IV.
Познание психической энергии –
основа искусства воспитания
Воспитание как процесс укрепления духа и сознания будет подлинным лишь при условии осознания психической энергии. Воспитание – есть прежде всего «питание» духа, умножение духовной энергии ребёнка. Огненные проявления: все зачатки подвижнических устремлений, проявления углубленности, добросердечия должны быть замечены. Воспитывать – значит создавать условия для всех «тонких» проявлений сознания. Подлинное воспитание – незаметно, и главное качество воспитателя – мудрая любовь.
Воспитатель
скажет о сущности качеств трудолюбия, работоспособности – с точки зрения их
ценности в бесконечном бытии. Скажет о памяти и внимании – как качествах,
необходимых во всех мирах. И о сущности их - сердечной утончённости и
устремлённости.
Воспитатель
объяснит значение земной родины и смысл жизненного служения в бесконечной
«цепи» форм бытия.
· Нужно понимать великое
значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным.
Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному
образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания.
· Каждый
ребенок приходит в земную жизнь с уже сложенным характером. Можно
облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно,
чтобы наставники осознали эту истину. Они должны, прежде всего, распознать
неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное. (Н. 425)
· Воспитание идет
впереди образования. Только воспитание может заложить основы спокойствия и
труда. (Н. 367)
· Каждый
школьный учитель может наблюдать, как осторожно следует обращаться с учениками
в переходных годах. Учитель сумеет так рассказать о жизни, что каждый поймет,
что он сам дошел до такого решения. Учитель будет истинным садовником. Он
поймет, какой ветер может полезно отнести зрелые семена». (Н. 198)
Свобода и Красота – основы метода новой
педагогики
«Людям особенно трудно
совместить понятие свободной воли с руководством. …Среди обычной жизни можно
видеть, как гармонично уживаются оба понятия. Учитель дает задание и добавляет:
«Приложи свое уменье, чтобы лучше решить». …Руководство лишь развивает
свободную волю, и она в развитии сознает целесообразность руководства. Но к
этому вопросу каждому придется обратиться много раз.
Нужно, чтобы
истинный учитель поощрял свободную волю, и разумный ученик, именно напрягая
свободную волю, оценил бы значение учителя. …Учитель не может переродить
упрямство ученика, если он не приложит усилий доброй воли. Но добрая воля и
есть свободная воля.
Мыслитель
указывал, что добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей» (Н.
485)
«Мыслитель
говорил: «Цените человека, как сад божественный»» (Н. 811)
· Образование
нужно вести с начального обучения детей, с возможно раннего возраста. Чем
раньше, тем лучше. Переутомление мозга бывает только от неповоротливости.
· Не надобны
запреты, даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное
и привлекательное.
· То воспитание
будет лучшим, которое может возвеличить привлекательность блага. При этом не
надо калечить прекрасные образы, как бы во имя детского неразумения. Не
унижайте детей! Твердо помните, что истинная наука призывна, кратка, точна и
прекрасна. Нужно, чтобы в семьях был хотя бы зачаток понимания образования.
После семи лет уже много потеряно. Обычно после трех лет организм полон
восприятия.
· Первая формула
образования – ты всё можешь.
· Сознание
"все могу" не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата. Самый
убогий может найти провод к Беспредельности, ибо каждый труд, в качестве своем,
открывает затворы. (Н.В. 23)
Ядовитое дыхание понятия собственности можно уничтожить лишь
продуманной программой школ.
«Не
существует литературы против понятия собственности. Лишь немногие победили
дракона рухляди. Но многие мечтают о собственных приобретениях. Как справедливы
должны быть исторические сопоставления! Как строго должны быть подобраны
биологические подробности, чтобы показать противозаконность и тщету
собственности! Законы свойств материи свидетельствуют, как эгоистическая
собственность не отвечает природе человека» (Н.В. 70)
· Как ошибочно
думать, что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть
вещи общими.
· Разумно
провести образовательную задачу унизительного значения собственности.
· Важно, чтобы
молодежь осознала нелепость своего кресла.
· Когда без
лукавства люди узнают о непрактичности собственности, тогда вырастет коллектив
сотрудников.
