М.В. Гореликова

НАЧАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

 

«Как часто еще и сейчас … считают,

что  одной  двигательной тренировкой,

 без непрерывного духовного развития…

можно… научиться хорошо играть»

Г.Нейгауз

 

«Духовность – высшая ступень

в иерархии потребностей человека»

В.Зеньковский

 

В настоящее время понятия «дух», «душа», «духовность» обрели научный статус. Но по-прежнему требуют разрешения противоречия между духовной природой человека и отсутствием адекватных подходов в образовании, между новым, более глубоким смыслом воспитательной деятельности педагога-музыканта, ее высокой целенаправленностью и прежними, внешними критериями качества педагогического труда. Сегодня и в музыкальном образовании необходимо исходить из задач целостного воспитания личности ребенка, основанного на философско-антропологическом подходе к воспитанию, на глубоких знаниях о человеке, причем человеке эволюционирующем, восходящем к духовному самосознанию (греч. «антропос» - «обращенный ввысь»). Иначе цели воспитания по-прежнему будут декларативными, а реальные процессы обучения музыке будут затрагивать лишь внешний уровень сознания ученика, операциональный. Это позволяет множеству разрушительных явлений антикультуры поглощать хрупкие сокровища подлинной музыкальности.

Творческое, художественное начало – фундаментальное, организующее в процессе становления музыканта…  Но творческое начало есть духовное… Потребности, мотивы, ценностные ориентации учащегося – энергетическая основа всякого образовательного процесса… Причем современное знание (естественнонаучные концепции, исследования гуманистической психологии) сегодня ставит акцент  на аспекте энергии.  Сущностные свойства человека: «потенциальная бесконечность, универсальность, особая взаимосвязь с другими людьми - находят свою актуализацию в таких формах жизнедеятельности как игра и творчество» [5, 21].  Современная гуманистическая психология, вновь «открывая» двойственность природы человека – человек «внешний и внутренний, личность и сущность – источник психической энергии» [6, 80], – подтверждает идеи воспитания, восходящие к Платону, Плотину: искусство, музыка только тогда реализуют свои возможности качественного преобразования души, когда воспринимаются глубоко, когда обращены к человеку внутреннему, а не внешнему, не только к чувству и разуму, но к духу и сердцу-совести. Т.о. дух утверждается как сущностное основание психики.  Духовность – присутствие в сознании и психике человека  сущностных, нетленных энергий Бытия. Классическая основа гуманизма в педагогике – примат духовного начала (не личностного, но сущностного) (Платон, Плотин, Коменский, Ушинский…).

Духовные потребности – явление тяготения личности к Высшему Началу, являющему себя как Красота – Истина – Благо…   Духовные потребности – сущностные потребности, обозначающие линию восхождения, эволюционирования человека. Именно духовная энергия, энергия утонченная, составляет основу музыкальности; позволяет развитому музыканту воспринимать и выявлять в звуке наиболее глубокие уровни содержания музыкального произведения… И талантливость – не что иное как духовность, проявление накоплений энергий духа, в том или ином выявлении  творческой деятельности…

Лучшие произведения музыкального искусства – кладезь духовной энергии… Кладезь мысли… идей, сокровищ прекрасного. Но, как сказано Е.И.Рерих: «Вы, идущие путем искусства, умейте воспользоваться его дарами». «Лишь созерцая прекрасное тем, чем его и надлежит созерцать… постигнет он истину, а не призрак ее» (Платон, «Пир») [7, 142-143].

В начальном музыкальном образовании по-прежнему остро стоит проблема воспитание – развитие, связанная именно с тем, что сокровища культуры, с которыми учащиеся и педагоги постоянно «работают», остаются «где-то рядом»…Развитие происходит «на периферии души» (Зеньковский). Уровень знаний и мастерства значительно превосходит уровень обретаемой культуры. Именно культура, как глубина общения с музыкой (будь то  исполнителя,  или творца) – подлинный показатель духовного развития музыканта.

Критериями качества начального музыкального образования должны быть не уровень умений-навыков, но прежде всего культура общения со звуком, и степень востребованности  музыкального искусства – как формы творческой деятельности (воплощение образного плана в звуковой форме), и как условии творческой деятельности (речь идет об избирательности в отношении звуковых впечатлений, по отношению к звуковому пространству).

