ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

 

ТЕТРАДЬ №1

 

2001 год

 

12.09.01  «Дневник «музыкального учителя»»

…Каждая учебная неделя начинается с особого «трепета» - особого волнующего чувства, словно другие дети войдут завтра в класс, уже не те, что были 2 дня назад, и я – иной человек – «не вчерашний», - приду с ними в общение. Ведь и верно: иные… иной… Каждый день – иной мир, иной человек. Какая масса переживаний, солнечных, лунных, звёздных, космических касаний за сутки… Какие изменения в сознании растущей личности… Какой акцент мысли поставить? Как объяснить несказуемое величие всякого подлинного явления музыки, искусства? Какими словами, как не проглядеть те мгновения, когда Сущность – Вечное выходит в ребёнке «на поверхность», эти мгновения Воли, Свободы, без которых нет живого, нет жизни… Именно они, эти «искры» (искренность) – те золотые россыпи, собрать которые – работа учителя. Подлинно педагогический, «воспитательный» труд… Собрать в ладонь и протянуть «воспитуемому»: «На, смотри, то твои (твои!) сокровища. Храни, береги, преумножай… и… разгляди подобное в других… людях, музыке, в великих творениях искусства, явлениях жизни…» Подлинная задача учителя – открыть ребёнку его самого – помочь открыть, увидеть в себе Человеческое – Божественное, Вечное – источник счастья, уверенности в своих силах, источник познания и творчества. Как? – В каждое мгновение всматриваясь в «Вечность» и «выманивая» «Человека»… В заискрившихся глазах… в отозвавшемся сердце, в «заострившейся» мысли… Мысль… Не просто предметы, явления, теоремы, ноты, звуки… Но внимание к процессу мысли в себе, радость мышления, радость творчества – вот «драгоценный сад» учителя… Подлинные плоды обучения – есть плоды сознания, искры сознательности, наполняющие Чашу Амриты – Чашу Бессмертия! (капли в Чашу Амриты – Бессмертия…)

 

***

Чему учим мы в музыкальной школе?

Ах, если бы мамы и папы моих учеников хоть чуть-чуть поняли, осознали, что ведь не просто «игре на скрипке» учу я их… А с помощью скрипки видеть и понимать мир, учиться, мыслить о себе – Человеке и своём человеческом пути и назначении… Ведь вся музыка «классическая» это мир мыслей надземных, мыслей о смыслах и о Смысле… Ах, если бы хоть немного больше они, мамы и папы, знали своих детей, слышали их высказывания, видели блеск их глаз – внезапный – стремительный – когда «проглядывает сущность»…

Как много хаоса, непонимания, немыслия взрослых… как жаль…

 

         14.09.01  Вчера (со вчерашнего дня) предлагаю каждому ребёнку «строить» свой день «вокруг» домашних занятий скрипкой. Убеждаю родителей, что это «ключ» к достижениям, «ключ» к успехам учения всякому предмету, всякому делу. Мы учим не просто играть на скрипке, мы учим учиться, учим мыслить, осознавать смыслы деятельности, жизненных явлений; учим видеть жизненные ценности. Т.о. пробуждая «источники» способностей. Внимание и сосредоточение, память, воображение и способность интуитивного постижения – вот наши цели воспитания «учебных» качеств. «Проницательность» - вот главная способность, главное свидетельство таланта. «Проницать» - «входить» в суть явления, предмета – значит осуществлять сердечное единение с  его сущностью… Се есть подлинное познание…

 

         Евфросинья: «Хочу ещё, ещё играть (обнимает меня)… Расскажите мне ещё Легенду про Царицу Музыку!» (Урок закончен. Предлагаю отложить на следующий) – «А когда, когда…! А! Сейчас!» - Завтра. – «Ну хорошо, ладно… Я дождусь! Дождусь! Завтра!»

Такое «горение» - подлинное счастье учителя. Пусть даже недолговременное (как знать). Как это «пламя» привести в ровное «горение» - интерес сознательный… «рабочий». Как бы не «проглядеть» те мгновения «закрепления» «якоря» - укрепления Нити, идущей от сердца, здесь – в повседневной работе… Сколько огня в этих девочках 5-6-летках, сколько стихийной мощи! Я должна помочь ей укорениться в разуме, в сознании личности.

Личность – «сосуд» для сознания Эго, Высшего. Всё, не заполненное этим светом, живыми Энергиями, заполнится фальшью Старого Мира – «вторичными энергиями» - мёртвыми. Воспитание и есть процесс помощи укоренения Сознания, накоплений – в «жизненном теле» и в сознании личности.

Учить так, чтобы каждое новое умение было питанием живой силы, укреплением качеств духа: «ученического», «самоотверженного», «стремящегося», «постигающего» начала сознания.

Энергия, энергия, энергия – вот «заклинание» этого времени. «Переход» только этим ключом – огненной силой – осуществлён будет каждым Духом… Энергия и Красота… Учиться жить в Новом Мире должны дети. (Не в Старом). В Новом Мире – Мире Реальности. Растить нужно психологию нового человека – человека, стяжающего Бессмертие… идущего к Бессмертию… Сознательно оставляющего «мёртвое»… Жизнь – Свет – Огонь .

\

 

         Сегодня, 14.09.01 – День поиска «полноты» звука – одухотворённой силы… Активность… Устремление… Радость ступени овладения своим телом – «научение» себя…

15.09.01  (Для детей). Тот хаос, который «плодит» домашний обиход (семьи наших учеников) не позволяет создавать «базу»: воспитывать собранность, уважение к труду других, внимание, ответственность… Только тогда, когда есть этот «фундамент», можно и «возводить» здание мастерства. Без него – здание на песке и единственно возможный метод – грубое принуждение. Мы этого не делаем. Объём сил и времени уходит на собственно воспитательный процесс.

Посетила родителей учениц… Интересно, что все (!) согласны с тем, что музыка должна быть в центре обучения, в центре рабочего дня… Но обеспечить труд своих детей они не могут: отсутствие устремлений, выходящих за пределы быта, делает невозможным проявление работоспособности детей – «не те ритмы», не та энергия!

…Нельзя учиться и жить в свободное от «отдыха» время…

 

20.09.01  Учить творить жизнь звуками, начиная с творчества взрослых – учителей. Занятия музыкантов могут быть сознательным нагнетением нужных ритмов, настройкой на соответствующую вибрацию… Какое выбрать произведение? Какую мысль сделать ведущей?

Сегодня необходима «собирающая» мысль и «устремляющая»…

 

         23.09.01  Учитель – ученик. Как работать вместе. (Или «зерно под Солнцем»).

