М.В. Гореликова

 

Энергия Красоты в пространстве школы

 

«Отойдите от жизни мертвой»

«Зов»

 

«Эволюция, или рост духа, сознания

и мысли устремлена к совершенствованию

в Красоте … и сильнее всего этот принцип

выражен в человеке»

Е.И.Рерих 

 

I.

Восхождение к одухотворенной, «улыбающейся» школе начинается с осознания, «очувствования» энергий духа, энергии Света как реальной, как особой действующей силы, как особого «качества» энергии в атмосфере. Критерием каждого действия может стать ощущение той духовной «атмосферы», в которой легко «дышится» сердцу и разуму, в которой легко сосредотачиваться и быть открытым вдохновению. «Надо, чтобы в школе хотелось думать, и не о пустяках каких-нибудь, а о самом главном, что есть в жизни» (слова одной из учениц,  11-летней Наташи).

Всякое явление, от самого малого до такой масштабной социальной структуры как «школа», живет, развивается, не истощая потенциала своего лишь постольку, поскольку «напитывается», «проникнуто» энергией Подлинного Бытия, энергией Истины… Все эволюционирующее – суть «дыхание» в Истине: наполнение Истиною и излучение Истины.

Степень «прогрессивности» явления – степень осуществлённости в нем Энергии Подлинного Бытия  – энергии Высшего Мира… Красота – наиболее доступное интуиции каждого форма Энергии Духовного Мира и как понятие – наиболее полно для современного человека выражает суть прогресса. Как придет радость, улыбка в школу?  - Высшей энергией, сущностной, Энергией Истины, через приближение целостного явления «школа» к миру Реальности…  «Посредством земной Майи» не создать твердыни, - сказано в Учении. Изменить нечто, реально «преобразовать» (то есть явить образ, улучшить образ) невозможно при помощи несущностных, «вторичных» или отживших энергий: «так же неразумно, как дети мечтают из грязи сложить крепость» (Иерархия, §146). Именно в понятии Красота воплощены, с одной стороны, отход от отжившего, омертвевшего, с другой стремление к реальной сужденной ступени сознания – ступени бессмертия.

Характерно, что именно русская педагогика в своей лучшей традиции искала пути становления школы (как и общества в целом) через осмысление и искание путей осуществления Абсолютных Начал: Абсолютного Добра, Абсолютной Истины, Красоты. Гуманизм в педагогике – и есть выход на путь жизненности, на тот путь, где процесс учения обретает характер духовного действия, и не противоречит главной человеческой цели – осуществления самосознания, достижение ступени бессмертия. Мы должны осознать, что ценность гуманной педагогики как прогрессивного явления не только в том, что она восстанавливает уважение к личности, Ребенку, Детству, открывает пути свободе и творчеству, но тем самым – двигает педагогику к осознанию глубины своей роли в современном мире. В мире с далекими от совершенства социальными «механизмами» педагогика – это сфера защиты духа, есть защита собственно человеческого в человеке, сущностного человеческого назначения, восхождение к своей космической роли, бессмертию сужденному… Потому и синоним подлинного гуманизма – Свет, Истина, Жизнь, Красота… Суть движения к гуманизму в школе – стремление создать условия культуры, которые не противоречили бы (как это есть в старой школе) сущностным целям становления человека – обретению им бессмертия (что есть творение «образа» - облика)…

Рядом с понятием Красота стоит понятие Свободы… Надо понять суть талантливости, одаренности, творческости – освобожденность энергии духа, - освобожденность от нежизненных «наростов», от пустой активности, несущностных устремлений. Красота и Свобода – ключевые понятия Новой Эпохи и новой школы… Свобода – непременное условие для действия сокровенной силы жизни в каждом человеке для пробуждения внутренних источников активности. Если Свобода – воздух, дыхание для духа, то Красота – та энергия, которая подобно живой влаге и лучам солнца необходима для прорастания внутреннего зерна – духовной силы, - основы творческой энергии.