Каковы условия…  Как «извлечь» сокровища музыкальности, духовности, сокрытые в тех высокого уровня культуры произведениях, с которыми личность музицирующая общается? Как сделать так, чтобы человек-музыкант не проходил «мимо» этих сокровищ? Изменить ситуацию, когда, по словам Назайкинского, «музыканты не замечают самой сути, не слышат  музыки, хотя в то же время прямо-таки непосредственно ощущают слухом, пальцами, зрением поверхность ее звукового тела…». Каковы условия, при которых занятия музыкой в начальном обучении пробуждают духовные накопления человека, а музыкальное образование помогает овладеть сокровищем звука как средством творчества Красоты, и ритмом как организующим началом всей жизни?

Принцип Красоты и целостного развития личности – основа выявления духовного потенциала личности в начальном музыкальном образовании.

Красота – онтологическое основание искусства, творчества, и устремление сознания к Прекрасному  -  основа процесса музыкального воспитания. Устремление внимания ребенка к Красоте – основа педагогического метода в начальном обучении музыке.

Целостное воспитание, основываясь на принципах иерархичности сознания человека, духовного начала как организующего и свободной воли как ведущего начала в развитии, выступает как процесс становления сущностных сил человека.  «Не формирование отдельных качеств нравственности, … но проявление душевно-духовного начала личности, которое есть источник всей целостной жизни человека» [1, 21]. Музыкальность – в свете целостного развития человека, - не просто способность восприятия содержания музыки, но отзывчивость на наиболее «тонкие» уровни содержания, отзывчивость на Прекрасное.

Медушевский говорит о воспитании музыкального слуха как «четкого камертона правильного духовного устроения человека» [4, 88].

Сила творчества, - пишет Ш.А. Амонашвили, - заключается не в руках художника, а в его духовном мире. Потому новому педагогическому мышлению необходима другая мера: необходимо допущение четвертого измерения – существования духовного мира, надземного мира”.

Принцип Красоты в образовании – это опора на ту реальную энергию духа в человеке. Красота – путь к цельности, путь к талантливости, основа развития одаренности. (Одаренность суть “озаренность”). Позиция становится практичной, действенной при условии, если понятие “красота” освободить от узкоэстетических рамок и концепций и понимать как реальное проявление тонких, высших энергий жизни. Тогда культивирование красоты в музыкально-учебной деятельности становится и целью, и методом: сделать красоту постоянной спутницей всякого момента учебной жизни и деятельности. (Тем более, что современные естественнонаучные концепции позволяют говорить о прекрасном как об определенном качестве энергий, соответственно и о красоте как критерии качества процессов, действий...).

Мощный потенциал детского воображения, формирующий сознание, становится возможностью подлинно глубокого целостного проникновения в музыку и формирования мастерства при бережном отношении к эмоциональной энергии ребенка. Воспитывается воображение устремлением к Прекрасному: “Что прекрасное открывает эта музыка, что важное  несет она людям?” С одной стороны, бережность к эмоциональной энергии: “истинный темперамент – искренность и интуиция” (Станиславский). С другой – основа работы над музыкальным произведением, – это поиск его сути – возвышенной мысли, поиск средств выражения Красоты... Тогда музыкальное интонирование – индивидуальное выражение Красоты. Каждая интонация – суть нечто важное, необыденное... Исполнительские средства: штрихи, динамика и пр. – это “оттенки и качества голоса Красоты”...

К примеру: Произведения жанровых форм в исполнительской практике, как правило, анализируются  и  “отрабатываются”  на основе жанровой характерности. Мы стараемся прежде всего услышать – выявить в “Жиге” или “Сицилиане”, “Гавоте” или “Менуэте” тот вневременно-прекрасный образ, идею, благодаря которой это произведение переживает века и продолжает вдохновлять людей. На основе этого главного рассматриваем форму, темпо-ритм, тональный план – как средства воплощения образа, содержания. “Смысл расставляет буквы в книге, а не наоборот” [4, 93].

