Познание безграничное
· Книги как
мимолетные мысли людей, надо избирать их. Собирая в лесу ягоды, берут только
превосходные.
· В будущих школах
России пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь.
· Нужно знать
прежде, чем мочь.
· Нужно мочь
прежде, чем являть.
· Являть можно то,
что оправдано духом.
· Чистыми мыслями
победите.
· Понимание – в
сердце.
· Новые избранные мысль выразят кратко и ясно.
· Разбудите
искания. Пусть уявляют свои догадки. Пусть в полной индивидуальности накопляют
опыт.
Воображение – открытое окно к Прекрасному
«Никакая
работа не может быть возвышена без воображения. Обратите внимание на хорошее
слово – «воображение». Оно не вымысел, не уловка лукавая, но нахождение высших
образов, реализация высоких понятий. Воображение всегда реально и правдиво.
Невозможно представить, где живет эта правда, но она существует» (Н. 491)
· Нужно ясно
договориться о значении воображения. Особенно это необходимо в век
переустройства мира и переоценки ценностей. Нужно пересмотреть условное
значение многих понятий, иначе люди будут блуждать среди призраков.
· Люди думают, что
воображение есть некое состояние, уводящее от действительности, между тем,
развитое воображение позволяет шире рассмотреть действительность. Не забудем,
что воображение есть накопление опытов из прошлых жизней. Не может быть миража
при опытном изучении.
· Широко
образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него
уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. Напрасно
называют мечтателями людей, одаренных воображением. Мечта ума просвещенного будет реальным провидением.
· Нужно очень
различать виды воображения.
· Нелегко бороться
с воображением злым, ибо оно бывает очень ярым. Помочь можно лишь направлением
такого лица к Прекрасному. Только таким образом можно победить злое
воображение, но нелегко это и требует немало времени.
· Приближение к
Прекрасному разлагает лед зла. Пусть творцы Прекрасного помнят, какое значение
являют их творения. «Считаю, что Прекрасное
есть щит от зла ».
· Неразвитое
воображение весьма вредит усовершенствованию. Люди понимают под воображением
нечто ложное, но, на самом деле, правильно развитое воображение служит
расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления.
· Известна
ценность чистого воображения, около него живут воодушевление, восхищение и
прочие пособники восхождения. Нужно особенно подчеркнуть чистоту воображения,
иначе преступники подумают, что их воображение ценно.
· Невежды
полагают, что воображение образуется само и не требует воспитания, – большое
заблуждение (!), ибо все качества нуждаются в воспитании. Нужно напитать
воображение самыми лучшими примерами героев самоотвержения. Сама Природа дает
прекрасные примеры разнообразных достижений, потому так называемые естественные
науки должны быть преподаны заботливо. Нужно показать лучшие стороны
человечества. Пусть дети поймут, что им открыты великие пути, и в таком
совершенствовании они спросят о Надземном Мире.
· Люди часто
пресекают свои возможности. Они ограничивают свои мысли. Например, они
полагают, что в пространстве мысли и слова исчезают, – заблуждение (!), ибо все
трансмутируется, но ничто не исчезает. Для развития воображения необходимо
признать такое вездесущее. (Н. 742)
· Хорошо, если
человек может прекрасно воображать, но если он будет порождать безобразия, то
неисчислимый вред получится. Потому нужно прекрасно мыслить. Природа дает к
тому отличные образы, но если кто-то не умеет созерцать природу, пусть он
углубится в художественные произведения, в них творцы выразили синтез своих
наблюдений.
· Умейте также
сосредоточиться на лучших произведениях, иначе вы натолкнетесь на безобразие,
да еще синтетическое! (Н. 602)
· Правильное
развитие воображения спасет от страха.
· Житейские
мудрецы скажут вам обратное, по их мнению, воображение есть иллюзия и должно
быть изгоняемо по закону рассудка. Но правильнее жить не законом рассудка, но
законом разума. Древний Нус [Nous] позволял
признавать Надземный Мир. (Н. 521)
· Воображение
порождается впечатлениями действительности. Когда человек исполнится
наблюдательности и подвижности, он соберет в «чашу» сокровища жизни, которые
преобразят его будущее существование.