Все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри. Свобода понимается не только внешне (ненасилие, возможность выбора форм учения и форм проверки знаний), но и внутренне – как определенный уровень самосознания – степень освобожденности от несущностного, поверхностного… «Духовное начало в человеке связано с Абсолютом… становление внутреннего человека – это и есть то, помочь в чем должно воспитание. Воспитание должно готовить к жизни во времени, но и к жизни в вечности» (В.В.Зеньковский). 

Гуманная педагогика – это педагогика, система воспитания – обучения, направленная на помощь растущему человеку в обретении им Свободы: именно процессы воспитания и обучения  призваны к тому, чтобы помочь каждой растущей личности обрести устойчивость и созидательную дееспособность в мире на основе своих накопленных веками энергий «Истины»… Это путь поддержания, укрепления огня духа – внутренних источников силы и мудрости и творчества – Красотою… Или, как сказал Ш. Амонашвили, «гуманная педагогика – это педагогика четвертого измерения».

Несмотря на многое сказанное о Красоте как сути жизненности, излучении Энергии Абсолютных Начал Бытия… именно педагогика сегодня остается категорически нечуткой к энергии красоты… Возможно поэтому здесь не видят разницы между социальным и духовным «началами» человека… Красота – выход  на просторы жизни «сверхличной». Русская педагогика всегда акцентировала это: В.Зеньковский писало «творческой силе», скрытой во «внеэмпирическом»  начале личности. И.Ильин пишет: «творящий человек должен внять мировой глубине и сам запеть из нее… Мое духовное я открывается мне тогда, когда я убеждаюсь, что я есмь творческая энергия, тонкая энергия, которая сама не материальна, но имеет призвание владеть своим телом как орудием». С.И.Гессен [стр.73] говорит об «укорененности личности в сверхличном»… И сегодня нам нужна энергия красоты как метод: метод  жизни, метод обучения и метод воспитания, как возможность перехода к действию, общению на уровне человеческой глубины. В стремлении к глубине одухотворится и урок, и учебник, и все школьные явления.

 

 

II. Путь Красоты и «психическая (творческая) энергия»

[Пути Красоты – пути огня]

Через критерий Красоты мы двигаемся, легко осознаем сущность психической энергии,  огненность: действия, слова, мысли, огненность – как жизненность каждого школьного явления, педагогического средства… Не просто мысль, мыследеятельность, но мысль красивая, не радость – поверхностная веселость, но радость – красота… не просто активность и творчество – но созидательные, «красивые».  Критерием красоты разрешаются те многие ненужные диссонансы и противоречия… Энергия красоты – поможет отделить «живое» от «мертвого» в школьной жизни.  Это будет прорыв к Свободе и достижению явления талантливости…

 «Явление огня нужно представить себе … как самое от нас неотрывное». Новые формы для новых условий легко проявятся, если подойти с критерием «Красота».

Свет Красоты отдели в каждом действии твоем,

В каждом слове твоем, в каждой мысли твоей.

 

Критерием «Красоты» подойдем к основным аспектам и к «краеугольным» для современного образования вопросам: как развитие мышления, воображения, творческих способностей… Суть «эффективности» всякого действия, внутреннего или внешнего, в  степени «задействованной» «глубины» сознания… Соответственно условие развития – это обеспечение питания тем наиболее глубоким и тонким «уровням» сознания, «уровням» личности… Еще Ф.Бэкон писал о том, что есть метод ведущий, а есть инициирующий. Лишь осознавая психическую энергию как движущее начало наших собственных «продуктивных» действий, мы можем «увидеть» и помочь укрепиться, расти энергии наших учеников. Суть талантливости, и развивающейся одаренности – духовные накопления и тонкая отзывчивость; это синтез высокого уровня, качества мысли и духовной энергии – духа любви к высшему. Осознавая энергетическую суть процесса обучения, мы обретаем бесконечность форм действия – метода, умножая созидающую силу педагогического творчества.

