ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ
МУЗЫКИ
ТЕТРАДЬ
№2
3.02.02
Что более
ценно? («Что важнее?»)
Наташа на уроке исполнила «Лебедя». Затем мы
сели у окна, и я стала говорить о том, какие оттенки восхищения мне слышатся в
восходящих фразах… Пики гор и «Лебедь» на озере, которого не увидеть глазом
«обычным»… Лебедь – Космический… или «лебедь – волшебный», являющийся как
вестник Невидимой и Непостижимой Красоты – Правды, которую не постичь, не
увидеть человеку на земле без особых усилий души и духа, сердца и разума… Снова
стали играть… Вдруг Наташа остановилась: «Мне надо записать… Мысль пришла».
-
О чём, Наташа?
-
Надо предложить на
встрече в «Орфее» поразмыслить: какая мысль [идея] пришла К. Сен-Сансу, которая
вызвала это произведение? Что он хотел сказать?
Наташа стала записывать в блокнот… Я думаю о том, что
важнее: не упустить сейчас только-только «забрезжившие» возможности, новые
исполнительские находки или же подкрепить эту открывающуюся для ученицы-умницы
возможность научиться размышлять с помощью музыки, «под музыку», открыть музыку
как средство стимуляции мыслительной деятельности и, наконец, ценить
«приходящие мысли», учиться реализовывать «понятое» - «пришедшее»…
И что более всего и
прежде всего ценить в музыке должен человек?
Красоту? Возможность «вкушать» эту звуковую «амриту»? Да, это важно, и невозможно без сердечного
отклика на красоту, без этого «Ах, как чудесно…!», «как захватывает дух!» -
продвигаться путём искусства, путём музыки. Но и этот восторг красоты в своё
время тоже должно осознать как средство… Средство укрепления активности духа в
нас, выражающейся как стремление направлять мысль: проникать мыслью сквозь
привычное и ведомое к несказуемому – неведомому… Активности, выражающейся также
как труд самоочищения… - ума, сердца, «исправления» воли…
Активности духа, выражающейся как стремление
сотворить с Мыслью Пространственной: помыслю о том, что сейчас наиболее важно
для Земли, для человечества: о путях развития человеческого сознания, о путях и
методах воспитания способностей мысленного творчества…
И эти потенциальности
духа: познавать, совершенствовать жизнь,
совершать приношение Высшему (молитва) и следует прежде всего взращивать в
ученике-музыканте. Музыка в его руках – могучее средство воздействия на жизнь:
на жизненное пространство, на сознание людей. Потому в основу этой деятельности
должно быть «положено» твёрдое основание – Реальные, сущностные Энергии Духа,
реализованные личностью. Питаемы целенаправленно должны быть стремления в звуках нести людям «весть»
Мира Высшего, пробуждать в «массах» лучшее – духовное начало…
Так будет.
8.02.02
…Одной из главнейших
«особенностей» педагогического восприятия ребёнка (наряду с любовью к детям, с
верой в безграничные возможности каждого) должно быть «принятие» их
многоликости, многообразности (т.к. «неоформленность»
- главное качество детства). Отсюда и невозможность «усмотреть» результаты
педагогического воздействия, видеть реализацию даже «тактических» усилий…
«Гений» вчера, сегодня он (ребёнок) вдруг проявляет подлинное отсутствие
«разумения» простейшего… То, что вчера его увлекало и создавало впечатление
«горения», о том сегодня он уже забыл…
Необходимо учителю искры лучших проявлений
ребёнка (он сам их оценить не может)
– укрепить вниманием к ним и поощрением,
напоминанием… Психологический климат же зависит от этой способности учителя
принимать всякое проявление – как должное, всякий
результат – как должный… Нужное делать и «результативности» не желать…
Воспитание младшего школьника – это процесс, результаты которого будет пожинать
взрослая личность (этого ребёнка). И, возможно, то, что сегодня – «фон»,
«побочное», там, в будущем, выступит как
главное…
10.02.02
Наблюдение
на уроке, ещё раз подтверждающее, что истина всегда находит «отклик» в детском сердце,
всегда «чующем» правду, даже если полное значение сказанного не
осознаётся.
По поводу того, чем «жертвовать» сказала Наташе: вот
человек… Учёный или писатель и художник – в потоке вдохновения творящий в своём
кабинете… Сосредоточен. Забыл обо всём… Близкие «обижаются»: ты нас не
замечаешь, ну выйди, посиди вместе с нами, «выйди к чаю»… и т.п. И не видят, не
чувствуют они: как свет – огонь распространяется вокруг. Как сила вдохновения –
белый огонь, невидимо озаряя пространство… (нет преград для огня - света) несёт
им – силу здоровья, силу бессмертия…
Можно подарить близкому очень многое, но что
дороже силы огня – энергии бессмертия?
Глаза Наташи загорелись, засветились радостью! Ребёнок
«откликнулся» на зов Реальности, зов Правды…
Другое: какое высказывание из высказываний
великих о музыке (около 10 примеров) тебе больше нравится?
Наташа избрала: «Музыка – идейный мир, в ней ценно как то, что звучит, так и то,
что образуется вокруг звучания: лучи мысли,
причиной которых она является» (Б.В. Асафьев «Музыка и ты» - М., 1984).
Саша выбрала: «Музыка предназначена для
духовного совершенствования человека. И в этом её миссия» (Г.В. Свиридов (там
же)).
13.02.02
«Посвящение»
первоклассников
««Должен ли музыкант»: быть добрым?»
Дети ответили: Должен…
***
Анна на уроке:
-
Мы с девочками на
кружке беседовали о том, что такое
искусство… А как вы думаете?
-
Это огонь, низведение
огня…
-
Да… А можно я это
запишу? (в последнее время замечаю, что Анна очень внимательна к моим словам,
присматривается… Многое запоминает и сознательно «берет»).
***
Дети (13 лет) не могут привести примеров
состояния торжественности.
Маша: 1) это когда человек взошел на гору
(путает с восторгом), 2) человек, который может что-то необычное (путает с
гордостью за достижение) – ученик на большой сцене (Нужно ближе: подъем
душевный, готовность…)
Аня ближе подошла: Когда мы с родителями были в Прибалтике, я
видела однажды необычное состояние: море и небо – серое, могучее… Я как бы
«оторвалась» от земли. (!)
Вот в чем проблема исполнения музыки в ее
лучших образцах – надо знать эти состояния
«отрыва от земли»!…
Как заниматься с этими хорошими, но лишенными
воспитания (питания этим возвышенно… неземным) детьми?
Они мало умеют, не слишком стремятся
совершенствовать свое мастерство…
Но как же лишить их («до каких пор» - какого
«уровня мастерства») возможности прикосновения к возвышенному строю мыслей
лучшей музыки? Нет.
Значит, урок
музыки – это и беседа о музыке, и слушание, и совместное размышление «о важном»
(«где же в нашей жизни торжественность?») И, конечно, одновременно «искать»,
как сказать, каким образом «произнести», чтобы было подобающе торжественности.
Работаем над «Бурре» Генделя (для 2-х
скрипок).
***
Проблема внимания: «неискушённый» слух не «замечает» фальшивых,
некачественных звучаний.
Надо привлечь внимание к одной интонации.
