М.В. Гореликова

 

Проносятся вихри и ураганы,

Исчезают страны и материки…

Лишь человек шагает под звёздами,

Не считая пройденных шагов.

 

ФИЛОСОФИЯ ДЕТЯМ – ФИЛОСОФИЯ БУДУЩЕМУ

 

I. Введение

Третье тысячелетие ставит человечество перед лицом небывалых в истории планеты проблем, носящих глобальный характер, и требует для их решения уже принципиально иного уровня мышления и качественно иного сознания: сознания расширенного, осуществляющего Принцип Единства не только в горизонтальном, но и в вертикальном измерении Бытия (единство микро- и Макрокосма, единство Планов Бытия).  В соответствии с диалектическими закономерностями, с нарастанием напряженности всех жизненных процессов являются и возможности для стремительного духовного развития, именно выхода сознания на новые уровни («рубежи»), открытие новых горизонтов познания.

Должно быть восстановлено значение философии и ее роль в процессе человеческого развития, почти утраченная к настоящему времени. Необходима философия, возрожденная в своей сущности – как Любовь к Мудрости.

Любовь, Мудрость, Развитие – понятия сущностные и ключевые для самоопределения философии. Философия – как наиболее синтетичный путь развития сознания, и как универсальное Знание о Бытии и смыслах, целях человеческого Бытия и Закономерностях Развития и творчества в единстве макро- и микрокосмической реальности.

Не может удовлетворить потребности сознания современного человека философия в ее нынешнем состоянии: при отсутствии цельного знания, аксиоматического базиса, которым обладают все науки. Можно говорить об утрате целеполагающего начала философской деятельности, и как следствие – собственно философской предметности.

Уже в конце XIX – начале XX вв. русские мыслители говорили о «бедствии», связанном с забвением в себе ведущего смыслового Начала, называя это разложением «воли к предметной истине» и «утратой теоретической совести» (И. Ильин), утратой любви, отвлеченностью от жизни, занятостью спорами о понятиях (Н.К. Рерих), подменою логики Идей и смыслов логикой понятий (Е.И. Рерих).

Будущее требует от человека широты сознания, знания глубинных смыслов человеческой жизни и деятельности, видения горизонтов индивидуального и общечеловеческого развития. В образовании новый уровень будет отличен от прежнего расширенным миропониманием: в антропологическом смысле это «принятие» идеи безграничности и бессмертия человека; в онтологическом это осознание Единства жизни и укоренённости человеческой жизни в Высшем Мире.

 

II. Ценности философии

Появление такого направления, как философия для детей и возникновение самой необходимости философии для детей является знаковым явлением и говорит о том, что:

Во-первых, философия востребована настоящим и будущим – как уникальная, синтетическая форма человеческой деятельности, имеющая в своем арсенале и инструменты научного познания и творчества, и, духовную основу (в широком значении устремленности к Высшему, инициированность Высшим), востребована развивающая и воспитывающая функции философии. Когда востребован и научно-рациональный аспект сознания, и творческий, и религиозный; т.е. занятие философа требует от человека: познавательной активности (начало разума), любви (начало сердца), и согласованной с разумом и сердцем творческой воли.

Во-вторых, это говорит о необходимости очищения и кристаллизации Основ Философского Знания, и тем самым Преемственности в философском творчестве. Детству можно дать лишь подлинный, «чистый кристалл» Мудрости и Красоты: Красоты Мысли.

Так или иначе, философия для детей требует определенности в ценностях философии и философствования.

1) Философское познание основано на пробужденном духовном стремлении (принятии a priori Высшего Начала Бытия). Вектор философской мысли, философского творчества обозначает восходящее стремление духа: «Любовь к Мудрости».

Можно говорить о принципиальной исконной Религиозности философской мысли (если принимать «религаре» – как связь с Высшим). Исток философствования – чувство Бесконечности, Беспредельности, и чувство восхищения перед Высшим и Беспредельным, или, как говорил И. Ильин, «удивление перед тем, что выше его» (стр. 362 – Ильин «Религиозный смысл философии»). И. Ильин: «человек, который ничему не поклоняется, обманывает сам себя, ибо на самом деле он поклоняется самому себе» (стр. 362). «Философия чужда и недоступна тем, кто не знает или не чувствует различия между бытом и духом» (3).

Активное исследовательское состояние разума мотивировано неутомимым исканием Незримого Сущего, «того, что безвидно» (Платон). Это стремление – основа цельности философского сознания. Мудрость – есть единство мысли и любви, воли и духа.

Философия рождается из любви к Высшему. Понимание философствования как служения традиционно для русской философской мысли. Как писал Н. Лосский, «стремление к абсолютным началам добра, свободы, Истины – именно свойственно русскому народу. И в этом искании абсолютности русский народ развил свою многообразную одаренность».

2) Философия как возможность духовной реализации, приобщения к Реальному Бытию.