· Не забудем, что
под воображением могут пониматься и другие явления. Человек может отображать и
действительность Тонкого Мира, которая встает перед ним в это мгновение. Люди
менее всего допускают это. Они забывают о нескончаемом разнообразии Тонкого
Мира. Он постоянно влияет на человека, и впечатлительные организмы могут
воспринимать по своему развитию многое, творимое в надземных сферах.
«Воображение
недостаточно развито в людях. Они не могут вообразить причины и следствия.
Самые прекрасные возможности люди не умеют представить себе. Не учили людей
воображению и вдохновению. Осмеивали лучшие устремления и убеждали не мыслить.
Но неумеющие мыслить не могут воображать. Утеря воображения есть отступничество
от радости» (Бр. 609)
Утверждать искусство мечты
Мост
в будущее – мечта. Мечта помогает направить сознание в будущее. Мечта освободит
от обыденности и поможет утвердиться в Необычном. Мечта легкокрыла, но надо развить
искусство мечтания. Ибо мечта должна быть прекрасна и созидательна. Мечта не
должна быть себялюбива. Мечтание должно быть дерзанием к Миру Высшему –
Необычному и Прекрасному.
· Каждая мечта
когда-то претворится в действительность.
· Нужно иметь большой
запас таких дерзаний. Внутреннее мужество может дерзать, и этому надо учиться
не только для Надземного Мира, но и для Земли… (Н. 607)
· Мечта не должна
служить самости. Она не должна способствовать безобразию и жестокости.
· Пусть мечта
творит лучшее будущее человечества. Пусть она создает героические образы. Пусть
она проникает в высшие, Надземные Области. Пусть она служит к познанию Высших
Существ, – только такое качество будет плодоносным. Оно не только утвердит
сознание творца, но и создаст драгоценную вибрацию на пользу общую.
«Так каждый
мыслящий может приобщиться к мировому творчеству. Даже малый сотрудник может
создать радужный мост к Миру Надземному».
· Мыслитель просил
учеников быть мечтателями. Так зарождаются образы государства и общего счастья
– оно живет в мечтах. (Н. 207)
· Пусть мечта
будет прекрасной. «Мыслитель утверждал: «Творите в сердце и наполняйте Мир
прекрасными созвучиями»» (Н. 827). «…Лучше всего начните мечтать о самых
прекрасных предметах. Умейте мечтать, ярко переживая созданные образы.
· Только мечты
разовьют воображение. Куда же пойдем без воображения? Как претворим самые
прекрасные наблюдения без воображения? Можем ли мы сохранить в земной жизни
искры сияния надземного, если не привыкнем запечатлевать образы? Поистине, устремление
к Высшему поможет воображению.
· Ничто не
остается без движения. И воображение должно расти, иначе оно может потухнуть, и
кто знает, когда удастся опять возжечь его? Философ должен обладать сильным
воображением. Также и художник без воображения не может творить. Мечта
зарождается в дни детства, помогите зачаткам мышления».
· Люди
недостаточно понимают явление творчества психического. «Люди скажут: «Нам не
дано сделаться творцами», – но в то же время они сами, не замечая, прекрасно
творят психически, и такое творчество необходимо для продвижения в Надземном
Мире, потому утверждали Мы искусство мечты. Оно способствует преуспеянию в
высших областях».
· Мечтание должно
преобразоваться в дисциплинированное мышление. (Н.В. 189)
Знание есть искусство
Учение
утверждает, что познавательность – особое качество индивидуальности, сущность
которой – накопление духовных энергий, накопление огненности. И не интеллект,
но дух и сердце участвуют в познании. Утончённая психическая энергия – орган
познания. Поэтому Знание – явление Синтетическое, цельное, несущее Красоту.
«…Разграничиваем
знание и науку, ибо знание есть искусство,
наука есть методика» (Иер. 359).
