А.В. Василевский
«Три религии»
"В мире
существует множество религий, мировоззрений, существует также атеизм и
материализм", – так думают многие. Но на самом деле в мире существуют только
три вида религии, и КАЖДЫЙ из живущих исповедует одну из них – осознаёт он это,
или нет. И вы, читающий, принадлежите одной из них.
Эти три религии – Религия Духа, религия Буквы и
религия денег.
Принадлежащие Религии Духа могут при этом относить себя
к христианам, мусульманам, буддистам, индуистам, последователям Льва Толстого
или Гегеля… – всех их объединяет одно: ведущим началом в их жизни является Дух.
Даже если они не в состоянии сформулировать и пересказать это теоретически. Дух
для них – не интеллектуальная абстракция, не нечто смутно чувствуемое – основа
для примитивного поклонения, и уж тем более не эфемерный туман, на краткий
период земной жизни появляющийся над "болотом" грубой материи –
физического тела.
Дух для них – это более или менее ясно чувствуемая,
переживаемая ими энергия, ведущая, толкающая, побуждающая их – к активной
духовной деятельности.
Не к участию в заседаниях и обрядах, не к изложению
"научным языком" того, что известно всем, и не к крашению яиц и
отсчитыванию заклинаний на чётках.
Но ведущая к состраданию и готовности всякий час
поступиться "своим кровным" (энергией, временем, выгодами) ради
страдающих людей и адски мучающегося человечества.
Ведущая к способности и ПОТРЕБНОСТИ прикасаться к
тончайшим энергиям подлинно великого Искусства – доносящего до этих зрячих душ
образы Великой, Надземной Красоты, Образы, существующие в духовном пространстве
(это не символ, не аллегория!), Образы, нуждающиеся в воплощении их на земле.
Ведущая к жажде познания Истины этого Мира – не в
соответствии с косными методологиями и догматами, но к жажде безусловного,
устремлённого познания, не скованного ничем искусственно нагромождённым, ведомого
и постоянно проверяемого единственно возможным критерием истинности – духовным
чувством, Гласом Безмолвным – голосом Духа, знающего Истину.
И вдохновляетесь ли вы Евангелием, Бхагават-гитой,
Праджняпарамита-сутрой или "Парменидом" Платона – Дух един, и "дышит где хочет". Дух – божество Мироздания,
сходящее на престол каждого горящего сердца.
И даже среди считающих себя материалистами и атеистами
встречаются люди, приближающиеся к Религии Духа. Это те, для которых
нравственный закон (тот самый, которым восхищался Кант) стоит выше соблюдения
личных выгод и внешних приличий, которые любят Знание само по себе, без чинов,
званий и славы, те, кто вдохновляются до сияния всеми Огнями Духа великим
Искусством, и способны сами творить явления Красоты, зажигающие Огни
человеческих центров.
Но осознание духовной движущей энергии, голоса духа
приведёт их на высоты Религии Духа – к подлинно богоподобному состоянию.
Такая религия не только не требует, но даже исключает
посредников. И духовный учитель здесь – только помощник в собственном пути
самого человека – к духу в его собственном сердце – отражению Духа всего Мироздания.
Религия буквы рождается, когда в сердце угасает, или
не может пробиться, священное пламя. Если для человека обряд, формула
поведения, соблюдение свода внешних правил стали важнее, чем сущность дела,
которому он пытается служить, – буква восторжествовала, та "буква, которая убивает". (Но Религия Духа – не
вседозволенность, и утверждение "цель оправдывает средства" – ложно
по существу своему. "Средства определяются целью" – вот верное слово.
Великие, высокие цели исключают подлые средства.)
Многие "конфессии", обзывающие друг друга
"сектами" и "извращёнными направлениями",
обросли обрядностью, и способны проклясть (т.е. фактически совершить обряд,
направленный на "бесконтактное" умерщвление тела и "окончательное погубление души", как
они это понимают) даже не за то, что ты не так называешь Бога, не теми словами
молишься и не так совершаешь обряды, но за то, что ты не принадлежишь к их
религиозной организации, не признаёшь, что Бог говорит с тобой их
устами и не считаешь всех остальных одержимыми дьяволом и пропащими душами.
Во многих других сферах, например, в науке, этой
"религии нашего времени", происходит тот же процесс: духовный импульс
познания – прозрения в сущность вещей сменяется (со смертью его носителей)
тлеющим периодом "разработки" полученных идей "в горизонтальной
плоскости" (когда жрецы науки, постепенно обрастая закостеневающими
представлениями, ещё производят с грехом пополам некоторое практическое
приложение остаточных отражений – отражений в их сознании – чужих великих идей),
а затем рождаются организации, самодовлеющие энергетические конгломераты,
знаменующие переход к стадии окончательной духовной смерти – к религии денег.