Двойственность человеческой природы, и двойственность души (и соответственно разума, воли, чувства) – является антропологической реальностью, что в настоящее время констатируют науки: онтологическая и гуманистическая психология (А. Орлов, Н. Непомнящая). «В нас таится и то и другое: душа божества и душа человека. Лишь высшее «я» может спасти «я» низшее – ничто другое» (С. Вивекананда). Древние философские системы, с их принципами цельности, практичности, полностью полагали свои цели в реализации человеком высших Латентных Начал, и тем, в конечном итоге, достижение бессмертия. Высшее Бытие открыто высшей душе (но она должна стать сознательной, сознающей).

Лишь философ, по Платону, не имеет страха смерти, неизменно исполнен оптимизма, ибо уже при земном бытии приобщился к Бытию Высшему – овладев Познанием Высшего и высшим мышлением. Слияние с Высшим через Познание Высшего. Потому лишь философу присуще состояние человеческой цельности, выраженное наиболее точно в принципе Восточной философии: «Знать – значит быть». Философское познание одновременно путь духовной реализации, путь освобождения от ограничений материального мира, от связанности сознания.

Для души «нет иного спасения от бедствий, кроме единственно стать как можно лучше и как можно разумнее» (Платон «Федон», стр.68).

3) Философия – как способ развития проницательного мышления, как Путь Мудрости.

Философская мысль – также явление цельности, и не тождественна интеллектуальному акту. Это мысль, берущая начало в глубине сознания, в глубине человеческой бессмертной природы, и являющаяся связующим «мостом» между человеческой индивидуальностью и Высшими Уровнями Бытия. Разумность у Платона – познавательная способность духа.

Специфика философской мысли – ее устремленность к Наивысшим Целям, отсюда и универсальность и проницательность. Мысль философа проницательна, ибо укоренена в духе. «Мудрость проницает взором все покровы и поистине видит» (Шри Ауробиндо «Мысли и афоризмы» - СПб, 2003 – стр. 11). Вектор философского мышления устремлен вверх. Причинные уровни – объект внимания философа. Пространственность, объективность, «максимальное расширение локального сознания и формирование в личности всеохватывающего менталитета, прорастание в ограниченном существе космической одухотворенности, делающего каждого гражданином не только своего государства, но и мирозданья» (В.Ф. Мартынов «Эстетика» - Мн., 2003 – стр. 68).

«Необходимо тщательное исследование вещей возвышенных, ибо отсюда, видимо, как-то и проистекает высокий образ мыслей и совершенство во всем» (Платон «Федр», стр. 180). Латинское spiritus означает и дух, и образ мыслей (возвышенный). Именно Высшим Началом («зажигающим дух» и дающим «легкость крылий» (Джордано Бруно), Неизреченным в сущности своей) зажигается мысль и дух философа, будь Оно именовано Абсолютом, Богом, Единым, или Абсолютной Истиной… В этом стремлении «Смертная природа стремится стать по возможности бессмертной» (Платон «Федон», стр. 118).

По Платону именно философ – человек, обладающий Знанием (Знанием Закономерностей и Путей Блага) и преданный Истине, – «является идеальным государственным деятелем, политиком, и гражданином, творцом».  Ибо лишь философ, мудрец умеет «делать то, что нужно, должным образом и в надлежащее время» (Платон «Законы», стр. 554). Философ – тот, кто на основе Знания умеет должным образом устроить жизнь согласно Справедливости. «Справедливый человек справедлив в силу Знания» (Платон «Законы»).

4) Утверждение: «Философия как опытное знание» и «дерзание» (И. Ильин) – присуще русским мыслителям.

Русские философы часто употребляют понятие «внутреннее делание», «духовное делание». «Философия как познавательное творчество есть в особом и углубленном смысле внутреннее делание и притом такое внутреннее делание, предмет которого… требует особой чистоты ока и воли»… «Утверждать что-либо в этой сфере есть дерзание…» (стр. 13 И. Ильин «Религиозный смысл философии»).

Философское познание, основанное на интенциальных актах – есть познание опытное, сущность которого в конечном итоге – в том, чтобы сделать человеческое становление все более сознательным в «области Сверхсознательного» (Н. Лосский).

Характерна также акцентуация активного деятельного творческого начала. Свобода необходима не ради свободы, но ради творчества «Смысл не в том, чтобы освобождаться и быть свободным, но единственно в том, чтобы творить» (стр. 7 – Н. Бердяев «Творчество и объективация»).

Именно благодаря присущему философии принципу цельности, задача развития духовности именно в настоящее время возлагается на философию. Ибо религии с их догматизмом и множеством разделяющих тенденций являют неспособность удовлетворять духовные запросы развитых сознаний.

 

III. Философия – детям

Необходимость философии для детей обусловлена самой её сущностью как уникального способа разумно-духовной деятельности, где целью является мудрость, и – как следствие явленности глубины сознания – талантливое жизненное творчество.

