М.В. Гореликова

Учение Живой Этики о духовной природе человека и путях одухотворения образования

 

"Огромное заблуждение считать, что педагогика

является наукой о ребёнке, а не о человеке"

Я. Корчак

 

I. «Агни-Йога … мост к будущему» («Сердце», 446).

Третье тысячелетие не просто ставит человечество перед лицом небывалых в истории планеты проблем, но требует для их решения уже принципиально иного уровня мышления и качественно иного сознания: сознания расширенного, способного к Сотрудничеству – в высшем значении понятия. Насущно необходимы глубокие знания о Бытии в единстве земного и Надземного и утончённая деятельность сердца.

Накопившиеся проблемы образования найдут разрешение только на путях распространения знаний об Основах Бытия, о духовной природе Человека.

Всё новое, всё необычное не может быть объяснено вне знаний об огненной Основе Сущего и закономерностях огненных процессов Бытия. Ни наука, ни философия, если они не приобщены к этому новому знанию, не могут претендовать на роль ведущую, ибо новое принадлежит новому, и «старыми путями в Новый Мир не пройти». Не метафоры такие понятия, как струны пространства, огонь сердца, крылья духа, но обозначение духовных реальностей. Какова сущность творческих процессов, каковы закономерности развития человеческого сознания в перспективе Бесконечности, какова природа и законы развития системы необычных психических качеств человека, какова природа таланта, гениальности, пути их становления? Только Учение Новой Эпохи, Жертвенно явленное человечеству, даёт соответствующее современности знание перспективных задач и путей человеческого развития.

«Даже полвека в Кали-Юге при конце ее уже представляет немалый срок. Также и Агни Йога становится как мост к будущему. …Так спешно призовем сердце на служение Новому Миру» («Сердце», 446).

Только Учение, его реализация вернёт жизненность науке, искусству, образованию. Живоносность Учения - в раскрытии границ физического мира и расширении знания в безграничные области духовного мира. Учение говорит о том, что главной задачей настоящего времени является созидание мостов между духовным миром и физическим. «Пора собираться Земле в новый путь» («Община», 36). «Только огненно озарённое сознание может соединить нарушенный мост восхождения» («Мир Огненный» I, 15).

Учение – кладезь знаний насущных, необходимых учителю. Великие философские и педагогические системы, благодаря Учению Живой Этики, откроются в своей сути. Самосущность Идей, философия как искусство достижения бессмертия, окрылённость души энергиями Истины, познание как припоминание… (Платон) – Живая Этика раскрывает сущность огненных процессов, находящихся в основе этих утверждений.

«Мы предлагаем вместо нового говорить нужное. Не будем набираться самомнения и помышлять о чём-то новом. Лучше будем думать о нужном, о том, что может принести миру наибольшее благо…» («Братство», 223).

 

 

II. «Есть путь земли и путь крыльев…» («Озарение», 13).

Понятие "Крылья", великолепно оглавляющее педагогические Чтения, является, наряду с понятиями "Чаша" и "Огонь", ключевым в понимании духовной природы человека.

Чаша - сокровищница тонких энергий. Чаша - древнейший символ незримых, но могущественных возможностей, скрытых в человеческом духе. "Сокровище "чаши" состоит из сотканных нитей чистого огня" ("Беспредельность" I, 105). Ценность человека определяется его духовными накоплениями. «Накопление чаши определяет качество действия. Творчество духа может только тончайшими энергиями перебросить мост к высшему пониманию, потому накопление чаши даёт лучшие возможности и достижения. Человек должен стремиться к накоплению чаши и расширению сознания» («Беспредельность» II, 55).

Мудрость, благородство… есть огонь. Подлинная талантливость - огненность, светоносность. Не интеллект, не "способности" определяют настоящее и будущее человека, но качества и "направления огней". "Тонкие знания доступны лишь духу, накопившему тонкие энергии" (Живая Этика).

Восприимчивость к тонким энергиям – основа всякого творчества. «Следует упражнять тонкие энергии, чтобы всюду себя чувствовать, как дома» («Братство», 223).

