«УРОК В МУЗЫКАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ»
Методическая работа
«Не «урок
специальности», а урок Музыки – для Ребёнка»
Урок
– центральное явление современного образовательного процесса. Гуманная педагогическая мысль сегодня изменяет
ценностные ориентиры урока: не объем знаний – но «отношение к знаниям», не
«эффективность урока», но «светоносность урока». Встает задача одухотворения урока,
превращения его в значимое явление жизни ребенка.
Профессиональное
обучение музыке, в отличие от системы общего образования, являет пример
устойчивости традиции, постоянства. Необходимость преобразований здесь не так
очевидна в силу специфики – индивидуальной формы общения учителя и ученика,
дающей бесконечные возможности творчества. Уроки выдающихся
педагогов-музыкантов являют собой подлинно культурный феномен, что естественно,
ибо школа («скале» - лат.) – это прежде всего Учитель, и школа в нем. Великие
музыканты на протяжении всей истории исполнительства видели задачу педагога в
формировании глубоких, мыслящих художников… И урок тогда – высоко творческий
акт, совместное созидание Музыки… При этом задача - как осуществить урок как
культурное явление в жизни каждого учащегося музыкальной школы – остается
нерешенной. Подход к уроку в практике начального обучения характеризуется узкой
направленностью на передачу исполнительского опыта. Урок со школьником мало
отличается от урока со студентом. А при «вспомогательной» роли воспитания,
невостребованной в уроке оказывается нередко и сама Музыка. Урок в музыкальной
школе предельно прагматизирован… Очевидно, что сегодня перед начальной
музыкальной педагогикой, и в частности педагогикой скрипичной, стоит задача
обращения «урока специальности» в урок Музыки
- для Ребенка…
* * *
Поскольку
именно урок является носителем функции индивидуализации учения, чтобы
действительно стать для ребенка возможностью реализации лучших устремлений и
радостью совершенствования, необходима последовательная реализация следующих
принципов и задач:
II. Принцип «индивидуального входа» в
систему знаний и мастерства. Необходимо обеспечить максимальную степень
свободы учащегося: возможность сотворчества в выборе формы урока, форм
музыкальной деятельности на уроке, в планировании (постановка целей и задач)…
Таким образом формы и содержание урока ориентируются на создание условий для
проявления самосознания ученика, инициативы, воли к совершенствованию, к
познанию. Как сказано Б. Асафьевым, музыкальность, нуждающаяся в многообразных
способах «уловления», «у одного может проявиться в способности воспроизводить
музыку, а у другого – в чутком разговоре по поводу испытанного впечатления».
III. И соответственно, в отличие от традиционной
акцентности урока на цели передачи опыта мастерства, главным в работе с
начинающими становится опыт самосовершенствования, и что еще важнее – радость
самосовершенствования. Как сказано Я.А. Коменским: «Главное в начале обучения,
чтобы ученик не возненавидел то, что еще не успел полюбить» [1]. Для этого
необходимо, чтобы активность и проявление воли учителя соответствовали
активности, энергии устремления ученика. Не «рецептура навыков и приемов, но
прежде всего принципы и «смыслы». Рассмотрим конкретные формы решения
поставленных задач.
Принципы
целесообразности и соизмеримости являются ведущими при подходе к планированию и
организации урока, в выборе формы урока и его продолжительности: каждый ученик
должен получать помощь учителя в той форме и мере, которая является для него
актуальной, то есть осознанной, желаемой.
Т.о.
урок предстает в трех «ипостасях» - взаимосвязанных ценностных аспектах:
-
«урок-общение» (принцип энергии);
-
«урок - совместное творчество» (принцип
активности);
-
«урок - актуальная помощь» (принцип
соизмеримости).
Чтобы
каждый урок был для ребенка жизнью на ином, отличном от обыденного уровне
сознания, предметом особого внимания должна быть «атмосфера» урока.
Ничто огрубляющее не должно иметь места на уроке скрипичного мастерства. От учителя
зависит тот уровень мысли, на котором будет проходить общение на уроке.
Малыш-дошкольник «общается» с «Королевой-Скрипкой», со звуком-голосом Красоты…
Более старший ученик осваивает музыкальное произведение, осознавая его как
проявление великих мыслей, жизненного подвига их творцов. Отношение к
музыкальному произведению как выражению мыслей, значимых, важных для людей,
создает ту основу, которая определяет и метод работы с музыкальным материалом.
Так, следуя принципу развития музыкальности через утончение и одухотворение
восприятий к решению ритмической или интонационной «проблемы», можно скорее
привести через мгновение молчания – тишины, «очищающей» ритмическое чувство,
слух ребенка, чем через многократное, нередко огрубляющее повторение…
В
воспитании музыкальности важно внимательное отношение учителя ко всем
проявлениям внутренней жизни ребенка: приведение в соответствие с ней ритма и
характера деятельности на уроке. Индивидуальный урок нам, преподавателям
музыки, необходимо сегодня осмыслить как возможность (одну из немногих в
современных условиях) поддержать духовную жизнь ребенка вниманием к тем
«беззвучным» проявлениям Музыки, которыми полна жизнь. Из беседы с ученицей (8
лет) на уроке:
-
Мы были с классом в храме, и там я
увидела такую икону с Ангелом, что когда смотришь на нее, внутри что-то
меняется, как бы светлее становится.