Можно говорить о необходимости воспитания философского сознания, ибо только философское сознание дает высшее качество любому решению, действию, поступку, ибо только знание закономерностей и Причин даст действию соизмеримость и согласованность с Высшими Целями человеческого Бытия.

Занятия философией с детьми оправданны только тогда, когда явление влечет за собой нравственное становление человека, раскрытие его духовного и творческого потенциала, помогает осознать смысл и свое назначение на земле.

Воспитательная и образовательная, и развивающая функции занятий философией с детьми обусловлены потенциалом философской мысли, возвышенной, обобщающей, укорененной в духе и в сердце. И потенциалом философского содержания, которое при условии педагогической адекватности может стать основой миропонимания и мировоззрения.

1) Катарсическая функция философского мышления наиболее востребована в современном образовании. Мысль философская, укрепленная в чувстве Красоты – фактор для очищения и просветления энергетического пространства школы. Занятия философией с детьми имеют воспитывающую функцию, связанную с возвышенным строем содержания философских бесед и философских понятий.

2) Философия как процесс обобщающего знания – необходимый фундамент образования в современном мире. Основа цельности и знания, и универсализации познавательных процессов.

3) Воспитанию философия способствует, апеллируя к сердцу ребенка, к его накопленной мудрости. Если воспитание – «выведение на поверхность источников внутренней мудрости» (Р. Тагор), то философия – метод воспитания, свободного и естественного.

Жизнь без вопрошания и исследования: что есть Благо, Красота, Истина – не есть жизнь человека, утверждал Платон. Напряжением мысли к высшей Предметности, человек вызывает к действию все новые и глубокие силы, скрытые в душе – человек творит себе «крылья» (т.е. делает душу пригодной к жизни в Высшем Мире – сознательной в высшем Мире – иначе говоря бессмертной).

«Ежедневно беседовать о доблестях и обо всем, о чем я с вами беседую, пытая себя и других, есть величайшее благо для человека» (Сократ в «Апологии», стр. 92).

В новой парадигме образования центральное место будет занимать духовное развитие, понимаемое как реализация высших начал человеческой Природы. (Ш. Амонашвили в этом смысле говорит о необходимости «четвертого измерения в педагогике»). Философия для детей может стать фундаментом нового образования при условии возрождения Просветительской функции философии.

Будущее образования будет включать в себя вертикальную составляющую. («Человеческое измерение» – измерение Духовного Мира).

Философия детям необходима как уникальная синтетическая форма духовной деятельности, сохраняющая свободу мировоззренческого, культурного, религиозного самоопределения, при этом приобщающая к целостному познанию мира на основе знания основных Закономерностей (Основ Бытия) и приобщения к углубленному мышлению о Жизни и ее Смыслах.

Философия в системе образования необходима как основа становления индивидуальной духовности. На основе Просвещения об Основных Законах Бытия: Закон Единосущности Жизни, Закон Единого Высшего Начала и Основания Бытия, Закон Бесконечности Жизни, в т.ч. бесконечности эволюции сознания… Закон Иерархии: утончающихся Уровней и Планов Бытия и Бесконечной Лестницы Сознаний, Закон Причинности (причинно-следственных связей), Закон Красоты – как проявление закона эволюции и др.

Знания о Закономерностях Бытия, данные соответствующему возрасту в доступной форме (для младших это могут быть притчи, сказки, для более старших – в сопоставлении и сравнительном анализе различных философских систем…) помогут ребенку укрепить природную духовность, не «потеряться» в волнах хаоса и интеллектуальных лабиринтах взрослых скептиков. При этом оставляя свободу выбора религии, культуры и мировоззренческого Идеала.

 

IV. Философия – путь к талантливости

Детство сенситивно к мудрости и познанию.

Цельность и сердечность, доверие к Жизни – в природе детства.

Опыт философского стремления детей – это стремление земной становящейся личности обрести устойчивость в физическом мире, с его неявленностью Истины, с его диссонансами. Главный вопрос – вопрос бессмертия. «Где я был до рождения?» «Почему люди умирают?»… Один из сущностных вопросов в философии, и при этом актуальная проблема современности (где эволюционная задача человечества – решение вопроса непрерывности Жизни, воссоединения Планов зримого и Незримого…).

Занятия философией с детьми имеют ценность формирования не просто развитого мышления, хотя наибольшей адекватностью для воспитания сосредоточенности, логичности, способности к длительной концентрации, наблюдательности, и прочих важных качеств мыслительного процесса обладает философская предметность.

Свет больших Истин освещает, проясняет истины малые. Именно дедуктивность, от всеобщего – необходимый путь философского осмысления жизненных реалий.

Но специфика философской мысли – проницательность, цельность, – в ее обращенности к Высшим Уровням и укорененности в глубине сознания, в сердце.

Философия как специфический метод развития мышления состоит в принципе цельности.  Целостность процесса мышления как такового утверждается многими мыслителями.

Философия как путь развития детской талантливости.

