примеры синтетического духовного
творчества, в котором нет привычных разделений на формы искусства, привычных
условностей метода. Картины Н.К. Рериха полны мысли, и мысль выражена ясно,
четко, средствами, соответствующими высоте духовного видения. Картины необычны
именно действием мощного сознания, высокой синтетической мысли, для которой
гениальность художника нашла пути к сердцу человека. Это Огонь с его
бесконечным многообразием форм и
возможностей проявления. Поэтому литературно-художественные творения
Мастера не менее синтетичны: это наука и искусство одновременно. Какой
великолепный пример того, что все подлинное не подчинено условным границам,
созданным интеллектом. В реальности нет границ между исследовательской мыслью и
чувством Красоты, нет отдельно взятых науки и искусства. Сейчас все
искусственно разделено. Но жизнь и творчество в Новой Эпохе будут основаны на
этом Законе Жизненности, Естественности. Но объединение не будет внешним, оно
придет изнутри, из возросшего сознания и живого ощущения Духовного Бытия,
которое есть Синтез – Сердце, Реальность. Есть Искусство как Знание и Красота,
и есть методики, которые временно именуются наукою. Но «Знание есть
Искусство, наука есть методика» – Сказано в Учении. Пакт Мира, Пакт Культуры
– это пример деятельности Новой Эпохи и первое явление приложения Огненного
Знания в земной жизни. Беречь культуру – можно лишь в осознании Огня и умения
претворять Энергии Высшие в формах
земных. Ибо культура – Огонь, претворенный в сознании. И это единый и
единственный мост человека ввысь, к Высшему развитию – путь эволюции. Именно
поэтому культура – самое ценное, что имеет человечество.
Sat. Cit. Ananda. Великая Ведическая
формула, направляющая сознание от иллюзий к Реальности. Реальность – Свет –
Сознание. Счастье – в возможности сознавать Бытие. Свет в их Бесконечности.
Учение, все книги и картины Николая Константиновича – направлены к раскрытию
очей человеческих: от иллюзий к Реальности, к Сознанию Бытия как Света – Огня.
Огонь и
Мысль как высшие претворения Огня – единая цель человечества, и единая цель
всех трудов – в искусстве, познании, во всякой земной деятельности; лишь Свет и
создание условий для большего и большего проникновения высших и тончайших
энергий, а с ними и высших возможностей.
В науке, в
искусстве, во всяком земном деле ценна лишь вложенная мысль, которая есть и форма и энергия деятельности. Сказано, что множество
действий человеческих остаются на поверхности бытия, не затрагивая глубоких
слоев, ибо не сильна, не глубока мысль, вложенная. Но мысль
устремляется огнем духа, и дух обретает силу
в стремлении к Наивысшему, к Первоначалу Жизни. В этом
невыразимом стремлении крепнет огонь, иначе говоря, накапливается энергия
психическая, и это невыразимое стремление есть и одна из высших форм мысли и
основание для высшего мысленного творчества.
Все
истинные ценности жизни – это ценности мысли и Огня, остальное – мнимости,
иллюзии, вредные и нередко разрушительные.
Можно рассматривать понятие «Огонь» в трех важных аспектах:
1) Огонь – как
Первооснова Бытия, как Высшее Начало Бытия.
2) Огонь как
Единая Энергия Бытия.
3) Огонь – психическая энергия – энергия сознания, энергия мысли –
сердца – наивысшая ценность в жизни, равно как в Беспредельности, так и на
Земле.
Во многих Великих Учениях говорится об Огненной Основе Сущего. Все высшее понятия человеческого языка восходят к
сущности психической энергии, сущности Огня..
У Платона: «Ум, озаренный
Светом», светом «матери Муз» и богини памяти Мнемосины – единственная
возможность человека подняться над материально обусловленным бытием,
единственный путь из Пещеры к Свету. Это Память о Высшем Мире, это Память о
Тонком Мире делает ум человека созидательным и направленным вглубь вещей,
явлений, вмещать свет мудрости. Необходимо, чтобы сознание было направлено к
Высшему Миру: к Свету и Высшим Идеям, созидающим Бытие.
Огненность духа и мысли делает разум способным постигать суть
возвышенных Учений древности и вмещает Идеи Нового эволюционного Времени.
Сегодня, в Свете Учения, возможно обрести более
глубокое понимание Учения Платона, Плотина, Оригена. В Свете Законов о Мысли и
Огне только и возможно истинное понимание аллегорий духовных Учений Будды,
Иисуса Христа. Ключами к пониманию являются Единые для всех Планов Законы
Энергии и мысли. Вся суть нравственного, интеллектуального, духовного развития
и воспитания человека сводится к Огню, концентрируется в понимании высших
качеств утонченной психической энергии. Любовь, самопожертвование,
единение, сотрудничество, сострадание, взаимопонимание, терпение и терпимость,
– все это качества психической энергии, аспекты огненной силы человека.
В Учении психическая энергия названа «органом четвертого измерения и орудием
света». «Показания энергии безошибочны». («Братство» §28).
«Стихия Огня, самая вездесущая, самая творящая, самая жизненосная менее
всего замечается и оценивается. Множество пустых, ничтожных соображений
занимает человеческое сознание, но наиболее чудесное ускользает…» («Мир Огненный» I, §1).
«От обычных световых образований, доступных
открытому глазу, до сложных огней сердца, все вводит нас в область Огненного
Мира». («Мир
Огненный» I, §1).
«Сложные огни сердца» – это ассимиляция Энергий Дальних Миров, отклик индивидуального
духа на Высшие Энергии Надземных Миров.
По огненности можно различать людей: «Одни вечно
стремятся и не могут существовать без этих возвышающих движений – будьте уверены они принадлежат и стихии Огня» («Мир Огненный» I, §2).
Т.о. все ценности Бытия концентрированы в понятии «Огонь». Огонь 1) в
основе сознания; 2) во всех тончайших способностях человека;.3) в основе
Познания.
1. Огонь – в Основе Сознания. Синтез Мысли и Огня дают явление сознания.
Великий Закон Иерархии базируется на главной Ценности – на Сознании,
которое есть Свет, Мысль и Огонь – на Законе Огня.
2. Иерархия сознаний является проявлением различных степеней освоения
Духом Огня, –различных степеней Единства Сознания и Света, и потому все высшие
способности духа – закономерное следствие развития сознания.
«Силы, которыми обладает
Будда, не чудесны, ибо чудо есть нарушение законов природы. Высшая мощь Будды
вполне согласуется с вечным порядком вещей. Его сверхчеловеческие способности
"чудесны" постольку, поскольку деятельность человека должна казаться
чудесной низшим существам. "Подвижникам, борцам истинного знания так же
естественно выявлять свои необычные способности, как птице летать и рыбе
плавать"» (Е.И. Рерих «Основы
Буддизма», стр. 26).
3. Огонь – это путь обретения истинных познаний. Сознание, утончаясь,
обретает соответствие все более и более высоким вибрациям.
«Трепетом озаренности притекают истинные знания» («Озарение» Кн.3, Гл.V, §7).
Единая
Огненная Энергия в сущности своей несказуема, невыразима. Но проявленная во
множестве энергий, энергий, из которых лишь малая часть известна человеку,
(таких как электричество) это все же Единая Нерушимая Энергия Жизни – Огонь.
Огонь – во всех проявлениях жизни, в каждой проявленной форме жизни, от малейшей до величайшей.
«Символ огня был во всех учениях
находим, и в Космосе огонь утверждается, как явление жизни. Сущность
огня настолько сияюща, что невозможно определить и сказать.
Космическое
Дыхание есть огонь Пространства. Все космические проявления насыщаются огнем, и
мысль человеческая есть огонь». («Беспредельность»
II, §372).
Т.о. мысль
утверждается как высшее проявление Огня, как кульминация возможностей Огня.
Высшая Мысль, так же как и Высший Огонь, несказуема, невыразима в земных формах
и словах.
«Огонь Брахмавидьи замечается лишь в глазах. Слово не выражает его, и
начертание не изображает его, ибо пламя его в той мысли, которая не выражается
через телесную оболочку. Только зеркало глаз пропускает искры высшей мысли. Те
глаза различат искры космических лучей, которые грубое зрение назовет просто
светом солнца». («Агни-Йога»,
§139).
