М.В. Гореликова

Школьное образование – как перспективная основа

пути духовного развития

 

Когда из дома изгнали мысль, Красота ушла за нею… За Красотой пошло творчество, за творчеством – счастье…

И тут спохватились люди – где счастье, где наше счастье?

- Там, где мысль с красотою… Далеко ушли… Ищите… Зовите…

 

1. Школа – оплот Культуры

Трудные условия школы… Как быть в трудных условиях?

– Ставить великие цели. Ибо есть Закон: стремление к великим целям стяжает и высшие энергии. Высшие Энергии одолевают все препятствия. Двое оказались в опасном положении, один стремился лишь выжить, другой увидел в опасности средство возвысить дух свой, сознание своё. Выжил второй…

Школы будущие – пусть планируются как взлёт духа, взлёт культуры. Через пропасти проходят, глядя не под ноги, не вниз, но вперёд…, думая о береге – на той стороне… Туда, на «ту сторону» – вдаль, стремится воля и туда забрасываются укрепления моста.

Гуманизм в педагогике – это принцип утверждения Высшего в человеке – утверждения Сердца. Всё, что ведёт к большему благородству, к большей красоте, более тонкой культуре – будет гуманным. Враги развития – грубость, невежество, страх, поверхностность… Системы образования, терпящие трудности, должны возвысить свои цели и опираться на высшее в человеческой природе… Только вверху выход, вверху Свет, удача, прогресс, счастье…

«Сердца пламенные могут бороться против уничтожения  Вещества Благодати повсюду… Так мы химически сознаем, как организм делается частью Великого Сердца Вселенной». Можно видеть, что и знания, и науки бесплодны, если нет «вещества благодати». Эта сила внутри нас – ведет нас, делает эффективным любое действие… Это огонь. И когда нас ведет внутренний пробужденный огонь, - нас ведет сама Истина… Мы можем укреплять эту силу знанием и умением… Тогда они – сила… Где как не в школе – Храме Познания – утвердить ценность этого «вещества благодати» – а иначе говоря – Культуры. Говорят ученики: «Школа должна быть местом вдохновения, где бы каждый мог взять «частичку» и нести дальше».

Новое образование основано на привлечении сердца-основы к каждому действию, точнее: на воспитании единства мысли и сердца, единства действия и сердца. Т.е. принцип цельности. Цельность – человека: и учащегося, и преподавателя – в образовании, есть главное условие Культуры. «Цельность» понимается как глубина. Воспитывать сердце – значит взывать к искренности отношения к происходящему. Именно, живое отношение к окружающему. Школе нужна постоянная забота об атмосфере духовного напряжения в атмосфере школы, атмосфере учебной деятельности. Понижение духовного напряжения делает все рассуждения о высоких предметах бесплодными. Говоря о формах обучения и современных образовательных средствах, можно решительно обращаться к чувству Красоты и «чувству Культуры»: в определении того, что является неприемлемым с точки зрения цельного, целостного ( - сердечного) подхода.

Школе необходимо избавляться от действий  «не необходимых» и  носящих формальный характер. Именно во всяком совместном труде стремиться сочетать и стройность и чёткость с обязательным идейным стержнем каждого действия, особенно коллективного. «Именно тьма будет нарушать всякую стройность».

 Воспитание сердца требует тонкости и возможности полноценного индивидуального общения. Потому неприемлемы тестовые формы оценивания знаний, особенно в областях гуманитарных наук. Неприемлема отметочная оценка труда учащегося. Она давно должна быть заменена качественными  подходами. Неприемлемо «многолюдье» в школах и классах. Неприемлемы очень многие виды методических инноваций, суть которых в том, чтобы скорее и надёжнее «внедрить» материал в сознание ученика, минуя его волю и сознание…

Воспитание сердца опирается на качественность – культурность – образовательного процесса, который должен быть не только «овладением знаниями», но развитием любви к Просвещению.

Сердечность ученика воспитывается сердечностью учителя. Сердечность учителя – не сентиментальность, ибо и сам процесс учения – не «мягок», но скорее твёрд… Подъём по «лестнице» («скале») вверх – опасен, достаточно суров. Но радость царит тогда, когда учебный труд осуществляется в атмосфере доброжелательности. Сердечность – есть доброжелательность и активное деяние добра. «Сердце, предавшееся добру, излучает Благодать непрестанно» («Сердце», §63). Сердечность – это Красота Правды. Дети чувствуют и ценят Правду, всегда узнают её под всеми формами общения, как легко распознают и обратное.