Вычленить её из контекста, «расслышать» её мысль – её «оттенок» «радости»
и найти соответствующее «произношение»…
***
Аня: Я увидела сейчас: что играешь произведение – это как бы
«наполняешь» ноты своим чувством, своей мыслью… - Как будто оживляем неживое…
- Не совсем. Скорее это «расшифровка» мысли
автора, «оживление» значков – нот, превращение «пометок» (нота - мета) в живое
звучание человеческой (или «сверхчеловеческой») мысли и чувства…
***
Необходимо «доводить»
до сознания детей как можно раньше, что
такое «качество» звука-тембра, качество «штриха», «качество интонации» -
с позиций выражения смысла музыки. Тогда «выразительность» найдёт прочные основания
в сознании и перестанет быть «внешней» - как натянутая с чужого плеча одёжка.
***
Аня (13 лет): «Когда я играю импровизацию одна дома, я
вдумываюсь, я стараюсь выразить что-то определенного произведение композитора и
так…»
Выше она же сказала, что видит пьесу как нечто
вначале неживое, что следует сделать живым… Значит, проблема в первоначальном
«прочтении» технологическом. И когда
первая решена на элементарном уровне, можно сразу же «входить» в общение с
душой музыки, с ее идеей – строем мыслей… С «мысленным телом» музыки. Конечно,
на практике оба процесса неразрывны.
***
«Что звучит» (Диалог на уроке с Анной)
Объясняю, что когда мы приводим в состояние колебания струну
(без корпуса), она звучит очень тихо, а то, что мы слышим – это звук, усиленный
резонатором – корпусом скрипки (Кстати, таким же резонатором является
«атмосфера» концертного зала, аура воспринимающего человека…) То есть резонатор
– скрипка – во много раз усиливает звук… Почему нельзя играть в плохом
настроении, в «подневольном» состоянии…? Потому, что скрипка усиливает не
только физическую «составляющую» звука, но и «психическую», усиленные наши
«серые» мысли станут разрушительной силой в пространстве.
Аня: Но ведь когда я играю в печальном состоянии, печальную
музыку, я же не разрушитель? Я так делаю, когда мне грустно.
-
Ты играешь от сердца и
музыка «лечит» и твою печаль, и печаль других – невидимо, незаметно
распространяясь в пространстве…
-
А когда еще звук может быть разрушителем?
-
Думай… Лучшие из
музыкантов задавались вопросом об ответственности за порождаемые звучанием
состояния (мысли, настроения)…
Вдумаемся: «настроение». Музыка вызывает
определенное «настроение», т.е. «настраивает» человека, как инструмент, на то
или иное звучание, на те или иные восприятия… Настроим на… печаль… и магнит
создавшегося «настроения» стал притягивать из пространства подобное… Каково
будет?…
16.02.02 На вопрос: какой концерт (сборный или однородный)
предпочли бы, и Аня, и Женя, и Марина, и Наташа
ответили: однородный.
Наташа: кроме музыки можно стихи (Рериха).
Марина: Надо, чтобы сосредоточиться, иначе
слушатели «уйдут ни с чем» (!)
***
Кружок: Наташа и Саша 2,5 часа беседовали: о «Неоконченной
симфонии» Гайдна («для чего он это сделал»). Наташа дала для размышления
кружковцам около 10 вопросов по Гайдну.
А потом вдвоём (в опустевшей школе) – о путях
эволюции вселенной: «Если Плутон – самая далёкая планета от Солнца, почему
состоит из тяжёлых элементов?»
«Что будет с человечеством, когда погаснет
Солнце?»
«Почему всех Великих, когда они несли правду
в науке, в знании, не понимали, и жизнь их была такая тяжёлая»…
Наташа: «Я в школе должна отвечать то, что в
учебнике написано».
Я: «Скажи, что наука развивается, и ты тоже
намерена развивать знание, увеличивать…»
Наташа: «Тогда скажут, что я наглая» (!)
(Эти дети уже сейчас, в 10-11 лет отвечают
перед лицом своей совести: говорить так, как истинно, или как «велят» - «по
учебнику»).
Урок
Удивительная Фраса (5,5 лет): загораются глазки, когда показываю виртуозные возможности
скрипки..
-
«Сыграйте так
быстро-быстро»…
Играю гамму-пассаж.
Фраса хлопает в ладоши, смеется, и вдруг, вслушиваясь: «Там
вверху такой красивый-красивый звук был!»
Играю медленно, «дохожу» до а3, она: «вот,
вот он» и, приблизив головку к скрипке (ушком) слушает, на лице – благостная
улыбка…
Радуется, когда я показываю, как может «прыгать» смычок,
играть аккорды и двойные ноты. Долго играть мне не дает: «Дайте, дайте, я
сама!» Ищет созвучия (двойные ноты), радостно «взбирается» вверх к подставке…
Ей нравится играть на I
(ми). Но вдруг замечает: «а что же мы не играем на «соль-струне», она же
обидится!»
Я показала девочкам, как
надо слушать «последний звук» в пьесе, чтобы он «улетал» в самый конец
зала и растворялся в тишине… Играют, вдруг Яна: «А последний звук! Мы же не
послушали»… И Фраса, с трудом «пропев» «На зеленом лугу» (смычок не слушается
пока) трогательно, внимательно, бережно ведет и бережно снимает, замерев со
смычком над струной – «последний звук»…
***
Поняла сегодня: тому, кто откликается на «исполнительское –
инструментальное», следует (Фраса) открывать горизонты, не добиваться
доскональности и давать сразу много. Тому же, кто увлекается мелодией,
показывать, как и что можно усовершенствовать, «сделать лучше» (Яна). Причём,
надо давать тем более ограниченные и точные «задания», чем менее ребёнок
увлечён самим инструментом, чтобы не культивировать ученическую
«расхлябанность» (безответственность). Увлечённости же надо давать «зелёный
свет», это «выше» формального уровня, иной уровень осознанности. Её
(увлечённость) надо только питать, открывая всё большие возможности. «Развивать
ведущий компонент одарённости» (М. Берлянчик). Если ребёнок слышит тембры, -
внимание – на улучшение качества звучания, если двигательно одарён – на
движение, образ движения, детализацию. Большинство же следует вести – через
радость мелодии – слышания и воспроизведения (+ обязательное сочинение -
импровизацию), след. – качество звучания. Следующий этап – «наполнение собой»
мелодии. Здесь можно говорить об «оттенках» - не
ранее (!!) Следующий уровень – идея произведения. Основная мысль.
(Концерт Зейтца g-moll I ч.: «Каждый человек должен совершить
подвиг» (Наташа) Вивальди a-moll I ч.: Лилия распускается ночью… На неё
упал лунный луч… (Марина о побочной партии)) В целом же: «Красота мира».
Аня и Маша сейчас «осваивают» торжественность (Менуэты Гайдна…) «Ищут»: где в жизни нашей
примеры торжественности… Рассказала им о Гайдне – человеке чести и друге
Моцарта. Обещала прочитать «пример» торжественного состояния (из книги К. Антаровой
«Две Жизни»: когда слушали И.)
5-классников (11-13 лет) надо учить «отвечать» за каждый извлеченный звук –
наполнять его определенным мыслью – смыслом. Ни одного звука – без смысла! Каждый интервал – «слово» в
музыкальном тексте.