Не земным преуспеянием, но дерзаниями возвышающими собирается огонь в Чаше, и мыслью устремлённой образуется особое качество ауры, особое качество сознания, когда полёт мыслью, сердцем и духом в Пространстве мысли - уже не просто образное сравнение, но действительность. Внешний вид устремлённых энергий ауры имеет сходство с крыльями. Огонь и сияющая красота света - их материя.

Уважение к мысли - важнейший признак и принцип Новой Эпохи. «Мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли», - утверждает Учение Живой Этики, акцентируя тезис о том, что человечество преобразится лишь при условии осознания подлинной роли и сущности мысли - в её высших качествах и аспектах: как неизречённости, как озаряющего и преобразующего Света, Огня. «Насыщение мысли разрубит клубы неосмысленного хаоса». Только пониманием сущности мысли и овладением высшими уровнями мышления, разрешатся многовековые чаяния человечества о Свободе, о свободном творчестве. Окрылённое сознание и мышление – это состояние созвучия и сотворчества с Высшим Миром. «Мысленное горение может не потухать, и такие крылья немедленно донесут до Руководителя» («Братство», 223).

«Есть путь земли и путь крыльев. Разберись и отмерь» («Озарение», 13).

Окрылённость есть огненность, светоносность. Окрылённость - удел сознаний, устремлённых к Бытию Высшему, к духовной жизни. По Платону, душа философа является окрылённой, ибо только философ в течение всей жизни, целенаправленно, страстно устремляет мысль к Наивысшему. «В Предстоянии перед Высшим душа… переживает некое священное окрыление», - пишет И. Ильин. – «Сердце … воспринимает новые, горние лучи и научается радоваться им, ожидать их и трепетать от этого ожидания. Воля … научается выходить из всего сугубо личного, … и сосредоточивается на (объективно) лучшем, на совершенном» (И. Ильин «О духовной ответственности»).

Понятие «крылья» в Учении связано с утверждением сердечного начала и является обозначением высшей энергетики, накапливаемой устремлением и возвышенным мышлением. Окрылённость - высшее качество духовности. Результат творческого состояния духа. В Учении Живой Этики крылья - состояние сознания, соответствующее мощным накоплениям чистого огня в Чаше. Радость Высшему Миру, жертвенная любовь к человечеству, преданность, мужество, сострадание - все эти высшие понятия одновременно являются обозначением огненных энергий, составляющих необходимые накопления в Чаше. Мысль цельная, рождённая в глубине духа и сердца - даёт направление энергиям огненным. Так достигается то активное состояние духовности, которое обозначается понятием крылья. Наиболее очищенные от земных притяжений стремления: устремлённость к высшей Красоте, к Мирам Дальним, жажда Подвига… – являются накоплением Огня и оформлением сознания, в его высших качествах и свойствах. Окрылённость – состояние талантливости, талантливого жизненного творчества, которое есть индивидуальное накопление энергий Истины и Красоты. Окрылённость означает способность сознания к действию Сотрудническому – в единстве с Миром Надземным…

Новое человечество, говорится в Учении, будут отличать не только особые способности, связанные с новыми уровнями психической активности, но проявление развитости сердца: любовь к Красоте и Истине и чуткость ко всем проявлениям Идеала Братства - как общечеловеческой и общекосмической Реальности.  

Если Чаша - накопленные сокровища духа, то «крылья» - дух в творческом действии.

Огонь и мысль - два аспекта единого творческого принципа беспредельности.

Огненностью и мыслью - как творческим аспектом Огня - должен овладевать человек.

«Два наслаждения имеют люди: мышление и экстаз Красоты» (Живая Этика).