Для познания
должно развивать в себе огненность, ибо только «стихия огня напрягает искусство
и духотворчество» (Иер. 359).
«Ростом духа человечеству всё доступно, ибо только внутренние огни
могут дать нужную мощь восприятия» (Иер. 359).
Понять разницу явлений внутренних и
внешних
«Говорим: он
знает жизнь, — если кто умеет понять разницу явлений внутренних и внешних»
(Иер. 308).
· «Очень часто
люди бывают встревожены более громом, нежели молнией. Также при событиях люди
больше озабочены отзвуком, нежели сущностью» (Иер. 362). «Люди любят судить по
грому, но не по молнии» (Иер. 364).
· Можно при школах
учредить классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто можно
заметить, как малыш лучше взрослого поймёт скрытую сущность случившегося.
«Лишь по внутреннему ощущению подойдём к справедливой оценке» (Иер. 308).
Понять знание не формально
· Необходимо
принять познание во всём многообразии, не отделяя познание внешнее от
внутреннего, физическое от психического. Ибо «физическое явление можно всегда
объяснить психическим фактором, но психическое явление способом физическим
невозможно подтвердить» (Иер. 366).
«Когда
изъяли из науки все психические факторы, то, конечно, получилось резкое
разграничение на ограниченное и неограниченное» (Иер. 366).
· «Надо понять
познание трёх сфер, иначе будем двигаться лишь по поверхности» (Иер. 386).
· «Скорей нужно
привыкать к необходимости движения в познании внутреннем» (Иер. 386).
Показать детям наполненность пространства
«Можно иногда в
школах показать детям на сильных микроскопах наполненность пространства. Они
должны приучаться к воздействию психической энергии. Взгляд развитого человека
действует на сущности, даже под стеклом микроскопа малые сущности начинают
беспокоиться и ощущать токи глаз» (М.О.II, 365).
· Огненный путь
нуждается в представлении наполнения пространства.
Познание Надземного необходимо
«При самых
замечательных открытиях можно наблюдать, насколько ум исследователя
превращается в синтетическое обобщение. Такие часы справедливо называются
вдохновением, при этом отпадают нагромождения сведений, и стрела стремится к
цели. Особенно такой синтез обозначается при мышлении о Надземном, потому будем
всегда готовы полететь мыслью к самому главному; оно является целью земного
существования.
Научимся понимать, что превыше всех наук есть познание Надземного.
Мыслитель
говорил: «Учитесь отбрасывать все, что препятствует познанию Надземного»» (Н.
747)
«[Необходимо]
во всем реально научное мышление. Даже самое возвышенное вдохновение должно
быть укреплено наблюдением научным. Не нужно думать, что такой подход может
что-либо умалить. Не нужно забывать, что многие прекрасные идеи распадаются от
беспочвенного разумения. Такую необоснованную веру следует заменить светом
познания.
Даже в лучших
верованиях служители их пытались сделаться учеными, чтобы тем легче найти
основание для утверждения. Но не забудем, что познавание должно быть свободно
от предрассудков. Немало ученых, которые представляют из себя ханжей, только
подрывая прекрасную свободу науки. Надземное должно дать широкую возможность
для научных наблюдений» (Н. 532)
«Туда,
в Надземное, пусть увлекает истинное знание» (Н. 568)
Наука новая
«Воображение
есть открытое окно к Прекрасному, которое усовершенствует жизнь. Когда же,
наконец, наука двинет человечество к здравому суждению, тогда можно поставить
знание на новое основание» (Н. 469).
· Осознать явление психической энергии и огня.
«…Можно
указать учёным, что книги, лишённые
духа, психической энергии и огня космического, не могут дать ту науку, которую
нужно дать человечеству» (Иер. 366).
· Осознать преемственность
Знания.
«…Разграничение
того, что существует тысячелетия, от того, что создалось столетиями, явило те
заблуждения, которые так ускорили карму планеты» (Иер. 366).
«Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком» (Общ. 10).