История знает множество примеров спонтанного применения философии в качестве активизации творческих процессов. К. Станиславский, с его концепцией служения творчества Идее Красоты, Г. Нейгауз, в фортепианных занятиях которого с учениками (как и у многих других великих музыкантов) важную роль играли осмысления и обсуждения философских идей, связанных с исполняемым произведением… Великий педагог Сухомлинский, так же строивший обучение на основе глубоких собеседований с детьми о важнейших вопросах бытия. Во всех случаях – яркие явления талантливого творчества учащихся.

Тренер по теннису уменьшает объем тренировок, посвятив часы беседам о сущности спортивной деятельности человека. Дети дают высшие результаты, обретя героический смысл достижений.

Учитель физики – на примерах Законов Ньютона дает понимание законов духовного мира. И отмечает, что дети лучше учатся, овладевая методом аналогии.

Нейгауз, в беседах с учащимися, уделял внимание тем духовным идеям, которые «прослушиваются» в великих музыкальных произведениях. Естественно, ученики начинали отличаться талантливой игрой от других, не менее профессионально подготовленных.

В занятиях философией с детьми – возможность пробуждения и укрепления потенциальной Мудрости. Неустаревающее понятие мудрость является ключевым в самом понятии философия. Мудрость – не разумность, не сводима ни к какой форме рациональности – но есть плод глубокой работы сознания и мысли человека. Цельность – в единстве разума, духа и воли.

Философское мышление – мышление, основанное на активности сущностных сил души. Мыслить – значит устремляться. Наблюдение, вникание, воображение, направление к Красоте Идеала, бдительное внимание ко всем проявлениям жизни и готовность к подвигу сделают каждого человека – Мыслителем.

 

V. Философия детям – это философия будущему

В настоящее время современное естествознание и даже традиционно консервативная наука психология уже «обходят» философию, расширяя горизонты представлений о таких сущностно философских понятиях, как сознание, бытие, мысль, дух, материя…

Взаимопереход энергии в вещество, бесконечность утончающихся градаций материи, материальность мысли… Понятия, являющиеся исконно, сущностно философскими, и традиционно считающиеся абстрактными – сегодня обретают физическую конкретность, утвердив субстанциальность и измеряемость мысли, духовности, духовной энергетики. В этих условиях многие вопросы, веками составлявшие классические философские дилеммы «дух – материя», «рациональное – иррациональное», «физика – метафизика», с одной стороны «неожиданно» «оказываются» разрешенными во Всеобщих Законах Единства и Законах Иерархии, бесконечно утончающихся Уровней Бытия и соответственно уровней мышления и уровнях сознания и творчества…

Современное естественнонаучное знание стремительно меняет представления о мире, снимая традиционные противоречия между идеальным и материальным, мысль изучается как явление «материальное» (тонкоматериальное) и «измеряемое». Мышление о возвышенных предметах, сами ритмы высших Понятий, – стяжает высшую энергетику и мобилизует скрытые потенциалы сознания. (См. исследования Короткова, …).

И сегодня наука подтверждает: мысль – реальное энергетическое явление, со всеми качествами и свойствами энергии – стоит в одном ряду с такими понятиями, как «ритм», «вибрация»… «Одна из ближайших задач эволюции – перевести так называемое отвлеченное в область познаваемого» («Беспредельность» I, 599).

Разработка энергетических принципов в подходах к мышлению приводит к новому утверждению эстетических принципов. «Только носитель тонких энергий может воспринять наивысшую истину» («Беспредельность» I, 287).

Современные исследования вносят существенные изменения в понимание познавательного и творческого процесса, вводя понятия «энергия», «духовная энергия» (или «психическая энергия»), «сердце» - переходящие из этической абстракции в конкретно-энергетическую реальность.

Исследовательский процесс опирается на энергии Истины. почему так а не иначе? – потому что так «более красиво». Обычное рационалистическое мышление уже имеет аналог – компьютерные схемы, но мысль философская и мысль озаренная – в схему не укладывается. Появляется понятие энергия Истины, и формы ее выражения могут быть различны.

«Сила мысли основана на силе сердечной энергии. Сила Мысли зависит от соответствия ее с силою сердечного устремления» (Е.И. Рерих «У порога Нового Мира» - М., 2000, стр. 284).

«Явление мысли оявлено на прозрении в сущность явлений. Но мыслительный процесс, конечно, нуждается в знании условной терминологии» (там же).

Мышление высшего порядка – не сводится к способности оперировать абстрактными понятиями. Но мышление глубокое – это явление человеческой цельности, где мысль, укрепленная в сердце, направлена сущностными вопросами бытия.

Е.И. и Н.К. Рерих пишут о том, какова должна быть мысль, творящая новый облик человечества. «В Новом веке мысль есть Пространство. Нужно мыслить не лично, но пространственно» [7]. Принцип сотрудничества явлен в мыслительной деятельности как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении.

Горизонты смыслов понятий мысль, Красота, сознание уходят в Бесконечность, открывая новые перспективы для философского осмысления.