-
А у всех ли так (других детей)?
-
Нет, не у всех. Некоторые просто
смотрели. Наверно, надо видеть.
-
А в общении с музыкальными произведениями
такое бывает?
-
Да, у меня бывает… Но ведь музыка для
этого и существует…
Работа
над классическими произведениями требует особого тона, особого «пространства
урока», когда совершенствование качества исполнения проходит на фоне серьезного
собеседования о жизни – смерти, о вечности… Как «чтение для человека мыслящего
это не поглощение книг одна за другой, а творчество духа» [4, 81], так открытие
музыки приходит через углубление в мир музыкальной мысли. И тогда одно занятие
– глубокое общение в работе над пьесой Баха или Моцарта, - в соответствующих
условиях может открыть ребенку красоту великой музыки. Из слов ученицы III класса о
Сонатине Моцарта: «Это же музыка Божественная! А как ее услышал композитор?!.
Будто Ангелы поют…».
Далеко не каждый
из учащихся музыкальной школы станет музыкантом, но, говоря словами Г.
Нейгауза, «каждого ученика необходимо ввести в область духовной жизни,
нравственных начал», в область культуры [2, 47]. И в основном эту задачу решает
индивидуальная форма общения с учеником, индивидуальный урок – возможность
сокровенного и тонкого общения взрослого, ребенка и Музыки.
Воспитание
чуткости к музыке и «звучащему» пространству может воспитываться и уроками
среди природы. Звучание скрипки у реки или в тишине леса открывает иную,
«живую» жизнь музыкального тона, неслышимую в замкнутом пространстве класса,
воспитывает чуткость, бережность отношения к ритму и интонации. Музыка
талантливая начинается с чуткости к музыке вокруг и внутри…
Урок
живой «жизнью ребенка в музыке» может называться лишь при условии возможности
свободного самовыявления ребенка, полноценной эмоциональной жизни,
соответствующей возрастным и личностным условиям. Урок в музыкальной школе
несет в себе большое многообразие организационных возможностей: многочисленны
варианты сочетаний индивидуальной и
групповой форм, самостоятельной работы, работы с учителем, ученического
взаимообучения. Когда жизнь детей организована как коллективная деятельность и
имеет общую смысловую ось, урок может обретать более «гибкие» формы: система
занятий приближается к «мастерской», когда каждый ученик имеет возможность
заниматься с учителем необходимое ему время (и 15-минутные уроки-консультации,
и длительные, часовые и более, уроки углубленной работы). При наличии классных
помещений могут заниматься одновременно («вокруг учителя») несколько человек:
кто-то самостоятельно, кто-то в ансамбле, кто-то – обучает
младшего…
Необходимо
дать возможность детям обучать друг друга. У детей свой язык, большее, нежели
со взрослым взаимопонимание… Нередко приходится убеждаться в высокой эффективности
занятий более старшего учащегося с младшим, при том, что «горящие глаза» детей,
утверждающихся в самостоятельности, - явление, с точки зрения воспитания,
самоценное. Старший, выступающий в роли «учителя» в таких занятиях, естественно
укрепляет, организует свои познания…
Необходимо
помнить и о том, что даже когда ребенок, искренне желая заниматься на скрипке,
приходит к нам в класс, ученику в нем еще предстоит родиться и затем
состояться, и весь процесс обучения в музыкальной школе – это только самое
начало на пути становления Ученика. (Д.Б. Эльконин называл учебную деятельность
«второй профессией каждого человека»). «Ученик» начинается с «вопрошания»…
Только в свободе, взращивая ростки самостоятельного устремления, можно
помочь этому непростому и «тонкому» процессу ученического самосозидания. Как в
уроке реализуется свобода ребенка? Во-первых, ученик может «предпочесть»
индивидуальной работе с учителем «самостоятельную» работу в классе или работу
со старшими учащимися. Поддерживаем всякое проявление сосредоточенности,
подчиняя урочный «регламент» проявлению ученического волеустремления, так как
подлинное развитие происходит только путем самоуглубления, самососредоточения,
при достаточном напряжении энергии1…
Воспитание
творческого начала возможно при поддержании стремления к самоорганизации, всех
проявлений самостоятельности и ответственности: за проведение урока (ученик –
«учитель»), за «подопечного» младшего (когда определенная часть работы
осуществляется под руководством старшего ученика)…
У
нас практикуются уроки групповые, где в роли учителя – один из учеников. Урок
предварительно планируется: определяются виды работы, цели, планируется время.