 

Дети – не Ангелы. Но в каждом из юных – частица Света духовного мира… И главное, чем ребенок отличается от взрослого, это нерастраченность запаса огня, данного на духовное восхождение. И наша задача, задача школы, не дать огню погибнуть, но помочь растить человеческую окрыленность, одаренность светом естественной духовности. Подчеркнем: одаренность («дар») и есть озаренность духовным светом… Мы должны растить одаренность. В ней – успех.

Сегодня все видят проблему школы в «сверхтехнологизме» и обезличенности. Но до тех пор, пока не осознается суть - явление «психической энергии», все лучшие намерения дадут лишь малый эффект при огромных усилиях… Именно не формы, но «мастерская духа» изменит школу… Современная педагогическая наука, на словах стремясь к «гуманизму», в реальности не видит различия между социальным и духовным, между душевностью и духовностью.

Между «душевным» и «духовным» - пропасть. «Мосты» - соединяющие сознание земное с сознанием Высшим, с Миром Высшим – актуальная задача для современного человечества… Если школа – суть взращивания духовных сил – то ей быть и авангардом движения к сужденным человечеству возможностям. Для начала научимся внимательности. Множество светлых, вдохновенных явлений существует, оставаясь незамеченными и тем в меньшей степени реализуя свою творческую мощь…

 

Трое пришли в школу…

Первый мечтал о славе…

Второй мечтал о богатстве…

Третий мечтал сделать жизнь людей светлее…

Первый радовался отметке и большому классу…

         Школа хвалила его…

Второй радовался полезным знаниям…

         Школа поощряла его…

Третий радовался минутам свободы и тишины…

         Школа не замечала его…

Прошли годы…

Первый стал известным человеком… Школа обрела его книги…

Второй стал богатым человеком… Школа взяла у него деньги…

Третий стал мудрым и пришел в школу… Научить детей, как сделать жизнь светлее…

Школа не приняла его…

(В ней учили тому, как писать книги и зарабатывать деньги…)

 

Научимся замечать проявления духа в детях и научим ребенка замечать в себе и других явления вдохновенной мысли, каждого благородного движения, радоваться явлению глубины. Это значит: учить вдохновению и “талантливости”. Пусть не останется незамеченной глубина вдумчивого внимания, сияние глаз от неожиданной радости прекрасному… Этих «знаков» много в «поле» каждого урока… Замечать проявления этого духа жизни – сверхзадача для каждого учителя: именно потому, что добро и огонь, и красоту отдельным предметом не преподашь... Пусть же движения души не останутся незамеченными для них самих. И не будем упускать среди учебной «спланированности» главное – готовность к встрече этих вестников мира Высшего…

Лишь сознавая энергетическую суть процесса обучения, мы обретаем свободу: бесконечность форм – методов и умноженную силу педагогического творчества. Осознавая психическую энергию как движущееся начало наших собственных продуктивных действий, мы можем увидеть и помочь укрепиться, вырасти созидательной энергии наших учеников.

 

Суть проблемы современной школы в том, что процесс обучения подавляет сущностную энергию человека, растрачивает ее вхолостую… Большинство педагогических явлений утратили свою глубину… И подавление энергии происходит именно «заземлением» учения, прагматизацией  сути и смысла учебного процесса… Кратчайший путь к преодолению  формализации школьной жизни – путь подъема вверх: надо подняться к «уровням» и энергиям – Живой Жизни, «отойти от жизни мертвой»… - Красотою… Именно энергия Красоты позволит уменьшить потоки слов в процессах обучения, и педагогической науке.