Радуешься ли ты, когда прорастает долгожданное, посаженное в землю селя, зёрнышко редкого цветка? Не правда ли, чудесно: вот он, первый росток.. Затем первый листик, затем… цветок…

Особенно радостно, интересно взращивать эту новую жизнь вместе… с товарищем, другом… Ты садишь семя в землю, ставишь горшочек под солнце и просишь друга поливать ваше сокровище регулярно… Но что же товарищ? Забыл? «Не нашлось времени», «забыл», «устал»… Не смог… Почему никому не нужный погиб нерасцвёвший цветок? Неужели не жаль погибшей жизни?…

Учитель с учеником… Совместно работают… Опускает учитель «зерно» знания в землю, просит ученика поставить к солнцу да поливать регулярно (укреплять посеянное трудом, размышлением, упражнением…) Ан нет… Может зерно в сосуде, поставленном в тёмный угол дома, вдали от света, забытом… Погибло… Новое зерно кладёт в землю учитель… Снова надеется на то, что ученик сделает свою часть труда… Но нет… Вновь гибнет зерно. Третье… Четвёртое… Что же? Люди ждут новых прекрасных цветов? Может сменить сотрудника?…

 

         25.09.01  Как просто! Как удивительно просто! Учиться надо взрослым! Мамам, папам, учителям…

Дорогие взрослые! Неужели в ваших сердцах никогда не звучали вопросы: что такое мысль? Кто создаёт музыку? Человек или Бог? (Наташа) и т.д.

Икона с Ангелом: «Когда на неё смотришь, меняется что-то внутри. Почему не у всех?» (Марина)…

Неужели ответы на эти вопросы найдены?

Н. Бердяев говорил: «Пусть я не знаю подлинный смысл жизни, но поиск смысла наполняет смыслом мою жизнь!» А наша жизнь взрослых – воспитателей нового поколения – наполнена ли она тем устремлением к познанию, которое мы жаждем видеть в наших детях, учениках? Устремлены ли мы к познаванию, открытию жизненной сути, жизненных смыслов, смысла этих самых законов и правил, звукосочетаний и ритмов, событий истории и секретов химии? А вдруг за каждым из них – тайны нашего человеческого существования на земле, секреты жизни и смерти, пути к Бессмертию!

 

***

Как талантливы родители моих учеников! Знали ли бы они, насколько они сами талантливее своих детей – вундеркиндов!

И ведь их человеческий долг не только в том, чтобы помочь вырасти детям. Но прежде всего реализовать – отдать жизни и тем пополнить свои сокровища разума и духа… Только рядом с духовной активностью вырастает душевная активность, духовное устремление укрепляется огнём духовного устремления… (так же как и житейский прагматизм питает житейский прагматизм). Но кто из прагматиков не хочет видеть талантливыми своих детей?! Но секрет талантливости – огонь бескорыстного устремления… к Познанию, к усовершенствованию жизни людей на земле…

 

***

Эврика! Почему так трудно «вытащить» из детей письменные соображения! Ведь их письменноречевая способность не столь согласована с мыслью! Надо просто задавать вопросы и записывать за ними! Так и поступим!

 

         29.09.01   «Зарисовка».

В автобусе малыш 1,5-2 лет в истерике кричит: «Дай машину! Дай машину!» «Машина» - это несколько мелких деталей – у входной двери… Мама (лет 24) и папа «увещевают»: «Ты же её сломал! Ведь сломал!… Нет машины!» Малыш пуще прежнего кричит и бьётся… Женщина рядом пытается «успокоить»: «Я возьму тебя» (?) Подхожу со своего последнего места, даю мальчишке яблоко. Он затихает сразу. Объясняю родителям, что надо давать возможность ломать игрушки, так дитя развивается, познаёт мир, его «устройство»… Они кивают… Хотя вижу, что меня не слышат, просто «откликаются» на участие… Затем интересное: мне выходить, и дверь, открывавшаяся дважды перед этим, не «хочет» отворяться: понимаю, что обломки «машины» (микроскопические детали) надо всё-таки вернуть мальчику. Говорю об этом вслух, поднимаю, собираю, отдаю – дверь открывается! Какое счастье помочь хорошим людям! Будь счастлив, солнышко! На земле жить трудно!

        

30.09.01  Сложно достижение гармонии между пониманием и умением

В Жизни Реальности «знать» значит «уметь». Но как осуществить это «уметь» в области музыки – мыслетворчества? Что первично в обучении? Умение или отношение к музыке? При безусловности единства (кто умеет, тот лучше и воспринимает) всегда что-то одно является ведущим. Ведущим является воспитание – «питание» Светом, Энергией Света. Сознание–отношение, сознание–понимание – первично в обучении. Но в обучении конкретного ученика пульсация акцентов «размышление»  «упражнение»

 

Из диалога на уроке:

         Учитель:  Три человека молча сидят. Один спит, другой мыслит о том, как распределить сумму денег на необходимые покупки, а третий – в молитве. Будет ли отличаться «атмосфера» каждого из них?

         Оля:  Да, конечно. Каждый как бы в своем аквариуме плавает…

         Наташа:  и каждый будет мешать другим.

         Учитель:  Каждый ли мешает другим?

-             

***

Учитель:  Что такое мысленное пространство?

Ученик (Наташа):  Мысленное пространство бывает там, где собираются хорошие люди. Вот мы с Сашей играем Сарабанду. Там человек размышляет о жизни и смерти. Так создается мысленное пространство…

 

***

Как соотнести значение мысли в музыке и  формулу совершенства исполнения?

А вот как: Пришёл отшельник. Свет его мысли очевиден. Говорит он – льёт мудрость… Одежда его грязна, волоса нечёсаны и немыты… Запах… Какие помехи для восприятия…

Так и музыка. Свет мысли первичен, но чтобы восприятие состоялось, ничто не должно затруднять излияние, протекание света… Форма физическая должна стремиться к совершенству… – как «стекло», пропускающее свет…

 

         30.09.01  Кто такой учитель прежде всего? Даже, какое качество является преимущественно учительским, неповторимо учительским?

- Учитель есть носитель сердечной энергии, «передатчик» сердечной, солнечной энергии… Человек, делающий своё сердце – «станцией» передачи Энергии Сердца… Этим огнём – Единой Энергией – он «инициирует» «познавательные» свойства учеников, которые суть также – наличие огненной энергии определённого качества, определённой степени «тонкости».

Ф. Бэкон писал о двух способах обучения: «направляющем» и «инициирующем». Собственно учительским дарованием является эта способность «инициирующего» метода обучения

 

***

Тема «Формирование духовной культуры начинающего музыканта»: это реализация основной функции музыки, и основной функции музыкального образования. «Духовная культура» должна быть осознана с энергетических позиций. Как накопление определённой энергии – энергии сознания. Пути «формирования …» это создание условий в обучении, при которых духовный импульс (совесть, достоинство, религиозное чувство) ребёнка будет укреплено и получит возможность реализации в процессе обретения музыкальных знаний и музыкального мастерства.

        

13.11.01  Мои ученики.