Мысль –
единое орудие человека в Беспредельности. Мыслью выявляется Огонь океана
Пространства, мыслью оформляется. Только благодаря Мысли Огонь становится инициирующей
силой, порождающей и направляющей все творческие процессы в Космосе. Благодаря
Мысли Огонь становится Эволюционной силой.
«Мысль дает
форму; мысль дает направление; мысль дает жизнь; мысль дает творчество; мысль
дает притяжение устремленного Магнита». («Беспредельность» II, §372).
Учение
предлагает сознательно наблюдать за процессом мышления, выявляя, ощущая его
слои, принадлежащие к Тонкому и Огненному Мирам.
Земная мысль укрепляется мыслью Тонкой, очищается и проверяется Мыслью Высшей.
Нужно привыкнуть ощущать глубокое течение мысли на высших уровнях сознания,
иначе говоря, проверять мысль на огне сердца и сознательно направлять внимание
на принятие энергий с высших планов сознания. Мысль несказуема, является теми
озарениями и вдохновениями, которыми ценно всякое творчество.
«Мысль по своей безвременности и безмерности принадлежит к Тонкому Миру. Но
и в этом построении нужно различать еще более глубокие возможности. Мысль
огненная идет глубже мысли Тонкого Мира, потому огненная мысль справедливее являет
творчество высшее. Каждый при внимательности может различать эти два наслоения.
При обычном мышлении часто мы осознаем течение как бы второй мысли, очищающей и
углубляющей первую. Это не есть раздвоение мышления, но наоборот, это будет
признаком, что более глубокие центры принимают действенное участие. Этот
пламенный процесс имеет в Индуистской метафизике особые термины, но мы не будем
их касаться, ибо это приведет к спорам и к западной аргументации. Не помогут
такие прения, когда нам нужно напомнить простой факт мышления, связанного с
Огненным Миром. Даже дети восклицают: «Осветило!» или «Озарило меня!» Так
называются моменты решений правильных и мгновенных. Можно припомнить, как
решала задачи Ковалевская. Характерно такое огненное состояние, связанное с
Огненным Миром. Вы знаете, как поверх тонких мыслей являются глубинные, которые
иногда трудно отделить от мыслей Тонкого Мира. Это невозможно при состоянии
нашей планеты. Но одно ощущение этого двойного порядка мыслей должно заставить
вас осознать деление миров» («Мир Огненный» I, §102).
«Мыслетворчество
– явление основного закона… …пространство, напитанное мыслетворчеством,
сосредотачивает мощь огненную» («Мир
Огненный» I, §135).
Стихия Огня
является основной. И хотя в Космосе представлены и другие стихии, помимо
известных на Земле, стихия Огня Едина и вездесуща, ибо в ней в наиболее тонких
качествах проявлена Основная Энергия Жизни – Огонь.
«Стихия Огня самая действенная, самая быстрая, пространственная» («Мир Огненный» I, §514).
Пространство
исполнено Огня. Созидательный аспект Огненной силы выявлен и представлен
энергией сознания и энергией мысли. Мысль Высших Сознаний и мысль человеческая
огненно творят бытие. Стихия Огненная наиболее мощно явлена среди напряжений
мысли. «Разве не мыслью бережет человек свою планету?
Самые ценные вещества создаются мыслью. Сопоставьте дыхание мысли с
бессмыслием. Утверждаю, что люди могут составить мысленное сокровище, которое в
ритме с Космосом даст Новую Эру» («Мир Огненный» I, §514).
«Только подумайте, что каждый из нас носит в себе Огонь единый, неизменный
для всей Вселенной. Никто не желает представить себе, что сокровище вселенское
в нем. Стихии являются не единственными для всего Космоса; изменение качеств их
не дозволяет назвать их едиными, но огонь сердца одним своим магнитом соединяет
все мировые строения. Нужно подумать об этом преимуществе. Нужно приложить это
сокровище ко всему укладу жизни. Только один Свет Огня во всем мире. Мы можем
понять явление Огня на самых дальних расстояниях. Нет в этом ни
сверхъестественного, ни таинственного. Даже низший ученик уже слышал о
всепроникающем Огне, но только не осознал в своем применении» («Мир Огненный» I, §7).
«При напряженных огненных явлениях можно заметить одно проявление основного
качества Огня. Окружающие предметы становятся как бы прозрачными. Вы можете
засвидетельствовать это. Огонь как бы претворяет все огненные сущности и
открывает светоносную материю, лежащую в основании всеговняхо Сущего. То же
можно сказать о магните огненного сердца, своеобразно оно открывает огненную
природу всего приближающегося. Так можно наблюдать огненные качества через
огненное сердце. Только нужно найти это сердце и со всей бережностью приложить
его к опыту» («Мир
Огненный» I, §11).
«Окружись Огнем и стань невредим – Завет древнейший. Но при огрублении люди
стали забывать, о каком Огне указывалось мудрыми. Огонь стал физическим, и
появились магические круги Огня. Так люди всегда умаляют сущность свою.
Конечно, всякий живой Огонь целителен, но никакая смола не может сравниться с
Огнем сердца. Пусть хотя бы помнят о качестве земного Огня. Но, поистине,
пришло время снова обратиться к первоисточнику. Иначе нельзя переступить
границу, у которой уже стоит человечество» («Мир Огненный» I, §15).
«…огненные Врата не закрыты – стучитесь и откроется вам.
Так все Учения зовут к Огненному Крещению» («Мир Огненный» I, §16).
«Мысль есть
тот же Огонь в особом состоянии. Будучи уже извлеченным из Сокровищницы
Пространства, он возвращается в Пространство уже в претворенном состоянии, со
всеми качествами сознательной силы, имеющей продолжительную жизнь, следствие,
обусловленное творящей причиною и качество неуничтожимости. Мыслью творится
Бытие во всей Беспредельности. Потому так велика роль человека в Космосе,
человека – призванного мыслителя, творца. Потому так велика ответственность и
так необходимо огненное познание бытия. Каждая мысль по своим последствиям
может являться как великим творцом, так и разрушителем. «Так каждая устремленная мысль может двинуть дух на
подвиг. Потому Мы так высоко ставим оформление мысли. Каждая великая мысль
сливается с Цепью Иерархии. Так строится эволюция». («Агни-Йога», §664).
Учение
призывает человечество полюбить процесс мышления, осознать саму жизнь как
мыслительное творчество, которое, утвердившись огненно («пусть
каждая мысль может быть повторена перед Огненным Миром» («Мир Огненный» I, §634)), делает
человека победителем смерти, ибо для мыслителя не существует преград материи и
границ Миров. Именно потому в Учении Великого Платона мудрость и бессмертие –
синонимы, у Гермеса, у Пифагора, позднее и Плотина, Путь к Высшему Миру
указывался как путь высшего мышления, путь овладения высшей мыслью. Учение,
данное теперь, уточняет: Огненным мышлением должно овладеть человечество.
«Красотою пройдете, в ней Путь ваш». «…в Новом Веке мысль есть пространство» («Сердце», §54).
Мысль суть
проявление Огненной стихии. Продукт сознания, она являет на своих высших
уровнях высшие степени огненной энергии, и высшую творческую мощь духа. Во всем
пространстве Беспредельности проявлено творчество: от огненных импульсов,
инициирующих и направляющих индивидуальное творчество (психозерна), до
созидания планетных тел, Миров – все движется Мыслью. В Океане Мысленного
Творчества Высшие Уровни являют Огненное Творчество Высшего Космического
Единства – Единства Высших Сознаний, определяющего направление космической
эволюции. И на земле мысль строит будущее, объединяясь с Мыслью Иерархии Света
в напряженном одолении стихийного хаоса, в претворении и трансформации
Космических Энергий в созидающие силы для земного строительства. И на земле, и
в Тонким, и в Огненном Мире – единою силою творится
бытие – Силою Мысли.
«Заметьте, что при перечислении Миров Мы как бы опускаем Мир Мысленный,
неслучайно это. Мир Мысленный составляет живую связь между Тонким и Огненным,
он входит как ближайший двигатель Мира Огненного. Мысль не существует без Огня,
и Огонь обращается в творящую мысль. Явление мысли уже понятно, также осознаем
и Великий Огонь – Аум!» («Мир
Огненный» I, §84).