Школа задыхается от объемов информации и требований, тем не может выполнять свою основную воспитывающую – взращивающую функцию. Очевидно, что пришла пора сделать выбор и отказаться от пути того голодного, который пытается “насытиться” множеством “мертвой” пищи, вместо немногой, но содержащей прану. От обязательности множества частных знаний и навыков можно отказаться, заменив их ключевыми принципами каждого знания, предмета... Всякий предмет обучения имеет свою «технологию» и свою суть – глубинный смысл. В соответствии с принципом Красоты, прежде чем приступать к «технологии»,  установим сознание на этой высшей сути предмета,  устремим ум, внимание к его «тайне», в которой – отражены определенные аспекты единых законов Мирозданья… Это, так сказать, философское основание предмета необходимо не только взрослому ученику, но и самому маленькому – в доступных живых образах. Именно младшие школьники скорее поймут большое значение того или иного знания, вида деятельности, т.к. не растрачены еще сокровища чистоты...

Что есть Музыка? – Мощная Ддобрая сила, “озвученное” наиболее светлое, “звенящее” чувство и высокая мысль, ставшая “слышимой” благодаря звуку, интонации... Когда в сердце укоренено это главное (внимание к смыслу-«тайне» изучаемого предмета), тогда «технология» будет умножением энергии и процессом подлинного развития… Ибо это будет деятельность человека цельного: действующего при участии глубины своей…  «Вокруг» стержня-смысла предмета выстраивается весь объем содержания, исходя из возможностей и устремлений учащегося. Главная форма обучения – творческая работа по выбору. У музыкантов это выбор форм музыкальной деятельности, произведений, форм проверки мастерства. Такая деятельность является «развивающей» даже при отсутствии внешних результатов. Музыкантам мы показываем чудо ритма и интонации как «говорящие» мысли Красоты, голос Царицы Красоты – для малышей; особой тонкой невыразимой словом мысли, особенно сокровенной…

Путь Красоты – это путь соизмеримого действия: подход ко всякому явлению в соответствии с его значимостью. К Высшему явлению – и высший уровень внимания. Духовное явление требует и активности духовной. Как несоизмеримо в «работе» над произведением Баха или Моцарта, сосредоточение на аспекте формы, совершенствуя исполнение «танцевального жанра» «менуэта» или «жиги», так и разрушением духовной силы является экспериментирование в словесном творчестве, вроде былинных «комиксов» или «жанра молитвы», исповеди, проповеди… 

Нужно учиться созидательному творчеству. Творчеству с высшим устремлением к высшим целям.  Каждый момент учебной деятельности может быть проникнут тем ведущим началом, которое Станиславский назвал «сверхзадачей». Сверхзадача – это то, «ради чего», общечеловечески важного, существует эта деятельность, это знание…

Сверхзадача в искусстве – служение  - Высшей Красоте. Но каждая деятельность должна иметь свою сверхзадачу. Ибо основа для подвигоподобного устремления, это путь огня, путь ведущей духовной активности, без «энергетического» обеспечения которой нет и подлинного развития, того развития, которое есть имманентный процесс, идущий изнутри, питающийся изнутри.

Сверхзадача – это возможность приведения своих сил в созвучие с Планом Идей, Высших Творящих сил – Планом Красоты. Источник творчества – внутренние духовные накопления. Этот творческий потенциал инициируется – возжигается устремлением – инициирующей «сверхзадачей». Не каждый может самостоятельно подняться над «будничностью» учебных задач. Не «тест» на сообразительность и эрудицию и связанная с ними бюрократическая система оценивания ученического труда, но живое дело. Но показать возможность вдохновенного, окрыленного действия нужно каждому. Пусть каждый ребенок увидит себя решающим общечеловечески важные вопросы понимания и «украшения» жизни…Ученики-музыканты находят радость в «проявлении» жизни энергиями музыки. «Служение есть решение задачи жизни» (Учение Живой Этики). С учениками-музыкантами мы занимаемся просвещением музыкою…

 

Обучая музыканта-исполнителя мы имеем необходимость в огромном объеме навыков-технологий звукоизвлечения… Множество «штриховых» техник… Можно идти к мастерству, следуя закону «перехода количества в качество» накапливаемых умений – к иному уровню мастерства… Но путь Красоты – это восхождение по «нити» смысла предмета, явления… С первого прикасания смычка к струне, в каждом звуке ищем явление облагораживающей силы – один из аспектов (аспект красоты) и многообразие оттенков мысли-смысла открывает необходимость тонкости.  Считаем такой подход развивающим целостно, когда каждое мгновение труда обретает «пространственный» смысл.

