«Прекрасное трудно»
(О недопустимости методов обучения, игнорирующих волю и
разум учащихся)
В настоящее время имеется
опасная тенденция к распространению такого рода методов обучения, которые либо
напрямую учат, как «отключая» волю и активное мышление, «открываться» к «новым
возможностям», либо так облегчают процесс усвоения учебной информации, что она запоминается
как бы сама самой, как некий подтекст. В этих случаях речь идёт о так
называемых «подсознательных» процессах. Но термин подсознание является неверным, не соответствующим истине о сущности
сознания, но главное – является указанием на ошибочность путей, на процессы
«подсознательные» опирающихся. Подобные пути не соответствуют законам развития
сознания и ведут к очень опасным последствиям.
Сознание – великий принцип
Бытия. Сознание присутствует в каждой «точке» Пространства, пронизывает собою
всё, но процесс развития сознания человеческого неразрывно связан с принципами
разума и воли. «От низшего к высшему» – гласит закон
развития, закон эволюции. Процесс развития сознания есть процесс осуществления
в осознанном восприятии и мышлении энергий всё более и более утончённых. Развитие
сознания – это путь овладения огнями – высшими энергиями, доступными человечеству
текущего эволюционного цикла. Чтобы сокрытый потенциал был реализован, актуализирован,
необходим длительный процесс углубления мышления, целенаправленного утончения
чувствований и очищения воли. Путь человеческого развития есть путь
целенаправленного и последовательного осуществления Красоты – в мысли, сердце,
в волеизъявлении. Подлинное развитие человека всегда опирается на процесс
гармонических напряжений: напряжений ума, сердца, духа. Лишь натянутые струны
звучат…
Зная эти законы, находящиеся в
основе всех истинных путей творческого и интеллектуального развития, нетрудно
понять, что всякий призыв к ослаблению волевого внимания и контроля над
мышлением поведёт к деградации. Особенно, если при этом не утверждён критерий
возвышенной красоты. Тонкий, Незримый Мир полон явлений воли и сознания. И в низших
слоях мира тонкого много желающих проявиться в плотном мире, воспользовавшись
человеком с ослабленным духом. Поэтому путь «отключения» воли и мышления – это
путь к одержанию.
…Людям предлагается закрыть
глаза и расслабиться, отдавшись течению неких энергий. И наивные участники таких
«творческих» экспериментов по невежеству своему полагают, что если при этом
неплохо получился рисунок или стихи (особенно если этим никогда прежде не
занимались), то они открывают нечто ценное, сокрытое в них самих… В некой театральной студии, «раскрепощённые»,
«отключённые» от сознания учащиеся совершают хаотические движения, издают
грубые звуки. Несчастным внушается, что таким образом,
заглушив в сердце чувство красоты и человеческого достоинства, они открываются
возможности настоящего, свободного от «зажимов» и «комплексов» творчества… Ребёнок
начинает писать взрослые стихи, читать
их во взрослой «поэтической манере», и взрослые в восторге выводят бедное дитя
на сцену и объявляют о появлении нового гения…
Всё подлинное гармонично и
целесообразно. Талантливое творчество всегда возвышенно прекрасно, всегда
сознательно и захватывает звенящей чистотой и утончённой духовностью. Человек –
призванный сотрудник Мира Незримого, Мира Высшего. Но подлинное Сотрудничество
всегда опирается на высокое качество труда и проявляется как вдохновение, как
явление озарения, венчающего напряжённый внутренний поиск, высокое устремление.
Силы, сокрытые в самом человеке, накопленный в прежних жизненных трудах опыт – открываются
«ключом» новых напряжённых трудов и опытов поиска Прекрасного. Таков
Закон.
«Прекрасное трудно», –
утверждал великий Платон, философ - Посвящённый, учивший углублению и
возвышению мышления как непременному условию постижения того, что пока сокрыто…
Ошибочны и методики, слишком
облегчающие ученику процесс учения. Учитель, изобретающий и совершенствующий
методы, благодаря которым ребёнок может учиться, «играя и веселясь», не делая
усилий и не осознавая учения, развивает свою творческую фантазию, но обделяет ученика,
если только тому не два года от роду. Радость мышления, радость труда и
самостоятельного достижения доступны даже самому маленькому ученику, но надо
открыть ему эти духовные радости, тем откроется путь к настоящему развитию,
талантливому жизненному творчеству и счастью.
Будем внимательны ко всем
предлагаемым инновациям. Их скорая и яркая результативность может оказаться
ядовитым цветком, броская привлекательность которого таит смертельную
опасность. Подлинное учение – процесс неспешный и радостно трудный, всегда основанный
на сознательности творчества, углублении мышления, на самостоятельном труде и
поиске.
…Музыкальный инструмент звучит
и пригоден для исполнения музыки только тогда, когда все струны его натянуты и
соответствующим образом настроены. Человек – Эолова Арфа, инструмент,
Сотворённый для осуществления величественных Мелодий Беспредельности, – может
осуществить своё великое назначение только продвигаясь по пути нарастания
сознательности, учением и трудом на благо людей расширяя
своё сознание до вмещения и осуществления самых высоких идей, самых напряжённых
энергий духа и мысли.
Мышление и Красота – две
великие человеческие радости, два крыла растущего человеческого духа. Будем
учиться распознаванию и помнить всегда: «прекрасное – трудно»!
К оглавлению На главную страницу