Но теория и практика воспитания выйдет «навстречу» человеку, когда утвердится понятие сердца – как основа понимания всех процессов, связанных со становлением личности: взращивание в растущем человеке энергии Индивидуальности духовной: не «характера» и «личности», а тех проявлений «внеличностного», всеобщего, что выражено в характерных чертах конкретного человека… Тогда «становление личности» будет осуществляться не вокруг внешнего центра «эго», но вокруг огненного срединного центра – сердца, с его возможностями и качествами всеобщности…

«Личность обретается только через работу над сверхличными задачами, - писал С. Гессен, - Она обретается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворённого человеком в направлении этих заданий культуры…» [2, 73-74]. «Индивидуальность не может быть предметом заботы, она есть естественный плод устремления к сверхиндивидуальному» [2, 75].

Формула «от сердца к сердцу» означает, что общение с ребёнком должно быть цельным и искренним: обращение к ребёнку должно быть не обращением к разуму, или к чувству, но целостно: к свету в нём, или «к искрам» Света, проявленным или «дремлющим». При условии свободы и творческой доброжелательной среды – свет обязательно будет расти и «освещать» все внутренние возможности, пробуждая к росту «семена» способностей и талантов. Именно: не учитель развивает способности ученика. Учитель поддерживает и умножает внутренний Свет. Свет умножает способности. Это закон всех огненных процессов. Основа сердечного воспитания – насыщенная Культурой среда и пример устремлённости взрослых.

Мир страдает от катастроф. И Россия – страна с эволюционной призванностью – более других. В учении уже 80 лет назад сказано: катастрофы – от низкого уровня напряжённости мысли. Знание о мире утверждается как о мысли: огне и вибрации. Не «экономика» в её нынешнем понимании – в основе развития общества, но «экономика тонких энергий» как знание и претворение Законов и принципов взаимодействия творческих сил бытия. «Образование разных энергий соответствует мышлению человека. Самые тонкие энергии у духа, утверждающего красоту, явят формы соответственные» (Е.И. Рерих) [1, 175]. Это необходимо осознать и широкими мерами вести просвещение (может быть в этом сегодня миссия школы).

Актуальные проблемы школы – это утверждённая деятельность интеллекта вне направленности к сущности вещей. «Утончение» вне возвышения, углубление вне восхождения. Отсюда распространение механистических установок жизни и культуры. «Надо иметь в виду, что изощрённая материя имеет поглощающее качество. Когда кто-нибудь приближается к материи ради её настоящего состояния, он не получает иммунитет духа и погружается в так называемую майю, ибо без совершенствования сущности вещей их оболочка становится ядовитой» («Озарение», §162).

Современное школьное образование опирается лишь на факт развития мозгового мышления, мозговой памяти. Мышление же и память сердца – не учтены. Они развиваются путём целенаправленного «взывания» не к разуму, но к сущности ученика. И созданием условий для проявления каждым своей глубины. Пусть этот метод назовём методом Красоты и Свободы. Свобода – это непременное условие естественной активности психической энергии, Красота – условие её утончения. Проблема – не просто в недооценке развития сердца, но и в непонимании сущности разума. Потому образование приводит большинство людей не к разумности – мудрости: в жизненных действиях, жизненном творчестве, – а к своей противоположности – недальновидной рационалистичности. Если интеллект – организующее начало личности, то разумность (синоним мудрости) – организующий принцип становящейся духовной индивидуальности. Разумность есть открытость Истине. 

Сердечность и разумность у детей – одно и то же.

Прошедшее столетие школы прошло под знаком развития интеллекта. Коэффициент разумности, развивающие методики… Затем, обнаружив «перекосы» в детском развитии, стали говорить о равенстве лево- и правополушарного «мышления» и т.п. … И всё это равно далеко как от понимания того, что же есть мысль, так и от того, каковы гармоничные пути человеческого развития. Учение даёт расширенное понимание мысли… Растит человеческое сознание мысль сердца – как явление, исходящее изнутри накопленного потенциала духовных, огненных энергий.

Можно, наблюдая детей (а Учение именно советует и призывает учителя к тонкому наблюдению, и школа даёт эти возможности) – видеть, что маленькие «вундеркинды», отличаясь от других акцентированной интеллектуальностью, впоследствии уступают детям сердечным и внимательным. В психологии одарённости известна так называемая возрастная одарённость, которая «исчезает» в более зрелом возрасте. А может, не там ищем? Может, обращать «методическое» внимание не только туда, где быстрее молнии решаются арифметические задачи… Но и туда, где явлены признаки сердечной утончённости: углубленное внимание, творческость, тонкая чувствительность, преданность, мечтательность, сострадательность, героические устремления… Только начинается Эпоха исследования подлинных Источников человеческого творчества и человеческой талантливости. Учение Живой Этики даёт направление к познанию пути развития человеческого сознания. И эти Основы являются определяющими для методологии нового образования и воспитания.