Итак, главное: звук –
носитель мысли, сочетание звуков - есть
интонация. Тогда предложение – мысль. Не «музыкальная мысль», но мысль,
выраженная, воплощенная в звуках… Мысль – единое явление огня, как и где бы ни
проявлялась, ни выражалась. Разучивать музыкальное произведение – значит
«распознавать», «расшифровывать» его идею, заложенные в «значках» мысли и
озвучивать их.
Марина: «Музыкант должен быть добрым человеком, иначе он не поймет
и не сможет играть музыку Моцарта…»
Наташа: «Грубый человек усиливает себя грубыми звучаниями, а тонкий,
добрый – тонкими…»
***
Вести ученика надо к совершенству, вводя на
следующую ступень понимания:
1.
мысли в музыке
2.
способов
совершенствования мастерства.
Второе следует показывать: 1) что слушать (качество (тембра)
звучания, качество произношения…); 2) как работать (элементами). Это: учить требовательно вслушиваться в своё
исполнение; 3) Дать «ощущение рук» и связи «веса и свободы» со звучанием…
(Т.е. звукоизвлечение, звукосоединение, окраска звука,
способ произношения и интонирование мелодии). В
теории: высотность (тонкость), длительность (шаги), ритм – метр (дыхание,
пульс).
Тембр: «тепло сердца в звуке».
Так нужно и можно обойтись без формальной техники. Всё обретаемое – для выражения «Важных
и ценных» мыслей.
17.02.02 Надо учить
каждого ребёнка, чему ни обучали мы:
1.
мыслить устремлённо (совершенствование),
мыслить самоотверженно (едино),
мыслить Красиво – Красотою
(радость возвышенной Красоты).
(культура мысли).
2.
трудиться: т.е. нести ответственность за прожитую минуту…
(культура действия)
3.
сотрудничать . беречь время и силы других: беречь «рабочую атмосферу»
(Культура совместного труда) культура
сотрудничества.
Открыть мир невидимый в музыке: это открыть радость тонких
переживаний и возвышенных мыслей (мы в лучшей музыке соприкасаемся с теми
энергиями, которые в жизни большинства людей мало востребованы
(торжественность, подвиг, восторг от возвышенной красоты, мысль о
беспредельности - молитва)).
Пробудить внимание к этим огням не сложно, сложно не
разрушать одной рукой то, что строит другая:
т.е. ценности обучения должны быть утверждены иерархично:
1.
Красота и глубина
мысли
2.
совершенство
технического исполнения.
Техника – как «умение» (с малышами в большей степени);
Техника – как «речь» - (технический и художественный
аспекты) – там где позволяет уровень музыкальности…
1.Красота мастерства, радость
«умений»
2.1. Красота мелодии
– берущая начало в восприятии младшего учащегося.
2.2. Красота мысли и
переживания – ведущее начало в
восприятии старшего.
Урок музыки несёт два
этих начала (от возраста и развития учащегося зависит степень одного и
другого).
Необходимо быть последовательными и правильно ставить перед
ребёнком задачи: на уроке выделять главные аспекты.
Перед сценическим выступлением оценивать исходя из
поставленных задач…
***
Детям перед академическим
концертом:
Академический концерт
несёт в себе два аспекта «оценки»: 1) мысль – «расшифрованная» (Прекрасная)
– ведь мы играем только произведения, содержащие в себе самые возвышенные
переживания и мысли. (разум - сердце). 2) «умения» - мастерство (руки).
Т.е. упражняется сердце–разум –
душа, и упражняются руки…
Соревнование помогает нам поднять качество труда нашего
музыкального, если мы разумеем себе для чего: глубже понимать и тоньше
передавать возвышенную суть лучшей музыки.
***
Детям перед I туром Конкурса:
Это прослушивание. Отборочное. К конкурсам отношение
неоднозначное. Многие великие музыканты отрицательно отзывались о конкурсах:
Рубинштейн, Нейгауз, считая, что с возвышенными целями музицирования как
передачи духовной энергии несовместимо ничто прагматическое (баллы, места)… Но
как временное средство - подтолкнуть себя к совершенствованию, поучиться у
других – можно воспользоваться этой формой…
Если мы стоим на позиции, которая обозначена древним
утверждением смысла совершенствования «Главное – стать не лучше
других, а лучше себя вчерашнего», то конкурс принесёт нам пользу… Будем служить
тому, чтобы просветлялось пространство нашими звуками и нашими мыслями!
17.02.02 Музыка может служить совершенствованию, т.е. быть целенаправленным совершенствованием: раскрытием
дарований, способностей ребёнка через возможности:
1)
творчества,
2)
мышления
(организованного благодаря звуковому потоку – при хорошем произведении),
3)
устремления к Красоте,
открытие Красоты.
Но необходима
сознательность – целеустремлённость со стороны преподавателя… (сегодня этот
процесс несознателен…)
Малыша учить (Открыть
волшебный мир Красоты): 1. слушать – петь – радоваться; 2.
Творить свободно - радостно; 3.
Совершенствоваться в умениях – радоваться.
Старшего (открыть
чудесный и чистый мир труда – созидания мыслью): 1. мыслить –
постигать – осознавать (радоваться); 2. мыслить – дарить мудрость –
красоту; 3. сотрудничать…
Результат психического действия, действия мощного –
мысленного – радоваться.
Индивидуально: один «раскрывается»
через возможности творчества, другой – через мышление, третий – через Красоту.
***
Основа «технологическая»
- основа мастерства:
I. 1. Звуковысотность, ритм (слышание мелодии);
2. Связь
живая с инструментом, «сживание»; скрипка – как дополнительный орган – орган
«речи».
II. Внутренняя основа
этого – осознанность действий и устремление
к Красоте, гармоничности (во всех проявлениях, как внешних, так и
внутренних).
А также – Свобода (внешняя и внутренняя).
***
В каждом конкретном случае определяем цели для данного
ребёнка:
Аня (5,5 лет), одарённая: «умения», качество звучания.
Яна (7 лет): сознательная цель – выполнение «задания».
Фраса (6 лет), одарённая: исследование – открытие, новые
возможности
Марина (9 лет): служение музыкой и умение работать на
инструменте.
Антон (8 лет): радость «порождения» мелодий, звуков –
успешность усилий.
Анна (13 лет): интонация как выражение мысли (качества
звучания, штриха – как средства).
Маша (13 лет): сосредоточение на задаче (технологической).
Наташа (11 лет), одарённая музыкально: воздействие музыкой
на окружающее и открытие внутреннего мира с помощью музыки… - Образы – познание
(Космос – в музыке Баха и Моцарта).
Таня (8 лет, подготовительная группа): музицирование
свободное – свобода, отдых (сама акцентирует).
***
Дети, если прислушиваться и присматриваться, сами говорят
о том, что ценно для них в музыке и музыкальной деятельности! Из этого
исходить и за этим следовать, развивая и расширяя, т.о. помогая
(расширением) «создавать» им самим новые ценности для себя.
18.02.02 Е.И. Рерих («У порога
Нового Мира», стр. 159):
«Всё утро думала об огненных устремлениях, о
Красоте Беспредельности, дух мой ликовал и захотелось создать симфонию
призывов, назвав её «Зовы пространства».»
