«Учение Живой Этики о роли философии в школьном образовании»
(тезисы к Конференции «Философия
– детям»)
«Молодые
сердца почувствуют себя не муравьями на земной коре,
но носителями духа и
ответственными за планету»
«Община», 110
Позиция Живой Этики в
отношении познания, и в т.ч. познания философского, определяется понятием
Единства: единство целей познания («нет таких путей, которые не вели бы к
высшему миру»), единство (нераздельность) познаваемой действительности (земного
и «Надземного», человека и Космоса), единство (цельность) познающего (дух –
сердце – разум).
В образовании детей философия
может стать:
1) основою широкого
мировоззрения («главное – уберечь от узкого мировоззрения»), если детям будут
ясно представлены Основы Знаний о Бытии – как о Бесконечном, Нераздельном.
Советуется беседовать с детьми о
Беспредельности и бессмертии, и о роли в нём человека, о движении, о законах
Гармонии, объединяющих Мирозданье, о Пространстве, о Высшем Мире и о мысленном
творчестве, связующем всё. «Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают
широкие взгляды» («Братство», 426).
2) Воспитанием привычки
углубленного мышления, если в основе – самостоятельное наблюдение и осмысление
жизненных явлений, при использовании метода аналогий, вникание в сущность
понятий, определяющих основные ценности жизни, а также мечта, воображение
возвышенное.
Необходимо знакомить учащихся
с откровениями Мудрости, предлагая глубоко вдуматься в значение слов. «Пусть
школа учит искать путь широкий на основании мудрых Заветов Мыслителей»
(«Надземное», 774). Предлагается приучать учащихся размышлять над
причинно-следственными взаимосвязями (упражнение: представить следствия,
которые могут произойти от заданной причины). Старшим учащимся –проследить
развитие одной идеи в веках, наблюдая её «спиральное», эволюционное движение. А
также сопоставление философских идей и концепций. «Нет ни старой ни новой
истины… Каждый шаг истины направлен к Общему Благу, оно и будет мерилом…»
(«Надземное», 509).
3) В условиях дифференциации и
разобщённости знания философия может играть объединяющую роль, помогая учащимся
осмыслить единство знания: каждый предмет – лишь отдельный ракурс. Но объект
познания – единая, неделимая Жизнь. При условии, что философия преодолеет
собственную «изолированность» от жизни, устремив внимание «к глубоким проблемам
Бытия, в которых человек занимает соответствующее место» («Надземное», 490).
4) Философия может научить
ценить мысль как главную творческую силу и на земле, и во Вселенной. Мысль –
Свет. Но надо понять, какая мысль. Ценна мысль, возвышающая сознание,
открывающая новые горизонты Знания. Предлагается осознать мышление как
сотрудничество – не только в горизонтальном, но и в вертикальном «измерении»:
Сотрудничество с Высшим Миром (в Учении даётся понятие «Пространственная
мысль»). Можно учить детей замечать и ценить «озарения», «касания» Истины.
Но прежде всего необходима
Этика – как познание сущности взаимоотношений человека и человека, человека с
Природою – Универсумом. «Живою» этика станет, когда «абстрактные» формулы
заменятся осознанием Законов Жизни – единых в Мироздании. Долг, честь,
справедливость – могут быть осознаны не в «относительных» системах координат,
но в свете знаний о закономерных взаимодействиях, связывающих и объединяющих
всё сущее. Но для этого необходимо принять реальность Духовного Мира,
реальность Живого Космического Пространства, исполненного мысли и Творчества, вдуматься
во всеобщую взаимосвязь вещей.
Дети – сердечны. (И потому –
философы). «Философские» беседы с детьми должны быть явлением Красоты и
благородства, и лишены обыденности. Проблемы взаимоотношений людей, – скорее
решаются на основе непосредственного чувства Красоты… Где разум блуждает в
лабиринтах противоречий, сердце чуткое единым «это Красиво» находит решение. И
мудрость, и любовь к познанию и мышлению родятся из чувства Красоты. Детское
сердце Красоту знает. Понятие «философствование» некрасиво, остро диссонирует
со словом «мысль», «Истина». И так же, как тысячи лет назад, ему противостоит
подлинно философская мысль, «дерзающая» к самым высоким целям, «окрыляющая
душу», «освобождающая от оков» (Платон). Не приспособление к существующей
действительности, не «выживание», но созидание иного, просветлённого Бытия –
именно по завету Платона: из пещеры – к Свету.