“Менуэт” Л.Бетховена G-dur ученики третьего класса «видят» так: «Главное – «прорыв», - стремление ввысь. Первая часть – Песня куколки, стремящейся стать Бабочкой». Трио – это «танец эльфов на цветках», «ждущих» появления Бабочки. Начало второго периода – квартовая интонация крещендо – «радость предчувствия», акценты в главной теме – нарастающий порыв («взлететь хочется»), степень «остроты» секундовых интонаций обусловлена переживанием устремленности и т.д.

В работе над «Сицилианой» Перголези ученица четвертого класса неожиданно выразила желание написать словесный «подтекст», соответствующий музыкальной мысли. Вышел сокровенный монолог – молитва. После этого звуковой, интонационный и ритмический аспект исполнения обрели новое качество. Работа над пьесой была полностью самостоятельной…

Таким образом, воспитывая внимание к содержанию музыки как к Красоте «сокрытой», направляя воображение к Прекрасному, даем возможность ребенку открыть для себя с помощью музыки и более глубокие аспекты жизни, ощутить радость музыки – носительницы этих «тонких» восприятий… Побуждаем к реализации внутренний, присущий каждому в духе «инстинкт Красоты». Тем самым создавая условия для того, чтобы духовная энергия стала движущим началом учения, «развивающим» началом.

Следует, утверждая принцип Красоты как основу обучения, отметить необходимость внимания к музыкальному материалу. Он должен быть высокохудожественным. Именно, сознание младших учеников нуждается более всего в гармоничных мелодиях и возвышенных образах. Такие методы как звукоподражание целесообразны лишь в самом начале и в ограниченном применении. Все огрубляющее недопустимо в обучении музыке. В.Зеньковский так говорил о безграничных возможностях развития ребенка: «всякая детская личность слагается не только из того, что уже нашло свое эмпирическое выражение, но и из того, что может быть названо «внеэмпирическим», что находится в глубине души» (В.Зеньковский ) [3, 74]. Условием же выявления этих скрытых возможностей является побуждение к Прекрасному. Опыт убеждает в том, что дети, имея возможность реализовывать в обучении музыке наиболее сокровенное, являют и пробуждение творческих устремлений, тонкие проявления музыкальности. Сохранить и дать возможность развиться этим качествам – задача воспитания.

Из высказываний детей: «Музыкальность – это царица скрипок. Если заниматься усердно, она будет помогать тебе» (К., 7 лет). «Культура – это … что-то великое… Как музыкант, Театр, Музей». «Музыкальная школа должна быть местом вдохновения, где каждый может взять частицу и нести в свою жизнь» (Н., 11 лет).

Вокруг «стержня»-сущности – Красоты выстраиваем учебный процесс, организуем жизнь детей в музыкальной школе…

Чтобы практика обучения не противоречила цели воспитания, необходимо восстановить в школьной жизни сущностный смысл понятий «музыка», «музыкальная деятельность», «музыкант»… Чтобы ребенок, войдя в школу, оказывался в гармоничном мире, – системе ценностей и смыслов. Какова сущность музыки? – Красота, явление красоты в звуках..  И назначение музыканта – быть проводником в мир прекрасного…

Т.о., музыкальная школа, чтобы быть живым явлением, должна соответствовать своему «имени-сущности» : быть местом охранения красоты, постижения и привнесения ее в жизнь. Необходимо так организовать обучение, чтобы все его составляющие служили этой цели, чтобы все элементы представали перед ребенком как явления единого целого.

Для воспитания ценностных ориентаций нужно переосмыслить все явления профессионального плана от их сути. Музыка  -  звуковое выражение явлений жизни живой вокруг нас. Звук, ритм, гармония должны открываться ребенку как явления жизненные, тогда обучение не замыкает  в профессиональном мире, но расширяет сознание, открывая возможности познания.

Необходимо отметить проблему мышления. Развитие музыкального мышления – путь к сущности музыкального искусства, к творчеству. Существующие сегодня методы развития музыкального мышления акцентируют то эмоционально-образный, то рационально-логический его компонент. При этом почти не отмечается необходимость той особой активности (собственно духовного усилия), которая не сводится к активности ума или чувства… Но именно эта целостная духовная активность, соответствующая высшему уровню эстетического отношения, является основой культуры взаимоотношения с музыкой, искусством.  «Безмыслие» стало бедой в исполнительстве. Не останавливаясь на вопросах формы мышления музыкального, необходимо утвердить мысль, музыкальное мышление – есть мысль: поток мысли, порожденный активностью музыканта, его сознанием, духом…