Именно «симфонией призывов» должно быть творчество
музыканта. Каждая интонация исполняемого произведения должна быть «зовом»,
призывом определённого аспекта Огня… И тогда
музыка, музыкальное искусство станет средством зажигания духа человека,
средством зажигания огней… Огонь подвига, огонь нежности, огонь
жертвенной радости… Так должен мыслить музыкант, вызывая осознанно те или
иные энергии.
***
Е.И. Рерих Страницы
дневника («У порога Нового Мира», стр. 175):
««Образование разных энергий соответствует мышлению
человека». Самые тонкие энергии у духа, утверждающего красоту,
явят формы соответственные. Тонкие
энергии проявляются, отражая сущность, рождающую форму. Закон Космический
отвечает напряжению духа и стремится к осознанию тонких сущностей. Космический
закон отражает явления всего мира форм. Ясное понятие утверждает ясное
творчество».
Можно, важно объяснить даже детям, как прекрасно
наполняющее всё безмерное Космическое пространство движение – полёт великих
мыслей – тонких, прекрасных, бескорыстных – только такие обладают жизненностью
в космическом пространстве. Лучшее творчество у того, кто насыщает пространство
– восторгом, любовью, «сердечной музыкой».
***
Наташе,
играющей «Лебедя»
(Сен-Санс):
Музыкант,
исполняющий такое произведение, должен принести
слушающим лучшие дары своего сердца (а слушают музыку не только живущие
сейчас на земле, но и в Мире Надземном)… Самые тонкие, самые сокровенные струны
надо привести в звучание…
Мы видим прекрасное, дивное виденье… Лебедь? Да, но Лебедь
Неземной. Затаив дыханье, всматриваемся мы в это чудное творение – посетившее
нас из Далей Космических… Прозрачное бирюзовое озеро… Сверкающая белизна
снежных вершин… Это Птица Счастья – Вестник Миров Далеких – людям… Весть об их
новых возможностях… Мы смотрим с восторгом, надеждой, замерев… Вдруг улетит,
покинет нас Птица, исчезнет дивное виденье… Но нет… Наша молитва услышана… Это
ответ нам, это весть… Захватывает дух… мы увидим Миры Дальние… Радость!
Счастье! Самозабвенный восторг! … Но вот… Чудная Птица взглянула на нас…Свет,
луч Света из очей Ее! Мгновенье! … И мы забыв обо всем уносимся мыслью в
межзвездные просторы. Земля под нами утопает в синеве… Вновь золотистого цвета
аура ее…!! Спасибо, Небо! Лети, Птица Счастья! Лети, Вестник, неси Огонь,
соединяя Миры… Нет теперь расстояний, нет пространств… Врата открыты… Эти Врата
– Сердце!
***
«Итальянская песенка», Чайковский…
Это полет… Это полет во сне… Вокруг нежность, тепло, люди,
чьи сердца излучают ласку… Ласка окутывает тебя, обогревает… И уже твое сердце
передает нежность другим – людям… Наполненное силой, огнем, оно отдает людям
силу, вселяя энергию… И рассыпаются искры голубого огня… Все утопает в
нежности…
***
Музыка лучшая и ценна тем, что несёт возможность неземных
переживаний – тех чувств, настроений, которые люди ещё пока не имеют на земле
или имеют очень мало.
***
«Стремительный бег» (Тесаков)
Это стучится в
сердца человеков зов… : проснись,
пробудись… Земля нуждается в тебе. Земля в опасности. Очистим землю… Пусть
вновь золотой станет аура ее…
Этюд Берио D-dur
Радуемся! Победа Света суждена Земле… Ликуйте, люди…
Преисполнитесь бодростью духа, силой
духа. Доблестью и счастьем устремления к борьбе и победе…
Концерт g-moll, I часть, Зейтц
Вставайте, братья! Земля наша задыхается в фальши, грубости,
невежестве… Зловещие эманации исходят от нее, отравляя Космос! Не всегда была
она такая. Золотистая аура окружала некогда планету голубую. Но зловещие силы
поработили планету и омертвили сознания людей, сковали их силы. Заставили их
верить, что за силой злобной победа… Что жить нужно пресмыкаясь, ища выгоду,
власть, деньги…
Встанем, стряхнем с лица земли нечисть. Пусть правда засияет
над землей… Вот глаза Ангела смотрят на нас сверху… Ну же, люди…! Возрадуемся…
Прочь тьма! Прочь нечисть, фальшь! Трусость, предательство, прочь! Победа! Счастье!
Радость! Земля – достойная «сестра» своих Космических Братьев и Сестер – Звезд
дальних…
Анне: Глинка. Простодушие
Люди, возьмите дар моего сердца: это «жемчужина» -
искренность… Она очистит ваше зрение… Смотрите, потоки Солнечного Света не выбирают,
на кого: каждому всю любовь, все тепло… Будем и мы – как Солнце!
Настоящее простодушие – это
щедрость искреннего сердца.
Й. Гайдн «Менуэт» C-dur
Лучи Светил дарят Земле, людям энергию для мощных, красивых
дел… Середина (трио) – а вы видели танцующие звезды.
19.02.02 Воспитывающее обучение всегда обращается к сердцу конкретного человека, и к его
самосознанию… Это суть воспитания «мотивации», «интереса», «потребностей» и пр.
Двуаспектное воздействие:
сотрудничество с актуализированными энергиями духа и инициация, побуждение –
потенциального – огня…
Пример: Маша: актуальное – общественная деятельность
(активность, концерты)… Необходимо развитие сосредоточения (на этом мотиве),
умения работать, вдумываться.
Мотив – это направленный свободной волей поток энергии –
устремления. Важно не пресекать, но привлекать внимание, утончая и расширяя…
Вмещением новых энергий растёт сознание, развивается устремление – «мотивация».
Вдохновляя красотой и «изумительностью», инициируем –
пробуждаем в сердце новые токи…
Т.о. 1) Интерес, мотивированная деятельность – основа
развития новых качеств; питая интерес – поток, развиваем мышление,
внимательность, сосредоточение, умение трудиться. Так укрепляются
«потребности».
2) Увлекая Красотой, вызываем новые качества – ещё неведомые
самим в себе ребёнку…
Таков двуединый процесс воспитания духовности – «духовных
потребностей» - устремлений духа.
***
В скрипичном музыкальном исполнительстве есть понятие фальши звуковысотной, но нет понятия фальши
эмоционально-ментальной. Скрипка
должна стать органом речи скрипача… Каждый звук, интонация должна быть
сотворена на выражении определённой энергии – мысли. Максимальной
сознательности – осознания каждого звука дóлжно требовать… Учить с
первых уроков:
1. играть как поёшь
(начальная ступень);
2. «говорить» скрипкой,
выражая мысль.
***
1.
Внимание на
эстетическое – на внешнее качество звука, тембра, чистота звучания.
2.
Содержание – мысль.
Нейгауз называл это «рыть туннель с двух сторон», с двух
концов одновременно.
Настоящая проблема в том, что мы не умеем научить
пользоваться умениями. При минимуме усилий инструмент может быть «органом речи»
музыканта. К 10 годам каждый ребёнок уже может осознавать: «что я говорю
скрипкой», «что «мы» (с композитором) говорим людям», или «что Жизнь (Бог) говорит людям этой музыкой…»
Что важное, что ценное, что такое, чего ещё нет или мало на земле, в чувствах
людей…
Человеку предназначено соединить
Миры, и сделает он это мыслью сердца. И прежде осуществится это через
искусство – музыку.
