© М.В. Гореликова

 

«ЖИВАЯ ШКОЛА»

Методическая работа

 

 

Краткая характеристика работы

Представленная концепция организации работы инструментального отделения детской музыкальной школы основана на принципах целостного воспитания личности начинающего музыканта1. Данная концепция суть реализация цели одухотворения процесса обучения музыке, восстановление в реальной практике школьной работы глубины понятий «Музыка», «Музыкант», «Музыкальное образование»… Представленная методическая работа – результат 10-летней работы автора над поставленными целями в качестве преподавателя и руководителя отделения. Материал есть часть научной работы по проблеме развития духовности начинающих музыкантов.

____________________

1 Принципы изложены нами в докладе на конференции в БГИПК (см. «Матэрыялы рэспубліканскай навукова-тэарэтычнай канферэнцыі “Чалавек. Культура. Адукацыя”», Мінск, 2003 – ст.34-38).

 

 

Введение

 

Обучение музыке только тогда является истинно созидательным процессом и имеет право называться «Музыкальным образованием», когда сопряжено с духовным становлением юного человека, обеспечивает потребности духа и растущего сознания.

В настоящее время ценностно-смысловое обеднение музыкально-образовательной сферы достигло угрожающих пределов. Немногие из получивших 5-7-летнее музыкальное образование являют стремление к общению с музыкой, несущей возвышенные мысли и переживания. Оснащённые умениями и знаниями, выпускники не стремятся найти приложение искусству в своей жизни, и увы, немногие приобретают «иммунитет» против грубости и фальши антикультуры. Целью в этих условиях является воссоздание музыкальной школы как подлинной школы Музыки – храма искусства, где каждый входящий прежде всего может приобщиться к духовной жизни – с помощью звуков и ритмов, знания и общения. Школа должна воспитывать прежде всего средой, атмосферой, насыщенной высокой мыслью и утончённым переживанием красоты. Тогда только можно говорить о том, что музыкальное образование достигло своей главной цели – воспитания подлинной музыкальности в её широком смысле, как понимали её древние мыслители и все великие музыканты: отзывчивость ко всем проявлениям Красоты – звучащей и безмолвной, – в искусстве, в Жизни, в самом человеке.

 

 

Основные принципы «воспитывающего подхода» в организации обучения музыке. «Творческая среда»

 

 «Ни один узкий специалист не может называться

носителем культуры. Культура есть синтез и прежде всего

понимает основы бытия и созидания».

 

Функции коллектива в гуманной педагогической традиции: не приспособление ребенка к существующей жизни, а развитие в нем сил добра, самосовершенствования. Живая школа музыки – это школа свободной, одухотворённой деятельности – в Музыке.

Воспитание выступает перед нами и как цель: становление Человека с помощью музыки и скрипки, – и как метод: обучение мастерству путём реализации духовного потенциала. Соответственно в организации образовательного процесса необходимо решить две взаимосвязанные задачи:

1)  Обеспечить реализацию огромного духовного потенциала изучаемой музыки, чтобы музыка из «материала учения» вновь превратилась в действенную силу воспитания (thesaurus);

2)  Внутренние силы разума и духа учащегося сделать действенным началом учения (развитие способностей к музыкальной деятельности на основе духовно-нравственной сущности ребёнка).

Исходя из поставленных задач, определяем основные принципы организации обучения (тезисно):

1.           Мировоззренческий принцип. («Смыслы и ценности») Ценностный подход к музыке и музицированию. Обеспечение каждому учащемуся  целостного видения мира музыки на основе понятия Красоты, взятого не в узкоэстетическом смысле, но как выражение «глубинной основы Жизни и искусства» (В. Медушевский).

2.           Принцип единства учебной и музыкально-практической деятельности. («Живая школа») Приоритет непосредственной музыкальной деятельности над формальной составляющей учебного процесса. Организация процесса обучения на основе приоритета музыкальной деятельности означает приведение форм и методов обучения искусству (включая функции оценивания) в соответствие с характером музыкальной деятельности, её назначением и смыслом. «Не ищи цель в одном, а совершенствование в другом» (Эпиктет).