«Как
строго должны быть подобраны биологические подробности, чтобы показать
противозаконность и тщету собственности. Законы свойств материи
свидетельствуют, как собственность не отвечает природе человека» (Общ. 252).
Методы нового образования
· Сотрудничество и
устремление должны быть добровольными.
· Новые методы
воздействия основаны на огненном призыве и добровольности отклика.
«Мы против
каждого насилия. Мы не устремляем энергию без согласия сотрудника» (Иер. 410).
«Мы знаем неценность всего поверхностного,
извне устремлённого» (Иер. 410).
Учитель
может видеть, как пробуждение огня сердца воспитанников (подвигом, дерзанием,
любовью) даёт естественным следствием повышение познавательных и творческих способностей.
Новый метод развития способностей связан с пробуждением сердца, с огненностью
сердца.
· «Благодать есть
полная реальность. Она рождается в кордиальной системе и воздействует на
мозговое вещество» (Иер. 422).
· «Чуткое сердце
преображает мозг» (Иер. 431).
· «Ни ум, ни
сведенья рассудка не просветят там, где лишь нагнетение сердца может зажечь
радугу всепонимания» (Иер. 436).
Целесообразность преподавания
· Следить надо за
целесообразностью преподавания в школах. Установить следует возможность для
успевающего продвижения. Если резвый корабль должен спускать паруса для
равнения строя, то не будет ли это умертвление возможностей? Знаете ли, как
создалась стройность устремления корабля? И не построен ли он для принятия
наибольшей опасности? Как расходовать его для перевозки мороженых овощей?
Всегда сохраняйте возможность ответственного продвижения. Пусть с первого дня
школы медленный шаг не будет узами для быстрохода. Пусть учитель зорко
распознает могущих быстро идти. Не надо хвалить их, но следует
расчистить им путь.
· Следует
создать промежуточные курсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не
скрывайте от них трудности. Для известного типа сознания каждое подвигоподобное
движение есть уже свет и радость.
· От учителя
зависит быстро определить направление
мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно
лишиться лучших работников. Каждая неподвижная программа есть труп, который
невыносим при солнце знания.
Сердечное слово матери – о мире чудесном
«Среди
семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается, дети растут сами по
себе, и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире
чудесном.
Мыслитель
призывал матерей, чтобы они дали детям лучшие образы о мире чудесном» (Н. 425)
«Из
ста семей не более пяти могут похвалиться гармонической обстановкой. Много
энергии пропадает при домашних трениях! Усовершенствование домашней
жизни должно научить целесообразности» (Н. 470)
«Часто можно
наблюдать, как один член семьи, стремящийся к просвещению, встречает особое
издевательство от всех прочих. При этом одному нужно собрать все мужество
против грубых нападений всех остальных. Не часто окажется, что большинство
стремится к свету и может общими усилиями противостоять тьме. Конечно,
противоборство против тьмы поможет усовершенствовать силы, но, тем не менее,
вопрос семейный будет всегда краеугольным.
Правильно
осуждается поспешность решения семейного положения. Не может быть большего
бедствия, нежели тьма в семье. Отсюда рождаются и бедствия будущего поколения.
Мы печалуемся о
семейных противоречиях, они лишают сил даже лучших борцов. Нужно подумать,
сколько устремлений пресекается в самом зачатке. Сколько кощунств и злословия
изливается там, где мог бы основаться очаг добра! И сколько может теряться
ценной психической энергии! Люди не дорожат этим даром, он может разлиться, как
панацея из разбитого сосуда. Нужно везде, где можно, помочь семейному началу»
(Н. 266)
Из вечности – в вечность…
«Не
будет ограничением, если мы признаем, что сущность человеческая слагается в
Тонком Мире. Все родственные, земные накопления будут лишь внешними
придатками, но зерно сущности оказывается уже внедренным среди тонкого
пребывания. Матерь иногда счастливо угадывает эту сущность и начинает бережно
прилагать усердие, чтобы чутко вооружить на земное пребывание» (Н. 425)
«Мыслитель
говорил: «Учитель, наставь меня понять и приложить опыт прежних существований»»
(Н. 713)
«Сказано в
древности: «Все люди — Ангелы». Истинно, люди суть вестники дальних миров. За
то и велика их ответственность. Они мало когда доносят порученное и даже не
огорчаются утерею сокровища. Только редкие могут скорбеть, что забыли нечто ими
услышанное. Пусть люди не забывают, что они вестники и связь с мирами дальними.