В конце урок анализируется всеми участниками: «чему научились», «что было самым
интересным и полезным», «что следует улучшить, изменить»…
Урок
ученицы IV
класса Анны С. (редактированный
конспект ученицы)2:
Участвуют
также: 2 ученицы II
класса, одна – четвертого. (Урок 45 минут):
1.
Импровизация в D-dur
5 минут (коллективная);
2.
Наташа (IV класс)
играет свой этюд (деташе), объясняя другим его задачи. Конкурс: кто сколько
запомнил наизусть и сможет сыграть (или спеть) 10 минут;
3.
Все работали над штрихом «деташе» на
гамме ре мажор 10 минут (унисон. В октаву, в терцию по одному «по
кругу»). Цель – улучшить звук.
4.
Остальные по очереди играют свои этюды,
все слушают, говорят, что улучшить. 10 минут;
5.
Чтение с листа («Старинная музыка») 5
минут;
6.
Домашнее задание: каждый планирует свою
работу; всем: сочинение пьесы в ре мажоре.
3 минуты.
Современная психология в качестве одного из аспектов
«стратегии обогащения» (в развитии одаренности) выдвигает обучение ребенка
умению планировать, организовывать и оценивать свою работу [3, 155]. Уроки,
проводимые учащимися, естественно и интенсивно развивают эти способности. Их
основа – детское стремление к самостоятельности, взрослости. Взращивание
«ученика» требует и воспитания умения быть учителем для других – передавать
полученные знания, умения…
Коллективный урок (занятия с группой 2-4 учащихся) – одна из
самых эффективных форм воспитания-обучения на начальном этапе. Широкого
распространения эта форма пока не получила в практике музыкальных школ.
Возможно, вследствие того, что свой богатый потенциал групповая форма реализует
лишь в гармоничном сочетании с индивидуальным уроком и с организацией детского
взаимообучения. Необходимо также привести в соответствие цель, содержание
такого урока с индивидуальными задачами каждого из ее участников и реальными
возможностями группы.
Целесообразность
групповых занятий на начальном этапе заключается в следующем:
1. В начале обучения главным является не
детализация навыков и знаний, а обеспечение максимально широкого «поля видения»
«образа» скрипичной игры, общих принципов мастерства, принципов
совершенствования. Целесообразно вводить в новое знание-умение группу детей.
Детализация же - на индивидуальном уроке.
2. Возраст 6 – 12 лет – наиболее
«социальный». Активность, инициатива, интерес детей естественно и легко
проявляется именно в группе, в деятельности коллективной…
3. Группы детей разного возраста
(желательно, чтобы разница не превышала 3-4 лет) и разного уровня подготовки
позволяют комплексно и гармонично решать задачи обучения-воспитания: для
младших это «инициация» («я тоже так хочу (могу)»), для старших (выступающих в
роли ведущих в группе) – возможность перевести знания-навыки в осознаваемую
форму…
Разновидности уроков с группой могут быть бесконечно
многообразны. Некоторые виды:
Уроки «монотематические» - работа над одним из видов
техники, ознакомление с жанром, формой музыкального произведения и т.п. Такой
урок может содержать разнообразные виды деятельности, служащие многостороннему,
целостному подходу к явлению…
Урок «Что такое
«Вариации»». Дети готовятся к уроку, самостоятельно «собирая материал»:
теоретические сведения, старшие – готовят соответствующие произведения из
своего репертуара. Содержание урока: слушание исполняемых старшими учащимися и
учителем произведений; сочинение, чтение с листа произведений с элементами
вариационности, разбор нового произведения, которое желающие включают в свои
программы. Беседуем о вариационности как явлении. Дети получают задание найти
ее элементы в исполняемой программе, «прочитать с листа» несколько
произведений в форме вариаций, а также
найти проявление признака вариационности в окружающей жизни.
Урок, посвященный одной теме, одному музыкальному явлению, -
хорошая возможность воспитания и способности внимания, и привычки глубокого,
всестороннего «охвата» явления, - развитие интереса к познанию. Группа
«гарантирует» гармоничность эмоциональной атмосферы и при экономном
расходовании энергии участников дает возможность напряженной и многогранной
работы.
«Урок
одного звука» (продолжительность 20-30
минут). Группа – не менее трех человек. Цель урока – дать возможность осознать
большие возможности звука (как явления музыки и жизни), а также – освоение
принципов звукоизвлечения на скрипке. Урок целесообразен в начале учебного
года, четверти, когда необходимо активизировать внимание, восприятие. Начинаем
урок с беседы. На дом были заданы вопросы: «Что может один звук?», «Многое ли
можно «сказать» одним звуком?», «Какие звуки любишь больше – тихие или
громкие?»… Из детской беседы: «Тихий звук помогает думать…», «Громкий несет
силу, мне больше нравится…» Слушаем один и тот же звук в различной гармонии,
меняя «настроения»-«образы». Играем на скрипках: гармония - («образ») изменяет
– уточняет высоту звука, требует различного «тона». «Разговариваем»: один
исполняет, остальные должны «услышать», «о чем сказала скрипка»… и т.д. Меняя образы,
«открываем» «глубину звука», «звонкость», «мягкость» - открываем «тон» как
носитель смысла… Исследуем динамическую нюансировку: образ – технология…
Заканчиваем урок рассказом сказки… о звуках – строителях и разрушителях.