Мои ли? Сколько из них, теперешних 6 человек, подлинно мои ученики? Один, два? Что привело ко мне тех – большую часть? Что в их (и моей) карме сблизило нас и в то же время вызывает эту «нелёгкость» общения, в котором «обе стороны» «смотрят в разные стороны»? Я – старший, я – взрослый, я – учитель… Я должен умело следовать в направлении излучения сердца каждого из моих подопечных? Но 10-11-летние, 7-летние «ангелочки» почти не оставляют мне «шанс»… Словно вся их энергия, до последней капли, сконцентрирована в области житейского прагматизма, в области желаний, удовольствий – где «вниканию», «вниманию»… места просто не остаётся… Может, я настолько «невлюблена» в музыку, чтобы уметь «зажечь» их огонь любознательности, активности? Не думаю, что выход надо искать в направлении методов «результативности» обучения – методов активного воздействия на волю, сознание детей…

Неудачи на пути – «не есть неверность пути…» Путь есть путь… Путь – движение к Сердцу, к Центру, к Солнцу…

Открывать «окна»… Очищать «окна»… Облегчать условия для слабой воли, давая конкретные по исполнению и по срокам задания…

Стремиться к тому, чтобы «вкус» к труду – совершенствованию и вкус к звуку – красоте – открылся…

Не торопить, не спешить с оценками… Ждать… Не я учу – Жизнь учит

Мои мастера (6) очень непохожи на тех, кто шёл со мной пять-десять лет назад. Скорости, ритмы «верхнего» течения жизни делают их менее подвижными (как ни парадоксально), словно находящимися в оцепенении… И верно, в оцепенении (в «цепях») пребывает сознание – внутренние источники огня, действенности… Слишком много извне «направляющих», а точнее, диктующих воль, настолько много, что нет места деятельности воли индивидуальной… Чтобы ученик состоялся при учителе, состояться должен учитель как ученик… То есть явлен должен быть Путь… Видимым, влекущим должно стать само движение, процесс движения, процесс познания, роста…

Поэтому не «результативность» действий, деятельности учащегося должна быть в поле нашего внимания, но Путь – как процесс познания, как творческая преобразующая деятельность… Преобразование жизни… Музыкой…

 

         16.11.01  Сегодня с Сашей и Наташей «обменивались» энергией сердца. «Наташа, «скажи» Саше мысленно со всей нежностью: «Сашенька!!!»»: Какой мощный поток сердечной силы!

Саша тоже сделала попытку. Сердце, не привыкшее открываться и отдавать себя, метнуло белую искорку… и тут же «спряталось»… Молодцы… А теперь то же, но со звуком… Вот здесь… В менуэте Моцарта… Ведь тут, в «Маленькой ночной серенаде» каждая интонация – рекорд сердечного огня, нежности: «Сашенька…» «Наташенька…» Моцарт – солнце… Милосердие… Любовь… Ласка Надземных касаний и сверкание огней неземной Нежности, единящей человека с человеком, человека с небом… человека с планетами неведомыми… человека – с видимыми и невидимыми мало-малейшими проявлениями Жизни… Человека – с Вездесущим… Всё – Огонь, Всё – Нежность, Всё – Мудрая ласковость…

\

 

16.11.01  «Рабочая атмосфера»

Вхожу в класс… Урок первый… Утро… Пространство полно энергии, действия… Огня…

Что ж вы, мои солнышки, словно уставшие жить старички, в таком безжизненном, бездеятельном состоянии свои сердца… являете? («Безумцы!… Пестуйте свои сердца… Мое ж ушло далекою тропою!») Это о нас великий Джордано! Безумно и расточительно ненапрягать сердце – «гасить» искру, с таким трудом добываемую… Поддерживайте! Не спи, дозорный… Внимай! (Вот что значит «внимание»: «не позволять гаснуть огню сердца» - активности…) Внимание есть открытость чаши сознания потокам энергии, мыслей огненных, льющимся непрерывно, окутывающим нас, стучащимся в нас… «Безумцы! Пестуйте…»! Не будем же безумцами! Пусть мгновение каждое будет освящено внутренним бдением, трудом!

Кто хорошо играет на скрипке? Тот, кто мыслит! Кто мыслит непрерывно, кто осознает действия свои, кто ставит цели сознанию непрерывно… Подлинное учение есть труд души – труд внимания и труд искания, вопрошания и бдительного воспринимания…

Живое сердце «окрыляется» «далекою тропою»… живой человек ежемгновенно творит вокруг себя искрами горящего – бдительного сердца очаги нового творчества… Инициируя видимо-невидимую жизнь вокруг…

«Да будет свет!» - говорит «Канон» (XVIII век). Аня и Женя говорят эту фразу словами… Находя все более утверждающие оттенки мысли, то тише, то громче, то ласковее, то настойчивее: «Да будет свет»! И снова… Теперь уже звуками – темой «Канона»… «Да будет…»

Так будет!

 

17.11.01  Учить «распоряжаться» сознанием своим (Психологические основы учения).

Что является основой всякого учения? Какие процессы в сознании? Как научить учиться каждого ребёнка, взрослого? Пришло время осознать необходимость овладеть на практике навыками сосредоточения, сердечного внимания – «доброжелательного слушания», активного действия в правильном направлении… Это не то, что называется навыками целеполагания, планирования и рефлексии… Эти «три» лишь следствия того воспитания культуры сердца, суть которой триединый «поток»:

1) «внимание» доброжелательное

2) бдительное распознавание

3) и готовность к активной созидательной отдаче (строительству).

 

 «К детям»:

I.            Когда вы шли в первый класс, вы думали: Как много узнаю! Почему Солнце восходит и заходит? Почему люди такие разные? Что такое добро и зло? Есть ли жизнь на других планетах? Откуда берётся« музыка? … А вместо ответов на эти вопросы – много-много заданий, упражнений… Отметки… Поощрения, наказания… «Учебный процесс». Что мы – омертвели все? Почему не сделать нам школу – которая служит нам? А не мы – ей?

II.          Взрослые оставляют вам страшное наследство: мир, полный разрушительных событий, войн… Корысти и захвата. Нужно строить свой мир – мир сердечного общения, мир красивой музыки и разумного труда и учения…

Давайте сейчас делать это!

Не будем откладывать! Вперёд!

 

24.11.01  (Представляю своих учеников их одноклассникам перед «Легендой»)

Дорогие друзья! Представляю вам ваших одноклассников и друзей: они – настоящие юные подвижники. Да, да… Мы их учим, иногда (и нередко) ругаем за нерадивость… Но то, что они осуществляют – музыка классическая, музыка, учащая людей думать, мыслить – называется подвижничеством.