Великие
Законы Бытия – Это Законы Огненных Процессов. Именно Огненные Закономерности в
основании таких Великих Законов, как Закон Причинности, Закон Иерархии, Закон
Беспредельности, Закон Сердца, Закон Напряжения Духовного, Закон Соизмеримости,
Закон Единства Миров, Закон Духовного Фокуса и др. Одним из Величайших Огненных
Законов является Закон Мысли.
Одним из
важнейших Заветов Учения является «Завет о ясности сознания» («Мир
Огненный» I, §105). – Завет, на котором
человечество должно строить весь процесс своего развития и совершенствования.
Ясность сознания – качество, которое может быть обретено на пути осознания
Тонкого и Огненного Мира, на пути развития четкого и глубокого мышления и
принятия критерия Красоты – во всем…
Качества и возможности
психической энергии.
На новой стадии развития
человечества психическая энергия должна стать сознательным орудием
деятельности, творчества, познания. Необычные силы и возможности, сегодня
проявляемые отдельными людьми – это следствие стучащейся огненной силы, новых
возможностей человека, еще неосознанных, неисследованных и потому нередко
становящихся разрушительными. Нельзя запрещать или игнорировать проявления
энергии. Пора встать на путь Просвещения. Необходимо познание, исследование и
приложение тонких энергий к жизни в
соответствии с Едиными Законами Огня, которые являются и Едиными
Законами Бытия: Закон Сердца, Закон Иерархии, Закон Братства, Закон Сотрудничества
Светлого, Закон Света, Закон Эволюции и множество Законов накопления и развития
энергии, законов развития мысли, опирающихся на энергию сердца… Едина энергия
психическая. Учение говорит об этом качестве единства как о главном стимуле
познания психической энергии: это ее единство во всех Мирах, на всех Планах
дает реальную возможность бессмертия.
Важнейший
Закон психической энергии – Закон Соответствия. Как носитель психической
энергии и сознания, «Человек представляет из себя магнит, свойства
которого очень многообразны. Лучше всего можно явить то влияние, которое
оказывают на человека Высшие Силы и темные поработители. Когда центры и
сознание развиваются соответственно, сила магнита становится неуязвимой, ибо
этот магнетизм является соответствующим Высшей Силе. Но дух, насыщенный
низменными течениями, не может привлекать к себе. Магнитные токи устремляются
только силами, притягивающими их» («Мир Огненный» III, §332).
Так Учение
утверждает необходимость устойчивой связи сердца с Миром Высшим – Источником
Света, Источником Высшего Магнетизма.
«Утратив притяжение, невозможно отвечать на вибрацию. Человек – магнит, так
запомним на пути к Миру Огненному» («Мир Огненный» III, §332).
Этот Закон
Великого Магнетизма является Одним из Основных Законов
Огненной Энергии, проявляется он многообразно и должен быть понят во всех
проявлениях бытия и творчества. Человек творит, привлекая из Пространства
соответствующие энергии: «На пути к Миру Огненному
устремимся к притяжению и претворению пространственных энергий» («Мир Огненный» III, §306). Человек осуществляет переход в Тонкий Мир по окончании земного
срока – также в соответствии с накопленными энергиями. Энергии духовных
устремлений творят будущее в Тонком и Высшем Мирах. «Именно, безысходность становится уделом лишенного тонкого устремления» («Мир Огненный» III, §307).
«Утончение духа есть ключ к Вратам Огненного Мира» («Мир Огненный» III, §307).
Благодаря
энергии огненной человек является сотрудником космического творчества. Чем тоньше
деятельность огненных (духовных) центров сознания, тем более у человека
возможностей быть участником космических
творческих процессов. «Пространство наполнено сейчас различными явлениями
строительства. Истинно, огненное сердце строит самыми огненными способами» («Мир Огненный» III, §300).
Во всех
проявлениях активности человека решающее значение имеет сила и качество энергии
психической. «Нельзя сгармонизировать труд без психической энергии» («Братство», §32). «Нельзя
находить взаимное понимание без психической энергии». И
главное - «Приближение к Братству требует развития всеначальной энергии, без
этого, при спящих центрах, не возможно осознание тонких восприятий. На таких
тончайших вибрациях построено Братское сотрудничество». («Братство», §32).
Следует
осознать Огонь не абстрактно, не отвлеченно, но как живую энергию,
сосредоточенную в сердце. Вся отвлеченность от реальности жизни, все
релятивистские подходы в гуманитарных науках, скепсис в философии, которым
заканчивается эпоха интеллектуализма – все это от неосознания Энергии Жизни, от
недостатка восприятия Огня чувствами духа. Мысль есть Огонь. И жизнь
переменится к духовности лишь тогда, когда не формы, не внешности, но огненная
суть мысли станет единой и единственной ценностью для людей. Тогда будет понято
– прочувствовано, что «идеи управляют миром». Эта и другие Великие формулы
Платона обретут жизненность лишь при осознании Огня, живой энергии, наполняющей
жизнь. И ответственность человеческой жизни – это ответственность перед Огнем,
Огненной Сущностью Мира и за осуществление Огня.
Все лучшие
достижения жизни есть осуществление Огня.
Огненность духа и мысли являют достижения человека и человечества.
«Мужество
усиляется правильным развитием психической энергии. Правильное развитие нужно
понимать, как естественный рост…» («Братство», §77).
«Не только
психическая энергия должна быть изучаема, но ее нужно сознательно применять в
жизни. Такое созидательное сотрудничество как Братство, нуждается в психической
энергии. Нельзя сгармонизировать труд без психической энергии. Нельзя находить
взаимное понимание без психической энергии.
Нельзя
начерпать терпение и терпимость без психической энергии – во всем нужно
применение самой всеначальной энергии». («Братство», §32).
Мысль и
Огонь (психическая энергия) – ключевые понятия Учения и должны стать
действующими реальностями жизни. Сказано о Мысли и Огне как Ключе от всех врат.
Человеку суждено соединить Миры. Но для этого надо осознать Мир Тонкий,
осознать Мир Огненный. Ключ к Миру Тонкому – доверие, Ключ к Миру Огненному –
бесстрашие.
«Действительно,
предубеждение и недоверие могут скрыть истинный лик Тонкого Мира. Даже в земном
состоянии человек видит то, что он хочет, тем более в Мире, где все складывается мыслю. Там обитатели могут создавать и узреть
по степени своего мышления.
Иметь
чистое мышление полезно, именно оно знает смысл доверия» («Братство», §14).
Мысль и
психическая энергия нераздельны.
«Сущность огненного иммунитета была описана Зороастром. Он указывал, что
люди из каждой поры кожи могут вызывать огненные лучи, которые поражают всех
вредителей. Человек, покрытый бронею защитною, не может получить никакое
зараженное явление. Можно усилить это напряжение соединением с Иерархией. Так
сердце становится, как солнце , испепеляющее все микробы» («Мир Огненный» I, §17).
«Нужно привыкать, что каждая мысль есть общение с Огнем. Потому стыдно
иметь мысль невежественную или ничтожную» («Мир Огненный» I, §33).
««Чаша» полна Огня. Наслоения и отложения в «Чаше»
представляют продукт огненный. Так мы, прежде всего, существа Огненные. Только
при этом убеждении мы начинаем растить и так называемые Огненные Крылья.
Не огненные ли капли стучатся к нам? Не огненные ли волны напрягают ритм?
Пусть каждое напоминание об Огне служит насыщению торжественностью» («Мир Огненный» I, §26).
Овладение
огненной стихией раздвигает границы плотной материи, делает плотную материю
проницаемой для человеческого сознания, человеческих органов чувств, а тонкую –
бесконечно познаваемой – для разума и сердца. Но главным
достижением человечества будет сознание Единства. Едино и нераздельно
человечество в Огненном Океане Бытия. И все разделяющее спадет вместе с пеленою
иллюзий. Едино огненное зерно сущности в человечестве, едина Цель – Свет, и
Един Оплот – Иерархия Света.
Огонь и Мысль – Основание
Новой Эпохи и новая ступень эволюции.
Человечество
процветет развитием мышления, овладением Светлой Мыслью Духа. Искусство,
творчество и медицина изменятся на применении силы мысли, силы огненной,
сокрытой в каждом чистом сердце и ровно принадлежащей всем – как разлитая в
Пространстве Мощь. «При каждой болезни можно применять мысленное
лечение или облегчение. Но такая мысль должна выталкивать болезнь из организма
со всею силою без колебаний и без промежутков. Приходим опять к тому же Огню,
порождаемому мыслью. Все лечения лучами, тепловым воздействием, световыми
применениями являются теми же огненными воздействиями, которые слабы по
сравнению с мощью мысли. Потому самый жизненный совет – развивайте мысль
огненную» («Мир
Огненный» I, §99).