«Чаша возношения», «сокровище Чаши», сокровище, посвящённое Владыке, Богу, «Господне вино». В Учении сказано о необходимости думать и говорить о Чаше, говорить с детьми. Велико понятие Огня. Нескончаемое число аспектов и значений Великого Понятия «Огонь»…

«Спешите, дети, будем учиться летать». Речь идёт об огне, красоте, психической энергии и развитии творчества на высших уровнях сознания. «Всеначальная энергия стучится во все нервы человечества. Она есть, она напряжена космическими условиями. … Нельзя развивать всеначальную энергию, можно лишь охранить её от волн хаоса. Следует проявить великую бережность к сокровищу эволюции» («Братство», 223).

 

 

III. Школа: единство земного и Надземного.

Живая Этика даёт углубленное понимание значений фундаментальных понятий педагогики, таких, как воспитание, образование - на основе знаний об огненной природе человеческой сущности.

Воспитание – «питание духа всем возвышенным и утончённым». Духовность определяется как накопление в Чаше тонких энергий. Духовность и Красота - понятия неразрывные. И то, и другое - обозначение тончайших энергий, которые, будучи сознательно воспринятыми, дают человеку те бесценные накопления, которые составляют основу непрерывности его сознания. Духовность - основа познания и творчества.

Духовность не может быть развита извне, говорит Живая Этика, но суть накопления многовековые. Что же воспитание, школа - в этом Космическом Действии?

Если воля – основа образовательного творчества, и она есть «заострённая психическая энергия», то школе прежде всего предстоит решить задачу создания условий для накопления и развития психической энергии. Современная школа является поглотителем энергии учителя и ученика. Необходимы красота, свобода, восстановление нарушенной иерархии ценностей.

Педагогический процесс должен быть глубоким, образовывать, помогать установлению единства между духом и сознанием. Это значит, что процесс воспитания должен быть «контекстным», пронизывающим всё обучение. В каждое мгновение учитель должен быть готовым заметить проявление внутренней жизни в учащемся. Образовывать - значит прежде всего давать наименование тому, что уже существует в сердце.

В Живой Этике сущность образования определена как единство процессов познания Надземного и земного, как путь реализации духовного опта и духовного познания в земном творчестве и знании, как путь Синтеза. «Творчество утверждается духоразумением» («Беспредельность» I, 289).

Школа - есть та обитель, где юному человеку, сменившему Пребывание в Тонком Мире на воплощённое бытие - помогают осознать себя и реализовать свою миссию на Земле. "Припомнить" (Платон, Сократ) знания, которые таятся в глубине духа. Школа так же оснащает "инструментами" для творчества на Земле. Разумно и гармонично выстроенный процесс учения - это помощь человеку в согласовании, в реализации "внутреннего" во "внешнем", Вечного во временном.

Принцип гуманизма в образовании осуществится лишь при реализации приоритета духовного начала. Человек устремлён из бесконечности в бесконечность… Все явления должны быть рассмотрены сквозь призму Вечности…

 

 

IV. "Учение Жизни, прежде всего, требует осознания основных законов" («Надземное», 432).

«Гармония есть следование за основами. Всякое противодействие Основам вызывает противодействие Пространственного Огня» – Сказано в Учении.

Подлинно научный путь развития педагогики будет путём восстановления соответствия педагогической деятельности Единым Космическим Законам созидания и творчества. Вернуть педагогической деятельности её Законность, законность воспитательного воздействия можно лишь восстановив нарушенное равновесие… Рассмотрим некоторые из ведущих Законов.

1. Закон свободной воли – есть закон уважения духа и сердца человека. По степени расцвета творчества определяется степень свободы всех участников образовательного процесса… Образовательный процесс должен быть организован как путь "индивидуального входа" в Познание. Путь добра должен быть показан каждому, но каждый должен иметь право на следование своим путём познания и добротворчества. Живая Этика говорит, что с ранних лет необходимо поддерживать все проявления самостоятельного творчества и стремлений. "Пусть дети сами тащат брёвна своих городов".

Закон свободной воли рассматривается в единстве с законом беспредельности. Лишь при осознании Бесконечность Пути познается и ценность свободной воли как единственного "рычага" накопления психический энергии и её творческого применения.