Двигать, подвигать, улучшать жизнь. Они – наши сотрудники в деле оздоровления нашей жизни, её звукового пространства. Каждый предмет, каждое знание служит, даётся вам не для того, чтобы получать отметки, дипломы, поступать в вузы, но для того, чтобы с его помощью улучшать себя и жизнь вокруг: нашу с вами жизнь нам и надо строить… Мир полон звуков разрушительных, грубых… От них болеют и глупеют люди… Звук может быть и созидателем, и разрушителем… Об этом – Легенда о Царице Музыке…

 

24.11.01  Сегодня провела урок «тихого звука»… Мои малыши – Аксеневич Яна и Фраса – мгновенно откликнулись… И весь урок говорили и играли тихо-тихо… Я видела, они ощущают тонкие токи тишины, ощущают Благодать… Сразу исполнение стало более точным, звук более чистым, более «благородным»…

 

***

«Технарям» всех специальностей: в мире земном гармония недостижима… Всегда чем-то ради чего-то приходится жертвовать… Вы жертвуете «невидимым» внутренним ради зримого внешнего. Мы же – внешним, привычным ради невидимого, но реально сущего и определяющего в конечном итоге всё внешнее, все вещи и формы.

(«Жизнелюбцам»: вы жертвуете Вечностью ради временного, мы же - …)

Тем труженикам музыкального исполнительского поприща, которые вечно «переигрывают» руки, скажем:

«механизм» ломается, когда не поступает энергия… Когда руками управляет один ум, а сердце закрепощено, молчит, - энергии нет… Источник «питания» - Сердце, рождающее и проводящее Огонь. Оно – единый и реальный Вечный Двигатель…

 

         24.11.01  На уроке: «Врата музыки»

         «Музыка – как двери, как множество дверей… И ты проходишь туда, куда тебе надо» Так сказала Марина (8 лет), когда мы работали над Концертом Вивальди… Я показывала, как восходящее движение в арпеджио главной темы накапливает энергию и утверждает –  созидание нового… Затем снова дыхание – «вдох» за «вдохом» и «набранная» сила – энергия  -  «выдох» - есть новое рождение мысли… И все это ступени единого движения к утверждению единой идеи…

         Концерт А. Вивальди a-moll суть единство, чередование трех основных потоков: Радость, Нежность и Воля – суть три аспекта Единого Потока…

Не ноты и звуки, и даже не отдельные интонации, но мысль и движение энергии должно быть в поле зрения музыканта – исполнителя… И не просто «мое личное» переживание и оттенок личного чувства… Но жизненное, вечное, для всех и всегда важное – в поле внимания музыканта…          

 

***

Марина «взялась» за концерт после того, как работа над ним началась в начале учебного года и была отложена – «застопорилась» (не хватило энтузиазма, усердия)… «Вторая попытка, - сказала я ей… - А сколько бывает, знаешь? Только три. Три чудесное число… Больше трёх попыток не бывает…» - Да, - согласилась Марина и вспомнила сказки, в которых всегда три испытания у «героя», три попытки у стремящегося… И никогда больше…

 

А куда мы, учителя музыки, ведём своих учеников?! Куда нам надо? «Сольфеджио» - это музыка? Нет, это слушание отдельных интервалов, аккордов, ритмов и сведения о них… «Музыкальная литература» - это музыка? Нет. Это выучивание информации о датах биографии композиторов, заучивание неких мелодий, которые «считаются» великими… Может быть музыка – это урок «специальности»? Но здесь само слово о себе говорит… 6-7-летний ребёнок попадает на урок «специальности»… (Дети между собой пользуются иными «терминами»: «я иду на скрипку», «я иду на музыку» (!!))

Чтобы в музыкальной школе появилась эта самая «музыка», надо нам всем очень хотеть её, не оценок, отчётов, побед на конкурсах и т.п. Но именно музыки, живого музицирования. Ведь как просто! Сделаем Музыку центром нашего внимания в школе (Вернём Царице её «трон»)… Это очень просто… Ну посмотрите… Вместо «академических» - открытые концерты, вместо «технических»: «кто быстрее, кто «ловчее»» и добровольно (как во всяком искреннем соревновании) («искра» – правда – «огонь» – так дети объяснили «искренность»). Вместо заучиваний дат – беседы и собеседования о чудесном явлении «гений», о подвиге человека – творца… А интервалы и аккорды – это живое тело живой музыки… Сопереживание, отклик, отзывчивость сердца – вот основная функция музыки… И каждая встреча учителя, ученика и Музыки должна быть «стяжанием» её, Музыки, дара – Благодати… Отзывчивость, живое отношение ребёнка – вот что должно быть предметом устремления нашего, учительского, в отношении учения… Учения МузыкеТак будет!

 

Почему ребёнок рассказывающий о музыке и исполняющий играет лучше, осознаннее? – потому что здесь Музыка служит своей сущностной цели, выполняет свою изначальную функцию – нести мысль… Преступно в обучении фиксировать внимание на руках и пальцах, на движениях и даже на исполнении как таковом… Мысль, переживание, энергия должны быть в поле внимания… Тогда музыка вновь вернёт свою созидательную власть над душами людей…

Тогда (о Господи!) дети, наконец, захотят учиться. Ведь чудо какое – «говорить» звуками, высказывать важное и сокровенное без слов… Верно сказал Мендельсон: «То, что говорит музыка, слишком определённо для того, чтобы можно было высказать это словами».

 

***

Мы все привыкли искать ответы на некие сложные вопросы, не зная ответа на простые… Мотивация, потребности… Почему дети не хотят учиться? Почему взрослые не хотят учиться, трудиться? Надо вернуть предметам, деятельности, делам их основную функцию, надо думать о назначении той вещи, с которой мы работаем. И всё подчинять ей… Физика изучает взаимодействия предметов… Химия – взаимодействия качеств, т.е. энергий. Литература служит «строению» нравственных устоев и воспитанию чувства красоты… Музыкапробуждению сердца, искренности, интуиции. Музыка должна созидать звуками, надо мыслить о воздействии звуками на окружающий мир, жизнь, пространство… людей… Это и должно быть в центре деятельности музыкальной… Учебная ли она или нет…

 

***

Нужно установить энергетический подход к жизни, деятельности… Что есть цель, задача – это фокус энергии… Почему трудно гармонизировать и гуманизировать жизнь в школе? Нет фокуса, нет общей цели… Масса «индивидуальных» энергий не складывается, не суммируется, что укрепило бы и дало дополнительную возможность каждому (каждый понемногу – в общую Чашу, всё накопленное принадлежит всем…) Весь объём – каждому (В области энергий «целое» равно присутствует во всех своих частях…)

Музыка, музыкальное просвещение жизни – вот сегодня задача музыкальной школы. Вокруг этой деятельности и надо строить обучение… И как к огню уставшие и продрогшие путники, потянутся к очагу духовной жизни люди… Тогда радостью будет учение… И реализацией творческого потенциала будет труд преподавателя.

Так будет…

 

25.11.01  «О Скрипичном звуке».

