«О НЕОБХОДИМОСТИ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ»
«Искусство неизбежно должно выйти из своего замкнутого
существования и перейти к
творчеству новой жизни»
Н. Бердяев
Корень многих проблем музыкального
образования в отсутствии ярко выраженных мировоззренческих основ музыкального
обучения и музыкальной деятельности. Первоначальный интерес, с которым учащиеся
приходят в школу редко вырастает в искреннюю приверженность к высокому
искусству, любовь к совершенствованию из-за отсутствия глубокого и возвышенного
начала в самом строе образовательного процесса. «В чём смысл?» – спрашивают
учащиеся-подростки в ответ на «требования» учебных программ.
Психологи отмечают
нарастание кризисных ситуаций среди подростков, связанных именно с отсутствием
смысловых ориентиров и в образовании, и в искусстве, и в жизни в целом. «Чем
одарённее ребёнок, …тем более подвержен он кризисным состояниям, связанным с
поиском смысловых оправданий искусства и бытия» [1, 256].
Если подлинная педагогика –
«прикладная философия» (С. Гессен), наука, основанная на знании основ бытия, то
подлинный процесс учения не что иное как путь приобщения к истинному Бытию. И
искусство, художественное творчество должно быть одним из наиболее кратких
«путей», ибо сам процесс художественного творчества опирается на человеческую
цельность: на глубинное духовное начало, проявленное в чувстве, разуме и
устремлении. Заметим, что задачи, связанные с поиском и реализацией
национальной идеи, должны решаться на этом пути осознания и реализации единых
законов Бытия… «Подобно тому, как личность созидается через работу над
сверхличными целями, так и нация становится нацией лишь через работу над
сверхнациональными заданиями… Нация тем более нация, чем больший вклад внесла
она усилиями своих сынов в сокровищницу человеческой культуры» [2, 77].
Детскую активность
легко стимулировать: оценкой, коллективной работой... Но насколько реализуется
это глубокое человеческое “Зачем? В чем смысл?” И не в прагматическом “ключе”,
но на уровне высших ценностных установок, и не “вообще”, а в каждом конкретном деле.
Выход из круга утомляющей активности и несозидательного “творчества” – в целенаправленном “насыщении смыслом”
и глубиной всего процесса учения, предметного содержания, в смещении акцента на
внутреннюю содержательность действия...
Многие великие исполнители подчеркивали
необходимость воспитания в будущем музыканте не просто устойчивой
мотивированности деятельности, но устремления к высшей ее содержательности, к
сознанию служения. Вспомним также К.Станиславского, строившего систему
воспитания актерского мастерства на стержне «сверхзадачи» единения в красоте…
Условия музыкальной школы позволяют
обеспечить каждому ребенку «индивидуальный вход» в музыкальную деятельность через
свободу, через творческую, осмысленную деятельность, но при условии, что с
самого начала предлагается начинающему музыканту не «система оценивания» в
музыке, а система ее ценностей и смыслов…
В своем коллективе (струнное отделение
школы) мы выстраиваем процесс обучения на основе совместной (преподавателей и
учащихся) концертной и концертно-просветительской деятельности. Отметки за
сценические выступления не выставляются, оценка содержательная: что достигнуто,
в чем следует совершенствоваться далее… Часть концертов проходит как
концерты-беседы: о музыке, великих музыкантах, о подвижниках культуры. И
большинство учеников предпочитает участвовать именно в концертах с беседами,
которые, по их словам, помогают сосредотачиваться, вдумываться, «настраиваться
на музыку»… Выступления детей в этих условиях действительно значительно
отличаются большей осмысленностью, художественностью и свободой.
Красота – онтологическое основание
искусства, творчества. Устремление сознания к Прекрасному –
основа процесса музыкального воспитания. Устремление внимания ребенка к
Красоте – основа педагогического метода в начальном обучении музыке.
Философское основание предмета необходимо не только взрослому ученику, но
самому маленькому – в доступных и ярких образах... Именно младшие школьники
скорее поймут большое значение знания и мастерства, т.к. не растрачены еще
сокровища чистоты... Музыка – как “добрая сила”, красивое чувство, мысль...
Гармоничным и “энергосберегающим” будет обучение тогда, когда все явления
профессионального плана будут представлены учащемуся в их жизненной сути. Звук,
ритм, гармония должны открываться ребёнку как явления внешней и внутренней
реальности, тогда обучение не замыкает в профессиональном мире, но расширяет
мировосприятие, открывая возможности самостоятельного развития.
Для
учащихся инструментального отделения необходимо проведение в деятельности, в
постоянном общении ключевой идеи музыкально-исполнительского творчества:
«Музыка есть мысль, выраженная в звуке, мысль красоты. Именно звук, интонация как
мысль, поток мысли…» В нашей практике – опыт работы детского кружка «Орфей», с
его идеей защиты Красоты в искусстве и жизни, свободными беседами о жизненных
явлениях, где пересекаются «линии» непосредственного музицирования и
размышлений о жизненных ценностях. «Что есть Красота, и такие малоосознаваемые
сегодня явления, как “вдохновение”, “искренность”, “творчество”…?» (Беседы легли в основу книги-рукописи
для юных музыкантов «Живая Скрипка»)
Философия должна помочь и учителю в открытии глубины смысла преподаваемого
предмета в контексте жизни... Методика же – организовать предметное содержание
вокруг ключевых явлений. Тогда уменьшатся объемы “знаний и навыков”
неприменённых, и для каждого откроются возможности творчества.
В начальном музыкальном образовании можно по-прежнему идти путем
“накопления” мастерства и знаний, “расцвечивая” не всегда простой, требующий
упорных упражнений труд поощрением, отметкой. Но можно весь процесс обучения
выстроить “вокруг” стержня-смысла: в каждое мгновение звуком мы творим
пространство, порождая звук-энергию, звук-мысль... Какой он? И общим реальным
делом музыкантов становится музыкальное просвещение – “просветление” жизни
Музыкою...
1.
Старчеус
М.С. «Музыкальная одарённость» // Психология одарённости детей и подростков.
Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2000
2.
Гессен
С.И. «Основы педагогики» – М., 1995
К оглавлению На главную страницу