М.В. Гореликова
ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ
МУЗЫКИ
Вступление
Когда-нибудь все накопленные человечеством знания – о
природе, о человеке должны будут обрести цельность, обрести характер, структуру
Единого Целого – Единого Знания, в котором едины «Знать» и «Быть», в котором
каждое желание «что» и «как» ведомо зримой ясностью: зачем, для чего, ради
какой Великой цели? Всякое знание и всякое мастерство – будут открытием не
просто новой ступени возможностей, возможностей творчества, но открыванием иных
горизонтов внутри человеческой природы, внутри тех тонких возможностей разума и
сердца, которые пока, увы, заменяются механическими навыками жизни. Не только
воспитание, но и обучение – есть самое сокровенное воздействие человека на
человека. Ни владение мастерством деятельности, ни мастерством передачи его –
не дают нам, педагогам, того подлинного права творческого воздействия на
человека, на котором построен весь педагогический процесс – чему бы ни обучали
ребёнка.
Необходимо постоянное, не прерываемое ничем
углубление в познание – прочувствование самой сути каждого мгновения жизни –
вглубь, вверх, к тем глубинам жизни, где царствует Нетленность, где царствует
Мысль… Никакое внешнее действие не освобождает нас от необходимости поступенно
и напряжённо стремиться к Причастности… Причастности, которая одна лишь даёт
право обучать, воспитывать – Причастность Подлинному Бытию, Причастность
Созидательному Творчеству.
Я учитель Музыки… Каждое явление моей жизни,
каждая задача, каждый взгляд ученика, каждый урок пусть будет единым связным
процессом приближения к Бытию, к Жизни. От мертвенности – к подлинному Бытию…
Это процесс постоянного наблюдения и
мышления… Мы более привыкли наши знания и открытия облекать в «законченные
формы»: в системы, в концепции… Дневник – это отражение внутреннего процесса –
мыследеятельности как он есть: линия нарастаний и ослаблений напряжений, с
своими кульминациями и постоянным возвращением тем, вариаций, которые суть
спиральное нарастание «смысла» и обретение, «присоединение» всё новых оттенков
– одеяний единой идеи…
Дневник учителя Музыки… Цели мастерства и
музыкального развития, поиск и осмысление путей духовного развития человека и
конкретное музыкальное произведение с
«проблемами» в его «освоении»… «Калейдоскоп» «объектов внимания» на нити
единой цели – приблизить жизнь, и жизнь в Музыке к Реальности, к Красоте, к
Бессмертию…
…
Учитель в школе – это тот человек, который
помогает сознанию ребёнка пробудиться для восприятия истинного Учителя –
Учителя внутри существа.
В сущности все знания и навыки – только
средства для достижения этой цели. И только тогда, когда я научусь ни на
мгновение не забывать Эб этом, я стану учителем…
Учитель музыки – это посредник между миром
возвышенной красоты, выраженной в звуках, и сердцем ребёнка.
…
…Каждая учебная неделя начинается с особого
«трепета» - особого волнующего чувства, словно другие дети войдут завтра в
класс, уже не те, что были 2 дня назад, и я – иной человек – «не вчерашний», -
приду с ними в общение. Ведь и верно: иные… иной… Каждый день – иной мир, иной
человек. Какая масса переживаний, «солнечных» и «лунных», сколько звёздных,
космических касаний за сутки… Какие изменения в сознании растущей личности…
Какой акцент мысли поставить? Как объяснить несказуемое величие всякого
подлинного явления музыки, искусства? Какими словами, как не проглядеть те
мгновения, когда Сущность – Вечное выходит в ребёнке «на поверхность», эти
мгновения Воли, Свободы, без которых нет живого, нет жизни… Именно они, эти
«искры» (искренность) – те золотые россыпи, собрать которые – работа учителя.
Подлинно педагогический, воспитательный труд… Собрать в ладонь и протянуть
«воспитуемому»: «На, смотри, то твои (твои!) сокровища. Храни, береги,
преумножай… и… разгляди подобное в других… людях, музыке, в великих творениях
искусства, явлениях жизни…» Подлинная задача учителя – открыть ребёнку его
самого – помочь открыть, увидеть в себе Человеческое – Божественное, Вечное –
источник счастья, уверенности в своих силах, источник познания и творчества.
Как? – В каждое мгновение всматриваясь в «Вечность» и «выманивая» «Человека»… В
заискрившихся глазах… в отозвавшемся сердце, в «заострившейся» мысли… Мысль… Не
просто предметы, явления, теоремы, ноты, звуки… Но внимание к процессу мысли в
себе, радость мышления, радость творчества – вот «драгоценный сад» учителя…
Подлинные плоды обучения – есть плоды сознания, искры сознательности,
наполняющие Чашу Амриты – Чашу Бессмертия!
…
Кто такой учитель прежде всего? Какое качество является преимущественно
учительским, неповторимо учительским?
- Учитель есть носитель
сердечной энергии, «передатчик» сердечной, солнечной энергии… Человек,
делающий своё сердце – «станцией» передачи Энергии Сердца… Этим огнём – Единой
Энергией – он «инициирует» «познавательные» возможности учеников, которые суть также – наличие энергии
определённого качества, определённой степени «тонкости».
Ф. Бэкон писал о двух способах обучения: «направляющем» и
«инициирующем». Собственно учительским дарованием является эта способность «инициирующего» метода обучения…
…
А куда мы, учителя
музыки, ведём своих учеников?! Куда нам надо?
«Сольфеджио» - это музыка? Нет, это слушание отдельных интервалов, аккордов,
ритмов и сведения о них… «Музыкальная литература» - это музыка? Нет. Это
выучивание информации о датах биографии композиторов, заучивание неких мелодий,
которые «считаются» великими… Может быть музыка – это урок «специальности»? Но
здесь само слово о себе говорит… 6-7-летний ребёнок попадает на урок
«специальности»!… (Дети между собой пользуются иными «терминами»: «я иду на скрипку», «я иду на музыку» (!!))
Чтобы в музыкальной школе появилась эта самая «музыка», надо
нам всем очень хотеть её, музыки, а не оценок, отчётов, побед на конкурсах и
т.п. Но именно музыки, живого музицирования. Ведь как просто! Сделаем Музыку
центром нашего внимания в школе (Вернём Царице её «трон»)… Это очень просто… Ну
посмотрите… Вместо «академических» - открытые концерты, вместо «технических»:
«кто быстрее, кто «ловчее»» и добровольно
(как во всяком искреннем соревновании) («искра» – правда – «огонь» – так дети
объяснили «искренность»). Вместо заучиваний дат – беседы и собеседования о
чудесном явлении «гений», о подвиге человека – творца… А интервалы и аккорды –
это живое тело живой музыки… Сопереживание, отклик, отзывчивость сердца – вот
основная функция музыки… И каждая встреча учителя, ученика и Музыки должна быть
«стяжанием» её, Музыки, дара – Благодати… Отзывчивость, живое отношение ребёнка
– вот что должно быть предметом устремления нашего, учительского, в отношении
учения… Учения Музыке… Так будет!
К
оглавлению
На главную страницу