         «Ребенок должен играть «хорошим» звуком.» Кто не слышал этой распространенной фразы педагогов-методистов? Критерии качества звука, как всякие эталоны эстетики, меняются… (Хриплый голос Высоцкого покорил сердца слушателей так же, как прежде bel canto: в нем  могучая, волевая мысль)… Каким звуком играть на скрипке? Ребенку… Звонким, чистым… Конечно, необходимо с первых шагов привлекать и воспитывать внимание и потребность в красивом – чистом, и т.д. … Но главное – во все более красивом… Т.е. потребность в совершенствовании…

Но что же главное? В чем суть «проникаемости» звука в сердце? Разве проникает, заставляет отзываться и трепетать сердца слушающих некое физическое звуковое качество? Нет… Конечно нет… Сердечная вибрация, носителем которой является звук… Вот в ответ чему резонируют струны наших сердец. Сердечная вибрация «музыкального» сердца – т.е. сердца, слышащего в музыке наиболее тонкое, наиболее сокровенное и возвышенное, и переданная слушателям с помощью «усилителя» - физического звука (интонации, мелодии – идеи), – вот суть «катарсиса», приводить к которому призвано искусство и самое тонкое из искусств – музыка…

Как обучать этому? С первых шагов утверждая: музыка – носитель мысли, носитель тонкой и сокровенной энергии – сердечного огня… Играть, выражая это, - значит вызвать в сердце отклик… Но ребенок – существо искреннее, все, что выстраивается в мелодию – несет его искренность, даже усердие - «справиться» с нотами-трудностями – уже мощный накопитель энергии… Мы испытываем радость, отдохновение, когда этот труд «вершится» на сцене… Но не то, когда внимание исполнителя направлено на создание внешней выразительности – на имитацию мысли, чувства… Вот подлинная фальшь. Не неточная звукоинтонация, не «шершавый» звук, - но это подобие переживания, пустая звуковая оболочка, не обогащенная трудом духа – сердца – разума… Вот это страшно и невыносимо в детском исполнении, особенно – для чуткого слушателя… Радость, свобода – незакрепощенность психическая – вот чего должны бы мы «добиваться» как учителя Музыки…  Не совершенство, но стремление к совершенству, не звук определенного качества, но стремление «сказать важное» звуком – вот чего мы должны желать более всего и ради чего временно жертвовать «меньшим»…

 

26.11.01  Чтобы успешно обучать какому-либо предмету, или точнее, чтобы успешно изучать какой-либо предмет, необходимо, во-первых, познать, понять его сущность в отношении к миру, к Жизни, его место в человеческом и «сверхчеловеческом» бытии; его основную функцию. Во-вторых, при изучении необходимо осознавать, к какой форме человеческого познания относится данный предмет (научной ли, религиозной ли, форме искусства…) (Какой вид познавательной деятельности является ведущим при усвоении этого предмета?).

Далее – что самое существенное в предмете, каково то «наименьшее количество основных принципов» (Лобачевский), на которых строится фундамент данной науки, данного мастерства…

В музыке: Музыка есть творческий процесс непосредственной передачи энергии, с целью пробуждения и побуждения мысли в определённом жизненном направлении, с целью очищения и возвышения мысли, т.е. творческий процесс воздействия на сознание…

Слушатель – полноправный участник мыслетворчества. Исполнитель – инициирующий, ведущий в процессе сотрудничества – создания мыслеформ, идей, поток энергий (коими являются «настроения»).

В общем поле жизненной деятельности, жизненного творчества музыка есть творчество звукового жизненного поля, звукового пространства… Что здесь главное для исполнителя: владение инструментом, навыками игры на музыкальном инструменте, и главное – умением порождать и передавать энергию мысли, превращать сердечный огонь в потоки формируемых мыслью энергий…

Т.о. суть исполнительского мастерства есть установление «связи» между сознанием и инструментом, овладение звуко-интонационной материей как языком, обретение её как голоса (вместо голоса – речи) для человека – музыканта («Музыкант – человек, стремящийся стать музыкой» – В.Г. Ражников).

Следовательно, что должно быть главным в обучении исполнителя? Помощь в установлении связи сознание – инструмент. Все основные умения – суть умение «сказать» что хочешь средствами музыки с помощью инструмента… На основе – пробуждения и воспитания живого, искреннего отношения к музыке. К музыке – как носительнице и выразительнице жизненно важных идей, образов, настроений («настроить» психику…) Т.о.:

1)   воспитание отклика на музыку;

2)   воспитание способности слышать мелодии, гармонии… в звуковом потоке – важное, «озаряющее»;

3)   обучение мастерству как способности, умению выразить это жизненно важное «озаряющее» в звуковой материи… (то ли на «готовом» материале – сочинении композитора, то ли в процессе создания собственных произведений).

Следовательно, все предметы в музыкальной школе должны быть направлены на эти цели, и все задачи обучения согласованы с этим главным.

На уроке «скрипки»: не условные критерии качества звука, ритма, интонации, но обретение этих средств как выразителей мысли, сердечной энергии… В поле внимания педагога должно быть переживание ученика и его стремление найти адекватные переживанию средства выражения… Ученик-исполнитель – вот фокус внимания педагога (в отличие от традиционного – внимания и устремления к достижению «качества исполнения»)…

Соответственно говорить о педагогике следует не в категориях «авторитаризма» или «гуманизма», но: репрессивное взаимоотношение (репрессивные методы «вложения» знания - мастерства) и педагогика подлинная – педагогика, основанная на освобождённом творчестве освобождённых (свободных) людей… Сердце звучать может только в свободном состоянии, в свободных от условностей, от поникания и подавления отношениях…

Музыка должна быть центром в музыкальной школе. Свободные занятия музыкой, просвещение музыкой жизни – вот суть жизни музыкальной школы

Так будет.                                                                                                       

 

Попутно: Почему во время начала серьёзной работы начинается внутреннее беспокойство, «прилив» разнообразных желаний, как «необходимость» мелких дел и т.д.

Ответ таков: Сосредоточение, и поток мысли есть мощный поток энергии огненной. Элементальные сущности нашего существа приходят в беспокойство, огонь чистый непереносим для них и как следствие – описанное выше состояние (Поэтому детям трудно начать заниматься).

 

27.11.01  Гуманизм в педагогике.

Это педагогическая позиция, опирающаяся на идею о ведущей роли духовно-нравственного начала воспитуемого. Базируется на вере в безграничные возможности каждого учащегося и на императиве свободной воли учащегося…

Учащийся свободен… свободен не знать, не усердствовать… С этой позицией связана не понукательная и директивная методика, но «зажигающий», «инициирующий» метод и «ожидающий». Мы знаем закон качественного изменения в результате накоплений и знаем, что всякое поступательное движение приведёт к цели. Важно чётко определить цель.