Беседуем о том, что было самым интересным на уроке, что трудным… Если урок
удался, дети как правило продолжают развивать взятые «направления»,
фантазируют: «Нарисую дома звук-вестник…», «Попробую самый сильный звук на
своей скрипке найти» и т.д. Соответственно – домашнее задание… Такого типа
уроки мы называем «урок-открытие» или «урок секретов мастерства».
Уроки техники в группе любимы даже теми учениками, чье
развитие в этом плане отстает: каждый может проявить свои сильные стороны: если
не сразу осуществить на инструменте, то сообразить «скорее других» или
«придумать лучшее задание» к следующему уроку. Занятия техникой в группе
опираются на присущую детям энергичность: «Кто быстрее», «Кто чище» (гамма,
этюд, упражнения…). Освоение нового вида техники наиболее целесообразно с 2-3
учениками примерно одного уровня развития. К примеру, «двойные ноты»: много
возможностей дает группа (исполнение в два голоса, петь и слушать, сочинять,
подбирать гармонии; наблюдая, осмысливать и главное – самостоятельно и вместе
открывать суть нового умения).
«Урок – музицирование» даёт учащемуся полную свободу, акцентируя
художественную сущность музицирования. Исполняются новые произведения, «с
листа», а также «любимые». Сочинение, импровизация – по инициативе учащихся.
Беседы о содержании исполняемой музыки, с привлечением литературы, живописи.
Слушание исполнения мастеров в звукозаписи… В таких уроках инициатива детей
является ведущей, это урок-импровизация. Главная его цель – дать ребенку
возможность эмоциональной реализации в музыке, в сотворчестве.
Продолжительность таких уроков-общений 1-1,5 часа («спаренные» уроки).
Проведение такого рода занятий необходимо в периоды, когда интерес к учению
снижен (в завершении учебных периодов).
Традиционные формы музицирования - «ансамбль» и «чтение с листа», - при целенаправленном и систематическом применении формы
группового урока, коллективного обучения, расширяют свои функции и возможности.
Как виды музыкальной деятельности, они
включаются почти в каждое занятие (индивидуальное и групповое). Уроки ансамбля
и чтения с листа помимо традиционных задач обучения имеют целью и широкое
ознакомление с музыкой и накопление репертуара. У нас это репертуар для
концертов-бесед, имеющий постоянную «структурную основу»: старинная музыка;
музыка И.С. Баха, Моцарта; П. Чайковского; белорусская…. Ученики III-IV класса (наиболее
активные) имеют постоянно в репертуаре 10-12 произведений… Во время
самостоятельных занятий младшие осваивают репертуар под руководством старших. В
работе с камерными ансамблями учащихся важно сохранение его постоянного
состава.
Чтение с листа в группе скорее становится
«вдумчивым музицированием». Перед учащимися ставится задача сразу «уловить»,
ощутить идею-суть произведения, следовательно стиль, характер выразительности.
Метод таков: после зрительного «прочитывания» и собеседования произведение
исполняется (полностью или часть, в зависимости от объема и сложности) одним из
участников, остальные – «исполняют» «идеомоторно», мысленно, будучи готовыми
«подхватить»… Снова беседуем: основная мысль – образ, идея – тональный план,
фактура; форма, акценты «смысла» - кульминации; характер штрихов, динамики,
особенности ритмики; технические трудности исполнения. Произведение исполняется
или поочередно полностью, с обсуждением, или совместно по периодам,
предложениям. С задачей – сохранить цельность. Чтение с листа с самыми младшими
включает и пение, и графически-схематическое изображение мелодии, и другие
вспомогательные формы. Традиционные трудности в чтении с листа преодолеваются
детьми в группе легче и естественнее, так как работа основана на свободном
выборе: исполнять или слушать, петь…, «включаться» в исполнение, когда готов… и
т.д. В группе, при чередовании для каждого участника исполнения – слушания –
осмысления гармонично воспитывается главное - умение слышать, воспринимать
исполняемое.
И одна из интереснейших для детей форм
занятий – «уроки-серии», «уроки-погружения», посвященные музыке одного
композитора (при подготовке концерта-беседы), когда сочетая групповые, индивидуальные
и самостоятельно-групповые занятия, «углубляемся» в музыку единого стиля,
плана, изучая жизнь композитора и все вместе «вникая» в суть и детали
исполнения каждого произведения. Это уроки продолжительные по времени (за счет
спаренных индивидуальных и групповых). Такие уроки можно назвать «уроками
вдохновения»: напряженность, коллективность работы и единая задача дают
интенсивное продвижение каждому участнику и в осознании музыки в целом, и в
исполнительском мастерстве.