Каждое музыкальное произведение (классическое) в своей идее
– это манифестация звучания определённого центра сердца.
Надо спросить ребёнка: «что здесь:
В воспитании потребностей через музыку есть главное –
внимание к этой сущностной – идейной стороне исполняемого произведения. Звучание сердца – искренность… Исполнитель
сам воспитывает себя целенаправленно, «вызывая» звучания сердца – его
определённых струн. Это есть посылание
определённых энергий, определённых
лучей.
Луч нежности,
Луч подвига,
Луч верности.
«Пошлём огненную победу».
Исполнитель играет т.о. на струнах своего сердца.
Зейтц: Концерт g-moll: главная партия:
луч мужества,
луч устремления,
луч подвига
…
Побочная
партия: луч нежности
Свет дóлжно увеличивать музыкой.
Старая педагогика добивается качеств внешнего человека.
Новая педагогика ищет пути пробуждения духа и т.о. выводит
каждого на индивидуальный Путь – Свободы и самовоспитания.
Воспитание духовных потребностей – это и есть процесс пробуждения духа человека… Укрепления его воли в добре и истине…
20.02.02 Все «проблемы» с учениками в том, что мы, взрослые, не
отдаём себе отчёта в том, что способен осознать ученик в системе музыка –
мысль и музыка – умения, мастерство…
Ребёнок 6 лет: понимает задачу: играть связно, не запинаясь, быть
«приятно звучащим».
8 лет: должен уметь «собрать» внимание и улучшить
какое-то умение, элемент техники, элемент качества («плавно» у колодочки).
10 лет:
целостный охват музыкальной мысли – идеи, «удерживать» текст в уме…
12 лет – интонировать и стремиться к большей
выразительности – «смыслу» каждой интонации.
21.02.02 Когда взрослый переходит в общении с ребёнком на язык «отметок» – в систему
поощрения-наказания – он расписывается
в своей немощи как воспитателя. Но
если в качестве временного средства грубые меры ещё можно снести, то как
система – они уже «приговор» педагогу – в бездарности и душевной лености…
22.02.02 Детям перед «академическим»
концертом:
[Надо привести действие в соответствие с состоянием
пространства – огненным (!)]
-
Для чего вы собрались
сегодня? Что такое академический концерт и чем он отличается от концерта или
тематического концерта?
-
«Наши» концерты: мы
дарим музыку людям, мы строим пространство
звуками…
-
След. совместный
концерт – Гайдна.
-
Академические концерты: Что это такое
и чем отличается от обычного? (Тема для «Орфея»)
-
Мы, преподаватели,
взяли на себя ответственность помочь каждому из вас открыть радость музицирования. Путь к этому иногда короче, иногда
длиннее… Но обязательно каждый (и вы должны знать об этом) должен научиться встречать (открыть для себя) «вдохновение»… - Вдохновение – это огонь, это жизнь… (Тема
для «Орфея») Без вдохновения никакое дело – не живо. И музыка должна
научить этому. (В кружке «Орфей»). И мы будем радоваться каждый раз вместе,
когда один из вас «дорос» - встретился с
«вдохновением». Идем мы к этому –путем обретения
«умений» и постепенно «настраивая» струны своего сердца – на звучания
все более прекрасных чувств и мыслей. Помогает этому музыка классическая, которую в основном мы с вами
исполняем…
На «академическом»: «музыканты слушают музыкантов»: мы,
преподаватели, слушая музыку в вашем исполнении, одновременно думаем о том, как
каждому из вас, на вашей ступени мастерства, открыть следующие врата – вход на
следующую ступень понимания, «разумения
музыки, общения с музыкой. Вы имеете
возможность – проверить свои новые достижения, укрепиться в них в
атмосфере «музыкантского» восприятия…
***
«Струны
сердца»
Вся красота музыки рождена звучанием струн сердца… Каждый
«оттенок» музыкальной мысли – это звучание
определенной струны сердца… Струны эти – огненные… Вот пламя
нежности (розовое). Вот – сострадания – лиловое, вот самозабвенной веры –
фиолетовое, ласки-доброты – зеленое (бирюзовое)… Каждый оттенок звучания в
музыке – это оттенок звучания в музыке – это оттенок огня пламени сердца…
***
Каждый урок – это «ступенька» при подъёме на гору вдохновения. Учитель показывает
ученику, что предпринять (какое умение обрести) постепенно – от урока к уроку,
чтобы ко времени выхода на сцену быть свободным от трудностей исполнения и
дышать музыкой, мыслить звуками, чувствовать…
22.02.02 1330 Только воспитывающее обучение даёт возможность реализации
творческого потенциала педагога-музыканта в музыкальной школе.
Начальный этап в корне отличается от профессионального обучения. Здесь
область профессионализма педагогического – растущая личность ребёнка…
Главная цель и связанный с ней комплекс педагогических
задач: как, каким образом, какими средствами открыть ребёнку язык музыки – один
из многих языков мысли… И как с помощью музыкального искусства развить это
синтетическое свойство психической энергии, которое на языке профессии
называется «музыкальностью» - но по энергетической сути есть способность
огненной восприимчивости – отзвук на Красоту и способность воспроизведения
Красоты.
[Попутно: приток огня и следствие – «энергетичность» в
людях, – явление сегодня разрушительное. Т.к. огонь не ассимилируется в высшем
творчестве, но низводится в сферы низшие – низшие эмоции…]
Как вести каждого ребёнка в область
музыкального мировосприятия – и есть сфера творчества учителя в музыкальной
школе… Здесь задача «как играть» подчиняется
задаче «чем» играть: какие струны
пробуждаются в ребёнке.
В высшей школе (профессиональной) главное: что творим звуками – ответственность за
энергетическое воздействие (и на конкретных людей, и в отношении пространства).
22.02.02 2030
Сценическое выступление есть вид нравственной деятельности…
Как помощь, как великая благотворительность… Нелепо и вредно
было бы даже ребенку, если он оказал помощь человеку, «за это» награждать,
поощрять материально…
Такой же нелепостью является отметочное оценивание концерта…
Радость отдачи, радость «дарения» красоты, и
радость огненного действия должна быть наградой играющему…
Оценить мастерство дóлжно. Но для этого существует
множество форм: конкурсы различных видов техники, конкурсы исполнительские и
пр. …
***
После выступления «подготовишек» (впервые официально):
Фраса:
«Раньше я смотрела, как девочки выходят на сцену и играют, и мне так хотелось…»
После концерта я спросила: Кому после первой пьесы хотелось
уйти? – Никому.
- Кому хотелось играть ещё, больше? – Всем.
Фраса: «Хочу одну большую, длинную пьесу». И все три (и Яна,
и Таня) закивали, подтвердили…
***
Истинно, цель воспитания – привести
каждое действие, всякую деятельность к её
огненному осознанию, огненному соответствию. Что есть во-первых, соответствие
сокровенному внутреннему началу, во-вторых, соответствие современным огненным
условиям пространства.