Такие современные Системы, как Живая Этика, Теософия Блаватской уже представляют собой Учения нового типа: синтезирующие в себе духовные, научные и философские Принципы Познания.

В Учении Живой Этики раскрыта «механика» высшей мысли при помощи таких понятий, как психическая энергия, огонь, синтез, центры сознания… В свете понятий «расширение сознания» или «высшие центры сознания» в определении самого понятия «философское мышление», философская мысль уже невозможно оставаться на позициях традиционно понимаемой рациональности (понятийность, логичность, дискурсивность), и понятие «интуиция» или «иррациональное» являются неадекватным выражением не иных форм мышления, но, но иных его уровней, и планов, именно изучение которых и необходимо сегодня…

Учение дает и определение понятия духовность, связывая его с понятиями «высшие центры сознания», психическая энергия, тонкие энергии… Накопления тонких энергий дают так называемую духовность…

Трагедия современности – в низкой напряжённости мыследеятельности. Но какая мысль? Мысль – от духа, от сердца, от глубины, от высших уровней сознания выводит из лабиринтов – как индивидуальных отдельного сознания, так и сообщества людей.

В Учении Живой Этики Сказано: Мысль сердца – орудие творчества новых форм. Кратка формула познания: «Испытывайте Мир сердцем» («Сердце», §67).

Развивая мышление на основе очищения и устремления сердца, человек открывает и высшие формы познания – как непосредственного видения – Истины во всём множестве её сияющих оттенков. О способности к такому цельному и глубокому познанию древние мыслители говорили как об открытии «очей разума» или обретении «ока мудрости».

Синтез – Путь Сердца. Агни-Йога называет познание при помощи высших уровней сознания – уровнем Синтеза. Такое познание – сотруднический пространственный процесс, основанный на сотворчестве устремлённых сознаний. «Есть две логики. Логика внешнего мышления, которую пытаются утвердить школьными учебниками. Другая – логика ментального синтеза, которая черпает связь искры заключений пространственного мышления» («Агни-Йога», §361).

Проявление Синтеза в деятельности человека – не столько многообразие его интересов, не столько многообразие проявлений, хотя это может являться признаком. Но обязательным условием в развитии мышления, как писала Е.И. Рерих, является наличие самоотверженности и чувства красоты, «когда существо земное растворяется в сиянии Лучей Дальних Сфер»… Путь Синтеза –устремление к Дальним Мирам, устремление к Абсолютному.

Среди актуальных проблем школы – утверждённая деятельность интеллекта вне направленности к сущности вещей, вне Красоты.

Учение проводит чёткую грань между внешним явлением интеллекта и разумом, подлинно созидательной деятельностью духа. «Не внешнее устремление, но развитие путём психожизни» («Беспредельность» I, §152). Даётся новое понимание мысли и мыследеятельности как явления целостной активности человека, берущей начало в глубине духа и сердца человека, где явлено единство разума, сердца и воли, «согласованной» с Высшим Миром. Мышление в Новом веке утверждается как синтез.

Уважение к мысли – принцип и признак Новой Эпохи. В Учении говорится о многомерности мысли, несказуемости её высших уровней. «Огненное творчество осуществляется поверх рассудочных стремлений».

Если интеллект – организующее начало личности, то разумность (синоним мудрости) – организующий принцип становящейся духовной индивидуальности. Разумность есть открытость Истине. Подлинный мыслитель пребывает «между небом и землёй», выстраивая Мост в Надземное, открывая «божественную науку» о мысли, делающую «земную жизнь надземной, а незримое зримым». Тогда мысль – «Мост» к Миру Огненному, Мысль – «Крылья», возносящие сознание к Высшим Планам Бытия.

Интеллектуализм враждебен философии.

Сущность и цель философствования – встреча и слияние Разума и Света.

«Душа от жизни, Ум от Света» - Гермес. Величие философии в способности пробуждения высшего разума, когда душа «сосредоточивается» и «собирается в себе самой и мыслит, освобождаясь от гнета страстей о том, что существует само по себе» (Платон «Федон», стр. 39).

Разум пробуждается к познанию, или в нем пробуждается познавательная сила духа.

Задача философии – помогать человечеству в обретении того верного «фарватера» - линии «гармонии» между мирами: Духовным и физическим… Философия призвана помочь человеку жить на земле, реализуя Единые, Космические Законы, в преодолении относительности бытия, фрагментарности. Как пишет В.Ф. Мартынов, необходимо обретение «глобального ракурса» - как «осознания сущего… в контексте Беспредельного». «Человек… перерастает самодостаточность природного, земного бытия. Настроенность на Вселенную, обращенность к абсолютной гармонии является коренной потребностью человечества, которая не может существовать вне диалога с Космосом. Разрушение чувства вселенскости приводит к деградации общества» (Мартынов В.Ф. «Эстетика» - Мн, 2003, стр. 64).

 

VI. Метод

Что есть занятие философией с детьми?