Совесть, потребность в учении, совершенствовании, потребность «делиться» знаниями, потребность в Красоте, потребность в возвышенных и тонких переживаниях – вот качества, которые целенаправленно воспитывает («питает») гуманистическая линия общения учителя с учеником… Именно пробуждённые силы духа должны стать путеводителем каждому учащемуся и внутренним «питанием» его внешних способностей…

Как проявляются? В чём критерий?

Во-первых, в растущей сознательности в учении, в отношении к музыке, к музыкальной деятельности (как следствие – «растворение» проблем, связанных со сценическими комплексами, боязни отметки и оценки).

Во-вторых, в музыкально-исполнительских качествах – особое качество звуко-интонационности, отношение к выразительности, осознание мыслетворения.

В-третьих, в быстром гармоничном развитии комплекса музыкальных данных… (Аксеневич с «нуля» за 2 месяца – чистое пение, интонирование на инструменте, чувство ритма, тембра).

Методы

1)   Грубость должна быть удалена из уроков Музыки…

2)   Искать для каждого (помогать) индивидуальное «приспособление» к инструменту.

Нужно питать, воспитывать сердце каждого ребёнка, побуждать к проявлению искренности и создавать условия для этого. Серьёзное отношение к музыке и к жизни, размышления о человеке, его роли… О возможностях музыки как средства совершенствования человека…

 

27.11.01  Звук – явление трёх, а точнее, 7 Планов Бытия… То, что мы называем звуком в привычном значении – воспринимаемый органами слуха аспект физический. Проводящей средой для волнового явления служит воздух – среда воздушная. Но прежде, чем явится то, что воспринимает наше ухо – уже возникла вибрация психическая и вибрация ментальная… Соответственно, мыслящий, «творящий» звук субъект порождает прежде вибрацию на ментальном и тонком плане. Оба (а вместе – 3) эти плана передают вибрацию, воспринимающуюся соответствующими «принципами» воспринимающего. Итак:  физический, эфирный, тонкий, ментальный… (+ 3 высших) – суть принципы всякого звукового явления… Точнее, звук низкого качества (скрип, и т.п. – «немузыкальный», шумовой) для тонких структур человеческой психики является разрушителем, неприемлемым. Носителем всех «принципов» полностью является звук только когда он становится «эстетическим явлением». Но и здесь действует иерархический принцип… Активным «породителем» звука должны являться духовные, вечные «планы» человеческого существа, также как и активными «приёмниками». Звук порождается сознанием и воспринимается сознанием – целостным сознанием человека. Тогда только звук станет как явление доступен науке, когда станет осознано и изучено семеричное «Пространство» - Планы Бытия и семеричная Сущность Человека.

Воспитывая музыканта, мы должны воспитывать – «питать» все его способности восприятия, и прежде всего – высшую – духовную. Сердце является Породителем и «воспринимателем» сущностной вибрации всякого живого звука. Так же как человек, при активности внешней, физической личности, может быть мёртв – утратить Сущностное…, так же и звук лишь тогда живое творящее явление, когда «обладает» всеми своими «принципами» - когда он – явление целостное. Более ценным с точки зрения духовной является звук в физическом плане менее яркий – «красивый», но «изошедший» из глубин сердца – (Высокая мысль, переживание – определённая вибрация). Т.е. не эстетический критерий должен быть ведущим при воспитании музыкальности, но этический. Категориями этого уровня являются искренность, «огненность» - пламенность (самоотверженная устремлённость)…

 

28.11.01  Все качества – разум, воля, чувства – следует чётко разделять и различать в их двух аспектах – планах – личностном (личном) и сердечно-духовном. Воспитывать следует прежде всего («питание оси») качества тонкие – духовные. Т.е. центры физической личности должны стать «проводниками» духовного влияния – Совести.

«Помнить о значении Сердца как  соединителе Миров» («Сердце», §73).

 

30.11.01  Основы всякой человеческой индивидуальности и Основы Единого Бытия – суть Одно… Лишь движение к Сути, к центру (в решении всех вопросов) даст видение пути, видение задач, перспектив и средств достижения Целей. И сами Цели станут явлением Подлинности, явлением Энергетических «фокусов», явлением «перекрёстков» Сотрудничества… Суть Жизни и Суть Человека – Едины… Созидание Жизни и созидание себя как инструмента жизни суть единый процесс проявления творческой Воли, Духа – Духа, наделённого Правом Выбора и тем самым обретающего Индивидуальность, неповторимость. Неповторимость при Всеобщности, Всеединстве… Чудо эволюции человеческой…

И педагогика будет таким сознательным творчеством человеческих отношений, отдачей, передачей знаний, опыта, поднявшимся на уровень искусства, что вне этой ценности невозможно будет мыслить о прогрессе человеческого сообщества, человеческой цивилизации, культуры…

 

1.12.01  Критерии качества исполнения в обучении детей музыке (и не только) должны быть пересмотрены.

То, ради чего следует жертвовать достижением внешнего качества – сердце. Надо учить руководствоваться сердцем в учении – там слышать указания, надо учить вкладывать в каждое действие энергию сердца, направлять его потоки – слышать (музыканту) – «оттенки» его силы – радости. Уметь находить качество звука, соответствующее этим оттенкам сердечного звучания. В начале обучения т.о. главнейшая цель – вызвать отношение ко всему, что делается. А вызвав, оберегать и лелеять самостоятельное творческое начало… Желание совершенствования и желание творческого воздействия на пространство жизни…

Сознательность ученика растит учитель. А сознательность ученика, в свою очередь, развиваясь, растит и утончает потребности в определённом эстетическом качестве.

Эстетические качества производны – от духовных накоплений… Не наоборот… В противном случае – профанация, сентименты (как изверги-нацисты – любители музыкальной классики). Вне этического – сердечного (мудрого и совестливого) начала нет подлинной эстетики, в том числе эстетики звучания, звукотворчества. (Именно надо бы в исполнительстве говорить не о звукоизвлечении, но о звукотворчестве. И учиться и учить творить звук от сердца (Совести – Мудрости)).

Методы: тишина, тихий звук, тихая речь, собранность, сосредоточение, внимание (не столь важно, на каком материале). Исполнение для слушателей с целью – передать энергию – радость, нежность, силу оптимизма и т.д.

Написать у входа в класс: «Входи, настроившись. Входи, сосредоточив себя, сосредоточив огонь».