 

2. Надземные основы образования

Человек – не есть только та временная, видимая личность, рождающаяся, взрослеющая… Человек – бесконечен, бессмертен. Его развитие  протекает в Бесконечности… И цели, и формы, и содержание земного образования должны соответствовать целям перспективного развития человека как существа, чья сущность укоренена в Надземном и чьё творчество устремлено в Надземное. Именно, многие проблемы и образования, и общества – оттого, что воспитание и образование не имеют «укоренённости» в глубине духа человека. А ведь там, в глубине сознания и сердца – источники всех способностей и талантливости. Каждый может иметь талантливый и счастливый путь учения и жизни, только бы дать основы и направить развитие вглубь и вверх. Учение наиболее успешно при опоре на фундамент многовековых накоплений – говорит Живая Этика. Для этого необходимо, чтобы учитель помнил о том, что каждый ребёнок – тот вековой путник, и знание, и опыт накоплений ждут лишь толчка, искры.

Как можно помочь юным? Сказав им правду о бессмертии, о мысли, о призванности человека к творчеству, имеющему ценность не только в ограниченной сфере земного пространства и времени, но и в Высшем Мире, и в прекрасной Беспредельности. Нужно сказать о счастьи и нравственной ответственности за судьбу планеты, которая зависит от направления мышления человечества. Сказать о счастьи сослужения в великом общем деле согласования жизни планетной с Жизнью Космической, целей человеческой деятельности – с целями Высшего Мира. Сегодня нужно глубоко и правдиво сказать юным о самых главных Основах Бытия, ибо сегодня как никогда разрушительные энергии от ранних лет обрушиваются на юное сознание.

Новое образование должно новым языком сказать о Божественном Мире, о Единстве Истины и Света, о человеческом братстве, о сущности и ответственности мыслетворчества, о непобедимой силе красоты и культуры – как основе всякого прогресса…

Положение Живой Этики о новом образовании можно назвать «Надземными основами образования». Вот некоторые из ключевых позиций:

1) Главное уберечь от узкого мировоззрения. Начиная от первых школьных лет, необходимо в доступной форме заложить основы широкого мышления; к тому же нужно приучить молодых к передвижению, ибо ничто не сравнится с личными встречами различных мировоззрений. «Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды» («Братство», §426). «…Пусть школа ознакомит с условиями различных существований. Пусть школа научит искать путь широкий на основании мудрых Заветов Мыслителей. Нужно озаботиться, чтобы каждый ребенок уже чуял, что возможности заложены в нем самом» («Надземное», §774). Показать учащимся горизонты познания, новые открытия в науке и те задачи и цели, которые стоят перед человечеством, и ждут своего решения.

2) Поощрять сосредоточенность. Пусть школа поощряет все проявления углубленности, сосредоточенности. И тогда каждый ребёнок обретёт радостный опыт «надземного вневременного труда». Надземное – мир устремлённой мысли. Всякое проявление вдумчивости, рождающее вдохновенность и озарённость, пусть будет замечено и поощряемо школой.

3) «Говорить о Беспредельности». Следует от малых лет говорить детям о Беспредельности, о движении, о бессмертии человека и радости познания и творчества «Пусть в школах разъясняют, насколько человек живет в трех мирах. Как легко детям понять подвижность человека и как умножится красота Мира, когда человек будет допущен к очагу продвижения! Много уже говорилось о наполнении пространства. Каждый физик и химик может, хотя бы примитивно, подтвердить эти законы. Пусть он скажет лишь о материи, безразлично от какого слоя начать, но Беспредельность заставит расширить суждение » («Надземное», §711).

4) «Спасительный Синтез». Выход к новым горизонтам познания возможен лишь через ступень Синтеза. Каждый предмет – это одно из бесчисленных «окон» в единый бесконечный Мир… Надо учиться видеть как можно более широко и пользоваться подходами всех наук. Углубление в Познание рождает новые науки. Не узкая специализация, но воспитанное сердце и озарённая мысль – инструменты познания в Новой Эпохе. Вялое отношение к познанию происходит от незнания смысла и цели предмета. В школах должен быть введён предмет – синтез науки, чтобы учащиеся могли видеть, «как тесно связаны отрасли познания» («Братство», §426).

5) Собирать знание отовсюду. «Как пчелы собирают мед, так собирайте знание. Спросят — что нового в таком совете? Новое то, что следует собирать знание отовсюду. До сих пор знание разграничивалось, и целые области его оказывались под запретом, под сомнением и в небрежении. Люди не имели мужества превозмочь предрассудки. …ученый должен быть, прежде всего, открытым ко всему сущему. Для ученого нет запретных областей. Он не умалит явление Природы, ибо понимает, что причина и следствие каждого явления имеют глубокое значение» («Братство», §599).

6) «Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности. Должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. Религия не только не будет противоречить такому изложению основ, напротив, религия будет помогать в своих древнейших намеках. Предмет природы вещей будет преддверием понимания живой этики. Нужно познать, для чего необходима честь, достоинство и все прочие качества человечности. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном; должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежние знания. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлеченностью и сольется со всем Бытием. …Нужно, чтобы Школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всем величии» («Напутствие Вождю», §138).