Потому всё компромиссное должно существовать при условии
сознания временности и подчинённости этого более высоким целям (как отметка на
уроке ребёнку, когда он не «увлёкся» совершенствованием как таковым…)
Но если совершенствование per se действительно не всякому (редкому)
доступно сразу, то радость исполнения музыки для других – «дарить» музыку
доступна каждому ребёнку (особенно в 6-7 лет). Нельзя заглушать её, навязывая
ребёнку «взрослый» прагматизм и искусственность (как конфета и сладости вместо
простой и здоровой пищи, так в нашу учебную жизнь входят «отметки» вместо живой радости отдавать добрую
силу музыки и своего сердца – людям).
***
Внимание наше дети могут чувствовать и без отметок: мы поощряем достижения (в конце года: Кто более других выступил в
концертах – «просветитель»). После
«этапного» прослушивания (осень, зима, весна) «вывесить» в газете: Кто более других «поднялся» над собой (в
чём достижения конкретно).
24.02.02 1100 Работа учителя
проявляется не столько во внешней деятельности
ученика, сколько в её внутреннем качестве.
Труд педагога менее всего похож на труд «швеца», который надевает на ученика
«изящно» сшитый костюм… Но скорее на труд врача или духовника, чья деятельность
выявится вовне лишь в сиянии прежде потускневших глаз…
Именно, изменение внутреннего мира и вместе с тем изменение
внутреннего качества деятельности – результаты подлинного педагогического
творчества…
Труд педагога-музыканта: «научить играть на музыкальном инструменте», или всё-таки
«научить музыке»? А что есть музыка? Понимать ли её как музицирование (узко)
или широко – как музыкальное (т.е. гармоничное и почитающее красоту)
мироощущение, мировосприятие…? Мы думаем, что стремясь ко 2-му высшему – как
ведущей цели, следует обеспечить каждому ребёнку возможность приобщиться к
Музыке, т.е. развить в себе музыкальность, в доступной ему степени… Потому
каждого следует вести по линии его «интереса», его склонности…
Не следует заблуждаться относительно «необходимых навыков»
ни в одну, ни в другую сторону: как полное неумение «играть», так и малое
«разумение», малый «отклик» на музыку как мысль-идею – препятствие развитию… Но
при необходимости «рыть тоннель с двух сторон» (Нейгауз), приоритет – за
развитием понимания – чувствования, за выявлением «отношения» к деятельности, к
музыке, к жизни – через музыку…
***
Если на высших ступенях образования «профессионализм»
педагога – это прежде всего его мастерство музыканта и умение передать это
мастерство, то на начальной ступени – это мастерство воспитателя: открыть
красоту музыки и радость музицирования детям… При этом: как для того, чтобы
через «азы» математики открыть детям красоту гармоний математических, надо
глубоко понимать их (высших аспектов науки) жизненную, жизненосную суть, так,
чтобы начинающему через простейшие умения открыть
радость музицирования, надо глубоко знать жизненосную суть музыки как явления.
Тогда с помощью элементарных средств
и элементарных возможностей можно вести
ребёнка к осознанию и прочувствованию самой сути – Красоты – музыкальной
деятельности, музыкального творчества… Т.о. развивая и питая его духовное начало. Тогда музыкальная
деятельность с первых шагов будет одухотворённой, т.е. будет живым выявлением
сознания и активным действием сознания – духа…
***
«Одарённость музыкальная»
- явление нередко имеющее различную «сущность», т.е. то, что проявляется как
способность к музыкальной деятельности, должно определить с точки зрения «источника»:
слышать и воспроизводить (репродуктивно-музыкальные способности), творить
звуком (творческие), и высшая основа духовная – стремиться к Красоте. Познание
с помощью музыки и музыкальной деятельности. Подлинным призванием является
только 3-й «вариант»: когда человек способен с помощью музыки открывать для
себя в познании Жизни более, чем другими путями… (религия, наука)… Когда звуки
являются и лучшим языком для общения и лучшим
«окном» в мир «невидимый, но
истинно сущий«. Так для Бетховена: «Музыка выше всех религий и философий» – вот
пример подлинно музыкантского призвания. «Призван»
в музыку тот, для кого путь музыканта совпадает с путём его человеческого
духовного развития. Так, подлинный философ – тот, кто идёт сам «путём
философии»… А воспитатель – тот, кто прошёл немалую дорогу «самовоспитания»…
Учёный, соответственно, самое «низшее» призвание, если он «увлечён» только
наукой per se (значит – он как
человек на подготовительной ступени: ни искусство, ни мистическое откровение
ещё не доступно для него… лишь разум проделывает свою
«накопительно-подготовительную» работу…)
Но высшее призвание – тоже учёный: тот, кто видит в науке –
средство творить жизнь – «магия жизни», средство «объяснять» суть жизненной
эволюции – массам… Средство «испытания» новых возможностей человеческого духа…
возможностей – сотрудничества космического…
24.02.02 1500 …Так вот что главное в воспитании музыкальном: открыть
каждому ребёнку эту возможность: музыка, организованный поток звуков, вызывающий «поток мысли»… Первый этап –
«нравится музыка», второй: осознание в себе явления тока энергии,
качества его, рефлексия… Видим «глазами» сердца, слышим «ушами сердца» - с
помощью музыки… третий – сознательное, управляемое «озарение» - т.е.
умение настраивать сердце на восприятие…
***
Малыши:
«музыка - образы»: «Мы идём по залитой солнцем поляне… И дарим этот солнечный
свет другим людям…»
Подросток: «что меня вдохновляет»: «какую силу рождает во мне эта музыка», «Какие
струны укрепляет». Уметь сосредоточиться
внутри, на переживании как таковом… Играть, усилив внимание на потоке
мысли, которая «приходит» с музыкой. Возможно при условии достаточной «свободы»
«от текста», «от нот».
Старший:
Должен уметь сосредоточивать себя на мысли – идее произведение до начала
звучания. Уметь управлять потоком мысли… Это есть уже профессиональная
музыкантская деятельность…
Целенаправленно возвышать мысль… И целенаправленно, исходя
из движения мысли, из логики мысленного потока (которая есть закономерные
магнитно-энергетические процессы) совершенствовать технику исполнения.
Малыш должен иметь возможность предаваться
музыке, подросток – сосредоточиваться на музыке, старший – управлять собой, управлять
мыслью.
***
В помощь пониманию музыки:
Определить основные качества
энергетических потоков в музыке разных композиторов
– персонально.
В.А. Моцарт: «О Солнца
свет,
О звезд мерцанье,
Все неземное здесь сиянье…
То эльф прекрасный вдруг вспорхнет,
То Ангел Света луч пошлет…
Лишь тот эти дивные звуки поймет,
В чьем сердце небесная
Радость живет…»
Й. Гайдн. Размышление…
Вечность… Спокойствие мудреца, находящегося в раздумьях о судьбах людей и
планеты… Радость его мудра и нежна… Сила его благородна… Нежность его
сострадательна и радостна… Музыка эта ведет на возвышенность, на просторы – для
раздумья.
«Слушая
музыку Гайдна»
(Беседа
о Музыке Й. Гайдна)
-
- Что в этой музыке?
-
- Радость…
-
- Какая радость:
радость - мужество, радость - устремление или радость - размышление?