3.           Принцип сотрудничества как результат свободы в творческой среде. Свобода – фундаментальный принцип и метод гуманистической традиции воспитания – может быть реализована в обучении лишь при условии организованного единой целью и общей деятельностью сообщества. В коллективе музыкантов общая музыкально-просветительская деятельность преподавателей и учащихся может обеспечить каждому из учащихся «индивидуальный вход» в мир Музыки и музыкальной деятельности.

Принципы формирования «творческой», «целостно» воспитывающей среды: 1. наличие мировоззренческой основы, и 2. соответствие учебной деятельности ее профессиональной сущности, - соответствуют фундаментальным принципам воспитания: единство сознания и деятельности, и единство предметной и учебной деятельности.

Рассмотрим данные тезисы более подробно как реализацию указанных принципов в приложении к конкретному учебно-образовательному процессу.

 

 

I. Энергия Красоты в пространстве школы. Смыслы и ценности

 

Корень многих проблем музыкальной школы в отсутствии ярко выраженных мировоззренческих основ музыкальной деятельности и музыкального обучения. «В чём смысл?» - спрашивают учащиеся-подростки в ответ на «требования» учебных программ. Целостность-цельность – наиболее существенная черта детства. Детство ждёт от взрослых ответов на вопросы, которых ещё не может самостоятельно сформулировать, - ждёт правды – в жизни, деятельности, отношениях между людьми. «Чем одарённее ребёнок… тем более подвержен он кризисным состояниям, связанным с поиском смысловых оправданий искусства и бытия» (М.С. Старчеус).

Необходимо с первых шагов ввести ребёнка в целостный мир – в систему смыслов и ценностей: Музыка – Музыкант – Жизнь. Что есть Музыка? – Красота, выраженная в звуках. «Школа Музыки» - место её познания и несения в жизнь, место, где красота  - почитаема, «охраняема», - Место служения Красоте. Социальное значение деятельности музыканта должно быть ясно учащемуся с первых дней обучения. «Музыкант» - тот, кто служит Красоте, тот, кто дарит людям «жемчуг прекрасных созвучий».

Сегодня гуманистическая психология, изучая мотивационные, т.е. «энергетические», аспекты творческой деятельности, доказывает прямую зависимость результата и качества деятельности от качества мотива. Чем выше и бескорыстнее мотив, тем качественнее труд в смысле его воздействия на человека и «ноосферное» пространство в целом.

При том, что фактор творческой среды является одним из ведущих в развитии детской одарённости, в формировании у учащихся музыкально-художественных критериев, художественных и мировоззренческих ценностей, возможности коллектива и коллективной деятельности в воспитании начинающего музыканта в педагогической практике вполне не оценены. Коллективная деятельность традиционно связывается с внешними формами коллективного музицирования и отдельными концертными акциями. И если мотив участия ограничен целью «обыграть программу» и т.п. – нельзя говорить о наличии коллективной творческой деятельности. В этом случае школа, оставаясь лишь местом формального объединения людей, – по месту и родству деятельности, – не реализует своего огромного «энергетического» потенциала – возможностей объединённых сил, создающих единое энергетическое поле. При том, что коллективом, «школою», могут по сути являться 2-3 человека (преподавателя), при наличии реального общего дела  при его духовной и социальной значимости.

Коллектив музыкантов (взрослых и детей) формирует дело музыкального, культурного, просвещения. Суть – классическая музыка как художественная и жизненная ценность. Концерты, концерты-беседы, систематические, приуроченные к памятным датам и праздникам (Международный День Музыки, Рождество, День Культуры) – являются «стержнем» - основою годового учебного цикла. Концерты-беседы (о музыкантах, о подвижниках культуры), проводимые самими учащимися, – та форма музицирования, которая даёт начинающему музыканту возможность наиболее интенсивного развития музыкально-художественного восприятия (за счёт сосредоточения на единой идее беседы) и обретение сценической свободы.

Концерты-беседы могут готовиться как концерт класса под руководством преподавателя; часть ответственности может быть предоставлена старшим учащимся. Аудитории для таких концертов – находящиеся в постоянном сотрудничестве классы общеобразовательных школ, особенно если это классы, в которых учатся юные музыканты. В концертную деятельность включаются и учащиеся начальных классов, и даже подготовительной группы. Даже концерты с участием начинающих (ансамбли, несложные пьесы) при наличии содержательной основы («Легенда о Музыке», «Юный Моцарт» и т.п.) – становятся полноценной художественной деятельностью.

