«Звуки,
ноты и Прекрасное»
Музыкальность
в широком значении есть одухотворенность, способность созвучать наиболее тонким
струнам жизни, способность воспринимать и усиливать «обертоны» красоты во всех
ее проявлениях: в искусстве, в жизни, в поступке и мысли человека.
Развитие музыкальности
связывается со способностью восприимчивости к содержанию музыки, но сегодня
следует добавить: к наиболее «тонким», высоким уровням «содержания». Лишь тогда
музицирование действительно становится «интонационно выраженной духовностью».
Начальному музыкальному
образованию сегодня недостает насыщенности глубиной, смыслом. Музыкальность
ушла из «атмосферы» учения музыке: вместо творческости, легкости и
талантливости – громоздкость и дух тяжести…
Ребенок приходит в школу. Для
него, 6-7-летнего, еще не утратившего природной одухотворенности, слова
«музыкальная школа» звучат буквально: как учение чему-то звонкому и
благородному. Воображение рисует образы необычных занятий с необычными людьми –
Музыкантами!
Но у входа в «Мир Прекрасного»
толпятся вездесущие отметки да бесконечная череда «академических» и
«технических». Немногим удается самостоятельно подняться над уровнем: «учу –
сдаю – получаю» к бескорыстному и радостному: «люблю музыку», «люблю учиться»,
«люблю играть для других»…
Цельность – наиболее
существенная черта детства. В развитии детской одаренности психологи отмечают
наличие особого комплекса проблем, связанного с поиском смысла музыкальной
деятельности, искусства, бытия… И чем талантливее ребенок, тем раньше и тем в
большей степени он нуждается в обретении достойных, высоких целей для
приложения своих сил…
Многие великие исполнители
подчеркивали необходимость воспитания в будущем музыканте не просто устойчивой
мотивированности деятельности, но устремления к высшей ее содержательности, к
сознанию служения. Вспомним и К.Станиславского, строившего свою систему
воспитания актерского мастерства вокруг стержня – «сверх-сверхзадачи» - «единения в красоте»…
Условия музыкальной школы
позволяют обеспечить каждому ребенку «индивидуальный вход» в музыкальную
деятельность через свободу, через творческую, осмысленную деятельность, если с
самого начала предлагать начинающему музыканту не «систему оценивания» в
музыке, но систему ее ценностей и смыслов…
В своем коллективе (струнное
отделение школы) мы выстраиваем процесс обучения на основе совместной
(преподавателей и учащихся) концертной и концертно-просветительской
деятельности. Музыкант – это тот, кто проникает в скрытую «за нотами»» красоту
и дарит ее людям.
Отметки за выступления не
выставляются, но беседуем: что достигнуто, в чем следует совершенствоваться
далее. Дети могут выбирать и формы музицирования и формы своей учебной
«отчетности»: участие в концерте, конкурсе или индивидуальное прослушивание.
Часть концертов проходит как
концерты-беседы: о музыке, великих музыкантах, о подвижниках культуры… И
большинство учеников предпочитает участвовать именно в концертах с беседами,
которые, по их словам, помогают сосредотачиваться, вдумываться, «настраиваться»
на музыку и самим исполнителям, и слушателям… Выступления детей в этих условиях
действительно значительно отличаются большей осмысленностью, художественностью
и свободой.
Предлагаем одну из наших
бесед, вместе с учениками составленную «легенду» о музыке… Она полюбилась детям
и уже в течение нескольких лет помогает «выстраивать» взаимоотношения с миром
музыкальных явлений… Часто, в своей исполнительской, интерпретаторской
деятельности, дети ассоциируют музыкальный контекст с идеей «освобождения,
спасения Красоты», а для малышей чистота скрипичного тона воплощает прекрасный
голос незримой Царицы Музыки…