Для
мышления высокого, озаренного необходимы накопления высокого качества
психической энергии. Индивидуальная мысль растет, в соответствии с Законом Сотрудничества
и Законом Согласования, путем соприкосновения и согласования с Высшей Мыслью
Пространства. Психическая Энергия – Огонь – нарастает Огнем,
т.е. путем ассимиляции Огня Пространства, иначе говоря – Красотою! И
мысль инициируется и растет восприятием и ассимиляцией Огненных энергий
Пространственного Творчества, этих «Даров Небесных», Великих Анонимных Даров
Мысли, даров духовного творчества, составляющих Единую и Всеобщую Сокровищницу
Пространства.
«Огонь сердца соприкасается с Огнем Пространства. Только этими способами
получается зарождение, вернее оплодотворение мыслетворчества» («Мир Огненный» I, §91).
Суть
человеческого Бытия может быть понята как реализация Огненного Облика человека
и тем достижение единства с Космосом. Черпая жизненные силы из сокровищницы
Природы, человек должен мыслить, как отдать силу, претворенную в творчестве,
огонь, претворенный в мысли. «Мало понимается
Лаборатория Вселенной. Великое Выдыхание и Вдыхание Космоса нужно применить ко
всем проявлениям. Именно, не задумываются над общением сил выдаваемых и сил
возвращаемых в сокровищницу Космоса. Так роль человечества не состоит лишь в
том, чтобы заимствовать, но в том, чтобы, насытившись, отдать силы, общаясь с
Огнем Пространства» («Мир
Огненный» III, §268).
Так,
утверждая Огненный взаимообмен – как основу понимания земного творчества, можно
выстроить новые пути к объединению Миров – по Огненному Мосту энергии мысли,
энергии психической. «Каждое явление может послужить связь между духом и пространственным
Огнем» («Мир Огненный» III, §259).
«Величайшее задание утвердить новое
тонкое сознание» («Мир Огненный» III, §261).
Пришло
время человечеству осознать дух в себе – как огненное сокровище, как основу
Бессмертного сознания, устремлено пройти
к самопознанию, утвердившись в честности, осознав путь жизни – как путь
Огненного Служения.
***
«Самый ужасный бич человечества есть его узкое мировоззрение. Лучшие люди
думают, что явление их кругозора есть главный ключ к спасению Мира, но границы
этих мировоззрений не идут дальше физического мира…» («Мир Огненный» III, §334).
Жизнь
преобразится осознанием Огня и осознанием Мысли – как энергии Огня. От этого
осознания придет и иное, высшее качество всей жизни. Чувствительность к
энергиям тонким и высшим, которые могут быть объединены единым понятием «Огонь
Живой», и одной из которых является мощная энергия мысли. Эта чувствительность
потребует и нового утончения всей деятельности, и утончения познавательных
целей. Внимание направится вглубь и ввысь. И озаренность станет непременным качеством
всякой мысли и вдохновенность обязательным качеством всякого действия. Что есть
озаренность мысли? Не метафора, не эффектное сравнение, но осиянность высшими
энергиями, результат осознанного Общения с Миром Высшим. Что есть
вдохновенность действия? Это присутствие в действии Высшей Идеи, зерна
огненного. Такое действие и такая мысль становятся источниками новых творческих
огней… Иными словами, только присутствие духа и
Высшего Мира в действии и мысли делает это действие, это познание, это мышление
– ценным явлением. Таким образом, познание огня и мысли внесет новые критерии в
жизнь и жизнетворчество.
Мысль –
Огонь – основание новой ступени
эволюции человечества. Сокрытые родники внутренней силы человека, нераскрытые
возможности духа проявятся на основании принципа огня: огня духа и огня мысли.
На смену человеку внешнему с его, оторванным от духа интеллектом и чувствами,
на арену жизни выйдет человек – внутренний, с его духовным разумом и духовными
чувствами. Это будет ступень завоеванного бессмертия. Сознание, поднявшееся на
этот уровень эволюции, уже не подвержено затмению в связи со сменой планов
бытия.
«Понимание огненных центров есть
самое существенное задание» («Иерархия»,
§238).
«Утро человечества наступит, когда
явление понимания Огня войдет в жизнь» («Мир Огненный» I, §4).
Что дает
познание Огня и Мысли?
Новым основанием жизни, деятельности, творчества будет Единство. Единство
науки, искусства и жизни, основанное на непосредственном ощущении качества
энергий проявленных. И это качество энергий будет главным критерием. Ощущение
живого Океана Бытия, в котором нет условных разделений, а есть лишь степень
Красоты, степень Мысли и постоянно обновляющиеся формы…
«Строительство новых оснований будет заключаться в установлении равновесия
и в установлении координации между наукой, искусством и жизнью. Равновесие
нуждается в просмотре всех утверждений. Так Мир нуждается в великом явлении
равновесия». («Мир
Огненный» III, §93).
Осуществится
объединение науки и религии, т.к. без любви к Высшему Миру не могут быть
открыты и Высшие Врата познания. Исследования не отрицают почитания Высшей
Основы Бытия. Сердце, почитающее Источник Высшей Жизненной Энергии, и ум,
исследующий качества, силы Океана Единства – не будут антагонизмами, но двумя
крыльями сознания восходящего.
«Религия и
наука не должны расходится в своей сущности. Тонкое
изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не
электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе.
Материя утверждается как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет
отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие
божественности Огня, так же как и религия не может наложить запрет на тонкие
анализы, являемые наукой. Таким образом утвердится
понимание и гармония понятий религии и науки. Можно провести такую тонкую
параллель между наукой и религией, которая усмотрит все высшие стадии» («Мир Огненный» III, §60).
Мысль излучается
и воспринимается – сердцем. Сердце должно обладать мощью психической энергии
для созидания высокой мысли, мысли, не скользящей по поверхности бытия, но
проницающей, и для восприятия высокого уровня мысли, мысли огненной,
воспринимаемой как искра, как огненное касание духа. Мир управляется Идеями. Но
Идеи – это зерна огненные.
Осознанием психической энергии человек преображает земную жизнь,
поднимаясь сознанием в область Незримого сущего. Охватывая сознанием все
большее и большее Пространство жизни, все более и более Тонкие Планы Жизни,
человек одолевает таким образом границы плотного мира, преодолевает ограничения
физической материи, обретая реальное бессмертие, которое есть не что иное как
огненное сознание Бытия. Человека с потенциалом психической энергии в ее
высоком качестве отличает духовная бодрость, неистощимый оптимизм, добрый
взгляд на мир, радость, основанная на видении глубоких планов явлений и
чувствований все покрывающего Света.
Психическая энергия – огонь и наделяет мысль, разум всеми качествами огня:
подвижностью, тонкостью, проникаемостью, устремлением… Огненная мысль стремится
к высшим познаниям, ничем не ограничиваясь, основываясь на знании духа, для
которого нет недоступного. Огненное
сознание не привязано к формам жизни, формам творчества, деятельности, но
всегда готово устремлятся туда, где в нем явлена настоящая необходимость.
Подвиг, сознание подвига – явление огненного сознания. Чем более человечество
будет принимать в сознание огонь, чем более жизненно подойдет к принятию огня,
психической энергии, во всей тонкости ее свойств, тем более быстрее пойдет
процесс духовного, нравственного и физического очищения планеты.
Не трудно
осознать искренность – как основу всякого начинания, не трудно осознать
доброжелательность – как основу всякого сотрудничества, не трудно как принцип
жизни принять духовную настороженность, чуткость к происходящему, чуткость к
Пространству, наполненному мыслью и трудом многих...
«Если бы
люди осознали, в каком видимом и невидимом сотрудничестве они могут
участвовать. Если бы люди осознали насколько они могут
приумножить свои силы в сотрудничестве с Братством. Если бы они хотя бы
помыслили о сотрудничестве, которое может быть явлено каждое мгновение». («Надземное», §98).