7) «Познание сверху». «Правильна мысль о познавании явлений снизу или сверху. Обычно познавание накопляется вместе с ростом сознания. Человек, как к вершине горы, тяжко подымается. Явление наблюдаемое висит над сознанием и подавляет его. Кажутся трудными многие понятия, и человек начинает избегать их. Но может быть другой способ познавания - человек героически возвышает свое сознание и уже сверху наблюдает явление. Таким образом, самое сложное явление окажется ниже сознания и будет восприниматься легко» («Братство», §595).

8) «Различать причины от следствий». «…Пора направить мысли на корень вещей. Но это нелегко, ибо доверие заглушено, и тем самым познавательная энергия приведена в бездействие» («Братство», §268). Учение предлагает ввести упражнения по различению причинно-следственных взаимосвязей явлений.

9) Беречь энергию. «Каждый человек, обладающий запасом психической энергии, должен быть храним заботливо… Каждое растение имеет какое-то целебное свойство, но применение его нужно найти. То же нужно сказать о каждой индивидуальной энергии» («Надземное», §470).

10) Планомерность сердечного воспитания. Воспитание сердечности учащихся – это целенаправленное развитие собственно ученических качеств: внимательности, наблюдательности, проницательности, чуткости…, которые, иными словами, являются качествами психической энергии. Сказано в Учении, что сердечное воспитание необходимо вести планомерно, «Нужно придать … не вид опыта, но твёрдо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца» («Сердце», §498).

11) Воспитывать мышление. Учение о мысли должно преподать различные её виды (три плана мышления). «…Правильнее жить не законом рассудка, но законом разума. Древний Нус [Nous] позволял признавать Надземный Мир» («Надземное», §521). Учить точности и краткости формулировок. Форма мысли должна стремиться к афористичности.

Воспитывая мышление учащегося необходимо прежде всего позаботиться о том, насколько окрыляющими являются поставленные перед мыслью цели и насколько прекрасными порождаемые образы. Творческое образование – это не просто процесс «использования творческих форм», но особый дух учения, рождающий талантливость. Талантливость и есть окрылённость, озарённость, просветлённость, поднимающая над обыденностью и ведущая к новым далям, открывающая новое ви́дение, дающее возможность жизни «более подлинной», связующей видимое с невидимым… В три понятия умещаются задачи: устремляться, познавать, помогать. Устремляться вверх и вперёд, познавать Неизведанное, помогать другим идущим…

12) Красота: воспитывать воображение. «…все качества нуждаются в воспитании. Нужно напитать воображение самыми лучшими примерами героев самоотвержения. Сама Природа дает прекрасные примеры разнообразных достижений, потому так называемые естественные науки должны быть преподаны заботливо. Нужно показать лучшие стороны человечества. Пусть дети поймут, что им открыты великие пути, и в таком совершенствовании они спросят о Надземном Мире» («Надземное», §742).

13) Наблюдать. «…Тончайшие энергии …нужно наблюдать среди жизни. Не следует думать, что где-то проявятся чудесные силы, они готовы проявиться в каждом человеке, но только их нужно внимательно рассмотреть» («Надземное», §730).

14) Понять отдых как возвышение сознания. «Главное непонимание будет в том, что труд есть отдых. Отменить придется многие развлечения. Главное, надо понять, что произведения науки, искусства есть образование, но не развлечение. Ряд развлечений должен быть уничтожен, как рассадник пошлости. Фронт образования должен очистить притоны глупцов, сидящих за кружкой пива. Также явление ругательства должно найти более строгое наказание. Также явление узкого специализма должно быть порицаемо» («Напутствие Вождю», §38).

15) Учиться мечтать. «…Лучше всего начните мечтать о самых прекрасных предметах. Умейте мечтать, ярко переживая созданные образы. Только мечты разовьют воображение… Можем ли мы сохранить в земной жизни искры сияния надземного, если не привыкнем запечатлевать образы? …Мечта зарождается в дни детства, помогите зачаткам мышления» («Надземное», §207). «…искусство мечты …способствует преуспеянию в высших областях…» («Надземное», §827).

16) Воспитывать понимание служения Родине. «Не без причины человек рождается в определенной стране и принадлежит к определенному народу. Кармические условия устремляют человека к определенному месту… При служении человечеству, несомненно, большая часть его будет принадлежать родине. Нельзя думать, что особая любовь к родине будет чувством узким и несовершенным… …Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это от родины…» («Надземное», §565).

17) «Нужна любовь». Приобретение тонких возможностей сердечного творчества и радости озарений возможно только при условии искренней любви к Высшему Миру. «Нужна любовь для пути в Беспредельность» («Сердце», §72). «Нечего ждать от сердца, если наше мышление не будет находить лучший праздник в упоминании всего духовного» («Сердце», §38).