-
- Больше всего радость – размышление… О
человеке, о мире, о смысле жизни…
- о важном
-
- Я слышу в «Анданте»
как бы сказание о чем-то необычном… Или Сказка… (Марина)
-
- Да, что-то очень
хрупкое и нежное… Это надо сберечь
-
- А силу мы ощущаем,
несет ли эта музыка силу?…
-
- Да, но не такой
могучий призыв к подвигу, как у Бетховена, а более спокойную… как море –
спокойное, но мощное…
-
- А нежность? Есть же
эта «струна» в Музыке Гайдна?
-
- Есть…
-
- Как у Моцарта или
чем-то отличается?
-
- У Моцарта нежность
сверкающая, солнечная, как первый луч утреннего солнца… А у Гайдна – как бы
лучи солнца вечернего… Мягкий и задумчивый свет…
-
Музыка эта заставляет
человека «собраться», сосредоточиться, всмотреться – вслушаться «в себя», … в
свое сердце…
-
А еще в ней
сострадание: сострадание мудреца, сверху, «с вершины» смотрящего на землю,
видящего ее лучшее, прекрасное будущее…
-
Она светла и серьезна…
Как озеро, отражающее голубое небо…
О
скрипичной сонате:
Вы слышали ль беззвучный
колокольный
звон,
А тишину, что громче
звука
скрипки?
А Речь, неслышимую, но
нежностью
льющуюся прямо
из сердца?
Радость «бережную»,
помогающую
раздумью?
Такова музыка Гайдна.
Играем Гайдна:
«Песенка»:
Где «Песню» такую могли бы мы петь?
С восходом у моря?
У храма? Иль в поле?
Не в доме, не в школе! Конечно же нет!
Ведь «Песенке» этой нужны – Просторы!
***
«Анданте» играем…
Волшебный рассказ…
Когда-то давно цветы пели…:
Вот Лилии Колокол,
синь-перезвон маленьких незабудок…
Струится неслышимо звонкая речь…
…Негромко сыграем – послушай!
«Мне слышится в этой музыке как бы рассказ о чем-то
необычном. Сказка. Что-то прекрасное, но хрупкое. Надо оберечь» (Марина об
«Анданте»)
25.02.02 Дети рассказывают о прекрасных образах, когда спрашиваешь об
их впечатлениях от музыки, которую они играют. Почему бы не «сохранить» их в
текстах, которые помогут и другим лучше понять музыку классическую, для
восприятия которой необходимо устремить ум и чувства к образам возвышенным и к мыслям
«о важном». Вот для этого и наши небольшие «мысли о музыке» (Так Марина
не раз говорит мне о «Лилиях» и «звонах». Я написала для неё «Анданте» -
«Сказка»).
С
подготовишками беседуем о «Песенке»: радостной, «зовущей» на просторы…
«Анданте» играем:
Волшебный
рассказ…
Когда-то
давно цветы пели:
Вот Лилии
колокол
Дивная
песнь…
струятся
тихонечко трели…
А вот
незабудки…
поют нам
на ушко
Синь-перезвон…
…Послушай…
28.02.02 «Характер»: каждое качество двойственно по сути: один его
аспект – личностный, внешний, другой – «внутренний», духовный. Те
энергетические «уплотнения», которые называются качествами личности, как
правило – то, что требует «изживания» - растворения в огне духовного
вневременного. Индивидуальное в процессе самовоспитания должно заменить личное.
Духовное индивидуальное вечно, личностное – временно. Огонь, проработка каждого
аспекта до его максимальной глубины… «Мужество – до конца, верность – до конца…
Огненное напряжение – состояния нетленности доведено должно быть…» В воспитании
– укреплять ростки индивидуально-духовного – проявлений Света в каждом ребёнке…
3.03.02 Сегодня очень много детей одарённых различными
способностями, сильных, разумных… При этом огромная редкость даже среди младших
– доброе сердце и человечный характер. Но сегодня именно эти качества:
сердечность, открытость – и необходимы… Тонкие энергии будут доступны лишь
чуткому – живому сердцу…
«Учить одарённых»
Если в основе «специальных» способностей – глубокие духовные
накопления, то этап начальный может быть акцент… «навыков», умений… Это не
приостановит развития, но даст необходимую «базу» для проявления духа…
Если же накоплений недостаточно в сравнении с развитыми
способностями (а таких большинство), имеем тот обычный «комплекс
Проблем: ребёнок –
гений, взрослый – посредственность. Надо
воспитание устремления к Красоте, творчеству, воспитание альтруизма и почитания
Высшего усилить в процессе обучения. Людей же «средне одаренных» вовсе
необходимо учить всему на основе воспитания радости: способности ощущать
радость от: достижения, от даяния, от прикосновения к более прекрасному и
высокому…
9.03.02 Вся деятельность совершенствования – это цепь волевых усилий, волевых актов сознания.
Способность осуществлять усилие надо воспитывать с первых лет (дней)… По силам,
по возможностям…
1)
Сначала усилия
физические (младенец).
2)
Затем – усилия
умственные: «понять», освоить, осознать, чтобы «войти» в мир.
3)
И, наконец, усилия духовные: стать
совершеннее.
Духовная жизнь начинается там и тогда,
где и когда начинаются самостоятельные духовные усилия.
Занятия музыкой способствуют, помогают; сосредоточение –
также волевой акт, как и внимание, и усилие – улучшить…
Надо научить радоваться результатам этих усилий: умственных, духовных – усилий
сознания… Они есть явление подлинного человека в «человеке личном»…
Усилия поощряются, усилия вознаграждаются. Учитель должен примером
учить жить, осуществляя «усилие» в должном направлении…
«Духовные потребности»
- «требования духа» в личности проявляются как готовность осуществлять усилия в должном направлении: как
истинно, как прекрасно… И эта отзывчивость сознания на подлинную Реальность
Жизни может быть названа как степень развитости духа и соответственно –
духовных потребностей. «Музыкант и
музыкальность»: в основе:
духовная потребность в Красоте, познании через мыслеобраз и сопричастность
прекрасному…
К духовным потребностям относятся и чувство долга (потребность соответствования «должному»), «чувство ответственности»: «отвечать»,
«нести ношу»…
11.03.02 Нужно осознать, что атмосфера должна быть создаваема целенаправленно… Хаос
нужно изгонять совместно: взрослым и детям. Каждый ребёнок может понять:
вдохновенность, красоту атмосферы. 30-15 минут полной тишины в пространстве
концертном (перед концертом) – так же важны, как мгновения тишины перед началом
исполнения, мгновения тишины между произведениями… Это накопление огня…
Привлечение огня – света… Ребёнка нужно научить сердцем обращаться к Высшему.
Это мгновенное «воссоединение духа» доступно каждому. Оно есть подлинная молитва.