Подход к обучению принцип Красоты – это метод духовной активности, метод сознания (в отличие от метода понимания), это метод интуиции и творчества… Думается, что наиболее созвучным обучению музыке является обучение языку: как устному, так и письменному речевому искусству, творчеству… И его суть (так же, как и музыки) – воплощение энергии Красоты, ритмов Красоты (огонь – идея, затем мысль – форма и «тело» - словесный облик). Недопониманием того, что творят не ум, чувство, и не умение, а духовная сила, мы чрезмерно и напрасно утруждаем «учебными» действиями и учащихся, и изощрением в «методиках» - себя… Вивекананда: «Вдохновенная идея приходит через поэзию»… Культура «предмета», культура познания основана на принципе красоты подхода: сегодня важно понять (мир изменился), что мы не «уводим в предмет», а «открываем окна».

 

 

III. Красота и развитие мышления

Новая эпоха требует не «механического» развития (развитие интеллекта, памяти, и пр.), а «утончения» сознания в его синтезе. Развитие разума – это развитие проницательности – способности «проникать» в суть явления, суть его жизненности. Есть понятие «очи разума», это видение, но не классификация явлений, но видение их источников, не общность «феноменов», но жизненность «ноуменов». Такой подход к «развитию мышления» предполагает принципиально иное обучение: когда проходим «мимо» многих частных умений-навыков, открывая «глаза разума» на глубокие закономерности бытия, выводя сознание из узкого мира бесконечного многообразия несущественных познаний и «умений» на просторы объединяющего познания – делаем шаг к тем горизонтам более тонкой ментальности, которая и есть «мост» восхождения к творчеству в мире духовности, среди нетленных энергий Бытия, энергии Истины-Красоты.

В изменившемся ментальном поле Нового Мира уже невозможно будет довольствоваться поверхностным знанием, нецелостным, подчиняя сущности признаками…

Изменившаяся фактура пространства в качестве действенной силы требует иных мыслей: огненных, исходящих из Сущности – из сферы духовных накоплений… На первый план выходит познание интуитивное – основа, суть которого – развитая, утонченная психическая энергия – мыслящий дух…

Чувствознание, логика, экспериментальный непредубежденный поиск и свободная творческая работа – пути современного познания… И школа новая ориентируется на формирование одухотворенной ментальности. Сегодня стало популярным разделение ratioemotio (левополушарное и правополушарное). Деление это условно и несущественно с точки зрения главной задачи… Воображение не просто дополняет (тем более не заменяет) рационально-логические подходы, суть в том, чтобы и мысль и воображение наши ассимилировали огонь, стали одухотворенными.… На уровне одухотворенного восприятия, мышления восприятие Истины и восприятие Красоты: как образа, ритма, формы сливаются, и суть одно. Уровень синтеза мышления не «со-единение», или слияние ratio и emotio, одухотворение обоих это иной уровень. На том уровне иная «частота» вибраций сознания, иное мышление, здесь для музыканта «звук есть цвет». А художник «слышит» картину, а философ – «поэтические» и музыкальные ритмы Истинной мысли. Не случайно Гегель говорил: философия, лишенная красоты – буквоедство, - поверхностное мышление… Мысль духовная есть одновременно и чувство, и мысль,  ближе к целостности понятия «интуиция», а процесс мышления – скорее «вдохновение», и ви́дение… Мысль духовная цельна, мгновенна и… логична.