 

2.12.01  «Звук и мысль» - лейттема текущего учебного года. Что значит: 1) постижение музыки как языка мысли… 2) углубление знаний о звуке – как явлении 3-х миров – физического, тонкого (эмоционального) и огненного, ментального (мысленного - идейного). 3) Практически: просветительская деятельность, концерты-беседы, эксперименты, научные изыскания…

«Урок тихого звука». Говорим тихо, играем тихо…

 

***

Сегодня следует не столько учить издавать звуки, сколько воздерживаться от звуков, учить тишине, учить торжественности…

 

4.12.01  Каким бы могущественным ни было влияние хорошей музыки на психику и физиологию человека, как бы благодетельно ни действовали научно подобранные ритмы и гармонии (вибрационная музыкальная терапия), ведущим и развивающим началом сознания человека является активность его свободной воли. «Цепочка» актов выбора, актов выявления огня сущности строит сознание, собирает (отбирает) и накапливает огонь – психическую энергию… Потому подлинно развивающим и одухотворяющим методом в обучении и воспитании будет тот, который создаёт условия для выявления отношения ребёнка ко всему, что делается, ко всему, чему его обучают, к жизни…

 

5.12.01  Когда говорилось, что в каждом человеке склонность к добру, совершенствованию заложена, имелось в виду потенциальное огненное начало в сердце каждого живущего… В каждом человеке есть, «бьётся» невидимо эта «тайная» жизнь сердца… В детях – более. И мы говорим: «искренность» или «чистота»… Сквозь «плотную» оболочку мёртвых энергий сознания взрослого «проглядывает» «золото сердца»… Где-то больше (говорим: «сердечный человек»), где-то невидимо совсем (говорим: «жестокий», «жестокосердный»). Но безвозвратно утративших связь с сердцем немного… Задача воспитателя – обращаться и обращаться к сердцу ребёнка, уметь поддержать его робкий свет, укрепить в «искренности» и сделать т.о. его сердце ведущим «маяком» в пути жизненном, и главным учителем в обучении…

Свобода, самостоятельность и побуждение к творческому – ответственному и созидательному отношению к жизни – средства.

 

9.12.01  Мыслить необходимо учить каждого ребёнка. И начинается этот процесс учения, во-первых, с творчества – живого детского любознательного действия, с живого отношения к происходящему. И главным ведущим началом развивающегося мышления будет устремление ума к познанию Тайн Жизни – Смерти – к размышлению о человеческом Бессмертии, о Беспредельности – в Красоте и Совершенствовании – Мирозданьи…

 

***

Антропология – та «карта», которая помогает видеть стратегические задачи воспитания.

Психология – это тактика, это деятельность воспитания, в которой знание индивидуальных особенностей человека, законов психической активности, психических взаимодействий, позволяют вести к цели индивидуально-своеобразным путём каждую личность…

Антропология – это фундаментальные законы «устройства» и развития человеческого существа. В его общечеловеческих перспективах. Она всегда помогает иметь в виду человека будущего, в его эволюционных горизонтах. Психология помогает нам видеть «психе» (душу) человека современного. А кроме того, в область психологии должны обязательно войти знания о психической энергии, закономерностях её действия, взаимодействий, закономерностях её развития…

 

10.12.01  Не о «духовных потребностях», но об активности духовной следует говорить как о целостном, неразложимом на составляющие явлении – явлении духовного начала личности… «Потребности духовные» - не что иное как качества, аспекты психической энергии – результат многовековых накоплений человека. Вопрос педагогики есть вопрос устроения жизни: какой должна быть жизнь, чтобы лучшие накопления духа имели возможность выявиться, окрепнуть, развиваться далее…

 

***

Свободная воля – атрибут жизни духа – функциональный аспект магнита духовного. В результате осуществления свободного выбора человек накапливает энергию определённого качества, т.о. формируя то, что называется «духовными потребностями». Они есть накопления определённого качества психической энергии. Всякая энергия есть магнит. Имея определённое «количество» энергии определённого качества, человек и далее «притягивает» то же. Огонь Пространственный – усилитель чистой энергии, тонкой и «поедающей» для грубой. Поэтому Сказано: «У кого много будет – у того приумножится», «а у кого сало – вовсе отнимется».

 

12.12.01  Легкомыслие и невежество – худшие из пороков. Они – корни всех зол, всех преступлений против Жизни… Но кто может быть назван невежественным, легкомысленным?… Нынешняя «образованность создаёт иллюзию знания, иллюзию «мудрости». Невежество есть нежелание знать Основы Жизни, нежелание «Быть» в согласии с Основами Жизни… Легкомыслие – есть «плавание» по мелководью жизненному, вне стремления к глубинам, далям, просторам Великих Жизненных Потоков, с их героическими радостями, с их опасностями…

Что значит «воспитывать» ребёнка? Воспитывать – значит питать эти глубокие устремления, укреплять героические струны души, поощрять всеми средствами стремление познать суть явлений, их глубинный смысл, связующий всё со всем… Да обретёт свой утраченный трон Философия – Любомудрие. Да перестанет она быть пристанищем суетных словопрений. Но станет тем, чем призвана быть, тем, чем она явилась в мире человеческом – познанием Сути, укреплением жизненных Сил – Огня Духа в человеке, средством избавления от глупости, невежества, легкомыслия – худших из пороков человеческих…

P.S. И всякое обучение, обучение чему бы то ни было, должно быть той необходимой тренировкой ума, чувств, всех душевных сил для главного познания; укреплением для того, чтобы ребёнок имел (дающим) возможность устремить ум и сердце к сути явления, чтобы разгорелось стремление к переживанию всё более тонкой Красоты, всё более крепла воля к действию преобразующему…

 

16.12.01  Всякое воспитание по сути – это процесс пробуждения сердца в человеке… А обучение должно быть таким обращением к воле и сознанию человека, которое бы устремляло их (волю и сознание - разум) к своему подлинному источнику знаний – сердцу…

 

22.12.01  Почему мы с учениками-музыкантами много говорим, пишем, отвечаем на вопросы (издаём газету, которая суть – размышления моих учеников на предложенные мною вопросы)… Это «нить», на которую нанизываются наши «конкретно-инструментальные» задачи… Это способ удерживать сознание на смыслах, на должной высоте, глубине

 

***

Конкретно-инструментальных принципов немного:

1)          высота звука (освоение грифа) и переживание тональности как настроения, духа…

2)          звук как глубина тона и а) соответствующее ощущение струны, каждым см. смычка и б) переживание краски – тембра как выразителя энергии чувства…

3)          штрих – как способ высказывания (технологически: как: способ прикосновения к струне, способ ведения смычка).

 

 

2002 год

 

13.01.02  Что есть усталость при учении,, при чтении, при работе людей… Это результат деятельности – напряжения психики не в потоке сознания – центре сердца, но в потоке «чужого» личного сознания. Читая и конспектируя книгу, человек утомляется: объём информации не соответствует интенсивности действия сознания… «Пульс» мозга не соответствует «пульсу сердца». Одно слово, понятие, положение требует «включения» сознания индивидуального… В противном случае объём информации и количество энергии, необходимое на её «усвоение» больше, чем «выделяемый» сердцем – огонь, точнее: «вбираемый» из Пространства, а также за счёт Общения с Высшими… Мыслить – творить значит – сотрудничать. Сотрудничество же – явление энергетическое… Поток сознания – это поток огня центра сердца…

Воспитывать мышление ребёнка – значит прежде всего помогать живо относиться к происходящему: в действиях, в словах, в явлениях жизни и природы… «Отношение иметь» - значит сотрудничать, значит устанавливать огненный ток… значит.. «не утомляться», вырастать… Не чужие «формулы» усваивать, но своё сердце делать живым и отзывчивым, и мыслящим.