«Утверждаю,
что книги мало воспринимаются, но явление всеначальной энергии может быть
отличным путеводителем. Она нередко помогает найти нужную книгу и выбрать из
нее желаемое. Но только нужно быть внимательным. но и к этому качеству нужно воспитывать себя» («Братство», §115).
Вдохновение,
озарение – понятия, не имеющие определения в психологии – в свете знаний о
психической энергии обретают точное и определенное научное содержание.
«Воображение
есть накопление действительности» («Братство», §116).
Приток
тонких и тончайших энергий, обогащение индивидуальной энергии и сознания
притоком тонких и тончайших энергий и ассимиляция их сознанием.
Осознанное
озарение – есть цель и результат осознанного стремления сознания к Общению с
Миром Высшим – на основе любви и бескорыстия, творческих и подвижнических
стремлений.
Как
приступать к познанию и исследованию Огня.
В
многочисленных статьях своих Николай Константинович говорит о живом, жизненном
восприятии высоких понятий, восприятии их как энергий, и в их смысле, и в сущности их звучании,
которое не случайно, но порождено течениями огня, ритмами Огня.
«Истинная готовность к восприятию озарений образуется не какими-то
насильственными сопровождениями, но именно такою же простотою, которая лежит в
основе всех значительных действий и событий» (Н.К. Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр. 26 / «Из Кайласа»).
В статье
«Дары небесные» Николай Константинович пишет: «Если бы только люди
постоянно проявляли большую заботу и благоговение ко всем небесным посылкам,
которые непрерывно озаряют сумерки нашей суетной жизни!
Озарение Свыше проявляется в человеческом сознании с быстротою
молнии. Все от Высшего. И то, что Свыше,
естественным образом направляет человеческое сознание к действию неотложному…
Именно из
глубины сердца рождаются такие понятия, как божественность, величие,
восхищение, трепет, радость. Без сердечного преображения все лучшие слова
останутся лишь мертвыми созвучиями. Потому издревле говорится
о том, как лучшие дары должны быть восприняты и достойно приближены к земному обиходу» (Н.К. Рерих «Гималаи
– Обитель Света. Адамант», стр. 9 / «Дары Небесные»)
«Сейчас, во времена Агни-Йоги, стихия Огня снова входит в сознание,
и все сокровища земли почитаются» (Н.К. Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр.13 /
«Сокровище снегов – Гималаи»).
Все есть
Огонь. Огонь во всем, что живо, жизненно. Градации Огненного, градации
утонченности, градации Света во всем. И от человеческого сознания зависит
степень, количество Света на земле, ибо сознание человека – мост связующий. И
будут Дары Небесные явлены на земле в истинном и светлом явлении всех вещей и
всех земных дел и отношений – зависит только от трудов человеческого сознания,
от подвига, который и составляет сущность человеческой жизни: Мост связующий
Мир Высший и Мир земной.
«Во многих
эпических сказаниях говорится о посылках Даров Священных на просторы земные.
Этими сказаниями старались заранее предостеречь человека от легкомыслия и
ввести достойное понимание в его сознание.
Дары Неба,
не принятые с любовью и заботою в жизнь земную, будут как крылья оторванные, которые несмотря на красоту несказанную, все равно будут
оставаться отсеченными…
Возделывание
Даров Небесных в земных условиях наука трудная. Именно трудная,
ибо это познание рождается в трудах. Именно наука, ибо многие опыты, многие
испытания должны произойти прежде чем цветок Священный
сам распустится неповрежденный во всем своем сужденном великолепии» (Н.К. Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр. 10 / «Дары Небесные»).
Обратим
внимание: и понятию наука здесь же дано новое определение, открывающее сознание
к пониманию того, что только жизненное, только имеющее отношение к Огню –
действительно научно. «Испытание» жизни в ее высших возможностях и качествах –
это огненное творчество, огненное познание, огненный путь эволюции. Во многих
статьях Николая Константиновича раскрывается суть научного познания как
огненного испытания жизни, наука как осознание и исследование Огня и осознание путей к Огню. «Три Великих
Дара посланы человечеству. Познание единого духа вносит в бытие единство любви
и религий. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание Космической энергии приносит идею о единой, всем доступной
мощи» (Н.К.
Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр. 191 / «Новая Эра»)
***
Николай
Константинович много говорит о явлениях мученичества в науке, именно из-за
того, что много мертвенности и формализма, желание Света и Истины проявленное
правдиво и чисто, создало бы возможность новых путей уже давно.
«Томас Юнг и
Френкель были публично осмеяны… за открытие световых волн.
Академия
наук в Петербурге не хотела иметь в составе своем Менделеева.
В 1878 году
Буиллио, член института, присутствуя при демонстрации Демонселем фонографа
Эдисона перед французской академией, объявил, что это только фокус, а через
полгода предупреждал академию не верить «американскому шарлатану».
Незадолго
до этого и существование самой Академии отрицалось.
Так бывает, но так не будет на новых путях» (Н.К. Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр. 191 / «Новая Эра»).
Все толкования, все суждения бесполезны, бесполезны и явления
пустой траты слов, «покуда не будет истинного понимания мира» (Н.К. Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр. 191 / «Новая
Эра»).
Истинное
понимание мира сначала приведет к осознанию различия между «механической
цивилизацией» и «грядущей культурой духа». И эти пути культуры духа основаны на
применении психической энергии осознания мысли как реальности и действия,
находящегося в основании всех зримых и незримых продвижений творчества,
деятельности.
Как же
подойти к новым завоеваниям? Николай Константинович отвечает: «Много будет
достигнуто, если исследователи, смелые и радостные, будут знать, как подойти к
истинной природе вещей без предрассудков, так свойственных нашему
«цивилизованному» состоянию. Жизнь по-прежнему полна предрассудков, приличных
разве темному средневековью. Тем не менее именно
сейчас лучшее время для прихода истинного знания и Красоты» (Н.К. Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр. 191 / «Новая Эра»).
«Слишком много низкоземного облепляет сердце, отягощает его,
одурманивает» (Н.К. Рерих «Гималаи –
Обитель Света. Адамант», стр. 27 / «Из Кайласа»).
Как надо
вести повседневные и постоянные наблюдения за проявлениями психической энергии,
при постоянном напряжении мыслительной деятельности и осознании
непрекращаемости посылок Мира Высшего – в каждой статье Николая Константиновича
можно найти это обучение умению исследовать на основе мышления и постоянного
наблюдения. Этим примером живого исследования исполнены все Дневники Николая
Константиновича. О Красоте ли Гималайских гор пишется, об удивительном
проявлении мудрости простых людей, или о знаковых явлениях культуры, об обликах
ли людей, или обликах природы – везде примеры исследовательски направленного
мышления и проницательного взгляда, ищущего причины всякого явления в Измерении
Огненном. Так в очерке «Из Кайласа» Николай Константинович говорит о
характерном признаке огненных прозрений: простота, естественность, которые
основаны на постоянстве настороженности, на постоянстве чуткости, ставшей уже
основой жизни, чертой духовного характера.
«Во всех
случаях прозрения, прежде всего, поражает какая-то особенная простота и
непосредственность. Точно бы сидите вы в глубине комнаты, а кто-то подошел к окну и
стал рассказывать вам о происходящем на улице» (Н.К. Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр. 25 / «Из
Кайласа»).
«Сейчас
хотелось бы обратить внимание на то, что наиболее истинные проявления всегда бывают сопряжены с необыкновенной простотой,
непосредственностью и очень часто со стремительностью. Так же часто человек
прозревший говорит не тогда, когда его спрашивают, – не во время вопроса, а
иногда даже и безо всякого вопроса. При этом сказанное, даже очень срочное, будет
сообщено и тихо, и быстро, и как бы невнятно. Точно предполагается, что где-то
внимание уже настроено, что тот, к кому эта весть относится, уже ждет и сумеет
принять ее. Внезапность как бы отвечает настороженности… Так
же точно и в пределах прозрений какая-то незримая струна прозвучит и обратит
внимание. Благо тем, кто умеет хранить бережную настороженность. Для этого
нужна подготовленность. Но истинная готовность образуется не какими-то
насильственными сосредоточениями, но именно такою же простотою, которая лежит в
основе всех значительных действий и событий.
Сказано и о
внешних условиях, благодатных для Тонких и Высших Восприятий: «Именно в утреннем чистом воздухе, в радостном чистом сердце
возможны те великие восприятия, которые поникают в вечернем послезакатном
солнце» (Н.К.