2. Закон Красоты. Каждое мгновение образовательного творчества (как в сущности деятельности, так и в формах деятельности и в формах общения) должно быть проникнуто Красотой, не вступая в диссонанс с сердцем и внутренним чувством Красоты.

Закон Красоты – это утверждение ведущей роли сердца в познании и творчестве.

3. Закон ведущего начала Духа и Закон главенства высших принципов над низшими утверждают ценность тонких энергий, тонких качеств сознания и деятельности.  

Принцип главенства Высшего над низшим – Иерархический принцип. В педагогическом процессе, осуществляя выбор, всегда приходится чем-то жертвовать. Только просвещённость учителя не позволит жертвовать высшим ради низшего – Закон соизмеримости.

4. Закон Бесконечности. "Во всём должна быть выражена искра Беспредельности. Каждое понятие должно предполагать собою развитие в Бесконечность…" ("Беспредельность", 8).

В приложении к процессу познания можно назвать его законом расширяющего познания, или принципом "углубления понятия". К примеру, в музыке: понятие ритма может быть понято как чередование сильных и слабых долей в звучащей мелодии. Но ритм также в пульсации, в движении мысли исполнителя, и именно мысль в её бесконечном утончении определяет качество ритма внешнего. Постигать ритм - значит постигать Благородство - в его бесконечном утончении.

Каждый учебник должен открываться введением, говорящим о том, что всё, «добытое» этой наукой, - лишь малая крупица знаний о Бытии, доступная человечеству.

Знания современных наук - малая частица Знания о бесконечном мире в его бесконечно многообразных свойствах. Лучшее в искусстве - лишь малая часть высших ритмов и музыки Жизни, которые были уловлены лучшими человеческими сердцами. Мысль об открытости познания и творчества должна пронизывать каждый учебник.

«Права Урусвати, желая дать детям в школе сознание всей нескончаемости творческой деятельности. Зачем наряд деда облекать новым сиянием! Пытайтесь походить на деятелей новых мощных мостов и двигайтесь к сиянию высших миров. Не фантасмагория, но жизнь!» («Беспредельность» I, 29).

5. Закон Единства Жизни и связанный с ним Закон Единства Знания. В обучении должен выразиться в "раскрытости границ" предметного знания, которая ведёт к синтетичности познавательного творчества. Все виды знания - лишь различные "входы" в Храм Единого Знания о Жизни.

Реализация в образовательном процессе Принципа Единства Знания даст иной уровень организации учебной информации. Возможно, в будущем предметы будут сгруппированы в соответствии с общностью рассматриваемых аспектов познания…

 

V. Методы обучения:

«Различать все качества, которые слагают мосты в Надземном Мире» («Надземное», 787).

Методы в обучении должны соответствовать целям духовного развития, утверждая т.о. обучение как процесс перспективный.

В Живой Этике названы следующие условия для реализации Принципа Единства земного и Надземного:

1. Миропонимание, основанное на понимании Единства Миров, единства Надземного и земного и приоритете духовного начала: «Умейте понять, что всё полезное для Надземного Мира полезно и для Земли» («Надземное», 607).

2. В образовании - синтез, целостный путь познания, в единстве различных областей знания. Осознание того, что все отрасли знания изучают единую Реальность и имеют единую основу. (Так, пифагорейцы рассматривали и математику и музыку как два равнозначных и взаимодополняющих пути приобщения к Гармонии Мирозданья…).

3. Красота как основа познания. Во всяком знании прежде всего искать и открыть детям его Красоту - Основу. Через восхищение - к познанию.

4. Сердце. Бережность к сердцу. Развитие сердца. Создать условия для проявления силы сердца. Сердечная энергия - основа познания и жизненного творчества.

«Конечно, нужно воспитание сердца, но это лежит в сфере чувств, но не механики» («Сердце», 446).

1) Во-первых, замечать все естественные проявления духовных качеств ребёнка. "Урусвати знает, что нужно различать человеческие качества природные, иначе говоря, уже зарождённые в прежних жизнях, и качества, воспитанные в нынешней жизни. … Нужно, чтобы это доброе качество воскресло в сознании без каких-то посторонних воздействий" ("Надземное", 787).