Интеллект – способность распознавания – сказано в Учении. Именно тонкая дифференциация сущности явлений… Соответственно, развитие интеллекта, хотя и включает способность «оперировать информацией», но в сущности является огненным качеством «проникновения» в Область Нетленных смыслов преходящих явлений…

Логика одухотворенного мышления есть связь и взаимотяготение Ноуменов… Не логика явлений, понятий, но логика идей, сущностей. Мысль огненная подвержена закону ноуменальных взаимодействий… Сегодня многие дети являют тот уровень развития ума, ближайшая ступень которого – синтез – мысль духовная. Непринятие ее ведет к задержке развития: отсюда тот бесплодный интеллектуализм, о котором Зеньковский говорил как об истощающем творческую энергию учащегося.

Пример развития музыкального мышления. Музыканты опираются на способности: способность дифференциации звуковысотного, ритмического аспекта музыкальной ткани …(аналогичные низшему интеллекту).  Но «над» этим уровнем – план, где «протекают» сущностные энергии музыки. Путь длинный по горизонтали – бесконечное утончение навыков восприятия музыкальной «ткани», и навыков «внешней» выразительности исполнения в ожидании самопроизвольного преобразования количества в качество. путь вертикали: сразу (но не отменяя необходимых «технических решений») вводить в мир этих скрытых смыслов – в мир духовных энергий музыки – в их суть – Красоту. Красоту – Идею, Красоту – глубину переживания.

 

Мысль, не имеющая в себе «семени» - «прорастающего» огненного зерна, лишь загромождает пространство. Обилие таких безжизненных форм и есть то, что утомляет, подавляет силу, тонкие проявления. Это требует глубины осмысления материала учителем. Активность при недостатке глубины – тонкости опустошает и огрубляет. Мы имеем эту проблему и в музыкальном образовании: нечуткость к глубине содержания музыкального просвещения среди исполнителей, блестяще владеющих инструментом. Это некая, культивируемая всей системой обучения поверхность, когда вся активность - «на периферии» сознания и так называемого «творчества». Это активность ума, эмоций и при «спящей» активности духовной глубины.

Заземленное мышление современных школьников – также плод «развивающих» методик. Учителя-музыканты сталкиваются с тем, что дети, имея высокий уровень сообразительности, воображения и всех внешних способностей к учению, имеют малый «запас» энергий культуры: нет опыта таких чувствований, как «торжественность»,  «благоговение», нет «опыта» радости явлениям возвышенного. Музыка, в своих высоких образцах содержащая тонкие энергии, дает эти возможности, но при наличии соответственного «опыта» переживаний. И одним лишь музыкальным воспитанием этого не достичь (Платон: «Нам не овладеть мусическим искусством, пока мы не распознаем повсюду встречающиеся виды рассудительности, мужества, благородного образа мыслей, великодушия  и всего того, что им сродни, а также их противоположности…») [«Государство», стр.169]. Устремляя внимание наших учеников к тем особым качествам энергии, которые содержатся в каждой интонации великого произведения, побуждаем к активности духовной, учим думать и чувствовать глубиной своею... Великий педагог-пианист Г.Нейгауз говорил своим ученикам о том, что каждое великое произведение это прежде всего «большой человек», стоящий за ним – с его глубоким чувствованием жизни.

 

Диалог детей-музыкантов о мысли:

-       Мысль сама звучит?

-       Звучит.

-       А как?

-       Обычная  недолго и тускло, а мысль обо всех людях, о чем-то важном – звонко и долго, а может быть и вечно.