Пропедевтикой философского мышления является мечта о прекрасном, воображение неограниченное, воспитываемое на образах Красоты и устремленное в будущее, в Высший Мир. Наблюдательность, при основах просвещения о многообразии форм жизни, и уровней жизни. (Наблюдать можно не только в физическом мире, но и в мире мысли, замечая искры вдохновения и все явления необычности).

«Учитесь думать, начните мечтать о самых прекрасных предметах» (Живая Этика).

Принцип Красоты является главным в развитии детского философствования.

Пробудить интерес к познанию можно Красотою (вначале, в соответствии с восходящей шкалой Платона: как художественно-эстетических образов, так и красотой мысли Мудрых): для этого и необходимо раннее ознакомление детей с великой мыслью. (Необходимы доступно изложенные Учения Великих Мыслителей: Платона – о мысли – как творящей силе Бытия, Пифагора – о всеобщей гармонии Мира, Джордано Бруно – о бесконечности населенных Миров… и др.)

Духовная сила – основа философского познания. Детство отличается нерастраченностью духовных сил. И задача философии – сохранить и умножить эту силу, соединив прирожденную детскую духовность (чистоту) с разумом и сознанием.

Н. Лосский, религиозные мыслители писали о высших областях, которые являются Бессознательными для творчества человека, или Сверхсознательным в сравнении с областью сознания.

Н. Лосский, И. Ильин прямо указывают на духовную силу как на «агента» познания. Чем больше духовной силы, тем большая область познания, опыт созерцания является основой философского акта познания. В. Зеньковский: «внеэмпирическое»…

Специфика мышления философского и его отличие от других форм мыследеятельности – в его цельности, обобщающем и проницательном началах. Философская мысль движется в соответствии с принципом расширения и подъёма (на новые уровни «видения»). Поэтому понятия «критическое мышление» и «философское мышление» правомерно ли ставить рядом и может ли в образовании быть целью развития «критическое мышление», где само понятие содержит (идею) элемент отрицания? Мудрость гласит: «Отрицающий беден, утверждающий богат». Философская мысль – синтезирующая, символ которой – «бирбалова линия», т.е. победа Истины путём проведения линии в Бесконечность. заметим, что Метод Сократа не был методом сомнения в Истине, но методом испытания Истины. Именно философский путь исследования предполагает «испытание» Высших Истин, «добытых» Разумом – как коллективного сотруднического процесса, не только в «горизонтальном», но и в «вертикальном» значении понятия сотрудничество (как сотрудничество человеческой мысли и Мысли Высших Планов). Отсюда непременное условие – ознакомление с самых ранних лет детей с великими Учениями: Платон (о мысли как Созидающем Начале Бытия, о философии как пути к Свету «из Пещеры»…), величественными концепциями Пантеизма (выраженными в стихах Джордано Бруно), и многими другими.

Ознакомление с жемчужинами мудрости необходимо как необходимость культурной базы, как инициирующее начало (стремление к приобщению к мудрости – в человеческой природе и в природе подросткового возраста). Отсюда – ведение дневников с выписками изречений.

Основа развития мышления: наблюдательность, воображение, способность к сосредоточению. Философствование должно развиваться на основе непосредственного «жизненного материала» школьников, на основе наблюдений и осмысления конкретно-жизненных ситуаций. Потому, конечно, лучшее развитие мышления философского – это наличие рядом «наставников», философски мыслящих, способных каждое мгновение жизни учащихся заметить и реализовать естественный импульс мысли к философской направленности и философскому обобщению. (Отсюда необходимость философского насыщения педагогического образования).

Философское творчество должно иметь опору в непреложном знании, или «зрячей вере». Утрата философией предметности, тематическая дробность и приземлённость «взрослой философии» происходит от отсутствия кристаллизованного, естественного знания: систематического изложения Основ, среди которых должны быть: Знание о Единосущности Бытия, знание о беспредельности эволюции сознания и духа, о Единстве Макро- и микрокосмических процессов и их сущности и др. Основные законы: закон причинно-следственной связи, закон постоянного изменения (основные диалектические закономерности), трансформации, закон неуничтожимости Жизненного начала (на этом основано постоянное преобразование … в вещество). без наличия этих Основных знаний, содержащихся в той или иной форме во всех великих философских концепциях, невозможно ни полноценное развитие мышления, ибо необходимо дать устойчивость сознанию и основу оптимизма. (Для развития философии как предмета насущно необходимы несложные книги с изложением Основ. А пока учителя самостоятельно «проходят» с детьми: Закон причин и следствий, Закон сотрудничества… (учительница начальных классов, республика Удмуртия)).

Каждая наука имеет базис в виде системы аксиоматических положений. Лишь философия, унижая сама себя в существе своём, не имеет устойчивой системы знаний. Все великие концепции, учения содержат, имплицитно или эксплицитно, Высшие Знания о Законах и Принципах Бытия. Имеется необходимость в книгах, содержащих данные сопоставления различных систем с точки зрения Единства Основ, как-то: Единосущность Бытия, беспредельность бытия и сознания; Закон эволюции сознания, Закон трансформации, поясняемый системой диалектических закономерностей и др.