Одно такое сознание уже украсит любой обиход» (Бр. 278)
Воспитание – сотрудничество миров
«[Светлые
сознания в тонком мире] много трудятся, помогая воспитанию. Малыши могут
рассказать много сказок, как их посещают прекрасные женщины и даже сверстники.
Явлений таких много, но взрослые не любят выслушивать детских сказок. Но такие
посещения необходимы, иногда одним касанием можно напомнить о задании, принятом
на себя в Тонком Мире. Много слез детских можно осушить при явлении светлом.
Нужно для
воспитания уметь шепнуть – «радость» и преобразить будни в праздник. Можно
слышать, как дети получают нежданную помощь. Но велик труд Носительниц Света,
работа надземная требует самоотвержения, ибо протекает в условиях самых
разнообразных и нередко отвратительных» (Н. 425)
Искусство воспитания: чем незаметнее, тем
совершеннее
· Нужно иметь
много терпения, чтобы наблюдать, как карабкаются путники вместо того, чтобы
пройти кратчайшим путем. При этом нужно знать, что невозможно
препятствовать посреди потока. Можно лишь слегка коснуться, но так бережно,
чтобы идущий и не заметил, чтобы не вздрогнул и не оступился. Даже самое доброе
касание должно быть полно бережности. Этому нужно учиться в земной жизни среди
труда каждого дня.
Мыслитель
указывал: «Мы должны почуять, где можем приложить помощь, чем незаметнее, тем
она будет совершеннее». (Н. 497)
· Требуются особые
приемы для внедрения понятия добра. О многих понятиях можно учредить целые
школьные предметы, но если объявить беседы о добре, то школьники постараются
избежать их. Нужно преподать добро, незаметно вливая его во все предметы.
Могут сказать,
что понятие добра вообще не существует, что для одного – добро, то для другого
– зло. Так скажут те, кто судит поверхностно и не умеет заглянуть в глубину
вещей. Без сомнения, каждый может начертать свои знаки на поверхности, но они
не затронут глубины. Между тем, понятие добра в сущности своей неизменно. Но
и сердце подскажет, где сущность добра. (Н. 488)
Осознание психической энергии – главное
условие правильного воспитания
«Каждый
человек, обладающий запасом психической энергии, должен быть храним заботливо,
но человечество об этом даже не думает. Если открыватели вод так ценятся, то и
все хранители особой психической энергии должны быть оберегаемы. Каждое
растение имеет какое-то целебное свойство, но применение его нужно найти. То же
нужно сказать о каждой индивидуальной энергии.
Мыслитель
говорил: «К чему люди надевают на шею жернов, когда лучше заботиться о
крыльях»» (Н. 470)
«Пусть
люди научатся беречь все сокровища, им доверенные, среди них, прежде всего,
психическую энергию. Нельзя думать, что если она всеначальна, то и не
требует обережения. Каждое космическое вещество нуждается в гармонии, которая и
есть экономия Вселенной.
Мыслитель
утверждал: «Берегите гармонию, ибо ее можно разбить, как тончайший сосуд»» (Н.
507)
Сотрудничество – гармония психической энергии
«Понятие
сотрудничества очень часто искажается. Люди воображают, что находясь под одною кровлею
или телесно участвуя в одном деле, они уже становятся сотрудниками, но главное
условие, именно гармония психической энергии, упускается ими из виду. Кроме
того, здоровое сотрудничество являет для каждого участника возможность
продвижения и совершенствования» (Н. 699)
Оберечь индивидуальность человека
«…Индивидуальность
личности должна быть заботливо охранена. Опытный школьный учитель
чувствует, как должна быть охраняема индивидуальность учеников. Только
невежество может полагать, что можно всех обрезать по одной мерке. Такие
невежды действуют против космических законов» (Н. 740)
«Воля,
чистая и возвышенная, поведет своим путем к тому же единому сознанию и поможет
прочистить глаза и уши для восприятия всемирного прояснения, только таким
вмещением человек пойдет по пути истинного познания» (Н. 731)