Необходимо проведение в процессе деятельности ключевой идеи музыкально-исполнительского творчества: «Музыка есть мысль, выраженная в звуке, Мысль Красоты. Именно звук, интонация как мысль, поток мысли…» Целесообразен факультативный курс, в котором в доступной форме детям показаны глубокие жизненные основы ключевых понятий «Ритм», «Гармония», и таких малоосознаваемых сегодня ценностей, как «вдохновение», «искренность», «энтузиазм»… В нашей практике – опыт работы детского кружка «Орфей», с его идеей защиты Красоты в искусстве и жизни, свободными беседами о жизненных явлениях, где пересекаются «линии» непосредственного музицирования и размышлений о жизненных ценностях2.

Исполнение музыки в концертах-беседах отличается от традиционного «иллюстраторского» подхода. В данном случае внимание охватывает целостный план-идею, выражающуюся во взаимосоответствующих аспектах слова и звука. Исследование показывает, что дети, даже с наименьшими начальными артистическими данными, при изменении «акцента» восприятия: не отдельное выступление как таковое, а содержание и качество концерта-беседы в целом, – обретают сценическую свободу, естественную сосредоточенность. Исполнение ставится более осознанным и воодушевлённым. Формируется  широта восприятия музыки, воспитывается осознание сути музыкальной выразительности. Участие и в качестве «рассказчика», и исполнителя нелегко, но именно такая форма наиболее отвечает младшему и среднему возрасту. Дети 7-12 лет развиваются в такой деятельности наиболее гармонично.

Путь к школе одухотворённой начинается с осознания, «очувствования» энергии духа, Света как реальной действующей, формирующей силы. Красота – форма энергии духовного мира, наиболее доступная интуиции каждого, и взрослого, и ребёнка. «Живая школа» - «живая музыка» там и тогда, где и когда Красота становится предметом осознанных исканий. Воспользовавшись известным тезисом К. Станиславского о театре, можно сказать, что и музыкальной школы нет, если нет «идеи единения в Красоте». Поставленная «сверхзадача» – энергетический источник всей деятельности коллектива, и имеет ряд подчинённых целей.

В сгармонизированном общей работой коллективе воспитание осуществляется свободно «атмосферою», «средою» («В правильной среде правильно растут дети» - Л.С. Выготский). Но немаловажно и словесное утверждение некоторых позиций, среди которых и принципы благородства поведения музыканта. Приведём пример «устава»:

«Друзья, кто хочет принимать участие в концертах нашего отделения, должен соблюдать следующие правила: 1)Записаться у руководителя концерта не позднее 7 дней до концерта (с предварительным прослушиванием программы). 2) Настраиваем инструменты за 10-15 минут до времени начала концерта. За 7 минут до концерта все участники с настроенными инструментами сидят в зале. 3) Бережем «атмосферу» концертного зала: в концертном зале (и возле него) говорим тихо, ведем себя собранно, без суеты и посторонних разговоров. 4) Все помогаем руководителю концерта, выполняя каждое его поручение. 5) Во время концерта слушаем внимательно, помогая играющему. И тогда успех и вдохновение всегда будут с нами».

С первых дней занятий учащийся входит в коллектив музыкантов. Во II-м полугодии, когда учащийся – первоклассник уже имеет небольшой опыт школьной жизни, проводится специальная встреча – концерт «Посвящение первоклассников в ученики-музыканты», которую готовят учащиеся старших классов. Эта встреча строится как общение: начинающие отвечают на вопросы более старших учащихся: «Какой хочешь видеть школу», «Какие формы музицирования тебе более близки», «Какие музыкальные произведения тебе запомнились» и т.п.

____________________________

2 На основе материалов бесед с детьми подготовлена книга-рукопись «Дневник учителя музыки», некоторая часть художественных материалов которой опубликована в журнале «Музыка в школе» (Москва, 2003 г.).

 

 

II. Единство учебной и музыкально-практической деятельности. «Живая школа»

 

Не формализованные «требования программы», но музыка должна царить в коллективе, в школе, если она стремится стать «силой, которая сделает ученика через несколько лет не обывателем, …но единицей, активно вносящей красоту в быт» (К. Станиславский). В организации обучения главным является акцент не на формальной составляющей учебного процесса, а на самом предмете обучения – музыке.