Рерих «Гималаи – Обитель Света. Адамант», стр. 27 / «Из Кайласа»).
Здесь видим
и психологические выводы, основанные на наблюдениях, и изложение методов
исследования. Именно новая психология, основанная на познании и, прежде всего,
признании Огненного Измерения Жизни. Так 14 Книг Учения являют поток идей,
озаряющих сознания к действию и творчеству в формах обновленных,
соответствующих сознанию открытости «разомкнутости» физического плана в
Духовную Бесконечность. Работы Николая Константиновича – явления реализации
Идей Учения. В Учении звучит призыв к исследованию и познанию психической
энергии. Николай Константинович дает пример, показывает, каков тот
непосредственный и живой опыт познания и
исследования, требующий не формальной специализации, не особых условий и особых
прав – но живой лаборатории сердца и мысли. И право у каждого – «право
Эволюции».
Путь к Миру
Огненному лежит так же через исследования огненных явлений, через наблюдения и
исследования мысли, в ее различных качествах, являющих природу одного из трех
Миров (Планов): физического, Тонкого, Огненного. Наблюдение за всеми
проявлениями Энергии Высших Миров наиболее ценны и требуют не формальных
условий опыта, но чистоты сердца и постоянства наблюдательности. Каждый носит
лабораторию в себе самом. И касания Высшей Энергии явление сотрудничества с
Высшей Мыслью и явление приближения существ Тонкого и Высшего Мира, и цвет и
Свет, и Звоны Пространственные (явления напряженных потоков энергии) – явления
наполняющие Жизнь. Ждущие пробуждения человеческих сознаний к восприятию
действительности во всей полноте. «Просят люди о
чуде, но множество чудес около них. Нужно лишь очистить глаза от раздражения» («Мир Огненный» I, §519).
Для
наблюдений и опытов необходимо развитие огненной энергии. Мышление о Наивысшем, Любовь к Высшему Миру и Иерархии Света является
кратчайшим путем для накопления энергии и развития огненных восприятий. «Постоянно советует Йога: «Мысли о самом Высшем, что только может вместить
сознание твое»» («Мир
Огненный» I, §478).
«…все земное Бытие должно быть осмыслено до границ
Высшего Мира. Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные действия?
Конечно, можно. Легко представить целую жизнь как беспрерывный поток полезности
для других» («Мир
Огненный» I, §508).
«Умение распознавать, где великое, а где малое куется на том же огне сердца» («Мир Огненный» I, §509).
Необходимы
наблюдения за психической энергией и в индивидуальных, и в массовых проявлениях
(таких, как подъем энтузиазма или наоборот- массовая
подавленность). Поскольку психическая энергия едина для всех миров и законы ее
едины, то именно познание через естественное наблюдение и применение ее свойств
позволит человечеству проникать за пределы физической материи и в земной жизни
познавать Мир Высший.
«Нужно иметь сотрудничество всех народов, чтобы
заботливо отмечать и сравнивать явления психической энергии.
Такая
всемирность покажет единство высшей энергии. Только такими наблюдениями можно
естественно дойти до ясного представления о Мире Высшем» («АУМ», §311).
Советуется
начать наблюдение за психической энергией личной, замечая особенности ее
действия и помня об индивидуальности всех проявлений Основной Энергии и о том,
что «чем тоньше энергия, тем качества ее будут неразличимее на грубое
зрение» («АУМ», §269).
Но
основанием исследования будет качество, которое является «пробным камнем»
энергии: «будет чистота мыслей при желании принести самоотверженную пользу.
Лучи подвига будут лучшими светочами при изучении психической энергии. Внимательность
также будет другом таких опытов. Всякое предубеждение будет вредно» («АУМ», §269).
В книгах
Учения дано множество Указаний в помощь исследователю психической энергии (это
конкретные советы, сопровождаемые изложением теоретических знаний): «Психическая
энергия оседает на всех предметах. Осадки ее будут относиться к
пространственным отложениям, потому можно изучать не только состояние личной
энергии, но и энергии собирательной. Для этого нужно наблюдать снег или
дождевую воду» («АУМ», §269).
«Также для опытов полезна помощь от Тонкого и
Высшего Мира. Чистое мышление уже будет обеспечивать сотрудничество. Не нужно
никаких вызываний, но созвучие сердца уже создает мост светлый.
Так во всем
можно находить лучшую пользу. Уже одна мысль о психической энергии даст
возможность расширить сознание» («АУМ»,
§270).
«…все
насильственное и искусственное противно основе Бытия» («Мир Огненный» I, §37).
Культура –
следствие познания Огня и Мысли.
Культура – единство
искусства – как творения Красоты, науки – как естественного познавательного
состояния человеческого разума, и жизни – как поля приложения Энергий Красоты и
Знаний на Благо всех. Таким образом, живое ощущение огненности Бытия, тонких
энергий – как критерия деятельности, познания, творчества – дает приток энергий
Культуры в пространство жизни. Ощущение и познание Огня открывает пути
Культуре, и сама Культура не что иное, как деятельное почитание тончайших
энергий, составляющих основу жизни, ее суть и ее цель.
«Когда психическая энергия займет подобающее
положение; когда женщина войдет, как охранительница культуры, когда кооперация
сделается основанием созидания - вся жизнь преобразится. Знание и творчество
займут явленное положение» («АУМ», §424).
Возможно
для человека Общение высшее на земле, в физическом теле, ибо
где ногами не пройти, где руку не протянуть, где расстояния и неодолимые
преграды являются непроходимостью и недоступность кажущуюся, там сердце
окрыленное, соткавшее крылья пламенные, долетит и приблизится, и прикоснется, и
узрит, и услышит, и приобщится, и новую огненную мощь обретет…
Когда
Огненное мировоззрение устанавливается, необычность становится качеством
действия.
Ответственность
за слово и мысль – явление пробуждения внутренних чувств.
Каждым
словом и мыслью оформленной человек выявляет Огонь и «Огонь явленный не вернется снова в первостихийное состояние, он будет в
особенном состоянии среди проявлений огненных» («Мир Огненный» I, §71). Мысль особое состояние Огня, особо мощное его проявление. потому так высоко ценится каждое
оформление мысли, особенно если эта мысль высока, т.е. рождена из чистых сфер
духа. И ответственность за мышление высока действием Закона причинности. Каждое
зерно прорастет добром или злом явленной мысли или слова. Огонь «будет или животворным, или губительным по заданию пославшего
его. Потому так утверждаю значение Огня, этого спутника неотступного. Нужно
самым различным способом внушать людям о значении стихий. Они позабыли,
насколько их жизнь полна самыми ответственными действиями. Слова и мысли
порождают огненные последствия, но язык продолжает болтать и мысль язвить
пространство. Подумайте об этом огненном производстве!» («Мир Огненный» I, §71).
Что наиболее актуально и
необходимо сейчас?
Наиболее необходимым сегодня является глубокое изучение Учения. Вне Знания
Учения не возможна ни та новая наука, которая необходима сейчас, наука,
объединяющая и духовное и материальное, ни обновленное искусство, в котором
главную роль должны играть не внешние качества и приемы, но энергия сердца,
открытого духовному Миру.
Следование
Учению предполагает глубокое вникание в суть знаний. И вникание предполагает
самостоятельное мышление на темы Учения. Как писал Свами Вивекананда, чтобы
понять сказанное другими, надо уметь что-то сказать самому. Два предрассудка
стоят на пути жизненного принятия Учения: 1) «мышление» – право мыслителя; 2)
исследование – право профессионального ученого.
И то, и
другое предрассудки старого мира, в котором главный ресурс мира – человеческое
сознание – невостребован и подавлен.
Учение
утверждает: каждый человек – призванный мыслитель и каждый человек – призванный
исследователь жизни и ее глубин, исследователь мысли и психической энергии.
Все задачи
науки концентрируются вокруг этой главной: Познание психической энергии.
Призыв
Учения к ученым надо понять в его действительном смысле. Это призыв к ученому
по существу его исследовательского отношения к жизни, а не призыв к профессии,
в которой сегодня, как и во всех других, уже выродившихся явлениях старого
мира, больше формализма, чем искреннего познания и исследования.
