М.В. Гореликова

«Звуки, ноты и Прекрасное»

 

Музыкальность в широком значении есть одухотворенность, способность созвучать наиболее тонким струнам жизни, способность воспринимать и усиливать «обертоны» красоты во всех ее проявлениях: в искусстве, в жизни, в поступке и мысли человека.

Развитие музыкальности связывается со способностью восприимчивости к содержанию музыки, но сегодня следует добавить: к наиболее «тонким», высоким уровням «содержания». Лишь тогда музицирование действительно становится «интонационно выраженной духовностью».

Начальному музыкальному образованию сегодня недостает насыщенности глубиной, смыслом. Музыкальность ушла из «атмосферы» учения музыке: вместо творческости, легкости и талантливости – громоздкость и дух тяжести…

Ребенок приходит в школу. Для него, 6-7-летнего, еще не утратившего природной одухотворенности, слова «музыкальная школа» звучат буквально: как учение чему-то звонкому и благородному. Воображение рисует образы необычных занятий с необычными людьми – Музыкантами!

Но у входа в «Мир Прекрасного» толпятся вездесущие отметки да бесконечная череда «академических» и «технических». Немногим удается самостоятельно подняться над уровнем: «учу – сдаю – получаю» к бескорыстному и радостному: «люблю музыку», «люблю учиться», «люблю играть для других»…

Цельность – наиболее существенная черта детства. В развитии детской одаренности психологи отмечают наличие особого комплекса проблем, связанного с поиском смысла музыкальной деятельности, искусства, бытия… И чем талантливее ребенок, тем раньше и тем в большей степени он нуждается в обретении достойных, высоких целей для приложения своих сил…

Многие великие исполнители подчеркивали необходимость воспитания в будущем музыканте не просто устойчивой мотивированности деятельности, но устремления к высшей ее содержательности, к сознанию служения. Вспомним и К.Станиславского, строившего свою систему воспитания актерского мастерства вокруг стержня – «сверх-сверхзадачи» -  «единения в красоте»…

Условия музыкальной школы позволяют обеспечить каждому ребенку «индивидуальный вход» в музыкальную деятельность через свободу, через творческую, осмысленную деятельность, если с самого начала предлагать начинающему музыканту не «систему оценивания» в музыке, но систему ее ценностей и смыслов…

В своем коллективе (струнное отделение школы) мы выстраиваем процесс обучения на основе совместной (преподавателей и учащихся) концертной и концертно-просветительской деятельности. Музыкант – это тот, кто проникает в скрытую «за нотами»» красоту и дарит ее людям.

Отметки за выступления не выставляются, но беседуем: что достигнуто, в чем следует совершенствоваться далее. Дети могут выбирать и формы музицирования и формы своей учебной «отчетности»: участие в концерте, конкурсе или индивидуальное прослушивание.

Часть концертов проходит как концерты-беседы: о музыке, великих музыкантах, о подвижниках культуры… И большинство учеников предпочитает участвовать именно в концертах с беседами, которые, по их словам, помогают сосредотачиваться, вдумываться, «настраиваться» на музыку и самим исполнителям, и слушателям… Выступления детей в этих условиях действительно значительно отличаются большей осмысленностью, художественностью и свободой.

Предлагаем одну из наших бесед, вместе с учениками составленную «легенду» о музыке… Она полюбилась детям и уже в течение нескольких лет помогает «выстраивать» взаимоотношения с миром музыкальных явлений… Часто, в своей исполнительской, интерпретаторской деятельности, дети ассоциируют музыкальный контекст с идеей «освобождения, спасения Красоты», а для малышей чистота скрипичного тона воплощает прекрасный голос незримой Царицы Музыки…

 

 

«Легенда»

 

 

 

К оглавлению                              На главную страницу



Hosted by uCoz