Школа и семья должна довести до сознания каждого от ранних лет, что совершенствование духа – есть главный закон жизни и главная обязанность каждого человека. Радость и счастье жизни зависят от выполнения этой задачи. И других путей к счастью у человека нет и быть не может. Необходимо показать ценность и радость духовного усилия, постоянной мысленной устремлённости…

 

3. Школа – это учитель

Главная потребность современной школы – потребность в просвещённом учителе… Не преподаватель-предметник, но учитель – ведущий, инициирующий… Философия образования должна помочь учителю осознанием величия, глубины его роли. Необходимо вернуть его исконное право – свободы, и исконную ответственность – не внешняя результативность «ретранслятора» знаний, но отдалённый во времени результат: любовь к познанию, потребность в творчестве. Эта задача не по силам растущей «армии» специалистов: психологов, социологов, менторов. Только учитель, восстановив цельность своей «роли», может избавить школу от главных врагов её: суетности, хаотических напряжений, бесплодной активности, от дробности вместо живой цельности… Только учитель может создать школу – в её подлинном высоком значении, – как «оазис» взращивания лучших сил человеческих для подлинного, преобразующего жизнь творчества.

Внутренний мир учителя является одной из главных формирующих сил учебно-воспитательного процесса. Но в жёстких, формализованных образовательных системах эта сила остаётся незадействованной. Ибо для того, чтобы энергия духовного мира учителя стала реальным фактором воспитательного процесса, превратилась из ряда потенциальностей в реально действующую мощь, необходима Свобода.

Достаточно много говорится о необходимости свободы для ученика, необходимости создания условий для самостоятельности. Но ведь прежде всего свобода как пространство творческой деятельности необходима учителю. Чтобы внутренняя талантливость учителя стала фактором учебного процесса, реально действующей силою образования, необходима Свобода – как принципиальное условие качественности профессиональной деятельности, такое же непременное, как пространство сосредоточения, уединения для учёного-исследователя.

«Профессия учитель» – одна из немногих, где талантливость (которая суть огонь, психическая энергия) – сама суть профессиональной деятельности. Талантливость – это огненность, тонкие качества психической энергии. И только талантливостью – огнём, психической энергией – люди созидают и преображают друг друга. Живая Этика говорит о необходимости полной свободы в путях достижения целей. При требовании к качеству конечного результата. С.Н. Рерих писал, что в образовании необходимо прежде всего ясное и чёткое представление идеала – того образа, который мы хотим видеть в результате образования и воспитания.

Школа как живой организм не может строить свою деятельность на основе административных отношений. Это обезличивает и обездушивает школу. По закону сфокусированности деятельности (в Учении Сказано о Законе Фокуса) если учитель – вдохновитель, источник творчества в классном коллективе, то руководитель кафедры или отделения, руководитель школы – прежде всего носитель творческого начала и творческого импульса для коллектива. В руководителе фокусируются как духовные принципы школы, так и «идеалы» данного коллектива, делающего облик именно этого образовательного учреждения уникальным, отличным от других

Учитель, находящийся в узких рамках постоянной отчётности превращается системой в банального репетитора, суть деятельности которого сводится к формуле: «зримый результат любой ценой». Учебная деятельность уплощается, образование профанируется. И методика образования подменяется методами принуждения или грубыми формами стимулирования ученического труда (одним из которых и является поурочное отметочное оценивание).

Говоря о культуре в образовании, о гуманизме, о необходимости преобразования педагогического сознания, нужно понимать, что учительство без поддержки обновлённой «гуманизированной» и одухотворённой науки и без поддержки общественным сознанием – не сможет преобразить школу! Наука должна глубоко заняться исследованиями таких фундаментальных для теории и практики воспитания понятий, как психическая энергия, сердце, мысль… Без этого все формулы воспитания ещё долго будут оставаться абстракциями не только в глазах чиновников от образования, но и для всякого малопросвещённого сознания, полагающего, что знание можно «внедрить» в разум и душу ученика изобретением всё более изощрённых методов контролирования деятельности учителя и ученика.

Главным в образовании учителя должен быть предмет Основ Бытия и Основных Законов человеческого развития. Когда будут заложены приоритеты развития духа, сердца и разума, естественно будут найдены и соответствующие методы и формы обучения и взаимоответственности между учителем и учеником. Необходимо освоение великих Первоисточников. Необходимы учебники и популярные книги, излагающие Законы Бытия, Законы духовного развития. Поскольку академическая наука не спешит отказаться от узко-материалистических подходов, несмотря на утверждённый «научный статус понятий, связанных с вопросами духовности», коль широкое общественное просвещение возложено на общественные объединения, в особенности велика роль учителя. Агни-Йога говорит, что врачи и учителя – призваны прежде других стать исследователями в новых областях, имея широкие возможности тонких наблюдений. Существует некая «боязнь» нового. В достижении нового невозможно опереться на устои прежнего мира. Ибо это устои и установки – внешнего и условного бытия. Будущее же – в реализации природы духовной, бессмертной.