В становлении музыкальной деятельности как деятельности творческой необходима, по утверждению психологов, реализация потребности делиться с другими музыкой, музыкальным произведением, воздействовать на других. Причём взрослый только в том случае сможет быть полноценным слушателем, «когда он способен вполне искренне увлекаться… стать объектом художественного воздействия… а не судьёй и критиком» (Б.М. Теплов). Из этого следует, что традиционная для музыкальной школы система академических концертов сама по себе не может удовлетворять потребность учащегося в музицировании как «рассказывании» другим. Необходима живая концертная жизнь и заинтересованный слушатель. Концертно-просветительская деятельность является смысловым и организующим центром учебной деятельности отделения.

Традиционная система отчётности, включающая в себя ряд академических концертов и технических «зачётов» (4-5 выступлений в году) становится (при обозначенном подходе) серией открытых концертов. Каждый из которых – часть единой концертной жизни отделения. Примерный учебный план:

октябрь – конкурсы на лучшее исполнение гаммы и этюда;

декабрь – академический концерт (с отбором произведений к Рождественскому концерту);

февраль – концерт академический (исполняется одна пьеса и ансамбли, камерные ансамбли);

март – конкурс на лучшее исполнение самостоятельно выученной пьесы: ученику даётся произведение, которое он в течение урока самостоятельно изучает в отдельном классе, затем исполняет с концертмейстером (проф. группа – обязательно, участие учащихся общих групп – по желанию);

апрель – концерт камерной музыки (выступают камерные ансамбли: дуэты, трио, квартеты…);

май – итоговый академический концерт.

Для участников «больших» открытых концертов исполненная программа может являться одновременно и «отчётной» формой (вместо участия в академическом концерте). Зная единый план концертно-учебных мероприятий, ученик может избрать форму участия, заранее записавшись на участие в концерте, концерте-беседе, имея право также на индивидуальное прослушивание в классе.

Выпускной экзамен – праздник творчества и мастерства. Каждый выпускник в открытом общем концерте, или в сольном, проявляет себя в избранных им самим формах творчества: сольное исполнение, ансамблевое музицирование, сочинение, импровизация или самостоятельно подготовленная беседа-концерт и т.д. Учащиеся проф. группы могут играть отдельно. Возможно, это сольные концерты с обширной программой. Оценивается не только инструментальное исполнительское мастерство, но и степень внутренней свободы, глубина осмысления и искренность переживаний. Возможно исполнение собственных сочинений или импровизаций.

Следует отдельно остановиться на такой форме музицирования как камерный ансамбль. Предмет «камерный ансамбль», включённый в программу учащегося музыкальной школы, даёт возможность широкого развития музыкальных способностей каждого учащегося. В его «потенциале» - обеспечение «входа» в мир концертного музицирования для каждого учащегося, в то время как сольное исполнительство остаётся уделом наиболее способных и наиболее «оснащённых» инструментально-техническими навыками. Камерные ансамбли учащихся в нашей практике – основа исполнительской деятельности учащихся. Каждый учащийся отделения, от начальных классов (по мере возможности) является участником одного из составов (трио, квартеты, дуэты).

2-4 «больших», «открытых» концерта в учебном году (концерты, которые отделение даёт для города) – не просто та «большая сцена», на которой преподаватели и учащиеся «демонстрируют» мастерство, но скорее «окно» в жизнь, когда и происходит «дарение Музыки» – людям, пространству. Желательно, чтобы «большие» концерты были постоянными, т.е. были связаны с определёнными событиями года и создавали т.о. смысловой «метроритм»  годовой учебной деятельности. К примеру, в нашем коллективе этими «вехами» являются Международный День Музыки, Рождество и День Культуры. 

Работа отделения в начале года планируется таким образом, чтобы ответственность за проведение концертов была равно распределена среди преподавателей (3 концерта – 3 ответственных руководителя; причём в целях экономии энергии каждый преподаватель имеет свою избранную «сферу»: у одного это «техника» – мастерство, у другого – «Рождественский концерт» и т.п.). План работы отделения, с основою концертно-просветительской деятельности музыкантов (взрослых и учащихся) доводится до сведения каждого учащегося (стенд, стенгазета…), т.о. каждый может заранее определиться с программой. Каждый концерт имеет свою ключевую «идею» - тему. Пример: «Музыка – мысль звучащая» (1 октября – Международный день Музыки); «Музыка и Молитва» (Рождественский концерт); «Музыка и энергия Культуры» (ко Всемирному Дню Культуры – 15 апреля).