Возможностей пробуждения этой активности – отзывчивости, активности-сердечности (не путать с эмоциональностью), - множество. Это и возвышенного строя тексты к музыкальным пьесам, и работа с отдельными интонациями как носителями мысли… Пример: восходящая м.3 может быть «зовом», «вопрошанием», «молитвой», мыслью надежды. С более старшими учениками важной составляющей «работы над музыкальным произведением» может быть беседа о тех важных жизненных явлениях, которые составляют содержание музыкального произведения… Это всегда размышления, касающиеся Основ Бытия: Жизнь и Смерть, Всенаполняющие энергии пространственной Радости, Единой Любви…

Мыслить музыкально – это значит прежде всего мыслить возвышенно и гармонично. При необходимом компоненте рациональности, технологического элемента, – стержнем должна быть идея Красоты и возвышенной мысли. Причиной духовной отчужденности от музыки и инструмента является та обыденность и технологизм, которые в обучении ребенка сродни недопустимой грубости, так как гасят природную детскую одухотворенность.

Чтобы цель «выразительно мыслить» (осознавать музыку) всегда была ведущей в отношении цели «выразительно исполнять», необходимо в начальном обучении главным критерием успешности исполнения считать не внешнюю качественность и яркость, а осознанность и искренность «музыкального» высказывания, проявления творческого начала.

Л.С. Выготский, рассматривая вопросы мышления, приводит «принцип однополюсной траты энергии» (К.Н.Корнилова), суть которого в том, что «трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем усиленнее и больше затрата центральной энергии, тем слабее и меньше ее внешнее обнаружение, и наоборот чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент» [2, 197]. То есть побуждая к сопереживанию и активности внешнего выражения в музыкально-исполнительском процессе мы должны помнить, что чем сильнее и глубже мысль, тем менее соответствует ей активность внешняя… Проблема активности исполнителя, разворачивающаяся на двух планах, внешнем и внутреннем, требует глубокого рассмотрения в отношении обучения ребенка исполнительскому мастерству … Очевидно, что для становления сознания учащегося  пагубны компромиссы с искренностью (как: «сыграй тут «форте», тут  акцент…»).

Многое в современной организации школьного образования (музыкальной школе) не соответствует целям развития духа музыкою… Обучение ребенка мало чем отличается от обучения студента… Уже говорилось, нужны «живые смыслы» тех явлений, которые предстают в знаковом и достаточно отвлеченном виде… Наш опыт сосредоточения комплекса учебных задач вокруг сущности: «Красота и мысль…» в музыке, позволяет утверждать, что можно всех обучающихся музыке, независимо от начальных данных, привести к сознательности общения с музыкой, даже при невысоком техническом уровне мастерства… При малых умениях – все они востребованы, действуют, если ученика, обучая, вводить не в круг «профессиональных» знаний и умений, но наоборот, все достижения профессии поставить на службу развития музыкальности: тогда не набор «штрихов» и фиксированное качество звучания, но множество «оттенков мысли», живое мышление, «озвученное» голосом инструмента…

Отметка. Отметочное оценивание не может служить развитию необходимой для творческости свободы и высокой мотивированности деятельности… Отметочная оценка – знаковое выражение содержательной оценки: «хорошо» усвоил, «отлично» усвоил… Но ребенок воспринимает буквально «отметку-балл» – символ бюрократических отношений: «сдал – получил» (аналог денежного знака). В музыке как обучении Красоте – подобные взаимоотношения между людьми недопустимы… Необходимое условие духовного развития – свобода и искренность, чистота взаимоотношений.  Мы проводим выступления – как концерты с последующим обсуждением: что достигнуто, каковы дальнейшие задачи…

Развитие художественных способностей и потребностей ребенка тесно связано с живой потребностью в реализации накапливаемых знаний, мастерства как общественно значимой деятельности. «Не забуду тот день, когда у меня зародилось радостное сознание, что мы кому-то нужны» (Д.Ойстрах) [9, 21].

Чем одареннее ребенок, тем более он ощущает потребность в осознании высшего смысла искусства, и Бытия. Психологи отмечают особый комплекс проблем, связанных с решением проблемы смысла.