 

О сути одухотворенной ментальности прекрасно сказано Платоном… Идея, мир идей – это уровень сужденной человеку в жизни в мире подлинном… в мире ноуменов. Сужденное ему творчество – мысль одухотворенная, подчиняется иной логике. Логика – явление магнитных взаимодействий ноуменов, энергий мысли. В области мысли возвышенной. Человек вступает в Сферу воздействия Магнетизма Космического…

Нужно дать возможность каждому ребенку выявить свою глубину. Детская чистота – та первоначальная огненность, проводник духовных энергий, «почва» для укоренения духовных качеств. Появляясь с помощью энергии чистоты по мосту мысли сознание личности восходит к реализации сил и духа… Мысль ребенка нужно воспитывать как кристаллизованную чистоту! (чтобы мысль взрослого стала кристаллизованным духом). Как? – Красотою. Показывая Красоту – образ, как особую энергию, качество атмосферы, пример действия в Красоте и помогая осмысливать Красоту (доступным детям способом). Через соответствующий явлению возвышенный образ. Учение должно быть процессом и формой поэтической. Недопустимо 7-летних «нагружать» практицизмом. Приходилось видеть фантастические уроки по принципу интеграции у малышей, где звучало: «чудо-сосна… Она смолу и канифоль нам дает» К примеру: у нас все явления вдохновения, особой тонкости в атмосфере – это невидимое присутствие Царицы Красоты (для 7-летних)

 Энергия Красоты должна быть явлена прежде всего в нашем, педагогическом творчестве. Все, что относится к «самому божественному из дел человеческих на земле, - делу воспитания» (Платон), должно быть наполнено энергией Красоты.

Культурным явлением становится учебник: если «напитан» энергией мудрости, почитанием тех Высших Смыслов, «стоящих» за простыми примерами и задачами… Тогда учебник – явление инициирующее; вдохновляющее. «Магнитной» энергией всякой книги, в том числе учебника является Красота Мудрости. Нужно «очистить» педагогическую лексику от несоответствующих «диссонирующих» понятий вроде «технология», «креативность», «рейтинг» и т.п. Развитие педагогической науки должно быть направлено в область осмысления условий, при которых расцветают цветы духа ребенка: развивается и утончается сознание, растет творческая энергия… Помня, что «Огонь нужен как посредник всех возвышенных действий» и что цель жизни каждого – «очутиться в Мире Огненном со всеми накоплениями сознания».

В Учении сказано об «Улыбке» как состоянии духа, озаренного любовью к Миру Высшему. Очевидно, что приближение к пониманию пути развития человеческого сознания возможно лишь при участии тонкой сердечной энергии, со свойственной в этом случае Красотой – соизмеримостью. В настоящее время распространившееся синергетическое мировоззрение и в философии, и в психологии, и даже в педагогике, дало множество попыток с помощью прямой экстраполяции понятий «науки о саморазвивающихся системах» объяснить становление Человека, его духовности. Познание духа человека и законов становления духа, т.е. становления человеческой Божественности, - удел иной науки, науки об огнях человеческих, и суть ее – Красота. Не законы «механики» развития – но скорее красота абстрактных принципов Высшей математики ей сродни.

Учение Живой Этики дает ключи к науке о человеке, частью которой является и педагогика: «Любовь к Высшему, Подвиг, Красота…» Для продвижения педагогики нужно прежде всего помочь учителю поверить в свои бесконечные возможности, талантливость, в свою внутреннюю Божественность и возможность самому изменить – оживить многое: мир школы… Должны помочь учителю обрести это самосознание философия основ и наука новейших открытий. Путь школьных изменений, возможно,  – в движении активного самообразования учительства, в сообществах учителей – коллективах самообразования и творчества…

И, возможно, мы увидим те явления школ – очагов просвещения и само-просвещения, которые Н.К. Рерих называл «братствами» учителей. Иных путей изменения школы нет. Ибо сила преобразующая – в сердце самой школы – в сердце учителя. Лишь страстно желающий «отойти от жизни мертвой» учитель, устремленный к более глубокой, подлинной жизни освободит – одухотворит школу. «Красотою пройдем, в ней путь…»

 

К оглавлению                              На главную страницу

 

 



Hosted by uCoz