М.В. Гореликова

«Учение Живой Этики о роли философии в школьном образовании»

(тезисы к Конференции «Философия – детям»)

 

«Молодые сердца почувствуют себя не муравьями на земной коре,

но носителями духа и ответственными за планету»

«Община», 110

 

Позиция Живой Этики в отношении познания, и в т.ч. познания философского, определяется понятием Единства: единство целей познания («нет таких путей, которые не вели бы к высшему миру»), единство (нераздельность) познаваемой действительности (земного и «Надземного», человека и Космоса), единство (цельность) познающего (дух – сердце – разум).

В образовании детей философия может стать:

1) основою широкого мировоззрения («главное – уберечь от узкого мировоззрения»), если детям будут ясно представлены Основы Знаний о Бытии – как о Бесконечном, Нераздельном.

 Советуется беседовать с детьми о Беспредельности и бессмертии, и о роли в нём человека, о движении, о законах Гармонии, объединяющих Мирозданье, о Пространстве, о Высшем Мире и о мысленном творчестве, связующем всё. «Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды» («Братство», 426).

2) Воспитанием привычки углубленного мышления, если в основе – самостоятельное наблюдение и осмысление жизненных явлений, при использовании метода аналогий, вникание в сущность понятий, определяющих основные ценности жизни, а также мечта, воображение возвышенное.

Необходимо знакомить учащихся с откровениями Мудрости, предлагая глубоко вдуматься в значение слов. «Пусть школа учит искать путь широкий на основании мудрых Заветов Мыслителей» («Надземное», 774). Предлагается приучать учащихся размышлять над причинно-следственными взаимосвязями (упражнение: представить следствия, которые могут произойти от заданной причины). Старшим учащимся –проследить развитие одной идеи в веках, наблюдая её «спиральное», эволюционное движение. А также сопоставление философских идей и концепций. «Нет ни старой ни новой истины… Каждый шаг истины направлен к Общему Благу, оно и будет мерилом…» («Надземное», 509).

3) В условиях дифференциации и разобщённости знания философия может играть объединяющую роль, помогая учащимся осмыслить единство знания: каждый предмет – лишь отдельный ракурс. Но объект познания – единая, неделимая Жизнь. При условии, что философия преодолеет собственную «изолированность» от жизни, устремив внимание «к глубоким проблемам Бытия, в которых человек занимает соответствующее место» («Надземное», 490).

4) Философия может научить ценить мысль как главную творческую силу и на земле, и во Вселенной. Мысль – Свет. Но надо понять, какая мысль. Ценна мысль, возвышающая сознание, открывающая новые горизонты Знания. Предлагается осознать мышление как сотрудничество – не только в горизонтальном, но и в вертикальном «измерении»: Сотрудничество с Высшим Миром (в Учении даётся понятие «Пространственная мысль»). Можно учить детей замечать и ценить «озарения», «касания» Истины.

Но прежде всего необходима Этика – как познание сущности взаимоотношений человека и человека, человека с Природою – Универсумом. «Живою» этика станет, когда «абстрактные» формулы заменятся осознанием Законов Жизни – единых в Мироздании. Долг, честь, справедливость – могут быть осознаны не в «относительных» системах координат, но в свете знаний о закономерных взаимодействиях, связывающих и объединяющих всё сущее. Но для этого необходимо принять реальность Духовного Мира, реальность Живого Космического Пространства, исполненного мысли и Творчества, вдуматься во всеобщую взаимосвязь вещей.

Дети – сердечны. (И потому – философы). «Философские» беседы с детьми должны быть явлением Красоты и благородства, и лишены обыденности. Проблемы взаимоотношений людей, – скорее решаются на основе непосредственного чувства Красоты… Где разум блуждает в лабиринтах противоречий, сердце чуткое единым «это Красиво» находит решение. И мудрость, и любовь к познанию и мышлению родятся из чувства Красоты. Детское сердце Красоту знает. Понятие «философствование» некрасиво, остро диссонирует со словом «мысль», «Истина». И так же, как тысячи лет назад, ему противостоит подлинно философская мысль, «дерзающая» к самым высоким целям, «окрыляющая душу», «освобождающая от оков» (Платон). Не приспособление к существующей действительности, не «выживание», но созидание иного, просветлённого Бытия – именно по завету Платона: из пещеры – к Свету.  

 

 

 

 

 

К оглавлению                              На главную страницу



Hosted by uCoz