2) Во-вторых, утверждать мысль сердца, путь познания, основанный на целостном духовном проникновении. Есть путь разума размышляющего, основанного на внешней логике, а есть путь разума «проникающего», основанного на духовных накоплениях.

«В эпоху Огня самое главное - тонкое восприятие».

5. Самостоятельное и углубленное мышление: "Только тот, кто сам что-то сказал, может понять сказанное другим" (Вивекананда).

6. Творчество как основа образовательного процесса. "Ум и сердце не борются только плывя океаном творчества" ("Зов", 181).

7. Инициирующий метод. Лучшее обучение - обучение примером. «Не урок заданный, но совместное с учителем устремление рождает мир чудесный».

Живая Этика относит к тонким качествам любовь к Высшему Миру, дерзновенность, выражающуюся в желании подвига, в мечте о подвигах. Крылья созидаются мечтами о героических деяниях, мысленными подвигами, дерзаниями об Общем Благе, мужественными устремлениями к новым горизонтам Познания.

Процесс образования должен развивать и питать сущностные потребности человека: потребность в глубоком и цельном познании Бытия, потребность в Красоте и потребность в Созидательной, Сотруднической Деятельности. Для этого образовательный процесс должен опираться на методы, соответствующие духовной природе человека и целям объединения мира физического с миром духовным.

1) Необходима просвещённость относительно Основ Бытия. Это даст основание оптимизму: бесконечность жизни, бессмертие, возможность сердечного общения с Высшим Миром, сотрудничества со Светлыми Силами, Братство - темы, которые должны быть постоянными в общении с детьми.

На реальном жизненном материале, на основе наблюдений и интуиции - осмысление Законов Бытия: Закон Бесконечности Жизни (Бессмертия), Закон Единосущности Жизни, Закон Единого Высшего Начала Бытия, Закон причинно-следственных взаимосвязей, Закон Красоты, Закон Иерархии, Закон ведущего начала духа, Закон Эволюции, Закон Служения: «Служение есть решение задачи жизни», Закон Общего Блага, Закон Сердца - как Единого Фокуса Бытия и др. Именно знание Основ даёт оптимизм мировоззрению и опору дерзаниям, основу окрылённых мечтаний.

2) В Учении сказано, что учебники должны быть написаны людьми глубокого, расширенного, сознания. «Книги, лишённые духа, психической энергии и Огня Космического, не могут дать ту науку, которую нужно дуть человечеству» («Иерархия», 366).

Каждый предмет должен быть осознан учителем с точки зрения того, насколько его изучение удовлетворяет потребности в Красоте, Познании и Созидательной Деятельности. Способность углубляться, поощрение проявления индивидуального отношения и сердечности.

Предметное знание должно иметь открытость в сферу духовных оснований. Учащемуся должна быть ясна духовная сущность изучаемого предмета, явления, его духовная ценность: в чём его вневременная, вечная ценность, «линии» сотрудничества с Высшим Миром?

Мыслить, любить и сотрудничать - три способности и качества, которые нужно воспитывать в каждом учащемся.

Как учить мыслить? Учить мыслить - это значит учить дерзанию. Далеко должен быть заброшен «якорь» - к самым дальним Горизонтам, к Самым Прекрасным Целям… Мыслить - значит устремляться. Учение утверждает, что мечта прекрасная - в которой выражается Желание Общего Блага - основа развития мышления. «Пусть человек мысленно совершает героические подвиги, из таких подвигов слагается светлая аура. Когда же упрочится этот свет, человек сможет привести в действие и свои мечты. Не напрасно сказано, что каждая мечта когда-то претворится в действительность. Но нужно иметь большой запас таких дерзаний. Внутреннее мужество может дерзать, и этому надо учиться не только для Надземного Мира, но и для Земли. Умейте понять, что всё полезное для Надземного Мира полезно и для Земли. Так нужно в спокойствии мыслить о самых геройских подвигах. Может быть, при этом вспомните и нечто из прошлых жизней. Каждый или совершал подвиг, или мечтал о нём. Подвиг можно совершать во всех земных состояниях» ("Надземное", 607).

