М.В. Гореликова
О музыкальности
Суть музыки как искусства - в передаче
духовных энергий. Чем более высоких планов энергии могут быть восприняты и
осуществлены посредством звуков - тем выше степень мастерства. Музыкальность
есть чуткость к духовным энергиям, одухотворённость, «духоозарённость». Этот
тезис лишь продолжение главного постулата современной музыкальной психологии:
«Музыкальность - способность воспринимать музыку как некое содержание» (Б.
Теплов). Но «содержание» - явление многоуровневое, «конус» (В. Холопова).
Значит, учить музыке - это учить возвышаться и углубляться в восприятии
«содержания» и развитии способности его осуществления. Мастерство в этом свете
- это умение осуществить явление духовных энергий при помощи звука, интонации.
Т.е. задача педагога-музыканта - научить являть жизнь сердца в звуке. Но,
конечно, для этого нужно эту жизнь сердца открыть как главную и единственную
реальность нашей жизни. Уводя внимание учащихся от плана обыденности, учить
«жить существенно и по-существенному, а не пылить, задыхаясь в собственной
пыли» (И. Ильин). На уроке говорим с учениками о том, что каждый наш жест,
каждое слово, каждый взгляд - есть уже звучание и выявление внутреннего мира.
Насколько красивое? Сколько в нём сознательности и сердечной силы? Музыка не
что иное, как свет сердца, выявленный при помощи звуков инструментов. От музыки
инструментов - к Музыке Жизни. Звук сердца, живущего на своём высоком плане,
думающего сердца, сердца, откликающегося на все события земли и Космоса, звук
тихий, не слышимый внешним слухом… Но слух внутренний воспринимает эту жизнь… И
музыкальность есть не что иное как способность воспринимать эти неслышимо
слышимые тоны и токи жизни - высокой, глубокой, благородной.
Заметим, что так понимаемая музыкальность
сродни талантливости. Талантливость - огненность, глубина, явленность духовных
потоков сознания и сердца. Учить музыке
- значит учить слушать и слышать неслышимое. К неслышимому, или точнее говоря, слышимому
сердцем идём через слышимое ухом. Также поступенно, как к Красоте учил
восходить Платон. «От прекрасных предметов - к прекрасным образам, от
прекрасных образов - к прекрасным мыслям, а от них - к абсолютной Красоте».
Также и развитие музыкального слуха и музыкальности: от прекрасных звуков
инструментов к звукам души, от звуков души к звукам сердца, а звуки сердца
откроют врата восприятия звуков духовных планов. Бесконечно восхождение. Надо
каждого учить петь сердцем. Слух, чувство ритма и техника звукоизвлечения -
лишь приборы в священной трапезе сердца. Итак, надо хорошо помнить
1. что музыка инструментов есть путь к музыке
сердца и музыке духа, и учить музыке инструментов надо как выявлению жизни
сердца;
2. музыка - это Красота. Всё, что не от
царства Красоты - не от царства Света, а что не от Света - то не Музыка;
3. заниматься музыкой и учиться музыке -
значит уметь видеть Красоту и сражаться за Красоту - во всей жизни.
…Музыка должна быть осознана как могучий
фактор созидания в общепланетарном масштабе. Много говорится об экологии. Но
без осознания звука в его физическом и тонкофизическом плане вопросы очищения
среды не могут быть решены. Музыкально образовывать человека - значит учить
созидательности во всех своих проявлениях. Т.о. музыкальность - это
1) соответствие Красоте;
2) созидательность мысли, чувства, воли;
3) глубина восприятия жизни.
Музыкальность - это ответственность. Развивать
музыкальность необходимо путём расширения осознания всеобщей космической
взаимосвязи. «Падение пера из крыла птицы вызывает гром на дальних мирах». XXI век будет отмечен ростом ответственности пространственной.
Грубость должна быть искоренена воспитанием музыкальности. Музыкальность -
мерило жизни. Музыкальность - синоним культурности.
Развивать человека музыкою - значит развивать
утончённость сердца. Но сначала нужно осознать токи сердца. Научиться
чувствовать их. Уметь настроить сердце на общение с Высшим Миром. Токи сердца
составляют высшую и лучшую «часть» музыки инструментов и должны быть главным
объектом внимания и осознания. Надо учиться отличать эмоцию как явление внешних
нервных центров от проявления сердца как человеческой глубины. Эмоциям
свойственна внешняя яркость, эффектность. Сердечным токам свойственно явление
Благодати. Очищение, катарсис - следствие сердечного творчества, явление не эмоционального,
но духовного плана.
Как учить детей? Воспитывая внимание к
сокровенному содержанию музыки, к высшему и лучшему в ней. К зовам Света и
Правды, к огню горящего подвигом сердца, к Радости безусловной… как улыбке
сердца - Мирам Высшим.
Красота - глубинная природа каждого
человеческого существа. Нет дела важнее, чем учить Красоте. Учить Красоте -
значит учить Бессмертию.
К оглавлению На главную страницу