Необходимо отметить, что коллективная форма обучения
интенсивно развивает возможности
учащихся при условии добровольного участия.
Оценивание, будучи содержательной составляющей каждого
урока, исключает отметочную форму. Сухость «балла» неприемлема там, где цель –
пробудить внутренние стимулы и внутренние регуляторы деятельности. Вместе с
ребенком подводим итоги работы, отмечаем достижения, планируем следующий урок и
цели учения. Некоторые ученики имеют личные дневники занятий, помогающие
осуществлять самоконтроль. Домашнее задание для малышей – начинающих существует
в форме пожелания. Учитель вместе с учеником в конце каждого урока
«проговаривает», «что главное», «что можно улучшить» (2-3 тезиса).
Способность к самостоятельной работе, экономичность в
домашних занятиях во многом зависит от цельности урока, которая, в свою
очередь, есть степень «проявленности»
главной задачи – главной «идеи» всего этапа обучения. Для ученика должна быть
ясна «сверхзадача» - нить, связывающая воедино и элементы урока и уроки в
единый процесс… «Сверхзадача» - цель этапа обучения - может проявляться в
трех планах: осмысление музыки,
овладение образно-художественными средствами, технологическими навыками, и
должна быть ясной не только учителю, но и ученику: учусь «слышать мелодию»,
«учусь ярко «видеть-ощущать» образ каждого произведения», или: «совершенствую
такой-то вид техники» и т.д. (Вместе с учениками можно письменно планировать
задачи на четверть, месяц, на неделю…)
Таким образом, воспитывая самосознательность соответствующей
организацией учебной деятельности,
создавая возможности для реализации ученической свободы, стремясь к
одухотворению общения на уроке, умножаем возможности урока музыки как средства
инициации творческих сил ребенка и развития потребности в глубоком общении с
Музыкой.
__________________________________
1 М. Монтессори на принципе выявления и развития
детской сосредоточенности на самостоятельно избранном занятии строила весь
процесс обучения, называя это принципом «свободного саморазвития в
педагогически организованной среде».
2 В данном примере «план» урока немного
«скорректирован» преподавателем – совместное планирование. Но возможна и
полностью самостоятельная работа (зависит от уровня подготовки и сознания
учащихся). Возможно в групповом уроке сочетание работы с преподавателем и с
«учителем»-учеником.
Организация
учебной деятельности на уроке в зависимости от возраста учащихся3
Дошкольник (5-6 лет). «Умейте пользоваться натуральной детской
любознательностью, руководите ею, направляйте ее, и вы, не уча детей
систематически, по школьному, обучите из многому и очень многому». «Чем меньше
ребенок, тем меньше должно быть систематичности в занятиях с ним и тем
интереснее должен быть для него предмет и самый способ обучения» [5, 310].
Жизнь дошкольника – целостный, яркий мир. Восприятие синтетично. Рациональный
подход к действительности не свойственен этому возрасту. Дошкольнику – скрипачу
нелегко «понять» необходимость «правильного» положения рук, инструмента. Зато
«образ» скрипача, играющего легко, непринужденно, красиво, «образ» звука –
«голоса Королевы Скрипки»: то нежного, то решительного, то «лунного», то
«солнечного» – близок ребенку. От образа, от целостности следует исходить во
всем при работе с начинающим. Не столько системность и качество элементов мастерства,
сколько яркость впечатлений, поддержание естественной тяги к исследованию и
эксперименту. Эмоциональная жизнь, воображение, как главный источник будущего
творчества, должны быть предметом охранения и воспитания в этом возрасте.
«Урок-сказка», урок-«исследование»: «Что умеет Смычок?», «Сколько голосов у
Скрипки», Урок-творчество: импровизации на инструменте, пение – сочинение
мелодий к стихам и подбор их на скрипке и фортепиано. Уроки преимущественно
групповые. Импровизационность – их ведущее начало. Так как именно в этом
возрасте «следование за индивидуальностью» ребенка – решающее условие для
проявления в дальнейшем его творческих сил, энергии, уверенности в собственных
силах. Детская инициативность – главная цель учителя на уроке с начинающим («Давайте
играть «Про синюю Птицу!»» «Хочу играть по нотам!»). Урок с дошкольником должен
быть наполнен хорошей музыкой: пластичные мелодии народных песен, классические
произведения… Целесообразны уроки: дошкольники – ученик I – II класса. Участие
в уроке старшего учащегося обеспечивает возможность полноценного музицирования,
инициирует учащихся и дает дополнительные возможности обучения. Старший
исполняет мелодию, малыши – «аккомпанемент» (ритмоинтонацию);
рондо-импровизация: малыши тему-рефрен, старший – эпизоды… Вместе «исследуются»
«возможности скрипки»: «флажолеты» и «трели», «аккорды» и «двойные ноты»,
штрихи… - в сказках-импровизациях: «О путешествиях», «полетах», «звездах» и
«волшебных Принцессах»… Важно, что учитель не просто использует игру и сказку для
«внедрения» элементов мастерства, но вместе с детьми живет в мире этих
подлинных содержательных образов будущей техники (старшие ученики помогают с
первых уроков ввести в «наш» мир Скрипки). В группе ребенок имеет возможность
многоаспектного видения целого, а также свободы проявления: то ли подпевает, то
ли подыгрывает, то ли просто слушает и наблюдает…
Возраст до 7 лет
– это восприятие – «впитывание», неаналитичное, недискретное. Среда, атмосфера
и многообразие действий и качество впечатлений являются главными факторами
учения. И именно эта яркость, многообразие и свобода самопроявления должны быть
обеспечены на уроке. Необходимо побуждать к самовыявлению ребенка, не навязывая
учебную задачу, но предлагая ту или иную форму деятельности… «Что ты хочешь играть
сегодня?» «Голос» какой из струн тебе сегодня особенно хочется слушать..?»