Организация сама по себе не есть что-то плохое. Но
хороша она лишь в том случае, когда её составляют и ведут люди горящие – огнём
мудрого энтузиазма, огнём стремления к Красоте и Истине, огнём сострадания к
людям и любви к Высшему. Если огня священного в организации нет, она либо
разрушится* под тяжестью нежизнеспособных
установлений и правил, коренной безыдейности и угасания подлинного творчества
(и никакие мертворождённые "мероприятия" не спасут), либо укрепится
под действием чёрного пламени своекорыстия и страха. Такая организация похожа
на живое существо: постепенно проявляется главная её цель – быть живой, сохранить
свою жизнь. Эта цель становится главной и священной (ведь организация начинает
отождествлять себя (!) с идеалами, ради которых создавалась). Немного времени
пройдёт, и нет уже для неё преступлений перед Истиной, Красотой и Добром, они
несущественны, а существенно только преступление перед организацией, которой ты
помешал укрепиться, которую ты ослабил; правда при этом твоё преступление
назовут именно преступлением перед Истиной, Красотой и Добром. Тогда и другие
организации будут не братьями – спутниками в Великом Пути (развитыми более или
менее тебя, но, несмотря на это, нужными и ценными), но "пищевыми
конкурентами", с которыми в лучшем случае поддерживают "вооружённый
нейтралитет", или, не ослабляя напряжённого подозрительного внимания,
вступают во временный сговор для удушения остальных.
Служитель религии Буквы (неважно, в церкви или в
науке) смотрит не на сущность, а на форму; для него важно не что
сказано и зачем сказано, а кем сказано и как сказано. Авторитетом
для него является обладатель наград и званий, научной, церковной или
административной должности, известности и "успешности" в глазах
множеств – такой получит максимум внимания и почтения к высказываниям. Мысль
же, даже великая, даже насущно необходимая для "служителя Буквы",
воспринята не будет, если её принёс "неизвестно кто", "просто
человек", без чинов и званий, да ещё и "не из нашей общности".
Человек – служитель религии Буквы постепенно "смещается" к
логическому своему финалу – к религии денег.
______________________________________________
* - Впрочем, известны примеры, когда
мертвенные организации ухитрялись очень продолжительное время существовать –
"киснуть", удовлетворяя мучимых чуть пробивающейся из-под пепла
совестью участников своих. Если же есть возможность, сторонники тьмы – активные
служители религии денег в той или иной форме, – стараются использовать таких
людей и организации в своих целях (что сделать в общем-то несложно – из-за
отсутствия у этих "тёплых" и "беленьких" своего импульса
движения).
Религия денег – самая массовая религия нашей планеты
на сегодняшний день.
Это, безусловно, религия. Даже человек, нимало не
интересующийся тем, как устроен мир и человек, для чего и,
следовательно, как надо жить, не верящий ни в дух собственный (при сердце
молчащем, или горящем чёрным огнём), ни в Дух Мировой (а значит, инстинктивно
отрицающий живую сущность нравственности), – даже такой человек поклоняется
Достатку и его носителям, имеет свои идеалы, которым служит и которые мечтает
воплотить, молится о приобретениях и даже совершает обряды привлечения удачи.
Эта религия имеет свою "святую" единосущную
троицу: деньги, слава и власть. Это –
основа жизнеспособности "людей денег" и "организаций
денег". Так что слово "деньги" здесь – условное, заменяемое на
слова "власть" и "слава".
Сколько религиозных, научных и прочих деятелей
"служат Маммоне" – ищут возможности воплотить в себе, в своей жизни
одно, два или сразу три "лика" этой "троицы"! И при этом не
затруднятся произнести красивые и высокие слова, и процитировать мудрые и
священные Книги, скрывая под этим своекорыстные цели.
Здесь есть и материалистические атеисты, и
последователи разных религий и учений. Здесь есть даже те, кто сами до конца не
осознают своекорыстность собственных мотивов, и "искренне" уверяют
весь мир и даже себя в том, что они стараются служить Истине, Добру и Красоте.
Невозможно не зная о духовном мире (понимая его как абстракцию, или как смутное
"нечто"), не имея духовных потребностей избежать служения религии
денег.
Пришло время "Религии
Духа чистого" («Зов», §43 –
2.07.1921).
Люди денег и люди буквы, встречаясь с ней, "отвратят голову тупо" («Зов», §424 – 24.03.1923), или "встретят
стрелою" агрессивности и инстинктивной вражды её идеи и их носителей.
Но люди Духа почувствуют сердцем, где Свет – где
чистый Огонь Истины, Любви и Красоты.