В становлении музыкальной деятельности как деятельности творческой необходима, по утверждению психологов, реализация «потребности делиться с другими музыкой, музыкальным произведением, воздействовать на других. Причем, взрослый только в том случае может быть полноценным слушателем, когда он способен вполне искренне увлекаться… стать объектом художественного воздействия… а не судьей и критиком» [8, 211]. Из чего следует, что ставшая традиционной для музыкальной школы система академических концертов сама по себе не может удовлетворить потребность учащихся в музицировании как «рассказывании» другим. Необходима живая концертная жизнь и заинтересованный слушатель.

Мы выстраиваем учебный процесс на отделении как совместную концертно-просветительскую деятельность преподавателей и учащихся. Не «академические» и «технические», но открытые концерты и концерты-беседы. Существует сборник бесед «Музыка и подвиг», в который входят  Легенда о Царице Музыке; о Рыцарях-воинах и менестрелях…; о Моцарте, Бетховене, о Жанне д’Арк и Джордано Бруно… Беседы позволяют готовить концерты, при минимальной организационной подготовке, в которых слово и звук – служат единой цели: служат выражению Мысли и Красоты. Ученики могут выбирать формы отчетности… Большинство предпочитает концерты-беседы, так как они, по их словам, «помогают сосредотачиваться на музыке» и слушателям и самим исполнителям. В этих случаях исполнение более цельное, более осознанное, ярче создаваемый музыкально-художественный образ… И главное – практически все учащиеся проявляют желание музицировать.

Прошло время инноваций формальных… Необходимо направить силы на цели: привести обучение музыке (и содержательный, и организационный аспекты) в соответствие с живой Жизнью, с ее Высшими созидательными Силами… Начальная школа музыки может обеспечить ребенку возможность целостной жизни, что реально при условии соответствия всех форм музыкально-учебной деятельности и методов обучения музыке, живой, творческой сущности музыкального искусства. Для этого школе нужен Учитель, Музыкант, воспитанный в понимании сущности искусства музыки. И в Музыке как особой форме выражения мысли, мысли, выводящей за пределы земных ограничений, и музыке – как воплощении скрытой гармонии мира, и тонких энергий, наполняющих пространство жизни. Тогда мы сможем говорить о разрешении вопросов воспитания, к которым относятся и проблемы «мотивации», и «потребностей», и «профессиональных ценностей», когда музыкальное образование на всех ступенях своих обратится не к человеку внешнему, находящемуся в поле «формирующих» подходов, а к человеку «внутреннему», как понимали его Платон, Плотин, Боэций… К подлинному носителю чувства красоты и музыкальности, с его скрытым, не всегда осознанным тяготением к безусловному, к свободе и Правде…

И соответственно обратимся и к овладению музыкальным искусством как к «Вратам» или «волшебному окну», через которое, или с помощью которого, открывается иная жизнь, более содержательная, более одухотворенная, более подлинная, помогающая одолевать границы смерти…

Закончим высказыванием детей. Диалог:

-      Какая музыка в космосе?

-      Там звуки необычные, не такие, как композиторы сочиняют. Вот только Моцарт совпадает?

-      А почему люди мало слушают классическую музыку? Неужели не нужна Красота людям?

-      А долго ли мысли живут в пространстве?

-      Обычно недолго. А вот радостная и не о себе, а о многих людях живет очень долго… Может быть и вечно…

 

Литература

1.        Амонашвили Ш.А. «Школа жизни» - М. 1998

2.        Выготский  Л.С. «Педагогическая психология» Т.6 – М. 1991

3.        Зеньковский  В.В. // Антология гуманной педагогики М. 2000

4.        Медушевский  В.В. «Внемлите ангельскому пенью» - Мн. 2000

5.        Непомнящая Н. «Психодиагностика личности» - М. 2001

6.        Орлов  А.Б. «Психология личности и сущности человека» - М., 2002

7.        Платон «Пир» / Соч. в 3-х тт., Т.2 – М. 1970

8.        Теплов  Б.М. «Психология искусства» // Психология и физиология индивидуальных различий – М.-Воронеж 1998

9.        Юзефович  В. «Д.Ойстрах» - М. 1985

 

 

К оглавлению                              На главную страницу

 

 



Hosted by uCoz