Воспитываем внимание, поощряя наблюдательность, находчивость: «Что можно
улучшить в нашем исполнении» (группа работает) и «Какие «секреты» смычка мы
сегодня «открыли»..?» Занятия могут быть достаточно длительными. Решающим
условием является готовность, желание ученика заниматься, что проявляется как
инициатива, активность… Уроки должны быть «жданными» для ребенка, наиболее
целесообразными видятся встречи 2-3 раза в неделю (по 25-45 минут). Искреннее
общение с учеником-дошкольником открывает в каждом из них необычайную чуткость
и мудрость, яркость воображения, реализовать их в учебной деятельности – задача
урока, «выстроенного» на основе возможности самопроявления ученика…
Если дошкольник –
это «поэт» и «исследователь», то младший школьник (7-9 лет) – это «прилежный
ученик». Учение – ведущий вид деятельности этого возраста. Ученик в этом
возрасте, как правило, прилежен, послушен. Но педагогу следует осмыслить, как
укрепить, дать развиться этому качеству «ученичество» - как основанию
дальнейшего стремления и способностей к совершенствованию. Воспитательная цель
каждого урока с учеником этого возраста – «привить вкус» к учению, к процессу
обретения и творческого применения знаний, умений. «Горизонты мастерства».
Уроки «виртуозной игры» (гаммы, этюды в группе). Уроки-конкурсы: «Кто быстрее?
Кто чище?..», «Кто большему научился» («Не лучше других, но лучше себя
вчерашнего»). В групповом занятии дети «отмечают» «достижения» друг друга, планируют
направления совершенствования. Поощряется инициатива:_«Хочу научиться играть
«сотийе»», «Выучу дома все этюды этого
раздела…» Проводим уроки «любимый вид техники» (один из учеников в роли
«учителя»). Укрепляем проявление творческого начала: урок учеником I – II класса
обязательно включает в себя сочинение этюдов, упражнений, пьес…, импровизацию.
Целесообразны такие занятия в группе с детьми примерно одного уровня развития.
Техника, легко развивающаяся в этом возрасте, должна быть предметом добровольного
устремления. Используем метод «насыщения желания». С помощью групповых уроков:
когда в индивидуальную программу включаются этюды, упражнения, после того, как,
наблюдая за работой других и участвуя в групповых занятиях техникой, ученик
«загорается»: «Я тоже хочу играть этюды на спиккато!» «Задайте мне!»
Дети этого
возраста восприимчивы к обучению, где в роли учителя – более старший товарищ. К
этому периоду уже естественно сформированы пары «учитель - ученик», где у
каждого из старших свой «подопечный». Самостоятельные «уроки - взаимообучения»
наиболее эффективны в этот период. Вместе планируем задачи, «методы»
совершенствования и после занятия «оцениваем» достижения и «учителя», и
«ученика».
Индивидуальное
занятие с учеником 7-9 лет обязательно включает в себя элементы самоанализа
деятельности, целеполагание, самоконтроль. Урок можно начать с беседы: «Что
наиболее удалось в домашней работе, что было трудным? В чем нужна помощь?.. и
т.д.» Заканчиваем – постановкой задач в самостоятельной работе (самостоятельная
запись в дневнике). Элементы планирования: каким «умением хочешь овладеть»… и
т.д. … Задачи воспитания внимания в этом
возрасте требуют не перегружать восприятие ученика множеством целей,
множеством впечатлений. Целесообразно, формируя способность концентрации,
побуждать к исследованию, изучению явления «со всех сторон» («Монотематические»
уроки): «Интервалы – интонации…», «Звук и тишина»… При этом использовать все
многообразие видов музыкальной и учебной деятельности.