***
Сознание человека проявляется
посредством мысли. Мысль может быть
«неуловимой», тончайшей и выражаться лишь как особая сердечная напряженность…
Мысль - переживание, мысль - образ, мысль - слово… При множестве форм
«облачений» сущность – огонь, огонь сердца.. Учиться мыслить следует через
слово. Потому мы спрашиваем себя: что в этой музыке, какая ее главная идея…
Напрягая т.о. сознание к поиску, активизируем сердце-разум… Побуждаем себя к
активности внутренней, без которой процесс мысли невозможен… Пассивность
душевная – главный враг мысли, она – врата хаосу…
***
(День Культуры). Самое печальное
в нашей жизни то, что лучшие явления, лучшие
пути окружены ореолом либо серой обыденности, либо скепсиса, либо
ложного страха трудностей… Обучение музыке принадлежит к таким явлениям…
Уникальные возможности развития, которые дает обучение музыке: развитие разума
на основе чувства Красоты, вневременного Прекрасного Ценного – остаются
нереализованными…
Беда педагогики и всего «мира взрослых» в том, что при всей
погоне за «эффективностью» закрыт для них источник «энергии преуспеяний». Рациональный мир лишился солнечного света,
энергий жизни…
Что возникает в представлении при слове «музыкальная школа»?
– «гаммы», нудные упражнения, обязательные уроки… А прикосновение к тем
явлениям, которые сегодня не учат видеть и воспринимать нигде? Знаете ли вы счастье прикосновения к Небу…
«Безмолвную молитву» и ответ на нее? Доступные лишь знающим молитву? Эта возможность есть при соприкосновении с
музыкой. Тех, кого мы чтим как великих музыкантов… Прекрасная мысль,
облагороженные переживания, прикосновения к неизреченному… Вот чему учится
человек с помощью музыки… А изучение законов гармонических звукосочетаний,
музыкальных форм, законов творчества открывает глаза на проявление единых
законов в жизни: законов причинно-следственных связей, закона иерархии… Закона единого
Ритма во всем Сущем…
Урок:
Марина (9 лет): «Я из поезда видела в небе как бы Корону из Звезд,
которая таяла в лучах восходящего Солнца» (сочиняем мелодию).
Аня (13 лет): «Я когда дома импровизирую, то вслушиваюсь,
стараясь выразить что-то… А когда играю произведение композитора, сложней
переживать…»
***
Что такое в исполнении – утрата темпа?
Это прекращение потока мысли. Поток вибрационный –
«звучание» струн сердца. Прекращение этой вибрации даёт изменение вовне…
Обычно ищут выход с помощью метронома. Но он только
огрубляет живое чувство ритма… Выход – в повышении напряжённости сердца и
разума… Вибрация внутренняя должна быть приведена в соответствие с идеей
музыкального произведения. (Так мы развиваем духовное начало всех земных действий
– живое…)
16.03.02 Наташе
во время занятий «приходят» сюжеты картин будущих. Работаем над этюдом. Вдруг:
«О, а знаете, сейчас вдруг пришло: нам задавали картину о белорусской природе,
и я сейчас «увидела»…» Или «озарение» иного рода: «Сейчас вдруг поняла: ведь
словосочетание «беречь смычок» имеет 2 значения!»
Это явление активности
сознания. Хорошо, что это есть. Значит, во время занятий энергия
свободно течёт, восприимчивость даёт «озарения» в связи с «магнитами»
заложенными. Если энергия подавлена, подобные «прозрения» не возникают. Но это
означает также, что сотрудничество между учителем и учеником в области самой
музыки как мастерства пока не реализовывается…
***
Надо установить:
до 11,5-12 лет исполнение крупной формы
обязательным в музыкальной школе не является! У детей младшего школьного
возраста не выявлено ещё рациональное начало. Сонатная форма требует
осмысления, требует развитого многоаспектного видения целого – диалектичности
восприятия… Детям это трудно. Их «поле» - целостное, яркое явление. Монотематизм,
гармоничность и «умеренный» объём. Знаменитый h-mollный Ридинга – художественно сложное произведение.
Героическая романтика, где требуется и понимание лирического аспекта, и
героического аспекта – подвига… И главное – работа разума по «запоминанию»
множества различных «формул» движения… Это рациональный труд, требующий
развитой способности сосредоточения, внимания, работоспособности.
17.03.02 Необходимо воспитывать в детях одаренных понимание служения, сознание служения. Талант –
ответственность, Служение Красоте – Высшему Миру, Служение Учителю,
Богу…
(«Беседы
для Наташи»):
Мы получили часть огня, чтобы принести его в жизнь, людям,
чтобы этот огонь преображал жизнь и сознание людей, поднимал сознание людей, делал
его приближенным к Небу… Огонь строит мост к бессмертию человека…
Чтобы огонь передавать, надо владеть мастерством и надо
владеть собой. Лень, безответственность, равнодушие – огнетушители…
Подлинно талантливый человек думает не: «я могу», «я хочу» -
но: «я должен»: «Не моя, но Твоя воля, Господи», «Не как я хочу, но как Ты
хочешь»… (Надо почитать «Две Жизни»
Антаровой, «Гитанджали» Тагора, «Мальчику» Н.К. Рериха, «Моим ученикам» Е.И. Рерих).
Ни одна мысль, ни один образ, ни одно творение не
принадлежит «творцу». Все «приходит». Ты же сама, Наташа, говоришь часто: «Ко
мне вдруг пришло» Откуда? … Мы должны трудиться, чтобы доносить до земли, до
людей то, что нам Поручено… Талантлив – тот, кто может «расслышать», «увидеть»…
Вестника Небесного – Небесного Посланника – Светлую Идею… Но далее - труд
совершенствования мастерства и самого себя как инструмента, на котором Небо
может исполнять Свои Симфонии…
18.03.02 Исполнение музыки – это
всегда активная речь того, кто играет… Исполняющий приводит в действие
какие-то (соответствующие идее произведения) струны своего сердца… Беда времени
– мало огней сегодняшнее человечество способно вместить… Потому не «звучат»
даже в исполнении умелых музыкантов лучшие произведения: прежде всего они
должны быть «озвучены» на инструменте-сердце…
Озвучить (привести в состояние действия) энергию
благоговения, энергию устремления к подвигу, теперь огонь – нежность…
Самые важные, самые сокровенные струны сердца – те, с
помощью которых сердце человека общается с Учителем, Богом…
18.03.02 Самый высший аспект смысла, мыслеинтонации надо брать и показывать, открывать его
детям… Дети чисты, не успела ещё нарасти на сердце «кора» скепсиса. Они
откликаются на огонь: вот подвиг – защита красоты, вот приношение сердечное
Богу, Учителю… Они знают, они всё чувствуют – всю правду…
… Интересно, что наши интерпретации никогда не выглядят
«натянутыми» - хотя я всё предлагаю сама. Значит они лишены фальши земных
наслоений… они – правда, они – непосредственное явление огня. Потому что мы
мыслим. Мы берём мысль и облекаем её в заданные звуки. Сначала распознаём,
затем «возвращаем» в звуки… И так звуки «оживают» (Анна: «Как будто берёшь
что-то неживое, вдыхаешь энергию, наполняешь энергией – и становятся живыми…»)
29.03.02 И снова: «почему дети-музыканты от волнения на сцене
«теряют»?»
Да не потому, что само по себе «волнение» присутствует! Он
есть повышение вибрации эмоционального тела. Это мобилизация, прилив «Огня». И
может сделать более мощным, более «ярким» все исполнение…
Но «теряется» качество от того, что мысль исполнителя не
организована, ребенок (или взрослый) не научен мыслить в музыке, не научен
сосредоточить силу, внимание на плане внутреннем… Когда человек высказывается и
делает это активно, его энергия естественно организуется вокруг центра идеи. Идея должна быть в поле внимания.
К
оглавлению
На главную страницу