XXI век – эпоха утверждения энергетического мировоззрения и мировоззренческого единства. С энергетической точки зрения должны быть рассмотрены Красота и мысль. Мысль есть энергия. Не внешняя логика, но светоносность мысли, её благодатность. Уроки философии отличает атмосфера благодатности.

Мысль философская – это мысль озарённая. Высшая мысль рождается в безмолвии, когда замолкают звуки мира… и сердце вступает на вахту добра свою. Мысль есть Весть.

Философия должна вести за пределы устоявшихся схем, все более реализуя принцип Единства на основе осознания Универсальных Высших Ценностей.

«Мало летающих, много ползающих…» Философ тот – кто умеет летать.

Разум – проницательная способность духа, Красота – осязательная способность духа.

Именно мыслью расширенного сознания, мыслью необычной, выводящей за пределы устоявшихся представлений, и преобразуется мир. Необходимо преодоление «заземленности» мышления. Надо будить мышление, истоки которого в глубинах сознания и духа. Именно мышление Платона пример такого Высшего Мышления. Необходимо чувство Великого. Но кто не способен ощущать величие Великих, тот подобен идущему во тьме без светильника. Ибо и собственный малый факел зажигается от Большого Огня.

Наиболее адекватными для опыта методами и языком трансляции философского знания являются притчи, легенды – синтетические формы, обращенные к детской цельности.

Философским инструментом является мысль, укрепленная в духе и сердце, в явлении цельности сознания человека.

И знание законов: от «больших истин к малым, а не наоборот».

Педагогическая стратегия заключается в том, чтобы озадачить детей вопросами сущности Бытия, пробудить мышление о сущностных принципиальных вопросах человеческого Бытия… Бессмертие, Красота, Бесконечность… нравственно-этическая проблематика, пробудить потребность в возвышенном мышлении, побудить выявить потенциал духа, побудить к вдумчивости. «Надо задумываться обо всём».

Платон утверждал проницающее мыслетворчество, необходимость исследования сущности вещей, только таким образом человек выходит из-под власти поверхностных явлений, из Пещеры к Свету. Этот способ движения мысли «к сущности любого предмета» Платон именует диалектикой. Причем, диалектическое мышление – устремленное к Идее Блага.

Необходимо самостоятельное мышление. Пусть дети размышляют о вопросах сущностных. Свет, Добро, Красота. Пусть понятия «с большой буквы» занимают ум, тем привлекая Свет, и превращая ум – в Разум. «Умейте сами сказать что-нибудь, иначе разве сможете вы постигнуть некогда сказанное другими?» (Свами Вивекананда).

Но когда говорится о сократовском диалоге в развитии мышления, уже часто применяемом в современной дидактике, упускается главное: у Сократа диалогу безмолвно предшествует молчаливая договоренность всех (исключение составляют лишь софисты, которым философия и противостояла) о том, что наличествует Высшее, высший Мир, Божественное, с его Высшим Знанием… И туда, вверх незримо направляется вектор мысли… И диалоги освещены тем предстоянием перед Высшим. Начиная современный диалог и упуская этот акт предстояния, ощущения Высшего, можно вновь получить ту же механическую изощренность и скепсис – как следствие (что и является главной причиной низкого статуса философии в современном общественном сознании).

Сущность сократического диалога: Источник мысли и условие ее возникновения – духовные накопления, накопления духовной энергии. «Сами в себе [люди] открывают много прекрасного и производят его на свет» - говорит Платон устами Сократа в диалоге «Теэтет», и добавляет: «если, конечно, имели». Суть «повивального искусства»: Мудрость – явление скрытого в глубине души Знания. искусство мышления – в том, чтобы привести в движение и выявить эти глубокие «воды» сознания.

Платон: «Если правда обо всем сущем живет у нас в душе, а сама душа бессмертна, то не следует ли нам смело пускаться в поиски и припоминать то, что мы сейчас не знаем, т.е. не помним?» («Менон», стр. 596).

Сократовский метод включает три ступени: 1) «пробуждение», «вызвать интерес, знание о незнании», «вопрошание собственной души»; 2) «инициация» мысли мудрой мыслью других. «отведать зелья всяких мудрецов»; 3) плод самостоятельной мысли, когда – разрешение от бремени мысли. (Платон «Теэтет», стр. 210) – и является частью общего воспитательного процесса выведения «на поверхность» накоплений мысли, сознания, называемого «повивальным искусством».

Диалектическое мышление – это поворот от теней… к свету, подъем из подземелья к Свету. Диалектика – действие свободное от ощущений и мнений разума, это действие разума, устремленного к сущности, «не отступающего, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага» (Платон «Государство», стр. 316).

По Платону философская мысль – это «крылья души». «Когда человек любит, но еще не знает, что именно» («Федр», 158). Энергия мышления – Любовь. Философская мысль именно «оформление» Энергий Истины, живущих в глубине человеческой души.