Жизнь,
сроки Эволюции и сроки преобразований не могут ждать, когда костные,
специализированные системы обернутся к Жизни, к Реальности от мнимых построений
земной действительности. Эволюция и Учение как Вестник Эволюции, взывает к
каждому живому сознанию. Нужны исследования. И пусть исследовать будет каждый
чувствующий Призыв Эволюции. К исследованию на основе внимательных наблюдений
можно и нужно призвать даже детей.
Замечать,
как проясняется «атмосфера» при сосредоточии мысли, как умножаются силы при
согласованной и доброжелательной работе, как возвышение мысли сказывается на
качестве работы. ...
Несмотря на
обширное Движение, на множество изданных Великих книг, значение Трудов Николая
Константиновича, как Елены Ивановны, еще далеко не осознано. За устоявшимися
определительными деятельности, даже с приставкой «великий»: художник, философ,
общественный деятель, публицист, поэт… – сама по себе не предстает духовная
суть трудов. Величина Подвига может быть осознана только в Свете Знаний об
Основах Бытия, об Эволюции, о сокровенной и величественной Роли Великого
Братства в развитии земного человечества. Только осознание трудов Николая
Константиновича и Елены Ивановны как части Великого и Жертвенного Труда
Братства, осознание, что все виды и формы Их деятельности служили Одной Цели – дать Новый Импульс духовного Просвещения,
духовные Знания, раскрыть сознание человечества к новым духовным чувствованиям,
новым духовным восприятиям, для дальнейшего раскрытия потенциальностей
человеческого духа и сознания.
Поэтому
глубокое и жизненное изучение Учения – главный путь для того, чтобы Великие
Имена были Живым Примером для каждого ищущего Света сердца. Не сухой формализм
научных статей и диссертаций, но познание мысли и огня, и претворение Высшего
Учения в жизни – вот путь указанный Великими. Живой
Огонь, Живая Мысль… Здесь и сейчас помыслить о том, насколько созвучна коллективная мысль
Акцентам Пространственной Мысли, насколько высока мысль, чтобы явить
сотрудничество энергии для Мысли Высокой? Каковы последствия для жизни, для
Пространства этого собрания – Жизненно надо принять Закон о Мысли и Огне.
Три Круга
Знака Знамени Мира указывают этот принцип жизненности, на необходимость
привнести Огонь – Мысль в каждое земное действие. Знак Знамени Мира –
сокровенный символ Сердца; Сердца человека и Сердца Бытия, Сердца Жизни, Свет
которого может проявится на земле только путем
духовных действий сердца человеческого. Мир, уважение к Культурному достоянию,
справедливость и, наконец, человеческое братство осуществит человечество,
принявшее Живой Огонь и Живую Мысль как суть всей своей жизни и как цель и как
критерий каждого земного действия, каждого мгновения жизни и деятельности.
Потому Сказано: Сознание Красоты – Сознание Высшего Мира. Красота – ни что
иное, как Свет Сердца Жизни – Высшая Мысль и Высший Огонь.
Почитать
Красоту, творить Красоту – значит выявлять из глубины, высоты духовных
планов Свет Высшей Мысли и тончайшие
энергии высшей деятельности Сердца. Жизнь в Беспредельности есть Огонь и Мысль,
деятельность творческого Огня и Высшей Мысли. И цель земной жизни –
осуществление на земле высших и тончайших процессов Духовных Планов Бытия.
Стремление
к Красоте – как проявление осознания Огненного Измерения Жизни проявляется во
внутреннем качестве действия (в глубине мысли, в токах тончайших энергий, в
действиях и мышлении, в музыкальности всех действий – т.е. соответствии их
внешней форме внутреннему Огню (пример крайней немузыкальности – современная
научная речь)).
Утверждение
необходимости непосредственного жизненного сердечного устремления к Высшему
Миру, это устремление духа стяжает Великие энергии, образующие вокруг планеты и
дающие новые возможности Жизненного Строительства.
Учение учит
живому. свободному от
условных форм, сердечному общению с Миром Высшим.
«Опознание
Прекрасного, Великого Мира даст поток истинного мышления… В
духе, на вершине, может человек вдохнуть общение с Высшей Мощью.
Так лишь
реальное постижение Высшего Мира даст человечеству равновесие» («АУМ», §134).
Совершенствованием
в Красоте, т.е. нарастанием всех высших качеств и чувств ввысь,
в Беспредельность, нарастает степень приобщенности к Миру Огненному. Учение
призывает все понять жизненно, и указание об Огне и Мире Огненном не
теоретично, но жизненно, практически.
Тогда и
общение Сердечное с Миром Высшим станет дыханием каждого дня, и,
устремление в Высшие Области мыслью и
чувством – потребностью и питанием жизненного действия.
«Уявление потребности огненных познаний будет так же, как и воображение,
лежать в области опытных накоплений. Конечно, воспоминание об Огненном Мире
несравненно реже, чем тонкие впечатления. Часто люди не имеют слов для выражения
огненных впечатлений. Но обычно люди не мыслят мысленно, но ограничивают
мышление условными, чужими словами, тем они вносят в необъятную область мысли
мертвые слова» («Мир
Огненный» I, §171).
Необходимо
развивать тонкое восприятие Жизни – чтобы согласовывать мысли, действия,
творчество с Мыслью и Действием Иерархии, с условиями Пространства, которые
могут быть различными: и великими возможностями, связанными с приливом тонких созидающий энергий Далеких Светил и великими преградами.
Знание Законов Единой Энергии и тонкое чувствование Пространства позволяет
человечеству успешно строить – в согласии с Высшей Волею и избегать разрушений,
сдерживая натиск стихийных сил сосредоточением высокой мысли. В Учении даны
точные и четкие знания о Лучах Пространства, Токах Пространства, о Мысли
Пространства, и дела людей должны следовать Закону согласованности. Закон
Согласованности требует внимания и воли, активно устремленной к добру и общему
благу.
«Самодисциплина
к Общему Благу есть самое близкое средство для великих достижений» («Мир Огненный» I, §443).
«Нелегко проследить за собою, чтобы избавиться от мыслей и дел самости. Но
зато, когда вся личность отдана Миру, тогда дисциплина становится не только легкой,
но даже неощутимою. Найти отправную точку для самоотверженности, значит
построить прямой путь к Огненному Миру» («Мир Огненный» I, §443).
Осознание
Мира Огненного есть уже приближение к нему. Задачи эволюции требуют сближения
Миров. В жизни земной надо приблизится к Высшему Миру,
Путь к которому открывает качество самоотверженности.
Нагнетение
Огненной Энергии, которая явится очистителем и преобразителем всей жизни,
происходит путем очищения и возвышения мысли. В Учении приводится пример йога,
обретающего «невесомость» (сидение на воде) Очищение мысли и возвышение мысли,
т.е. перемещение мышления в Мир Высший – восхождение духом, избавление от
тяжести мысли земной – дает и явление телесной невесомости.
«Когда же мысль отрешится от земного тяготения, то тело человека теряет в
весе» («Мир
Огненный» I, §456).
Такой же
дисциплиной мысли и духа объясняются все способности одоления стихий
(прохождение через огонь, перемещение по воздуху…) Учение
не призывает к этим низшим формам йоги, но говорит о Законе Огненной Мысли,
Мысли Красоты, Мысли Высшего Мира, которая в новой эпохе явится главным
фактором очищения, оздоровления и просветления жизни.
«Телом не уйти от огня и воды. Нужно помнить о мысли пламенной» («Мир Огненный» I, §457).
«Нужно понять, что вся удача лежит в качестве мысли. Нужно понимать, что Мы
можем ручаться, когда мысль летит к Нам» («Мир Огненный» I, §459).
Иерархия
Света и Ее Оплот на Земле – Великое Братство – является выразителем
Эволюционных Решений, Мысли Эволюции. Достижение качества мышления, ведущего к
накоплению огненности и приближению к Миру Огненному для человечества возможно
лишь на пути единения мысли, воли, энергии с Иерархией Света….
Закон
Соответствия открывает врата огненные сознанию, либо являет неодолимую
преграду.
«Нужно сурово разделять действия ритмические от действий самости, которые
не могут отвечать ритму Космоса» («Мир Огненный» I, §448).
«Утеря согласованности ритма уничтожает все возможности новых преуспеяний» («Мир Огненный» I, §468).
«Психическое
начало главенствует над физическим» («АУМ», §303). Гласит один из Огненных Законов, Закон
Иерархический: тонкое главенствует над плотным.