Знания необходимы для времени настоящего даны. Нужно неотложное их освоение, как реальное основание жизненного и педагогического творчества. Необходимо исследование всех тех явлений, которые прямо указуют на присутствие, участие высшей природы, Высшего Мира. Необходимо поощрение поисковой, исследовательской деятельности в самых широких слоях. Живая Этика говорит о необходимости снятия узких ограничений в методологии исследований в области гуманитарных наук. исследования великих философских концепций с точки зрения заключённого в них Знания о Реальном Бытии, а не с позиций узкорационалистского и «классификаторского» подходов. Мышление, несвязанное, устремлённое к Наивысшим Горизонтам – неотделимое право человека – как существа космического. Спросят: «кто дал вам право дерзать? Скажите: Дерзаем по праву эволюции» (Живая Этика).

 

4. Музыка – как путь воспитания сердца

Понятие «музыка» в современном мире стало обозначать нечто узкое, ограниченное миром слышимых звуков, мелодий, причём вне дифференциации их качества. А в условиях узкой специализации и ранней профессионализации музыка – это занятие для определённого круга людей, «обладающих хорошим слухом». Таково, увы, понимание музыки у многих, даже весьма образованных людей…

И «зачем музыке учиться, если я не буду музыкантом» – всё чаще можно слышать из уст 10-12-летних, а также их мам и пап. Говорим: неужели никто не хочет быть талантливым, успешным, иметь проницательный ум и тонкое обаяние души и духа? А ведь это всё – искусство, принадлежащее «Царству Музыки»… У человека развито чувство Истины? Это слух. Чувство сроков, чувство тонкого и своевременного действия? Это ритм. Человек успешен? Это энергия, выявляемая гармоничным напряжением чувств. Это чувство гармонии. Человек притягателен? Это сердечность, её огонь «высекается» напряжением тех струн, которые в душе, живущей обыденными мыслями и чувствами, – не задействованы… Эти «струны» сердца напрягаются при соприкосновении с энергиями тонкими, коими полны произведения так называемого «высокого искусства»…

Только в наше время, время узкого технологического подхода к Знанию и Культуре породило невежество в важнейших вопросах жизни. «Образование музыкою» во все времена было первичным для человека, основою развития. Ибо развитие возможно лишь когда пробуждены внутренние источники творческих сил – То сфера сердца – сфера Музыки…

Агни-Йога поднимает искусство (и музыку в особенности) на огромную высоту – утверждая искусство как наиболее короткий путь человеческого развития, как самое утончённое приложение к эволюции. Но какое искусство? При условии, что общение с музыкой происходит на глубоком уровне, а не на поверхностных эмоциональных уровнях, когда не затрагиваются сердце, и духовная энергия остаётся «спящей»… Музыканты говорят, что сегодня трудно учить музыке, так как это требует знания душой необыденных, высоких состояний. «Как можно учить музыке среди «дремучего леса» обыденности, когда основными элементами «культурной программы» семьи и школы являются посещение «музея восковых фигур» и дискотеки?» Если ребёнок не будет знать в сердце «торжественность», «благоговение» – то и самой музыке учить трудно. Верно сказано Платоном: «Нам не овладеть мусическим искусством, пока мы не распознаем повсюду встречающиеся виды рассудительности, мужества, благородного образа мыслей, великодушия и всего того, что им сродни» («Государство» - М., 2000, стр. 169)

Все родители, все воспитатели должны усвоить: если не «взывать» долго и упорно ко внутреннему человеку в ребёнке, к его сердцу, эти «глубины» надолго останутся спящими: а ведь «там» – талантливость, там – одарённость… Человек, пробуждающийся к мышлению и искренности, являет  многообразные творческие достижения…

Работая с музыкантами, можем утверждать на многолетнем опыте и наблюдении: интенсивное развитие качеств музыкальности и развитие всего комплекса музыкальных способностей происходит по «линии» сердечного общения: на путях проникновения в глубину музыкальной образности, и при пробуждении героических стремлений: служение Красоте, защита Красоты.

Необходимо отметить, что привлекая музыку в помощь массовым акциям, в помощь учебной деятельности, должно помнить о её мощном воздействии на сферу чувств. Музыка потрясает, производит мощное смещение тока сознания… Нужно бережно относиться к внутреннему миру школьника. Для сознания утончённого музыка в процессе мысленной деятельности неприемлема. Ибо токи тишины несравнимо богаче. Школе, где учат мыслить и чувствовать, нужно учить беречь эту благословенную тишину. «Научимся сопоставлять сердце с молчанием» («Сердце», §68). (В этом смысле весьма сомнительным приёмом являются формы коллективных действий под музыку, обязательное участие в разного рода массовых творческих показах, конкурсах и т.д. …). Искусство – при том, что его роль в развитии сердца не подлежит сомнению – очень мощное средство, и требует очень бережного, внимательного и индивидуального подхода.