В больших концертах участвуют и учащиеся, и преподаватели (у нас: струнный квартет, дуэты преподавателей, дуэты преподавателей и учащихся, сольные выступления, выступления камерных ансамблей учащихся). В условиях живой концертной деятельности происходит естественное накопление репертуара (известная проблема учащихся-исполнителей). Важно также, что для младших школьников постоянные «открытые» выступления – это возможность скорейшего обретения музыкально-слухового опыта, накопление художественных впечатлений (что весьма актуально сегодня в условиях «обеднения» звукового пространства). Проведённые концерты анализируются совместно с учащимися. Анализ включает и степень реализации общего замысла, и условия общения с аудиторией (был ли «отклик» в зале), обмен индивидуальными впечатлениями: что наиболее удалось, что было наиболее вдохновляющим, что следует улучшить в дальнейшем.

 

 

III. Сотрудничество. «Не взрослый учит ребёнка, но ребёнок учится у взрослого»

 

Музыка и непосредственная музыкальная деятельность – хранит в себе запас энергий, которые могут быть реализованы и восприняты сознанием ученика лишь при условии максимальной свободы. Свободы каждого ученика-музыканта в выборе форм учебной деятельности, форм музицирования, форм «отчётности». Ничто ограничивающее, ничто подавляющее инициативу, притупляющее тонкость духовных восприятий не должно иметь место в атмосфере школы Музыки.

Сотрудничество – главный принцип, на котором строится общение между членами отделения (преподавателями и учащимися) – реализуется благодаря наличию конкретной общей деятельности – концертно-просветительской. И эта деятельность является «стержнем» построения всей работы отделения.

Думается, в будущем, при реализации этого принципа, музыкальные школы превратятся в истинные центры культуры. Когда вокруг «ядра» единомышленников смогут объединяться творческие силы. Многие педагоги писали о целесообразности объединения вокруг общего дела образования детей не только преподавателей, но и общественности, всех культурных сил. Мы имеем 10-летний опыт, убеждающий нас в том, что великие возможности таятся в объединённых действиях преподавателей, детей, родителей. В таком сотрудничестве мы имели возможность в малые сроки готовить концерты-беседы (более 10 за учебный год). Главным в этой работе было глубокое общение в процессе подготовки, осмысление темы-идеи. Причём дети участвовали как полноправные сотрудники в процессе складывания концепций… Отсутствовали традиционные в таких случаях общие репетиции. Участники договаривались о форме и структуре, каждый отвечал за свою часть работы и за гармоничность целого. Атмосфера на концертах-беседах в этом случает становится более живой, творческой… Внимание утверждается не на исполнителях и исполнении, но на осмыслении и сопереживании.

В планировании деятельности отделения, в особенности «концертной» её составляющей, принимают участие и дети-учащиеся, выбирая формы своего участия в том или ином концерте. На стенде отделения заранее вывешивается объявление о предстоящих концертах, и учащиеся «записываются» с программою на участие в избранном «виде» сценического выступления. К примеру, техническое мастерство можно «показать», приняв участие либо в открытом конкурсе гамм, либо в конкурсе этюдов, либо в индивидуальном («закрытом») прослушивании. Аналогично выбираются формы исполнения художественной программы («большой концерт», концерт-беседа, «малый» академический или индивидуально в классе)3.

Когда установлены сотруднические отношения между преподавателями и учащимися, обусловленные общностью труда и цели, тогда действует один из важнейших гуманистических принципов воспитания: «Не взрослый учит ребёнка, но ребёнок учится у взрослого». Отметочное оценивание выступлений является огрублением отношений ученика с учителем, музыканта с Музыкою4. Оценивание – есть необходимая составляющая всякого процесса обучения. Но оценка качественная величина, отметка же – количественная5. Ребёнок, приученный музицировать «на отметку», не обретает полноценную способность самооценивания, ибо качественная составляющая затмевается количественной – баллом. Отсюда многие сценические проблемы. Если сотворчество становится сутью взаимоотношений в школе, постепенно облагораживаются и все учебные формы и методы. Отметки не отменяются волевым решением, но уходят, когда становятся явлением, не соответствующим степени культуры взаимоотношений взрослого и ребёнка…