В этом возрасте целесообразно
«продвижение» по всем направлениям, «линиям» мастерства: не столько
технологическая детализация, сколько целостность, широта. Групповые уроки
техники, уроки исследования выразительных возможностей инструмента, знакомство
с многообразием форм музыкальных произведений в скрипичном исполнительстве… и
т.д. Ансамблевое музицирование и сочинение для ребенка 1-3 классов – из
наиболее эффективных, развивающих форм деятельности – составляют большую часть
содержания урока. Главная функция
«урока» по отношению к ребенку 7-9 лет – укрепить в сознании собственных
возможностей («я все могу!») и желании совершенствования . В нашем классе этому
помогают «постоянно действующие» конкурсы учащихся 1-2 классов («Кто большему
научился за неделю, за месяц…», «Стать не лучше других, но лучше себя
вчерашнего»).
10-12 лет. Ранний подростковый возраст. Это период
формирования мировоззрения, развития самостоятельности. Ребенок стремится к
«взрослости». Ведущей направленностью урока становится осмысление содержания
исполняемой музыки и принципов мастерства – осознание системы. Индивидуальный
урок обретает личную значимость для ребенка: появляется осознанное стремление
учиться у взрослого, обучаться у взрослого-учителя. Беседы о Человеке, Музыке и
Жизни – в соответствии с «музыкальным материалом» - обретают «статус»
самоценной деятельности на уроке музыки. Именно в это время укрепить внимание к
интонационной природе музыкальной деятельности и практическое овладение
интонацией – это значит открыть ребенку возможности самостоятельного познания и
совершенствования. Не просто «как» (инструментально-технически), но «для чего»,
в чем смысл, «суть» (того или иного произведения, или вида учебно-музыкальной
деятельности) – вот акценты этого периода обучения. Стремление к взрослости проявляется
как готовность принять ответственность. Даем возможность выразиться этому
желанию «больших дел» в самостоятельной подготовке и проведении
концертов-бесед. (Дети этого возраста – «ядро» группы «исследователей» и
«просветителей»). Групповые уроки целесообразны в форме описанных выше «уроков
- серий», «уроков – «погружений»», позволяющих
естественно создать условия для максимального напряжения сил, ума,
чувств, воли подростка. Одна половина такого «урока» – беседа – обсуждение –
изучение музыки, эпохи, стиля…, «отбор» необходимых аспектов и «акцентов».
Другая – совместная работа над качеством исполнения произведений… Уроки такого
рода особенно «продвигают» учащихся этого возраста в сознательности отношения к
музыке и исполнительскому мастерству. Работа над совершенствованием
исполнительских средств, и «над техникой» в таких «серийных» уроках опирается
на широкое «поле» видения художественно-смысловых задач и соответственно на
самостоятельное ученическое обобщение: «поиск штриха» «для Моцарта», работа над
«звуком Моцарта» и т.д.
В этом возрасте
(10-12 лет) осуществляется дифференциация обучения. Индивидуальные уроки с
учащимися группы «профессиональной ориентации» отличаются более детальной,
углубленной работой над исполнительскими средствами, над «технологией»
мастерства. Но в обеих группах главным акцентом внимания на уроке является –
интонационность, музыкальная деятельность – как сознательное творчество мысли,
образа. Урок с учащимся III-V класса начинаем с «анализа» предыдущей встречи – «Что
достигнуто», «Какие возможности совместной работы реализованы»… и т.д.
13-14 лет. Старший ученик. Ведущей является деятельность
общения в процессе обучения. Стремление к «взрослости», самооценка, развитие мотивации
учебной деятельности. Для учителя «музыкальное» сознание учащегося VI-VII класса – показатель качества
всего предыдущего периода обучения-воспитания. Если на ранних этапах духовная
энергия ребенка не была подавлена дисгармоничным обучением, то ко времени
завершения обучения в музыкальной школе каждый ученик может иметь «плоды»
своего музыкального опыта в виде радости от общения с классической музыкой и
осознанной потребности в ней. Индивидуальный урок в этот период наиболее полно
реализует свои возможности сотворчества. Самостоятельность, свобода,
потребность в которых главное качество подростка, к этому времени имеют
возможность реализации благодаря навыкам самостоятельной работы, умению видеть
перспективы, осознавать смысл деятельности и окрепшей уверенности в своих
силах, способностях. Индивидуальный урок – главная форма работы со
старшеклассниками. – это и углубленное, детальное освоение скрипичного
мастерства, и осознанное, наполненное личным переживанием взаимоотношение с
музыкой. В содержании уроков - и прослушивание исполнения мастеров (сравнение
интерпретаций), и изучение произведений без инструмента. Широкое привлечение
теоретических знаний, подробный анализ исполняемого произведения
(ладо-тонального плана, особенности формы, фактуры) – наиболее целесообразный
«подход» в работе со старшеклассником, когда закреплено «живое» отношение к
музыке, когда музыка осознана как творчество мысли, как носитель
духовно-нравственного импульса. Старший ученик проводит уроки с младшими,
участвует в групповом занятии как «ассистент» учителя. Целенаправленно учится
передавать опыт мастерства и знания.