В работе с музыкантами мы стараемся, чтобы работа над совершенствованием звучания осуществлялась на основе мысленной работы – осознания и представления сущности интонации и необходимых качеств звука. И тишина, частые «мгновения молчания» на уроках – основа всех «инструментальных» поисков, помня,  что лучшая Музыка – это музыка мысли.

Дети, в чьих семьях есть место молитве, явлены познавательные и творческие  стремления, проявляют большую степень музыкальных способностей. Что ещё раз подтверждает, что всё взаимосвязано и всё – от сердца.

Прекрасная мысль, облагороженные переживания, прикосновения к неизреченному… Вот чему учится человек с помощью музыки… А изучение законов гармонических звукосочетаний, музыкальных форм, законов творчества открывает глаза на проявление единых законов в жизни: законов причинно-следственных связей, закона иерархии… Закона единого Ритма во всем Сущем… Велики возможности, лишь бы напряжённо стремиться к глубине.

И главное – будем наблюдательны в поддержании начал Сердечности.

Вот семилетняя Фраса на похвалу (на высказывание веры в ее силы) тут же вспоминает и о сестре и подружке своей («И Яна тоже, и Анечка тоже»). Радуемся: вот она солнечность – основа и признак подлинного творчества… Как это чудесно: «И Яна тоже, и Анечка тоже»… А взрослые все путем соревнования хотят вызвать детский интерес, и детскую активность к проявлению… Ан нет, вот оно вдохновение, говорит устами 6-летнего: не только я (молодец, умный. Талантливый, будущий виртуоз), но «И Яна тоже, и Анечка тоже»… И потом, когда жизнь призовет всех их к подлинно ответственному действию и возложит силу, и осенит огнем для действия, кто сможет принять этот огонь – энергию для Дел? Только тот, кто сердцем открыт и щедр: «И Яна тоже, и Анечка тоже». Разве этой подлинной сердечности нужны внешние стимулы, грубость отметки, ярость «манков» тщеславия? Нужна Красота! «Я помню, - говорит Фраса, - наш первый урок: о «живой скрипочке». …Мы пришли первый раз, сели, и стали беседовать - О Живой Скрипке…»

 

 

5. «Что скажем детям?»

 

«Побеждаем…»

Ты говоришь: «боюсь…» «Боюсь играть, боюсь идти на сцену…» Боюсь…

Кто-то «боится» войти в темноту, кто-то боится подняться на гору, кто-то боится говорить при собрании людей, кто-то «боится» делать… А кто-то и думать боится…

Сколько цепей у бедного сердца, сколько оков, не позволяющих его могучей силе изливаться в мир, преображать мир… А в мире, во всей жизни кипит битва, битва незримая между добром и злом, между Светом и тьмою… между Красотою и безобразием… Битва особая… Не там сильнее всего столкновение добра и зла, где люди стреляют и убивают друг друга, но там, где незаметно для обычного глаза люди действуют, переживают, думают… Сражение главное – на поле души, в пространстве души… Разве ты не чувствуешь, выходя на сцену, как напрягается сердце, воля, все силы приходят в готовность… Душа отдаёт в пространство свои лучшие энергии, свою добрую силу… И тем принимает участие в той великой битве… Силы злые, тёмные желают остановить это действие доброй силы, не дать ей выплеснуться солнечной волной из твоего сердца… И посылают свои стрелы… Вот они: стрела – страх, стрела – неуверенность, стрела – лень… Ты говоришь «боюсь»… Неужели ранен стрелою вражеской? Исцелись же скорее живой водой. Вода живая – в сердце… И родник тот струит неиссякаемо свою силу, когда ты помнишь, думаешь: «Я – воин… Я умножаю Свет, я сражаюсь за Свет… Каждое моё чувство – умножает силу побеждающего добра, каждая мысль – стрела, пробивающая стены серые. Каждый звук моего инструмента – несёт могучую солнечную силу – силу сердца…

И мы побеждаем…»

 

 

***

Люди любят цветы, потому что цветы очень похожи на сердце с его лучами, устремлёнными в Пространство: от Света – к Свету, Огонь – к Огню… от центра – к Центру…

Цветок – символ раскрытого зерна духа человека, с его реализованными возможностями. Пусть все лепестки всех цветов напоминают человеку о долге развития огня своего сердца.