Музыкально-просветительская деятельность как общее дело преподавателей и учащихся, дает «жизненность», естественность учебному процессу, делая его «самой жизнью ребенка в музыке». Сотрудничество и принцип «не взрослый учит ребенка, а ребенок учится у взрослого» - следствие воспитания в свободе, возможной и естественной в условиях существования живого «ритма» общей задачи. Тогда и качества, традиционно являющиеся «объектом» и целью воспитания: активность, сознательность, инициативность, – не самоцель, но суть следствия реализации духовной жизни ребенка в процессе учения. (В то время как внешнее, искусственное стимулирование детской активности приносит непоправимый вред духовному развитию).

Отметочное оценивание концертного выступления не может служить развитию необходимой для творческого развития свободы и высокой мотивированности деятельности. Отметочное оценивание – знаковое выражение содержательной оценки. Но ребёнок воспринимает «отметку-балл» буквально (как аналог денежного знака): «сделал - получил». В музыке как обучении Красоте и в музицировании – как служении Красоте, – подобные упрощённые взаимоотношения между людьми недопустимы. Необходимое условие духовного развития – искренность, сердечность, полнота осознания деятельности и её содержательных критериев.

В обозначенном подходе к учебно-концертной деятельности каждый концерт обсуждается совместно преподавателями и учащимися. Среди традиционных исполнительских критериев главным для нас в обучении начинающего музыканта является содержательность исполнения: свобода мышления в музыке, не формальная «выразительность», но осмысленное интонирование – осознанность музыкального выражения. Ученики сами выявляют и те исполнения, которые наиболее «одушевлены», и те, где наиболее проявился живой и красивый звук инструмента. В гамме, этюдах – отмечается уровень сложности, точность интонации, чистота звука, художественность звучания. Обязательно отмечается степень возросшего мастерства.

Педагогическое поощрение – это поощрение по принципу индивидуального роста. Главное: «стремиться быть не лучше других, но лучше себя вчерашнего». На стенде отделения, в стенгазете, отмечаются не только «лучшие» выступления, но достижения каждого ученика, каждое качественное улучшение мастерства. Учащиеся знают, что концерт, даже академический, – не есть демонстрация «своего» мастерства, но есть акт служения – Музыке – Красоте, людям – слушателям. Это отношение к музыке утверждается всем строем деятельности отделения. Пусть ребёнок почувствует себя самостоятельно и свободно избирающим формы общения с музыкой и формы испытания своего мастерства и знания.

Раскрепощение детей, освобождение от давления отметки, высвобождает силы для сосредоточения на исполняемой музыке, что придаёт исполнению жизненность, искренность. В результате мы не имеем проблемы т.н. «сценических комплексов»… Жизнь в музыке должна быть естественной для каждого ребёнка, взявшего в руки инструмент, независимо от уровня способностей.

Принцип свободы: свободы форм музицирования, форм академической отчётности позволяет обеспечить каждому учащемуся «индивидуальный вход» в музыкальную деятельность, постепенно открывая для себя многообразные функции музыки: эстетическую, этическую, коммуникативную.

___________________________

3 Опыт показывает, что 90% учащихся, при различном уровне мастерства, предпочитают «открытые» выступления.

4 Сегодня достаточно примеров высокого уровня педагогических результатов в системе безоценочного обучения (Ш.А. Амонашвили, С.О. Мильтонян и др.).

5 Наш 7-летний опыт безотметочной оценки учащихся даёт возможность утверждать, что только в свободной и дружеской среде возможно полноценное художественное и духовное развитие начинающего музыканта.

 

 

Литература

1.     Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» – М. 2001

2.     Амонашвили Ш.А. «Школа Жизни» - М. 1998

3.     Киселева Н.В. Фролов В.А. «Основы системы Станиславского» –  Ростов-на-Дону 2000

4.     Медушевский В.В. «Музыкальная педагогика и музыкальная психология» // Спутник учителя музыки – М. 1993

5.     Старчеус М.С. «Музыкальная одаренность» // Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Лейтес Н.С. – М. 2000

6.     Теплов Б.М. «Психология и психофизиология индивидуальных различий» – М. - Воронеж 1998

 

 

К оглавлению                              На главную страницу

 



Hosted by uCoz