Тончайшее над тонким. Тонкие проявления огненной материи преображают более
плотные ее слои. Сущность Материи во всех ее аспектах и формах Едина – Огненна.
Но человечеству предлагается наблюдением убедиться и опытно познать качества
тонких энергий. Простым наблюдением и сопоставлением качества труда
самоотверженного и радостного с трудом в состоянии недовольства, сомнения
(поедающих психическую энергию) позволит убедится в
действии Закона.
Заключение.
Применение
Указов Учения является самым насущным действием, явлением необходимости для
человечества, мучающегося в тисках противоречий из-за неприменения новых возможностей, эволюционно сужденных,
космически закономерных – возможностей познания Огня и применения энергий
мысли.
«Нужно пожелать, чтобы люди не только читали Наши Книги, но и приняли их
немедленно» («Мир
Огненный» I, §79).
«Итак, темные силы довели планету до такого состояния, когда никакое
решение земное не может вернуть условное благосостояние. Никто не может
считать, что земные меры вчерашнего дня пригодны на завтра. Так нужно
человечеству снова понять смысл своего кратковременного пребывания в земном
состоянии. Только основным определением своего существования в плотном виде и
пониманием Тонкого и Огненного Мира можно укрепить бытие свое. Не нужно думать,
что призрак торговли может, хотя бы временно, дать прочное пребывание. Жизнь
превратилась в торговлю, но кто же из Учителей Жизни был торгашом? Знаете
великие символы об изгнании торгашей из Храма, но разве сама Земля не Храм?
Разве Маха Меру не есть подножие Вершины Духа? Так можно указать жителям Земли
на сужденные Вершины» («Мир
Огненный» I, §83).
Знание об Огне служит гармонизации воли человека с Волей Высшей, так как
все бедствия от несогласованности с Океаном Высшей Мысли, Высших Энергий,
который есть Огонь и Законы Огня.
Именно задача согласования мысли и воли человечества с Мыслью и Волей
Высшего Мира является самой актуальной с точки зрения дальнейшей судьбы
планеты.
Свободная
воля и развитие интеллекта и творчества позволяют выявить и развить силы
человека. Но теперь необходимо духовно преобразовывать эти силы, согласованием
Огнем Мира Высшего.
Понятия:
Сердце, Красота – выдвигаются как главнейшие. Не
сентименты, не только внешнее почитание искусства и Красоты, но именно активная
внутренняя деятельность. Закон Огня каждого призывает быть творцом.
«Мыслитель говорил: «Мне хочется, чтобы в каждом
труде звучали струны пространства. Великая музыка есть действие Наших
Покровительниц Муз» («Надземное»,
§411).
«Урусвати знает, что хуже войны и мора, и землетрясения, хуже всех бедствий
– разложение сознания. Оно подкрадывается незаметно, оно совершает такие
деяния, которым ужаснется будущая летопись. Люди теряют признаки своего
достоинства. Они становятся не только злее, они забывают о том, что должно
складывать будущее поколение. И писатели покажут самые отвратительные образы, и
ничтожества будут судьями». («Надземное»,
§412).
«Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои
зараженные, но сделать это может лишь сам человек. Если каждый житель земной
подумает о состоянии своей психической энергии и опасется ухудшить его, то уже
может начаться оздоровление. Самые опасные эпидемии наткнуться на незримые
противодействия, и начать такую защиту можно в каждодневной обыденности». («Надземное», §413).
«Сравните многие механические достижения с
небрежением психической энергией, и сделается стыдно, что самая главная область
забыта и даже осуждается.
Возьмите многие теории по психологии и найдете, насколько они нежизненны.
Но сейчас положение планеты таково, что недопустимы нежизненные суждения.
Согласитесь, что следует назвать нежизненным все, что не ведет к преображению
жизни, и на таком пути не может быть расхождения. Можно идти или вперед, или
назад, но невыносимо идти назад среди отживших костяков». («Надземное», §414).
Именно тонкое ощущение в жизни, и во всей каждодневности, и в работе и в
творчестве несут обновление в жизни, в труде, в творчестве, в познании. Вся
костность, неподвижность и засилие устаревших форм мышления и выражения, форм
общения и форм труда – от нечуткости к тонким энергиям Жизни, пронизывающим
собою все, все преображающим – только бы открыть внимательность.
«Невозможно откладывать способы познания в какие-то
преднамеренные рамки. Поистине, вестник
приходит неожиданно», – пишет Николай Константинович в очерке
«Чуткость» (Н.К. Рерих «Обитель Света»,
стр.58).
«Иногда струнный инструмент как бы самозвучит от
воздействий человеческому глазу недоступных. Иногда фарфоровая ваза сама
разбивается от вибраций, почти неслышимых человеческому уху. Песок дает
затейливые рисунки от сотрясений внешне почти неуловимых. Также и присутствие
многих воздействий не выскажется словами, но почувствуется внутренним
человческим аппаратом» (Н.К.
Рерих «Обитель Света», стр.57).
Вот, в настоящее время, многие считают благом так называемое Введение
Живой Этики в научный оборот». Причем, имеется в виду не следствие идеям
Учения, а именно его интеллектуалирование на тему учения, не имея ни
существующих научных взглядов, ни форм, ни подходов. Такие подходы к Научным
Знаниям – именно характерная черта уходящей эпохи, отсутствие энергии идти
вперед, дерзать, вооружившись новыми Знаниями, вместо этого: пустое
пережевывание, многословие, банальность мысли, отсутствие самостоятельных идей.
Неосознание единства и нераздельности физического и тонкого миров дает ту
громоздкость и мертвенность форм, действий, слов, условленностей, целей.
Огненное ощущение объемности и неразделенности жизни человеческой, воплощенного
и сознательного тонкого плана, осознание того, что действие должно иметь
следствие для Тонкого Мира и Мира Мысли, даст и большую жизненность действиям.
Но надо иметь энергию, чтобы ставить цели большие и при этом соответствующие
Пространственным задачам, иметь энергию, чтобы действия, в том числе
познавательные и воспитательные имели следствием реальное продвижение в
сознании и продвижение в познании.
Явление на земле
таких людей как Е.И. Рерих, Н.К. Рерих – это Великий Зов Жизни к человечеству,
Зов к Подвигу. Не умиление и славословие, но именно подражание подвигу, Жизнь и
Эволюция ждет от человечества стремительное следование Великому Примеру.
Познавать и действовать, исследовать, мыслить, стоить новое и по-новому, ничего
не страшась, ничего не дожидаясь, ни на что не
оглядываясь, не озираясь, но прямо устремив взор на Идеал, огненно стремится и
побеждать – во имя грядущего Века Света:
Века Огня, Века Мысли, Братства – Великого Века Майтрейи.
«Как исследовать истинность Учения? Множества хороших слов могут прикрывать
нечто скудное, но мы знаем, что Истина не боится никаких исследований.
Наоборот, при наблюдениях Истина приближается и сияет. Так каждому исследователю
Учения можно советовать: «Приближайся всеми силами,
наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением,
являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины». Учение не может быть ошибочным. Оно не может уклоняться от путей добра
и пользы. Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание Истины, испытанной
Огнем сердца. Учение беспредельно, иначе само понятие Беспредельности не
существует. Нужно устремиться к Истине. Она не отрицает, но указывает. Не могут
быть в Учении извращения понятий. Считайте, что путь Учения есть утверждение
Несомненного. Не следует подходить к Истине по тропе блуждания. Нужно идти,
пробуя каждое слово, каждое утверждение, каждый завет. Если Учение истинно, то
каждый шаг к нему будет просветлением и расширением. Умаление, отрицание,
унижение плохие путеводители! Не раз услышите горделивое замечание, что лишь
одно, известное сказавшему, Учение правильно. Но напомните гордецу о величии Беспредельности,
о миллионах лет земного бытия, о миллиардах миров, пусть подумает, как велика
Истина и как правильно достойное познавание. Можно бы согласиться с путем
скептицизма, если бы из него хоть что-нибудь выходило. Обычно он выедает
творящее начало. Нужен неутомимый дух, чтобы двигаться в постоянном расширении.
Только такое расширение и вмещение дадут настоящее смирение ко всему ненужному,
которое познается относительностью. Так скажите сомневающемуся об Учении: «Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!»» («Мир Огненный» I, §433).
E-mail автора: rta7@list.ru