Цельность. Избежать опасности бесплодного «умствования» (особенности интеллектуально развитых детей) можно лишь путем твердой надежной ориентации «детской философии» на решение задач жизни, духовных и практических. Отсюда повышенное требование Культуры к учебной среде (к коллективу). Должна быть обеспечена нравственная основа, когда слово равно мысли. Цельность – как условие, так и критерий «качественности» занятий философией. «Знать значит быть». творчество, деятельность на общее благо – лучшее приложение философских постижений.

«Слово от деятельности – сокровищница надежды, а мудрость, не оправданная деятельностью – залог стыда» (Исаак Сирин).

 

VII.

В нашем более чем 10-летнем опыте – занятия философией с учащимися-музыкантами (возраст 7-15 лет) в факультативной форме и включенность философии в занятия с учащимися музыкальной школы. Философские беседы включаются в контекст урока музыки и являются его основой: 1) как возможность осмысления «важных вопросов» (общефилософская проблематика: жизнь – смерть – бессмертие, свободная воля и долг (закон)…); 2) как метод освоения конкретного знания – мастерства: дедуктивный – от всеобщего к частному; 3) как метод «инициирующий», когда в связи с содержанием урока путём ассоциаций и аналогий осуществляется «выход» на обобщающие знания (законы музыки как законы Жизни). Материалом служит и весь контекст учебно-творческой жизни, и литературно-художественный материал (сборник) философского содержания, основу которого составляют беседы с детьми и авторские тексты. Результаты – высокий уровень личностного развития учащихся, глубокие и синтетические проявления духовности, активизация музыкальных, общехудожественных и познавательных способностей.

В контексте музыкально-художественной деятельности – выход на всеобщие закономерности Жизни и жизненного творчества. От музыкального творчества – к творчеству жизненному.

Философия стала на первоначальном этапе средством интенсификации музыкально-художественного развития. Было замечено, что побуждение детей к беседам и размышлениям над вопросами философской проблематики (Красота, бессмертие, познание, добро, справедливость) – стимулирует активное выявление потенциала музыкальности: учащиеся со средним и низким уровнем развития комплекса музыкальности (слух, ритмическое чувство, музыкальная память) начинали в течение короткого времени являли высокие исполнительские и художественные качества.

Методологической основой является положение Живой Этики: самостоятельность мысли на основе ознакомления с Основами общечеловеческой Мудрости и Основными Законами Бытия… Красота как Идея возвышения (мысли), как энергетический аспект (тонкость духовной атмосферы, …). Красота – как Критерий истинности суждения. Всё более истинное – более Красивое.

Диалоги инициированы вопросами либо самих детей, либо учителем, исходя из общего контекста урока.

В нашей практике  работы с учащимися-музыкантами философия является основой личностного и музыкального развития учащихся. Существуют сборники бесед с детьми на уроках, сборники рассказов-притч. Цель – инициировать глубокое мышление, неповерхностное восприятие окружающей действительности, и глубокую целостную духовную активность учащегося.

 

Из размышлений детей:

«Музыка – это как множество дверей, и ты проходишь туда, куда тебе надо».

«Музыка царит в Космосе… Но не такая, как композиторы пишут… Но некоторые «совпадают». Как Моцарт, например».

«Мысль звучит. Эгоистическая, о себе – тускло и недолго, о других – красиво, долго, может быть и вечно».

«Красив тот звук, который не только приятен на слух, но и вдохновляет, который от души, от сердца».

 «Музыка классическая – это Красота. Почему не все люди любят Красивое: они не слышат или не хотят?». (Вот и философская проблема: относительность Красоты или относительность сознания).

 «Музыка умножает силы человека? Тогда почему не все любят хорошую музыку? Наверное, хорошие люди усиливают себя хорошей музыкой, а плохие – плохой…?»

Дети, с которыми систематически ведутся «философские беседы» показывают явное преимущество в развитии музыкально-исполнительских качеств и качеств творческости, являют многообразие интересов и способностей. Что дает основание утверждать, что побуждение к глубоким размышлениям, к поиску ответов на глубокие жизненные вопросы, побуждение к выявлению отношения к глубоким явлениям и активности на глубине сознания – это и дает в качестве следствий «приток» высших энергий и тем самым актуализацию глубинных качеств и способностей.

Т.о. на философии для детей необходимо должно быть основано все образование. Но сущность этого «предмета» должна быть Красота мысли и знания Высших Основ и Законов Бытия. Оптимизм мироощущения и творческое отношение к жизни – вот критерий качества содержания предмета.

В свете темы конгресса выразим надежду, что развитие «философии для детей», с необходимой при этом «кристаллизацией» Основ, послужит в целом возрождению философии, восстановлению её законной роли ведущего знания, наиболее необходимого обществу.

 

(Доклад на IV Всероссийском Философском Конгрессе, Москва, 2005)

 

На главную страницу



Hosted by uCoz