Так будет.

 

***

Моя работа прежде строилась как воспитание – влияние и на учеников, и на родителей, сотрудников. Теперь же необходимо воспитание – выявление отношения. Меньше побуждать к действию, но более – к мышлению, разумению… - отношению.

 

15.01.02  Прошёл рождественский концерт детский. Клавесин – скрипка… Свечи. Много свечей… Иконы и горы… Анна читала стихи и играла… Играла как никогда прежде, сосредоточенно, вдумчиво, серьёзно… Сказались те 2 наши урока, когда мы, отправив дуэт «Маша – Света» самостоятельно заниматься, учились завершать мысль в музыкальной фразе, сосредоточиваясь во время звучания долгих звуков – утверждая сказанное… Тезис, надписанный над исполняемой пьесой «Иди вперёд… Не оглядываясь…» Звук-тембр, который искали вместе, «облекая» эту мысль-идею…

 

16.01.02  Воспитывая музыканта, мы воспитываем философа и поэта – человека, тонко чувствующего прекрасное и мыслящего о прекрасном… Не поверхностный эстет, но глубокий мыслитель… Этот синтез чуткости к Красоте и силы организованной мысли и даёт творческие и исполнительские способности… То, что привычно называется темпераментом (необходимым музыканту-исполнителю) есть огонь альтруистического сердца… - Это способность любить людей и любить Идеал… Способность – стремление отдавать – делиться… Это способность щедрого сердца… Потому о всякой способности к вдохновенной деятельности мы говорим как о проявлении духа в человеке – как об одухотворённости. Воспитание сего качества и есть задача учителя…

 

***

В детском желании играть на сцене могут сочетаться различные мотивы: от того, что «нравится» стоять на сцене, нравится внимание людей, нравится поощрение и до радости человека, ощущающего эту отдачу сердца в музыке, результатом которой – «отепление» сердец слушателей…

(Не забывается мне 2 эпизода из моего детства: нам было по 11-12 лет, мы с концертами выступали в детских садах, школах и различных организациях. Первый случай: я играю Романс Шнейдермана и женщины (мы играли на заводе) некоторые плакали… Я почувствовала силу музыки, её нужность людям. Другой раз мы играли в детском доме… И я видела глаза малышей, когда играла, а потом один из них подошёл ко мне (помню эти огромные глаза) и сказал: «Я тоже хочу играть на скрипке»… Наверно, эти случаи послужили теми накоплениями «смысла», которые в конце концов определили мой профессиональный выбор).

Мы сегодня убеждены, что ученики – подростки (младшие) в большинстве своём способны обретать интерес к музыкальной и вообще всякой учебной деятельности, через переживание нужности этой деятельности людям, т.е. мотив служения может быть инициирующим, реализующим для многих сокрытых качеств и способностей.

 

18.01.02  Когда мы говорим, что обучать музыке – значит учить воплощать мысль в звуковой материи, то понимаем это утверждение как результат многоступенчатого процесса, суть которого в том, что во-первых, утончается восприимчивость сознания учащегося к «содержанию музыки», утончается сфера «духовных потребностей» - потребностей в «пище» возвышенных мыслей, чувств (т.е. более тонких энергий); во-вторых – растёт умение – овладение музыкальным инструментом.

Первая ступень восхождения к музыке преодолевается тогда, когда ребёнок обрёл устойчивый интерес к занятиям музыкой, занятиям на инструменте.

Успешность одоления этой ступени зависит от того, насколько точно учитель сумеет определить и укрепить соответствующими средствами ведущий мотив учения, или ведущую потребность. У малыша это может быть: желание осваивать новое (как в любом предметном действии), у ребёнка с высокой степенью развития музыкальности – потребность в звуковом творчестве… у другого – желание и радость учиться и т.п. Важно – очищение мотива, укрепление его духовной составляющей.

Вторая ступень пройдена тогда, когда ученик ощутил, осознал радость общения людей посредством музыки, радость дарить людям энергию – отдавать лучшие силы с помощью музыки, вызывать в них лучшие переживания. Зависит от того, насколько учитель сумеет организовать музыкальную деятельность учащегося, избрать близкий ему «путь» на сцену (ансамбли, соло, …) (Важно не допустить подмены мотива (учебного и деятельно-альтруистического) меркантильным, поверхностно-эгоистическим).

Первая и вторая ступени могут менять очерёдность в зависимости от того, какие качества более развиты в учащемся: аспекты музыкальной восприимчивости или трудолюбия и деятельности (познавательные потребности)…

Укреплять ведущий, развивая вокруг основного «стержня» сферу музыкальных потребностей: в звуке, гармонии, музыкальном творчестве…

Третья ступень: «музыкантская»: художественное, гармоничное состояние сознания творца – чуткого к каждой звукоинтонации: когда каждое звукосочетание являет интонацию – «говорит» - «взывает», вызывает сопереживание, требует осмысления и выражения – передачи с помощью инструмента…

У детей ярко музыкально одарённых эта ступень является и первой. Большинство же восходят к музыке – мыслетворчеству постепенно, укрепляя как качества внешней музыкальности (высотный слух, ритм, музыкально-эстетический вкус…), так и внутренней – потребность в красоте переживания и потребность в творческой деятельности.

Т.е. путь индивидуально-неповторимый. Важно открыть это «ведущее начало индивидуального интереса и укреплять наиболее глубокие его корни – духовный аспект

 

23.01.02  Как сегодня учить детей музыке…? Детей, которые, уставшие после своих «лицейско-гимназических» «экзерсисов», едва «доползают», согнувшись под тяжестью ранца и «забот» о грядущих контрольных, до дому… Они хотят отдыхать тогда, когда мы (тоже ведь учителя!) полны энтузиазма «вложить» в них «свою» порцию знаний и умений – по «своему» предмету… Музыка может быть учением – отдыхом, т.е. учением – восстановлением сил… Силы восстанавливаются притоком вдохновения – сердечного огня… Тонкости внутреннего мира и открывающаяся красота музыкальных творений открывают источники сил для подростка… А для младшего школьника таким «восстановителем» становится возможность свободного творчества… Для музыкально развитых – свободное музицирование, для менее музыкальных – исследование «природы», возможностей одного из самых удивительных «предметов» - Скрипки! А дошкольникам надо просто рассказывать Легенды, Сказки о чудесах музыки, о красоте музыки!

 

 

К оглавлению                              На главную страницу



Hosted by uCoz