 

 

«Дорога к счастью»

Узнало зрение о Свете Далёком и устремилось… Узнал слух о Звуке Невидимом и устремился… Узнали руки о Сокровище бесценном и протянулись… Обоняние, осязание, зрение, слух, мысль – все узнали о Невиданном Счастье. Узнали и устремились…

Взлетел взор к Небу, вознёсся слух в Тишину… Руки вот-вот Неба коснутся… Напряглись струны чувств… Дерзнула мысль: Где Ты, Неведомое Счастье? Далеко – далёкое, Высоко высокое…

Долог путь… Множится усилие, растёт напряжение… Первыми устали руки… Опустились… Ох, не по силам Счастье… Затем ослабло зрение: Ох, ох, не по моим силам Сияние… Затем слуха струны ослабли… Жаль, нету силы… Не расслышать Дивное… Не достичь… Поникли чувства…

Мысль всех опередила, высоко взлетела, но опалённая нежданным пламенем, невидимым, стрелою сломанной на землю упала…Горе, горе… Видно, напрасно дерзнули мы на Неведомое, Невидимое… Заповедное… на Счастье Лучезарное… Ох, доля-недоля…

 

Вдруг смех звенящий раздался… Струны звонкие серебряные голосами звенят… Света-огни играют, смеются звоны… Слух воспрянул, струны звоном новым наполнились… Зрение воспряло, светами наполнилось… Руки сами к незримым струнам протянулись… Мысль устремилась: «О, глупые мы, глупые!»

Куда без сердца устремились, куда направлялись… Взлететь без крыльев? Устремляться без силы? Струны без инструмента натягивать? Дверь к Заповедному Счастью без ключа открыть? Глупые чувства, глупая мысль! Сердце забыли! Крылья, силу оставили! Инструмент – Гармоний невиданных вместитель – оставили! Ключ к Сокровенному Входу оставили…

Прости нас, сердце! давай вместе к Счастью полетим! Лишь с тобою мы любую даль одолеем!

 

И устремился к сердцу слух, и устремилось зрение, руки распахнулись, в Чашу сложившись – сердцу престол устроили… И мысль диадемой серебристой престол украсила… Крепко прилепились все к сердцу, обняли… И тогда сердце… улыбнулось… улыбкою необычной, в которой была радость, и тайна, и сила, и немного… юмора…

И промолвило сердце: Ну что же, летим… Крепче обнимите меня. Летим к Счастью… Я знаю Дорогу короткую…

 

 

«Ты»

Ум бесплотный, бесформенный, всепроникающий пожелал узнать себя… Ум встал на землю, ощутив твёрдость: «Это я»… «Нет, – отозвалась земля… – Это не ты…»

Тогда ум погрузился в воду. Ощутив текучесть, сказал: «Это я»… «Нет, – отозвались воды… – Это не ты…»

Тогда ум вознёсся в небо, и, узрев прозрачность, сказал: «Это я»… Но в Небесах раздалось: «Нет, это не ты…»

Тогда ум устремился ещё выше, к звёздам… Узрев Бесконечность, сказал: «Это я!» «Нет – это не ты»… – Прозвучало в Пространстве.

Отчаявшийся, ум взметнулся ещё выше… Ах… – рухнул  снова на землю… – обессиленный… По земле распластался…

Сжалилось над умом сердце… «Поднимись», – сказало, – и свои крылья уму дало…

Легко воспарил над землёю ум и, ощутив радость, воскликнул: «Это я!» – «Ты» – отозвалось сердце…

Пролетел над водами, и увидев сияние в водах, воскликнул: «Это я!» – «Ты» – тихо вторит сердце…

Легкокрыло пронзил Небо – и ощутив свежесть, сказал: «Это я!» – «Ты» – прозвучало сердце…

Поднялся к звёздам, ощутил силу. «Это я» – сказал… «Ты» – вновь повторило сердце…

Ум поднимался всё выше, выше…, ощущая своё сияние, свежесть, могущество… Вторило сердце: «Ты… Ты… Ты…»

Долго, долго носился в Просторах ум…

Но однажды… поникли крылья, сердцем одолженные – Поникло сердце утомлённое…

Стал слабеть, слабеть и, наконец, рухнул на землю ум…

Слёзы укоряющие льются: плачет земля, плачут воды, плачет небо, плачут звёзды: «Это ты, это ты, это ты…» – раздаётся укором в Пространстве… «Это ты» – стонет земля… «Это ты» – журчат воды… «Это ты» – шепчет Небо… «Это ты» – скорбно звенят звёзды…

И сокрушился ум, раскаялся… К сердцу приник: «Живи, живи!…

Ты – твёрдость, ты – сила, ты – радость, ты – сияние, ты – крылья, ты – могущество… Ты… Ты… Ты…»

 

С тех пор всепроникающий, могущественный, блестящий, неутомимый, всё познающий ум никогда не говорит «Я»…, но только: Ты, Ты, Ты…

 

 

Литература

 

1.    Е.И. Рерих «Страницы Дневника» // Е.И. Рерих «У порога Нового Мира» - М., 2004

2.    Гессен С.И. «Основы педагогики» - М., 1995

 

К оглавлению                              На главную страницу

 

 



Hosted by uCoz