________________________________
3 Эта
часть работы представляет собой фрагмент статьи автора (в переводе на русский
язык), опубликованный в журнале «Музычнае і тэатральнае
мастацтва: праблемы выкладання» (№1 за
Литература
1.
Коменский Я.А. Великая
дидактика // Педагогическое наследие. – М., 1989
2.
Нейгауз Г.Г.
Размышления, воспоминания, дневники. – М., 1983
3.
Попова Л.В. Обучение
одаренных // Психология одаренности детей и подростков. Ред. Лейтес Н.С. – М.,
2000
4.
Сухомлинский В.А.
Мудрая власть коллектива. – М., 1972
5.
Каптерев Обучение детей
дошкольного возраста // История дошкольной педагогики в России. – М., 1999
ПРИЛОЖЕНИЕ
(из диалогов на уроках музыки)
«Открытие»
Фраса (6 лет): загораются
глазки, когда показываю виртуозные возможности скрипки..
-
«Сыграйте так быстро-быстро»…
Играю гамму-пассаж.
Фраса хлопает в ладоши, смеется, и вдруг,
вслушиваясь: «Там вверху такой красивый-красивый звук был!»
Играю медленно, «дохожу» до а3,
она: «вот, вот он» и, приблизив головку к скрипке (ушком) слушает, на лице –
благостная улыбка…
Радуется, когда показываю, как может
«прыгать» смычок, играть аккорды и двойные ноты. Долго играть мне не дает:
«Дайте, дайте, я сама!» Ищет созвучия (двойные ноты), радостно «взбирается»
вверх к подставке…
Ей нравится играть на I (ми). Но вдруг замечает: «а что же мы не играем на
«соль-струне», она же обидится!»
Показываю девочкам, как надо слушать «последний звук» в пьесе, чтобы он
«улетал» в самый конец зала и растворялся в тишине… Играют, вдруг Яна: «А
последний звук! Мы же не послушали»… И Фраса, с трудом «пропев» «На зеленом
лугу» (смычок не слушается пока) трогательно, внимательно, бережно ведет и
бережно снимает, замерев со смычком над струной: «последний звук полетел…»
«О важном»
Говорю
пятиклассникам, что надо «отвечать» за
каждый извлеченный звук – наполнять его определенным мыслью – смыслом. Ни одного звука – без смысла! Каждый
интервал – «слово» в музыкальном тексте.
Итак, главное: звук – носитель мысли. Сочетание звуков есть интонация, «мысль,
собранная в зерно». Предложение – мысль развёрнутая. Т.о. музыка – это мысль,
выраженная, воплощенная в звуках… Разучивать музыкальное произведение – значит
«распознавать», «расшифровывать» скрытые в «значках» мысли и озвучивать их.
Марина: «Значит музыкант должен быть добрым человеком, иначе он не поймет
и не сможет играть музыку Моцарта…»
Наташа: «Грубый человек усиливает себя грубыми звучаниями, а тонкий, добрый
– тонкими…»
«История»
Попросила Фрасу,
осваивающую «Старинную французскую песенку» Чайковского, подумать и рассказать
мне «историю», которая может быть высказана этой музыкой… Фраса на следующем
уроке сама мне напомнила: «Историю… историю!» (и с восторженным ожиданием
смотрит…)
- Историю
«Песенки»? Ты уже знаешь?
- Да, я знаю… Это
кошка ищет своих котят… Ищет, ищет… Ищет по дворам, ищет по подвалам… Ей
грустно, она не находит…
- И все?
- А потом нашла,
обрадовалась…
- Но почему тогда
снова возвращается эта тема? Если «нашла», значит, должно все радостно
закончиться?! Подумай ещё…
На следующем
уроке:
Фраса: «Кошка
ищет, ищет…
Потом надежда…
Она думает: «Вот сейчас я найду»…
Но… не находит»…
Анне 6 с половиной. Анна Вивальди играет. 3-ю часть…
Трудно, много, длинно… Но очень-очень красиво… О чем эта повесть, Анна?
- О том, как человек, а потом 2, 3 человека шли в
гору за волшебным камнем… Каждый может
сделать всех людей счастливыми…
Вот радость – это песня о волшебном камне… Вот они идут,
поднимаясь на гору… Вот встречают препятствие. Преодолевают… Снова говорят о
чудо-камне… И звучит, звучит тема Концерта… Льется торжественное, призывное
«слово»…
Снова враги мешают, трепещет надежда, крепнет воля…
Победа – с нами, ведь с нами справедливость и правда…
Последний рывок, подъем, перевал… Чудные горы…
Сверкающие вершины…
И ты – чудо-камень…
Камень – спаситель, камень – отрада… Камень –
радость…
Бессмертия камень… Звенит голос скрипки…
Молодец! Рассказала…
Умница Анна…
К оглавлению На главную страницу