М.В. Гореликова

 

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

 

Вступление

 

Когда-нибудь все накопленные человечеством знания – о природе, о человеке должны будут обрести цельность, обрести характер, структуру Единого Целого – Единого Знания, в котором едины «Знать» и «Быть», в котором каждое желание «что» и «как» ведомо зримой ясностью: зачем, для чего, ради какой Великой цели? Всякое знание и всякое мастерство – будут открытием не просто новой ступени возможностей, возможностей творчества, но открыванием иных горизонтов внутри человеческой природы, внутри тех тонких возможностей разума и сердца, которые пока, увы, заменяются механическими навыками жизни. Не только воспитание, но и обучение – есть самое сокровенное воздействие человека на человека. Ни владение мастерством деятельности, ни мастерством передачи его – не дают нам, педагогам, того подлинного права творческого воздействия на человека, на котором построен весь педагогический процесс – чему бы ни обучали ребёнка.

Необходимо постоянное, не прерываемое ничем углубление в познание – прочувствование самой сути каждого мгновения жизни – вглубь, вверх, к тем глубинам жизни, где царствует Нетленность, где царствует Мысль… Никакое внешнее действие не освобождает нас от необходимости поступенно и напряжённо стремиться к Причастности… Причастности, которая одна лишь даёт право обучать, воспитывать – Причастность Подлинному Бытию, Причастность Созидательному Творчеству.

Я учитель Музыки… Каждое явление моей жизни, каждая задача, каждый взгляд ученика, каждый урок пусть будет единым связным процессом приближения к Бытию, к Жизни. От мертвенности – к подлинному Бытию…

Это процесс постоянного наблюдения и мышления… Мы более привыкли наши знания и открытия облекать в «законченные формы»: в системы, в концепции… Дневник – это отражение внутреннего процесса – мыследеятельности как он есть: линия нарастаний и ослаблений напряжений, с своими кульминациями и постоянным возвращением тем, вариаций, которые суть спиральное нарастание «смысла» и обретение, «присоединение» всё новых оттенков – одеяний единой идеи…

Дневник учителя Музыки… Цели мастерства и музыкального развития, поиск и осмысление путей духовного развития человека и конкретное музыкальное произведение с  «проблемами» в его «освоении»… «Калейдоскоп» «объектов внимания» на нити единой цели – приблизить жизнь, и жизнь в Музыке к Реальности, к Красоте, к Бессмертию…

Учитель в школе – это тот человек, который помогает сознанию ребёнка пробудиться для восприятия истинного Учителя – Учителя внутри существа.

В сущности все знания и навыки – только средства для достижения этой цели. И только тогда, когда я научусь ни на мгновение не забывать Эб этом, я стану учителем…

Учитель музыки – это посредник между миром возвышенной красоты, выраженной в звуках, и сердцем ребёнка.

…Каждая учебная неделя начинается с особого «трепета» - особого волнующего чувства, словно другие дети войдут завтра в класс, уже не те, что были 2 дня назад, и я – иной человек – «не вчерашний», - приду с ними в общение. Ведь и верно: иные… иной… Каждый день – иной мир, иной человек. Какая масса переживаний, «солнечных» и «лунных», сколько звёздных, космических касаний за сутки… Какие изменения в сознании растущей личности… Какой акцент мысли поставить? Как объяснить несказуемое величие всякого подлинного явления музыки, искусства? Какими словами, как не проглядеть те мгновения, когда Сущность – Вечное выходит в ребёнке «на поверхность», эти мгновения Воли, Свободы, без которых нет живого, нет жизни… Именно они, эти «искры» (искренность) – те золотые россыпи, собрать которые – работа учителя. Подлинно педагогический, воспитательный труд… Собрать в ладонь и протянуть «воспитуемому»: «На, смотри, то твои (твои!) сокровища. Храни, береги, преумножай… и… разгляди подобное в других… людях, музыке, в великих творениях искусства, явлениях жизни…» Подлинная задача учителя – открыть ребёнку его самого – помочь открыть, увидеть в себе Человеческое – Божественное, Вечное – источник счастья, уверенности в своих силах, источник познания и творчества. Как? – В каждое мгновение всматриваясь в «Вечность» и «выманивая» «Человека»… В заискрившихся глазах… в отозвавшемся сердце, в «заострившейся» мысли… Мысль… Не просто предметы, явления, теоремы, ноты, звуки… Но внимание к процессу мысли в себе, радость мышления, радость творчества – вот «драгоценный сад» учителя… Подлинные плоды обучения – есть плоды сознания, искры сознательности, наполняющие Чашу Амриты – Чашу Бессмертия!

Кто такой учитель прежде всего? Какое качество является преимущественно учительским, неповторимо учительским?

- Учитель есть носитель сердечной энергии, «передатчик» сердечной, солнечной энергии… Человек, делающий своё сердце – «станцией» передачи Энергии Сердца… Этим огнём – Единой Энергией – он «инициирует» «познавательные» возможности учеников, которые суть также – наличие энергии определённого качества, определённой степени «тонкости».

Ф. Бэкон писал о двух способах обучения: «направляющем» и «инициирующем». Собственно учительским дарованием является эта способность «инициирующего» метода обучения

А куда мы, учителя музыки, ведём своих учеников?! Куда нам надо? «Сольфеджио» - это музыка? Нет, это слушание отдельных интервалов, аккордов, ритмов и сведения о них… «Музыкальная литература» - это музыка? Нет. Это выучивание информации о датах биографии композиторов, заучивание неких мелодий, которые «считаются» великими… Может быть музыка – это урок «специальности»? Но здесь само слово о себе говорит… 6-7-летний ребёнок попадает на урок «специальности»!… (Дети между собой пользуются иными «терминами»: «я иду на скрипку», «я иду на музыку» (!!))

Чтобы в музыкальной школе появилась эта самая «музыка», надо нам всем очень хотеть её, музыки, а не оценок, отчётов, побед на конкурсах и т.п. Но именно музыки, живого музицирования. Ведь как просто! Сделаем Музыку центром нашего внимания в школе (Вернём Царице её «трон»)… Это очень просто… Ну посмотрите… Вместо «академических» - открытые концерты, вместо «технических»: «кто быстрее, кто «ловчее»» и добровольно (как во всяком искреннем соревновании) («искра» – правда – «огонь» – так дети объяснили «искренность»). Вместо заучиваний дат – беседы и собеседования о чудесном явлении «гений», о подвиге человека – творца… А интервалы и аккорды – это живое тело живой музыки… Сопереживание, отклик, отзывчивость сердца – вот основная функция музыки… И каждая встреча учителя, ученика и Музыки должна быть «стяжанием» её, Музыки, дара – Благодати… Отзывчивость, живое отношение ребёнка – вот что должно быть предметом устремления нашего, учительского, в отношении учения… Учения МузыкеТак будет!

 

К оглавлению                              На главную страницу

 

 



Hosted by uCoz