Как учить любить? Открывая Красоту - каждой отдельной области Знания и каждого отдельного момента познавательного творчества. Нужно уметь увидеть Красоту в каждой математической формуле, в каждом верном высказывании, созвучии, а также простом и точном действии, в искреннем побуждении. Замечать все проявления Прекрасного в жизни внешней и внутренней. Для внимательного взгляда учителя полны возможностями каждый урок, каждое мгновение общения.

Как учить сотрудничать? Прежде всего - осознав пространственную сущность каждого труда. Научить понимать, что каждой мыслью, каждой энергией, каждым побуждением человек объединяется с ближними и дальними, с зримыми и с Незримостью. Вдохновенность во всяком действии - это объединение сердца и высоко устремлённой мысли с Миром Надземным. Учиться мыслить, творить, мечтать, находя созвучия и согласия с Миром Тонким и Высшим… Слушать сердце.

Сухомлинский в своей Школе Радости выводил детей «в природу» и побуждал всматриваться и вдумываться… Глаза «открывались», рождалось удивление, затем вопрошание и наконец – желание искать ответы – в учебнике, в глубине собственной души… И учению способствовала радость… Радость знанию как таковому, а не потому что «в жизни пригодится»… И музыке лучшие педагоги учили тоже прежде всего как способности слышать в звуках «звучания» иной жизни, необыденной, выводящей за пределы узкого «личного» мирка… Пианист и педагог Г. Нейгауз писал: «Все познавание музыкально… Чтобы развить свой талант, надо… широко раскрыть глаза и уши, вбирать в себя весь огромный мир – от чашечки цветка до космоса, чувствовать и слышать его звучание в себе, в тех гениальных творениях, которые надо «пережить»».

…«Есть ли общее между математикой и музыкой?» Наши ученики-музыканты считают что есть: «И то и другое – трудно…», «И в математике, и в музыке нужно сосредоточение, нужна «протяженная мысль», нужно вдумываться нигде не прерываясь…», «Есть пропорция, ритм…», «И математика, и музыка вдохновляют… В них есть Красота…» Этой «находке» радуемся особенно: Красота! В обучении главное, чтобы ребенок не просто «имел навыки игры на музыкальном инструменте», но чтобы слух его открывался для скрытых от поверхностного восприятия «звучаний» жизни, открывался для Красоты… Тогда и появляется способность видеть за многими «различными» явлениями – единую суть.

…В Живой Этике сказано, что подлинное воспитание начинается тогда, когда взрослые стремятся увидеть в ребёнке его внутреннюю сущность. Сущность наиболее ярко проявляется в свободной деятельности, в явленных стремлениях, когда существо цельно, подлинный воспитатель умеет рассмотреть проявления света, проявление индивидуальной духовности в ребёнке. Нужно научиться замечать проявления внутренней жизни, и каждую проявленную искру светлого устремления. Именно они - подлинный объект внимания воспитателя. В этом смысле следует понять формулу о ведущей роли воспитания: воспитание как питание огнём огненных стремлений. Образование только на этом фундаменте становится индивидуализированным. Как писала Е.П. Блаватская, каждого ребёнка надо образовывать как отдельное существо в соответствии с его индивидуальными стремлениями.

…Для начала мы должны придти к такому общему подходу к образованию, когда ценятся не внешние «механические» завоевания личности, не механические достижения, а явленная творческая и созидательная сила. Обаяние детства – в наличии психической энергии. Задача образования и воспитания - помочь полюбить Огонь и научить светлому сотрудническому действию. От образования, демонстрирующего внешние достижения - к образованию, питающему внутренние духовные стремления. Новая школа - это школа, принимающая в сознание не только мир земной, но и Мир Надземный.

 

 

К оглавлению                              На главную страницу

 

 



Hosted by uCoz